«РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ»
статья на тему
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) была разработана Генрихом Альтшуллером. Смысл данной технологии- развитие творческих способностей детей. В последнее время данная технология очень популярна в дошкольных учреждениях. Использование технологии дает возможность не нарушая игрового процесса, не теряя интереса к занятиям развивать ребенка интеллектуально, адаптировать ко многим ситуациям кторые могут встретиться ему в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ»
Дошкольное детство – это такой возраст, когда у ребенка происходят изменения во всех сферах психики, в этом возрасте ребенок открывает для себя новый мир. У детей появляется способность к творческому решению проблем, которые могут возникнуть в разных жизненных ситуациях. Сейчас в образовании главной задачей является воспитание творческой личности, которая способна делать самостоятельные выводы, быть готовым к решению поставленных задач в разных областях деятельности. В дошкольном возрасте ребенок только формируется, этот возраст уникален и поэтому задача каждого педагога это не упустить этот период жизни для раскрытия ребенка.
Одной из основных задач в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Исходя из выше сказанного хотелось бы выделить Теорию решения изобретательных задач (ТРИЗ) Г. С, Альтшуллера.
По мнению Г. С, Альтшуллера ТРИЗ- это управляемый процесс создания нового, соединяющего в себе логику, интуицию и точный расчет.
Цели ТРИЗ по Г.С. Альтшуллеру:
- обучить творческой деятельности;
- ознакомить с приемами творческого воображения;
- научить решать изобретательные задачи.
Эту технологию можно использовать с младшего возраста во всех видах деятельности. Отличием от классического подхода технологии является возможность ребенка самому находить ответы на вопросы, решать задачи, что дает каждому ребенку проявить свою индивидуальность.
В данной технологии существует множество методов. В дошкольных учреждениях используются следующие методы:
- Метод мозгового штурма. Это метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
- Метод фокальных объектов. Сущность метода в перенесении свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
- Метод каталога. Позволяет в большей степени решить проблему обучения творческому рассказыванию.
- Метод «Системный анализ». Помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, функционирующих между собой. Цель- определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
- Метод морфологического анализа. Метод очень эффективен в работе с дошкольниками развивает творческое воображение, фантазию. Суть заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определенного объекта при создании нового образа этого объекта.
- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
- Метод ММЧ ( моделирование маленькими человечками) моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое- жидкое- газообразное).
- Мышление по аналогии. Так как аналогия- это сходство предметов и явлений по каким- либо свойствам и признакам, надо сначала научить ребенка определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать.
- (ТПФ)Типовые приёмы фантазирования. Чтобы развить фантазию у ребенка вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников- изменить свойства объекта. Приемы волшебства- увеличение- уменьшение, деление- объединение, преобразование признаков времени, оживление- окаменение, специализация- универсализация, наоборот.
Для использования ТРИЗ не требуется специально отведенное время. Даже читая сказку можно проанализировать поведение главного героя сказки. Например при чтении стишка про Таню которая уронила в речку мячик можно поразмышлять с детьми как можно помочь Тане, что можно сделать в данной ситуации (позвать на помощь взрослого и т.д). Главное научить ребенка мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон.
Делая вывод хотелось бы сказать, что применение технологий ТРИЗ это эффективное средство развития творческого мышления детей , что оказывает влияние на развитие других психических процессов в личности в целом. Ведь развитое творческое мышление влияет на расширение опыта ребенка и организацию детской деятельности, что обеспечивает творческое применение полученных знаний, повышается активность, расширяется кругозор и словарный запас. Все это предоставляет ребенку возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. ТРИЗ помогает детям увидеть неожиданное рядом.
Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного
времени и больших финансовых затрат - это вопрос мышления и подхода к
детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать
линию поведения главного героя. Если обратиться к классическому детскому
стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно
побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь
бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что
делать? Подложить другую досточку и так далее. Главное, не принимать
решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с
разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском
саду могут доставить удовольствие и самому педагог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: Вариативность развивающей среды как условие реализации ФГОС. Полочки избыточной информации.
Полочки избыточной информации....
Консультация: «Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС.»
Модель предметно развивающей среды дошкольного учреждения, работающего по образовательной программе «Радуга»с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...
«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС.»
презинтация«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС.»...
Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС
Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС Кратко об истории технологии «Родиной» являются Соединенные Штаты Америки. Впервые кейс-метод был применен в у...
"Воспитательная работа и технологии активного обучения в условиях реализации ФГОС ДО"
Выступление на педагогическом совете...
«Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО»материалы Всероссийского конкурса «Призвание – воспитатель» номинация «Реализуем ФГОС»
Лэпбук-это игра, творчество, познание, исследование нового и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности ребенка и взрослого.Нами был создан лэпбук &q...