Дополнительная образовательная программа кружка " Озорной карандаш"
методическая разработка на тему
Рисование для детей – игра.
Даже маленькие художественные
неудачи могут свести на нет их желание
заниматься изобразительной деятельностью.
Использование нетрадиционных приемов
создания рисунка обеспечит элементы сюрприза,
подарит дошкольникам много положительных эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 59.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 п. Кубанский муниципального образования Новопокровский район
Дополнительная образовательная программа
кружка
рассчитана на один год обучения детей 4-5 лет
автор: педагог дополнительного образования Шныркова Светлана Алексеевна
2012 год.
Пояснительная записка.
Рисование для детей – игра.
Даже маленькие художественные
неудачи могут свести на нет их желание
заниматься изобразительной деятельностью.
Использование нетрадиционных приемов
создания рисунка обеспечит элементы сюрприза,
подарит дошкольникам много положительных эмоций.
Рисование - самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Занятие юных художников в студии изобразительного творчества «Озорной карандаш» поможет детям 4-5 лет реализовывать потребность, в самовыражении с помощью изобразительной деятельности, развивать универсальную способность- воображение. Формируясь в художественно- изобразительной деятельности, воображение впоследствии проявиться не только в каком- либо виде искусства, но и в любой другой области жизни человека.
В старшем дошкольном возрасте- наиболее целесообразном периоде для художествен- эстетического развития, дети становятся организованными, учатся планировать деятельность, могут решать художественные задачи, начинают чувствовать цвет, форму, размер, состав и фактуру материала, обладают большим потенциалом фантазии, у них вырабатывается точность движения рук, координируются действия, поэтому программа предусматривает расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных способностей ребенка.
Освоение нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность ребенка, его творческий потенциал.
Новизна программы отражена в определенном подборе нетрадиционных способов рисования, способным дать юным художникам возможность развивать свои творческие способности.
Программа по дополнительному образованию детей 4-5 лет в студии «Озорной карандаш» рассчитана на один год обучения. В дальнейшем планируем разработать программу на три года обучения.
Цель программы: развивать художественно-творческие способности средствами изобразительного искусства и нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Задачи:
- дать знания о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;
-развивать художественно- творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира;
-формировать яркие положительные эмоции в процессе восприятия произведений изобразительного искусства и художественно – творческой деятельности;
-умение использовать полученные знания в изобразительной деятельности;
- воспитывать желание передавать свой чувства, эмоции, полученные от восприятия окружающего мира.
Условия сегодняшней жизни таковы, что без воспитания у ребенка любви к своей малой родине невозможно строить не один воспитательный процесс. В своей программе я использую региональный компонент – кубановедение, т.к. детям интересно знакомится с творчеством своих земляков.
Данная программа представляет собой перспективное планирование работы кружка «Озорной карандаш», осуществляемое сверх Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 38.
Работая по данной программе, прослеживается тесная взаимосвязь с разделом ознакомление с окружающим миром. Знания, которые дети получают на занятиях, дают возможность расширить их кругозор.
В основе образовательного процесса студии лежат следующие педагогические принципы:
- уважение личности ребенка;
- на занятии дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;
- создание условий для творческой активности детей.
- свобода выбора ребенком способов решения творческих заданий.
Данную программу рекомендуется использовать в работе педагогов дополнительного образования.
Формы и методы, используемые в образовательном процессе:
- беседа, рассказ;
- практические занятия;
- эксперимент;
-чтение художественной литературы;
- рассматривание произведений изобразительного искусства;
- наблюдение;
- выставка художественно-изобразительного и детского творчества.
Использование произведений изобразительного искусства, литературы, музыки, фольклора и игрового материала позволяет сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными.
Диагностика: для определения уровня развития детей используются контрольные занятия в начале и конце учебного года. С помощью наблюдения и анализа продуктивной деятельности оформляются диагностические карты.
Анализ продукта деятельности.
1.Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение.
2 балла -есть незначительные искажения, движения переданы неопределенно.
1 балл –искажения значительны, форма не удалась, части предмета расположены неверно.
2.Композиция: 3 балла - расположение по всему листу, соблюдены пропорции.
2балла – на полосе листа.
1 балл – композиция не продумана носит случайный характер.
3.Цвет: 3 балла- переданы реальные цвета.
