Программа кружка «Цветные карандаши»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме
Развитие творческих способностей у детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. Нижневартовска
ДЕТСКИЙ САД № 5 «МЕЧТА»
Программа кружка «Цветные карандаши»
на 2016-2017 учебный год
в рамках организации дополнительных образовательных услуг
по развитию творческих способностей у детей раннего возраста
Составил воспитатель
Устюгова Любовь Сергеевна
Нижневартовск
Паспорт программы
Наименование | Программа образовательной деятельности в рамках организации дополнительных образовательных услуг по развитию воображения у детей раннего возраста «Цветные карандаши» |
Составитель | Устюгова Любовь Сергеевна, воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 5 «Мечта» |
Цель | Развитие творческих способностей у детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования |
Задачи |
|
Ожидаемые результаты | В результате выполнения программы будет достигнуто:
|
Пояснительная записка
Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим, приобщается к изобразительному творчеству, входит постепенно в мир прекрасного.
Художественное творчество – является одним из важнейших средств в формировании личности ребенка. Изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Изобразительная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания ребенка.
В процессе изобразительной деятельности формируются мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
Занимаясь рисование или лепкой, малыши знакомятся с материалами (бумагой, красками, карандашами, фломастерами, пластилином, глиной и т.п.), их свойствами и выразительными возможностями, приобретают навыки в деятельности с данными материалами. На занятиях по изобразительной деятельности происходит развитие речи ребенка. Усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, способствует обогащению словаря.
Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определёнными умениями.
Применение техник нетрадиционного рисования при организации деятельности с детьми, позволяет маленькому художнику, отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу деятельности, вселяют уверенность ребёнка в своих силах.
Создавая условия, побуждающие ребенка к изобразительной деятельности, овладение разными способами изображения предмета раскрываются творческие наклонности ребенка.
Работая с детьми дошкольного возраста, осознаёшь, что каждый ребёнок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.
Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки и т.д.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Использование нетрадиционных техник раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Начиная с раннего возраста, необходимо побуждать детей к творчеству, учить видеть мир в живых красках. В дошкольном возрасте активно используется игра. Вначале с детьми обыгрывается сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Данное направление в работе с детьми считается актуальным, важным и необходимым, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Цель кружка: Развитие творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
- Формировать эстетическое восприятие окружающего мира через приобщение к миру искусства; раскрыть природу изобразительного искусства как результат творческой деятельности человека.
- Знакомить детей раннего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
- Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
- Привлекать детей к работе с разнообразными материалами.
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
- тычок жесткой кистью;
- оттиск печатками из ластика;
- оттиск поролоном;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки ладошками;
- рисунки пальчиками;
- кляксография;
- монотопия;
- печать по трафарету;
- коллаж из ткани.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Материал:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- коктельные трубочки;
- пенопластовые печатки;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
Приемы и методы используемые на занятиях ИЗО кружка.
Игра как основной вид деятельности детей раннего дошкольного возраста.
Наглядность как ведущий педагогический метод (выставки картин, рассматривание картин, иллюстрации).
Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов, развитию мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации.
Оформление выставки детского творчества.
Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).
Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы).
Слушание музыкальных произведений.
Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником или сверстниками).
Включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников.
Все методы используются в комплексе.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы.
- Организация выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.
Условия реализации программы.
Образовательная деятельность, в рамках организации дополнительных образовательных услуг, организуются в форме кружковой работы и дополняет содержание основной образовательной программы в ДОУ.
Кружок по ИЗО комплектуется из числа детей 1,6-3 лет.
Занятия проводятся во вторую половину дня.
Количество занятий в неделю -1, в месяц - 4, в год – 36 занятий.
Продолжительность одного занятия – 10 минут.
График работы кружка.
Среда – 16.00 - 16.10
Ожидаемые результаты
В результате выполнения программы будет достигнуто:
- формирование у детей раннего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинали работу с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой и т.п., а в последующем эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник.
Календарно – тематический план занятий
кружка «Цветные карандаши»
Месяц | № занятия | Тема | Техника | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | «Кисточки танцуют» | Рисование-экспериментирование | Знакомство с кисточкой как с художественным инструментом. Освоение положения пальцев, удерживающих кисточку. Имитация рисования – движение кисточкой в воздухе. |
2 | «Красивые листочки» | Печать листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать лес, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности. | |
3 | «Из чего я пью» | Оттиск пробкой | Познакомить с техникой оттиск пробкой. Учить прижимать пробку к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу. | |
4 | «Подул ветерок» | Рисование с помощью трубочки; точечная техника | Создание образа осеннего ветра. Освоение техники рисования с помощью трубочки и техники точечного рисования при помощи «Декоративного пуантилизма» | |
