Поддержка детской инициативы
статья на тему
статья описывает, как в условиях ДОУ поддержать детскую инициативу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Инициатива и индивидуальность ребенка: поддержка и развитие»
Каждый из нас знает, что ребенок по-своему уникален, индивидуален и талантлив. Современный мир быстро меняется, изменяются дети, выдвигаются новые требования к педагогу, он всегда в поиске. Сейчас необходимо быстро ориентироваться в окружающем мире, обладать гибкостью и самостоятельностью мышления. Инициативность педагогов – необходимый источник саморазвития образовательной системы, профессионального роста самих педагогов. Я считаю, что каждый воспитатель должен проявлять инициативу. Ведь без инициативных педагогов невозможно воспитать инициативных детей.
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания благоприятной социальной ситуации развития детей.
Каждый из нас, работая в условиях Федерального государственного образовательного стандарта, задавал себе следующие вопросы: Как же поддержать детскую инициативу? Как подчеркнуть индивидуальность каждого ребенка? Как включить родителей в образовательный процесс?
Чтобы найти ответы на эти вопросы появилась идея, создать проект, направленный на поддержку инициативы и индивидуальности каждого ребенка, на формирование у детей мотивации к проявлению творческой активности, самовыражению.
Проект реализуется в несколько этапов.
На первом этапе проводится исследование тенденций детской субкультуры детей группы. Для поддержки семейных традиций в воспитании ребенка проводится анкетирование родителей.
Также каждый родитель пишет эссе о своих увлечениях в детстве и увлечениях своих детей. Затем провести некие параллели, проанализировать выбор того или иного увлечения своего ребенка.
Следующий этап-мотивирование детей на проявление творческой активности и творческого самовыражения. Для этого развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть построена не только с учетом требований федерального государственного стандарта, но и с учетом потребностей каждого ребенка, которые будут определены на первом этапе проекта.
Среда в группе:
- разнообразна по своему содержанию,
- стимулирует развитие поисково-познавательной деятельности детей,
- содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей,
- родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка.
В группе создаются центры активности:
- центр сюжетно-ролевых игр;
- центр свободной самостоятельной деятельности;
- центр познавательно-исследовательской деятельности;
- творческая лаборатория;
- уголок детских коллекций;
- выставка «Звезда месяца»;
- портфолио каждого ребенка;
- мини-библиотека для родителей и детей.
В зависимости от темы недели и интересов ребенка комплект мебели магазин превращается в ярмарку, овощной рынок, кондитерскую. «Доктор» – это и поликлиника, ветлечебница, аптека. Жилая комната может быть гостиницей, общежитием, превратиться в дом друзей. «Кухня», в зависимости от интересов детей, становится кафе, пиццерией, полевой кухней.
После того как среда в группе будет создана, приступаем к следующему этапу реализации проекта – поддержка индивидуальности детей посредством презентации ими собственных увлечений, таких как игра в шахматы, хоккей, плавание, художественная гимнастика, танцы, бокс и другое.
Каждый желающий в этот день, при поддержке воспитателя, может попробовать себя в той или иной роли со всеми необходимыми атрибутами.
Индивидуален каждый, но инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Такой проект позволит развивать детскую инициативу и творческое самовыражение через:
- формирование установки «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуаций успеха для каждого ребенка;
- дети получают положительную оценку: «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»;
- отмечаются и приветствуются даже минимальные успехи детей.
Сложно реализовать такой проект, без поддержки и активного участия родителей детей группы. Поэтому необходимо вовлекать родителей в жизнь группы посредством мастер-классов, совместных досугов. Также можно внести в проект прогулки выходного дня, когда вместе с детьми и их родителями организуются совместные походы на природу, экскурсии по городу и тематические прогулки. Такие мероприятия помогают детям раскрыться, продемонстрировать свою индивидуальность, проявить инициативу в свободной обстановке и в присутствии родителей.
На протяжении всего проекта необходимо следовать принципам стандарта дошкольного образования, а именно:
- поддерживать личностно-развивающий характер взаимодействия с детьми;
- уважать личность ребенка;
- стараюсь поддерживать инициативу детей;
- сотрудничать с семьями детей;
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;
- реализовывать деятельность в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Александр Асмолов сказал: «Индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают». Но ребенок-дошкольник ещё не умеет отстаивать свою индивидуальность. Поэтому родители, педагоги должны помогать ему в этом и поддерживать его.
Подготовила старший воспитатель Березина М.А.
ГБДОУ 143 Невского района СПб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/13/picture-393176-1442160861.jpg)
«Создание условий в детском саду для поддержки детской инициативы и речевого творчества»
Организация уголка речевого развития в группе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-451600-1415290037.jpg)
Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Детский совет.
Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) об...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-692303-1445335310.jpg)
Технология «Детский совет», как форма поддержки детской инициативы в совместном планировании образовательной деятельности
Деткий совет...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-1079234-1541607244.jpg)
Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»
laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/20/picture-1050436-1534770826.jpg)
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/24/picture-512327-1590314597.jpg)
«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»
Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в анимационной студии «Анимашка» в р...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/01/picture-1326211-1617300230.jpg)
«Способы и направления поддержки детской инициативы. Организация педагогического взаимодействия способами (методами) поддержки».
Организация педагогического взаимодействия способами (методами)поддержки. Технология "Колесо выбора"...
- Мне нравится (1)