«РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ»
статья на тему

Гильметдинова Луиза Диларитовна

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) была разработана Генрихом Альтшуллером. Смысл данной технологии- развитие творческих способностей детей. В последнее время данная технология очень популярна в дошкольных учреждениях. Использование технологии дает возможность не нарушая игрового процесса, не теряя интереса к занятиям развивать ребенка интеллектуально, адаптировать ко многим ситуациям кторые могут встретиться ему в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ»

Дошкольное детство – это такой возраст, когда у ребенка происходят изменения во всех сферах психики, в этом возрасте ребенок открывает для себя новый мир. У детей появляется способность к творческому решению проблем, которые могут возникнуть в разных жизненных ситуациях. Сейчас в образовании главной задачей является воспитание творческой личности, которая способна делать самостоятельные выводы, быть готовым к решению поставленных задач в разных областях деятельности. В дошкольном возрасте ребенок только формируется, этот возраст уникален и поэтому задача каждого педагога это не упустить этот период жизни для раскрытия ребенка.

     Одной из основных задач в  Федеральных Государственных Образовательных Стандартах является  создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Исходя из выше сказанного хотелось бы выделить Теорию решения изобретательных задач (ТРИЗ) Г. С, Альтшуллера.

По мнению Г. С, Альтшуллера ТРИЗ- это управляемый процесс создания нового, соединяющего в себе логику, интуицию и точный расчет.

Цели ТРИЗ по  Г.С. Альтшуллеру:

- обучить творческой деятельности;

- ознакомить с приемами творческого воображения;

- научить решать изобретательные задачи.

Эту технологию можно использовать с младшего возраста во всех видах деятельности. Отличием от классического подхода технологии является возможность ребенка самому находить ответы на вопросы, решать задачи, что дает каждому ребенку проявить свою индивидуальность.

В данной технологии существует множество методов. В дошкольных учреждениях используются следующие методы:

- Метод мозгового штурма. Это метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод фокальных объектов. Сущность метода в перенесении свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод каталога. Позволяет в большей степени решить проблему обучения творческому рассказыванию.

- Метод «Системный анализ». Помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, функционирующих между собой. Цель- определить роль и  место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

- Метод морфологического анализа. Метод очень эффективен в работе с дошкольниками развивает творческое воображение, фантазию. Суть заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определенного объекта при создании нового образа этого объекта.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

- Метод ММЧ ( моделирование маленькими человечками) моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое- жидкое- газообразное).

- Мышление по аналогии. Так как аналогия- это сходство предметов и явлений по каким- либо свойствам и признакам, надо сначала научить ребенка определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать.

- (ТПФ)Типовые приёмы фантазирования. Чтобы развить фантазию у ребенка вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников- изменить свойства объекта. Приемы волшебства- увеличение- уменьшение, деление- объединение, преобразование признаков времени, оживление- окаменение, специализация- универсализация, наоборот.

Для использования ТРИЗ не требуется специально отведенное время. Даже читая сказку можно проанализировать поведение главного героя сказки. Например при чтении стишка про Таню которая уронила в речку мячик можно поразмышлять с детьми как можно помочь Тане, что можно сделать в данной ситуации (позвать на помощь взрослого и т.д). Главное научить ребенка мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон.

Делая вывод хотелось бы сказать, что применение технологий ТРИЗ это эффективное средство развития творческого мышления детей , что оказывает влияние на развитие других психических процессов в личности в целом. Ведь развитое творческое мышление влияет на расширение опыта ребенка и организацию детской деятельности, что обеспечивает творческое применение полученных знаний, повышается активность, расширяется кругозор и словарный запас. Все это предоставляет ребенку возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. ТРИЗ помогает детям увидеть неожиданное рядом.

Приемы  ТРИЗа  в  детском  саду  не  требуют  специально  отведенного

времени и  больших финансовых затрат - это вопрос мышления и  подхода к

детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать

линию поведения главного героя. Если обратиться к классическому детскому

стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно

побудить  детей  поразмышлять  над  следующими  вопросами:  как  помочь

бычку  не  упасть?  Пусть  он  остановится.  Но  ему  нужно  идти  дальше,  что

делать?  Подложить  другую  досточку  и  так  далее.  Главное,  не  принимать

решения  вместо  ребенка,  а  учить  его  мыслить  и  анализировать  ситуацию  с

разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском

саду могут доставить удовольствие и самому педагог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: «Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС.»

Модель предметно развивающей среды дошкольного учреждения, работающего по образовательной программе «Радуга»с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС.»

презинтация«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС.»...

Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС Кратко об истории технологии «Родиной» являются Соединенные Штаты Америки. Впервые кейс-метод был применен в у...

«Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО»материалы Всероссийского конкурса «Призвание – воспитатель» номинация «Реализуем ФГОС»

Лэпбук-это игра, творчество, познание, исследование нового и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности ребенка и взрослого.Нами был создан лэпбук &q...