Октябрь | 5 | «Падают, падают листья» | Рисование пальчиками | Создание коллективной композиции «листопад» (совместно с педагогом). Продолжение знакомства с красками. Освоение техники пальчиковой живописи: обмакивание кончиков пальцев в краску и нанесение отпечатков на бумагу. |
6 | «Веселые мухоморы» | Рисование пальчиками | Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать. | |
7 | «Большое желтое дерево» | Рисование жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком жёсткой, полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность. | |
8 | «Мы рисуем, что хотим» | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |
Ноябрь | 9 | «Дождик, чаще, как-кап-кап!» | Рисование пальчиками или ватными палочками | Рисование дождя пальчиками или ватными палочками на основе тучи, изображенной воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма. |
10 | «Черемуха» | Рисование методом тычка. | Для тычка достаточно взять какой-либо предмет (например, ватную палочку), опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз. Воспитатель может заранее подготовить контур рисунка, тогда изображаемый объект получиться более интересным, неоднородной фактуры. | |
11 | «Веселые кляксы». | Рисование в технике кляксография. | Учить детей фантазировать, глядя на обычные кляксы, показывать им, как можно превратить эти формы в забавные образы. Развивать глазомер, фантазию, воображение. | |
12 | «Фрукты, грибы» | Оттиск смятой бумагой | Учить мять бумагу в комок. Учить прижимать смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу. | |
13 | «Мы рисуем, что хотим» | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |
Декабрь | 14 | «Снег порхает, кружится» (коллективная композиция) | Рисование кисточкой с элементами аппликации. | Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета. Закрепление приема примакивания ворса кисти. Выбор цвета и формата фона по своему желанию. Развитие чувства цвета и ритма. |
15 | «Укрась новогодний сапожок» | Различные знакомые техники рисования | Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. | |
16 | «А снег идет» | Восковые мелки и акварель | Ребенок рисует на белой бумаге восковыми мелками. Учить детей закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. | |
17 | «Мы рисуем, что хотим» | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |
Январь | 18 | «Зимняя сказка» | Рисование зубной щеткой. | Учить детей аккуратно проводить жесткой зубной щеткой по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии. |
19 | «Узор на стекле» | Рисование свечой | Учить детей наносить рисунок при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки. | |
20 | «Мы рисуем, что хотим» | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |
Февраль | 21 | «Зимний лес» | Рисование ладошкой | Учить детей аккуратно опускать ладошку в гуашь и делать отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными в разные цвета. |
22 | «Подарок для папы» | Печать по трафарету, рисование пальчиком | Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. | |
23 | «Волшебные листья». | Печатание листьями. | Учить создавать рисунки путем обмакивания в краску и прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность. | |
24 | «Мы рисуем, что хотим» | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |
Март | 25 | «Цветок для мамочки» | Рисование ладошками | Учить создавать выразительный образ цветка, при помощи ладошки на которой нанесена краска. Придавать изображению образ цветка. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. |
26 | «Разноцветные зонты». | Печать по трафарету. | Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма. | |
27 | «Ягоды и яблочки» | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля | Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | |
28 | «Мы рисуем, что хотим» | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |
Апрель | 29 | «Плющевой медвежонок» | Оттиск поролоном | Учить детей при помощи кусочка поролона размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. |
30 | «Веточка сирени» | Рисование ватными палочками | Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать чувство композиции. | |
31 | «Весёлый осьминог». | Рисование ладошками. | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | |
32 | «Ручей бежит» | Кляксография. | Развивать глазомер, путем покачивания листа с кляксой так, чтобы клякса развивалась в разные стороны. | |
Май | 33 | «Салют» | Рисование техникой набрызг | Упражнять разбрызгивать краску по чистому листу. |
34 | «Моя панамка». | Оттиск печатками из картофеля | Знакомить с техникой рисования, развивать воображение и инициативу. Закрепить умение украшать предмет различными печатками. | |
35 | «Аленький цветочек». | Печать по трафарету | Закрепить навыки рисования, используя трафареты цветов, развивать эстетические чувства. | |
36 | «Бабочка». | Предметная монотопия | Учить детей изображать бабочку в технике предметной монотопии, учить соблюдать симметрию. Развивать пространственное мышление. |
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Дети с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения.
Образовательная деятельность, в рамках организации дополнительных образовательных услуг, направлена на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
Данный опыт работы показывает, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.
Список литературы.
- Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003..
- Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
- Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005.
- Лыкова, И.А.Изобразительная деятельности в детском саду. Ранний возраст [Текст]/И.А. Лыкова. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 152с.
- Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.
- Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: [Текст] Ю.В.Рузанова. – Спб.: КАРО, 2007. – 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Веселый карандаш"
Программа расчитана на детей старшей группы детского сада. Нетрадиционное рисование....

Рабочая программа кружка "Цветные ладошки"
Рабочая программа по художественно - эстетическому развитию во 2 младшей группе....

Программа кружка "Цветные числа"
Игры – занятия с палочками - позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способно...

Дополнительная образовательная программа кружка " Озорной карандаш"
Рисование для детей – игра.Даже маленькие художественные неудачи могут свести на нет их желание заниматься изобразительной деятельностью.Использование нетрадиционных приемов создания р...
Программа кружка "Веселый карандаш"
quot;Веселый карандаш"...

Программа кружка "Послушный карандаш" для детей 4-5 лет.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Послушный карандаш» имеет социально-педагогическую направленность. Программа на...