2 балла - преобладание нескольких цветов или оттенков.
1 балл- цвет передан не верно.
4.Ассоциативное восприятие пятна:3 балла самостоятельно перерабатывает пятно в образы.
2 балла- справляется при помощи взрослого.
1 балл – не видит образа в пятнах.
Анализ процесса деятельности:
1.Изобразительные навыки: 3 балла - легко усваивает новые техники.
2 балла – испытывает затруднение при действии с изобразительным материалом.
1 балл – рисует однотипно.
2.Регуляция деятельности: 3 балла – критично оценивает свою работу.
2 балла – неадекватен при оценки взрослого.
3.Уровень творчества : 3 балла – выполняет задания самостоятельно.
2 балла – требуется незначительная помощь.
1.балл – требуется значительная помощь взрослого.
Результативность: Проводятся систематические выставки, участие детей в конкурсах различного уровня. Работами детей оформляется интерьер детского сада.
Мониторинг образовательной деятельности.
Мониторинг используется для корректировки плана, правильного распределения учебной нагрузки, выявления уровня освоения детьми образовательной программы, а так же развития личностных качеств ребенка.
Один из наиболее эффективных методов мониторинга - наблюдение, осуществляемое в процессе художественно-продуктивной деятельности. Чтобы педагог мог судить о результативности обучения, необходимо в начале и конце года проводить итоговые занятия.
Тема таких занятий «Мы любим рисовать».
Цель- изучение интересов и возможности в рисовании.
Материал: предлагается разнообразный изобразительный материал: карандаши, глеевые ручки, краски, мелки,
Анализ и художественно-эстетическая оценка деятельности детей по результатам контрольных занятий.
-способность рисовать по замыслу;
-умение передать личное отношение к объекту изображения;
- подчинение средств, способов изображения собственному замыслу ,поставленной изобразительной задаче;
-отсутствие изобразительных штампов.
Все полученные данные хранятся у педагога.
Результат эффективности проведения работы- это изменение в поведении ребенка. Если ребенок с удовольствием рисует, делится впечатлениями, самостоятельно определяет содержание бедующего рисунка и использует разнообразные материалы, тогда можно сказать – поставленные задачи выполнены.
Содержание программы дополнительного образования.
Занятие в кружке «Озорной карандаш» организованы для детей среднего возраста, желающих заниматься изобразительной деятельностью. Занятие проходит один раз в неделю во второй половине дня по 20 минут в специально оборудованном помещении – изс - студии. Занятие планируется с учетом возрастных особенностей, на основе индивидуальн-дифференцированного подхода, интереса и желания детей.
Программа рассчитана на учебный год (сентябрь- май) и составляет 68 занятий в год. В месяц по 8 занятия, в январе 4 занятия.
Данная программа обеспечена необходимым оборудованием:
Материалом необходимым для детского творчества, предметами народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства.
Используются экологические прогулки, художественное слово.
Применение нетрадиционных приемов позволяет дошкольникам в ограниченное время. Более качественно реализовать задуманное. Необычные средства изображения развивают детскую фантазию, воображение , снимают отрицательные эмоции. Приобретая опыт рисования в нетрадиционной технике. Ребенок преодолевает страх перед неудачей, обретает веру в свои силы, испытывает радость и удовольствие от творчества.
Вводить нетрадиционные приемы в изобразительную деятельность с дошкольниками надо разумно, не умаляя значение классических техник, а так же учитывать целесообразность их применения по той или теме.
Результатами работы в данном направлении должны стать:
- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
К занятиям по данной программе необходимо проводить большую предварительную работу по подготовке материала: сбор природного материала, тонирование бумаги, подготовка различного вспомогательного инвентаря.
Методическое обеспечение программы.
Данная программа основывается на программе «Радуга» автор Доронова Татьяна Николаевна, т.к. в ней широко описаны нетрадиционные способы рисования. Так же в данную программу включены элементы моделирования, экспериментирования, развивающие и художественные дидактические игры, творческие задания. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы рисования: набрызг, рисование по сырому, гратаж, батик, монотипия, пластилинография, расчесывание краски и др.
Методы обучения:
- индивидуальное творческое задание;
- проведение элементарных опытов и экспериментов с изобразительным материалом.
Сформированные качества личности:
- самостоятельность, инициативность, творческая активность.
