Интегрируемая образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по дифференциации звуков [С], [Ш] "Поиграем с Петрушкой"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Александрина Татьяна Александровна

Данный материал предназначен для формирования познавательных действий; развития связной, звуковой и интонационной культуры речи; расширения словарного запаса у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integriruemaya_nodpoigraem_s_petrushkoy.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрируемой образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по дифференциации звуков [C], [Ш] «Поиграем с Петрушкой»

                                                           

Интегрируемые образовательные области - «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель образовательной деятельности: Создание условий для развития познавательных способностей детей, формирование познавательных действий, становление сознания. Развитие связной речи, звуковой и интонационной культуры речи, расширение словарного запаса у дошкольников.

Задачи:

Область «Познанавательное развитие»

1. Формировать познавательные действия

2. Развивать образное и словесно – логическое мышление детей;

3. Начать внедрение в работу с детьми технологии ТРИЗ (игры «Пресс-конференция», «Рассказ из слова»)

Область «Речевое развитие»

1. Учить чётко артикулировать звуки с и ш в словах и фразах, различать их на слух, выделять при произношении и дифференцировать;

2. Формировать навыки фонематического анализа;

3. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую  речь детей, звуковую и интонационную культуру речи, речевое внимание, фонематический слух, артикуляционный аппарат детей;

4. Обогащать активный словарный запас детей через использование обобщающих  наименований  «животные», «насекомые», «одежда», «мебель»;

5. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи, обсуждать новую информацию, задавать вопросы, инициативно высказываться.

Область « Социально-коммуникативное развитие »

1. Побуждать детей включаться в совместную с взрослым игровую ситуацию

2. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей;

3. Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.

Методы и приемы:

1. Практические и игровые (сюрпризный момент, упражнения, игровая ситуация);

2. Наглядные (демонстрация, показ способов действия);

3. Словесные (художественное слово, беседа, объяснение, вопросы).

Материалы:

Демонстрационный материал: кукла; предметные картинки (стрекоза, шмель); буквы с, ш.

Раздаточный материал: предметные картинки; простые карандаши.

Развернутый конспект непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: послушайте стихотворение и догадайтесь, какой звук в нём повторяется чаще всего.

По дорожке я пошёл

И игрушки я нашёл:

Кошку, мышку и Петрушку,

Шашки, пушку и катушку,

Петушка, шары и книжку,

Мишку, шишку и мартышку.

Кто же потерял игрушки?

Это наш малыш Андрюшка! (Ответы детей)

В.: правильно, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком [Ш] и повторять уже знакомый нам звук [С] (вешаю на доску).

Сюрпризный момент: к нам сегодня пришёл гость. А чтобы его узнать – отгадайте загадку:

В ярком пёстром колпаке,

Он с бубенчиком в руке,

Развесёлая игрушка,

А зовут его… (Петрушка)

В.: Петрушка сегодня хочет поиграть с вами в разные игры, и посмотреть, какие вы внимательные, сообразительные и находчивые. Поиграем с Петрушкой?

Разучивание чистоговорки.

Давайте повторим его имя – Петрушка. Сейчас мы вместе с Петрушкой выучим новую чистоговорку. Послушайте внимательно: ош-ош-ош – Петрушка наш хорош. Повторяем все вместе (повтор вместе с детьми несколько раз). А сейчас я буду передавать вам Петрушку, а вы будете произносить чистоговорку по-моему заданию  и возвращать мне его обратно (шёпотом, тихо, средне, громко).

Игра  «Измени слово»

Назовите слово, изображённое на картинке так, чтобы в слове появился звук Ш.

Хлеб-хлебушек                                                       Корова-коровушка

Орехи-орешки                                                         Горох-горошек

Муравей – муравьишка                                          Петух-петушок

Воробей-воробышек                                               Мальчик-мальчишка

Игра « Раздели на группы» (предметные картинки на каждого ребёнка)

На доске вывешиваются большие предметные картинки (шмель, стрекоза).

Каждому необходимо распределить у себя картинки на две части: где шмель – собрать слова со звуком [Ш], а где стрекоза – слова со звуком [С]

Шмель: кошка, шкаф, шуба, рубашка, шорты.

Стрекоза: свинья, слон, стол, лиса, оса.

