Элементарное музицирование – путь к импровизации и творчеству
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Завражнова Елена Николаевна

статья об элементарном музицировнии с детьми дошкольного возраста, с чего начать занятия элементарным музицированием и принцип построения материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzitsirovanie.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Элементарное музицирование – путь к импровизации и творчеству

выступление на методическом объединении

Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. И это не громкие слова. Установлено, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга ребенка.

1.Обеспечивая развитие сенсорики, эмоциональных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, память.

2.Обучение пению повышает успехи в обучении чтению.

 3. Прослушивание музыкальных фрагментов активизирует аналитические отделы мозга.

4.«Музыкальная активность – это отличная тренировка для клеток мозга и развития связей между ними: вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, значит – активен весь человек».

5.Музыка оказывает сильное влияние на эмоциональную сферу человека. Научные данные свидетельствуют о том, что люди, обладающие высокоразвитым эмоциональным  интеллектом, более успешны в жизни, как в личной, так и в профессиональной. Посредством музыки проблемы воспитания эмоционального интеллекта решаются наиболее эффективно и естественно.

6. Как же сделать так, чтобы ребенок, посещая музыкальные занятия, в детском саду стал гармоничной, творческой  личностью, с высоким эмоциональным интеллектом, любознательным, успешным в учебе и в общении со сверстниками и взрослыми.

Конечно же, для этого нужно создавать условия. Где ребенок и педагог,  участвуют как равноправные партнеры,  даря друг другу радость общения, рожденную в процессе совместного музицирования.

Творческое музицирование – это метод, которому присуща высокая гуманистическая эффективность.

Основными видами деятельности на занятиях творческого музицирования являются:

-  пение;

-  речевое музицирование;

-  игра на детских музыкальных инструментах;

-  танец;

-  импровизированное движение;

-  озвучивание стихов и сказок;

-  спонтанная  импровизационная театрализация.

Но в рамках сегодняшнего мероприятия, я остановлюсь на озвучивании стихотворения и игре на музыкальных инструментах. Это те виды деятельности, которые на мой взгляд являются базовыми в  развитии творческих способностей.

Для музыкальной педагогики первостепенно важно, что музицирование – это практическая деятельность, а не «созерцательная». Оно предполагает личное участие ребенка в исполнении или творении музыки.

От музицирования дети не устают, потому что они являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями.    Существует китайская мудрость:

«Я слышу и забываю.

Я вижу и запоминаю надолго.

 Я делаю – и понимаю!»

Действие выступает лучшей проверкой понимания. Ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

Двумя основными принципами обучения в элементарном музицировании являются: импровизационно-творческая деятельность и игра.  Импровизация рассматривается как особый способ обучения и воспитания, где делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении появляющихся проблем.  «Визитной карточкой» такого учебного процесса является игровой подход в его системном виде.

Игровое обучение – это скрытое, недерективное обучение замечательно тем, что дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат!!!!

Итак, как же нам выйти на творчество в музыке? С чего начать? Нужно начать с самого себя.

Первым инструментом человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка,  оно им является и сейчас. (Исследование своего тела)- щелкушки, бамбушки, шлепушки,  топотушки,  хлопушки). Все это называется звучащие жесты. Это инструменты, которые всегда «с собой», с помощью которых можно организовать и украсить любое музицирование в отсутствие любых других инструментов. Затем      мы переходим к знакомству с инструментами…

Инструмент – символ музыки, и его привлекательность для детей  никогда не померкнет. Игра на различных музыкальных инструментах – это самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей. (будь то настоящие инструменты или самодельные). Но чтобы научить ребенка играть на различных музыкальных инструментах, сначала необходимо поиграть со звуками. Игра звуками основывается на принципах  элементарной импровизации. Ключевая фраза «Сыграй, как ты хочешь!» запускает сам механизм этой импровизации.

Сейчас я попробую выразить последовательность действий в  словах, которые побуждают детей, а  сегодня вас, уважаемые коллеги,  к определенным действиям, но сначала я раздам вам музыкальные инструменты  (раздаю инструменты)

1. «Поиграйте на своем инструменте, изучите, какие в нем живут звуки, постарайтесь найти разные» (работа всей группой одновременно)

  2. «Сыграйте музыку на инструменте, так как вы хотите»  -

(соло по кругу: «Звучит «Полька» муз.  Филиппенко)

3. Подумайте, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «Музыку дождя?», «Разговор осенних листьев», «Песенку часов»,   «Танец ежика»,    а «Солнечный свет???,  а теперь сыграйте ваше сегодняшнее настроение….  

Очень важно, чтобы ступени данного процесса были от простого к сложному: от интонаций типа «кап-кап», «тик-так», которые имеют связь с жизненными образами, и постепенно увеличивать степень ассоциативной связи («полет фантазии», «ледяная симфония», «радостная мысль» и т.д.)

4. «Попробуй озвучить стихотворение» - с помощью музыкальных инструментов.

Можно проделать еще такие упражнения:

5. «Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» - ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых, инструментов, которые солируют по очереди.

6. «Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь» - диалоги инструментов.

В этом глубочайший смысл импровизационного музицирования, которое формирует позицию деятеля, создателя, исследователя, а не потребителя.

Когда дети полностью исследуют музыкальные инструменты, научатся владеть ими, можно приступать к разучиванию и исполнению небольших пьесок.

(Оркестр «Если нравится тебе» - музыкальные баночки (самодельные инструменты)

После такой веселой разминочки можно предложить детям,  играючи,  исполнить на этих же инструментах более серьезную музыку.

-- (Дворжак «Юмореска»  - Это активное слушание, когда дети подыгрывают на инструментах, знакомятся с понятием пауза,  приемом игры пицикатто, а также  они танцуют, рисуя в воздухе разноцветными ленточками.

-- Делиб «Пиццикато»  -  активное слушание, с подыгрыванием, с импровизационными движениями.

Сен- Санс  «Аквариум» - рассказать историю о море и озвучить с помощью самодельных и музыкальных инструментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ"

Развитие музыкально-ритмических способностей – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошк...

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ»«Без творчества немыслимо познание  человеком своих сил,способностей...

Развитие способности к импровизации и творчеству у детей с нарушением зрения

Особенности развития регуляции действия у детей с нарушением зрения раскрывают сложное переплетение различных причин, обуславливающих нарушения формирования у них произвольных движений. В свою очередь...

Проект "Русское народное творчество через элементарное музицирование"

Проект «Русское народное творчество через элементарное музицирование»Музыкальный руководитель Мавлютова С.Ф.,2017-2018гг.Вид проекта: музыкально-образовательный.Сроки реализации:1 годУчаст...

Технология обучения детей элементарному музицированию. («Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнникова)

Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свобод...