- снижается напряженность, закомплексованность.
- поведение принимает характер открытости, естественности, детской непосредственности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.С.Д. Сажина «Составление рабочих учебных программ для ДОУ»
2. Т.Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность».
3.Ю.В. Великоднева «Рисуйте в нетрадиционной технике»
4.В.А.Баймашев «Как научится рисовать».
5.Т.А.Шпотова «Цвет природы: Экологическая прогулка».
6Т.Н.Доронова «Природа искусство и изобразительная деятельность»
7.Л.А.Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка».
8.Л.Б.Говорун «Декоративно-прикладное искусство».
9. Журнал «Старший воспитатель» № 2. 2012 года.
Учебно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы.
месяц | Тема занятий | Цель | Срок проведения | |
Январь | 1.«Пожар» 2.«Снежный цветок» | Изучить реальный уровень умений детей. Развивать умение детей путём смешивания красок создавать художественное произведение. Формировать у детей уверенность в себе. | ||
Февраль | 1.«Ёлка» 2. «Верёвочные рисунки» 3.«Зимнее панно» 4.«Цветочная ваза» | Продолжать развивать интерес к смешиванию красок. Развивать чувственный аппарат. Воспитывать любовь к живой природе. | ||
Март | 1. «Открытка 8 2. «Ящик с 3. «Шерстяные | Развивать замысел, интерес к нетрадиционному способу изображения. Отмечать и поддерживать все успехи детей, а в случае затруднения помогать им, добиваться результата. | ||
4.«Портрет» | Воспитывать аккуратность в работе. | |||
Апрель | 1 .«Космос» 2.«Солнышко» 3 .«Разноцветные шары» 4. «Первые листочки» | Развивать осязательное восприятие формы и помогать детям осваивать характерные свойства предметов(их объёмность, удлиненность, суженность, выпуклость изгибы и т. д.) | ||
Май | 1 .«Превращение» 2.«Ночной город» 3. «Тюльпан» 4.« Радуга» | На основе игровой мотивации продолжать формировать у детей уверенность в себе и своих возможностях. | ||
Сентябрь | 1 .«Забор вокруг домика» 2.«Травка и цветы» 3. «Корзина с 4. «Пригласительные | Изучить реальный уровень умения детей в изобразительной деятельности. Развивать желание из отдельных изобразительных элементов создавать на бумаге законченный сюжет. | ||
Октябрь | 1 .«Виноградный лист» 2. «Клумбы с красивыми цветами» 3.«Осенние листья» 4. «Лимонное дерево» | Познакомить детей с изображением растительного узора. Развивать у детей способность самостоятельно выбирать способы изображения цветов. Воспитывать аккуратность в работе. | ||
Ноябрь | 1.«Цыплят по осени считают» 2. «Лимонное дерево» 3 .«Разноцветные рыбки» 4. «Гигантская печатка» | Разрабатывать мышцы рук. Формировать эстетическое отношение к нарисованному. Приобщать к фольклору. Обобщать знания об окружающем мире. Учить использовать разные кисти. | ||
Декабрь | 1 .«Странные узоры» 2.«Головной убор» 3.«Волшебный лес полон чудес» ' 4. «Новогоднее украшение» | Развивать фантазию, воображение детей. Предоставить возможность для экспериментирования. Учить детей предвидеть результат и контролировать его достижение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка творческой деятельности «Умелые ручки»
Дополнительная образовательная программакружка творческой деятельности«Умелые ручки»...
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная образовательная программа кружка «Фантазеры» ( образовательная область «Художественно-эстетическое развитие)
Образовательная программа кружка «Фантазеры» имеет художественную направленность, способствует развитию творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобра...
Дополнительная образовательная программа Кружка «Озорные пальчики»
Пояснительная запискаДошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только всех детей. Общение с искусством до...
Дополнительная образовательная программа Кружка «Озорные пальчики»
Пояснительная запискаДошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только всех детей. Общение с искусством до...
Дополнительная образовательная программа кружка по художественному развитию нетрадиционные техники рисования «Радуга красок» Возраст детей: 4-5 лет Срок реализации программы: 1 год
-Развивает уверенность в своих силах- Способствует снятию детских страхов. -Учит детей свободно выражать свой замысел. -Побуждает детей к творческим поискам и решениям. -Учит детей работать с разнообр...