Все картинки можно объединить в разные группы. Догадайтесь и разложите их по группам? (Животные, одежда, насекомые, мебель)

ТРИЗ игра «Пресс-конференция»

Дети делятся на две группы: 1 группа – слова со звуком [Ш]; 2 группа корреспонденты (часть детей становятся корреспондентами, они задают вопросы другой части детей)

Дети учатся задавать вопросы, обязательно давать ответ. По желанию дети выбирают себе картинки из игры «Раздели на группы» (шмель, кошка, шкаф, шуба, рубашка, шорты)

Требования:

  • вопрос нужно задавать вежливо
  • на вопрос обязательно давать ответ
  • если не знаешь, что ответить, можно сказать «Затрудняюсь       ответить»

Например:

«Скажите, пожалуйста, шкаф, какие вещи хранятся внутри Вас?»

«Скажите, пожалуйста, рубашка, Вы для девочек или мальчиков?»

Физкультминутка «Головою три кивка»:

Наш Петрушка устал и предлагает вам немного размяться.

Раз – подняться, потянуться, (потянулись)

Два – согнуться, разогнуться, (прогнули спинки, руки на поясе)

Три – в ладоши три хлопка, (хлопки в ладоши)

Головою три кивка, (движения головой)

На четыре – руки шире, (руки в стороны)

Пять – руками помахать, (махи руками)

Шесть – на место сесть опять (присели)

Игра «Что лишнее»

Каждому ребёнку раздаются карточки. Необходимо найти и обвести лишний предмет из четырёх предложенных.

Лишняя кошка, потому что это животное. А погремушка, матрёшка и неваляшка – это игрушки.

Лишние галоши, потому что это обувь. А шапка, шуба и шарф – это одежда.

Лишний сом, потому что это рыба. А соловей, снегирь, сорока – это птицы.

Лишний сок, потому что это напиток. А свёкла, капуста, редиска – это овощи.

ТРИЗ игра «Рассказ из слова»

Игра происходит со словом «сок». Дети называют его по звукам и записывают большими буквами на доске. Затем детям предлагается придумать слова, начинающиеся на каждый звук, записанный большими буквами на доске. Из предложенных слов выбирается по одному и зарисовывается под каждой большой буквой. После этого по цепочке дети составляют по 1-2 предложения с зарисованными словами так, чтобы в целом получился рассказ.

Например:                

С                     О                       К

солнце            облако               крот

Была хорошая погода. Высоко-высоко светило ласковое солнце. Вдруг набежала чёрная туча, и солнышко спряталось за облако. Полил сильный дождь. Капли попали в норку, где жил крот и разбудили его.

Подведение итогов:

В.: Ребята, вам понравилось играть с Петрушкой? С какими звуками мы сегодня играли? ( [C], [Ш].) Какие игры вам запомнились больше всего?

Давайте попрощаемся с Петрушкой и  попросим его почаще приходить к нам в гости. До свидания, Петрушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Цирк" с использованием ИКТ(подгрупповое занятие по автоматизациии звука "Р")

Этот конспект был написан для открытого мерроприятия по автоматизации звука "Р" в связной речи, для детей посещающих логопункт. Рекомендуемое количество детей 1-2. На материале "Цирк" отрабатывается п...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Мы весело играем, звуки закрепляем»

   Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе.  Процесс чтения очень сложен для детей -  в нем участвуют память, воображение,...

«Поиграем в профессии» непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий:

Цель: Создавать условия для расширения представлений детей о профессиях.Задачи.Образовательные: Систематизировать знания о профессиях, пополнять и активизировать словарь на основе углублений знаний о ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Тема: «Звуки-невидимки» (с элементами кинезиологии)

Задачи:о.о. «Речевое развитие»- Закрепить представления дошкольников об изученных гласных звуках  [А], [О], [И], [У]- Развивать умение выделять первый (гласный) звук в слове.- Уп...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Звуковая культура речи, как подготовка к обучению элементам грамоты в ДОУ. «Чашечка с цветком. Дифференциация ч - ц» Образовательная область: речевое раз

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности с детьми старшего дошкольноговозраста на тему: Звуковая культура речи, какподготовка к обучению элементам грамоты вДОУ. «Чашечка с цветком. Д...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...