Социально-коммуникативное развитие детей 4-5 лет в Народной игре
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Басина Елена Валерьевна

Социально-коммуникативное развитие детей 4-5 лет в Народной игре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

Итоговая работа

по программе модуля Вариативной части

 Именного образовательного чека

 «Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий»  

с 19.02.2018 г. по 28.02.2018 г.

Социально-коммуникативное развитие детей 4-5 лет в народной игре.

Выполнила: Басина Елена Валерьевна

 Воспитатель МБОУ Школа № 59 г.о. Самара

Самара, 2018 г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей 4-5 лет в народной  игре»

3

6

Заключение

Литература

Приложение

 

   10

12

13

   

   

Введение

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». «Чем же все-таки отличается игра от работы? …Работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но к ним отношение косвенное, она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы».[ 7]

Работу по патриотическому воспитанию необходимо во все виды деятельности: познавательную, художественно — эстетическую, речевую и игровую. Я рассматриваю социально-коммуникативное развитие: патриатизм. В своей работе я выбрала социально-коммуникативное развитие.

Социально-коммуникативное развитие-это это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности.

   Патриотизм — это чувство любви к Родине, Отчизне, тому месту, где ты родился, вырос и осознал себя как личность. В последнее время происходит переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

В условиях переосмысления сущности образования молодых поколений воспитание патриотизма приобретает всё большее значение, становится задачей государственной важности, что и является актуальностью данной проблемы. Практика работы показывает, что, для того, чтобы знания, полученные на занятиях, были прочными, необходимо их постоянное закрепление в повседневной жизни. И для этого, как ничто другое, подходит игра, так как известно, что именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников, и любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания. Вышеизложенный материал основывается на Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

 По мнению современных педагогов-психологов, в том числе известного специалиста по детской игре З. Истоминой, в ходе игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребёнком впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить, появились предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания. Именно поэтому и возникла потребность в разработке совершенно нового направления в нашей работе, в воспитании у детей чувства патриотизма через народную игру.

Актуальность проблемы определила цель и содержание деятельности педагогов ДОУ – показать возможности игровой деятельности ребёнка в воспитании у него чувства патриотизма, в формирование социально-активной личности в русской народной игре.

 Задачи:

  1. Развивать интерес детей к разным видам игр и умение в них играть.
  2. Формировать способы игровой деятельности.
  3. Формировать умение играть вместе с другими детьми, доброжелательно относиться к сверстникам.

Ожидаемый результат:

1. 1.        Развила интерес детей к разным видам игр и умение в них играть.

2.        Сформировала способы игровой деятельности.

3.        Сформировала умение играть вместе с другими детьми, доброжелательно относиться к сверстникам.

Теоретические основы

Народные игры, как средство патриотического воспитания дошкольников

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образы людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.

Работу по патриотическому воспитанию необходимо во все виды деятельности: познавательную, художественно — эстетическую, речевую и игровую. Для того чтобы знания, полученные в процессе проведения непосредственно — образовательной деятельности, были прочными, необходимо их постоянное закрепление в повседневной жизни. И для этого, как ничто другое, подходит игра, так как известно, что именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников, и любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания: сюжетно — ролевые, дидактические, настольно — печатные, пальчиковые, хороводные, подвижные. Ведь народная игра — это наше детство, забавы старшего поколения — наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности. Ведь именно игра — деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер.

Игра является способом познания окружающего мира. Через нее дети знакомятся с животными, птицами, их движениями, звуками, местом обитания. Например, в таких играх как «Кошки мышки», «Сова», «Подуй на хвостик», «Поймай», «Ветерок», «Горячая картошка», отображается быт народа. Так, если отец или дедушка приносил из леса зайчика, лису, то хвост добычи служил забавой для маленького ребенка. Отсюда и появились такие интересные игры. При объяснении правил игры необходимо рассказывать детям о том, что русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Используя в практике дошкольного воспитания народные игры, закрепляются знания детей о народных традициях. Ведь народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации.

Особенность подвижных народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Подвижные народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Подвижная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости. Знакомство детей с народной подвижной игрой начинается уже с младшего дошкольного возраста. Важно заострить внимание детей к народной игре, привить желание играть. Для этого используются простые игры типа: «Догоните меня», «Зайка серенький», «У медведя во бору», «Салки», «Прятки», «Жмурки», «Али — Баба и разрывные цепи» «Огуречик, огуречик…». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям.

В ходе народных подвижных игр привлекают внимание ребят к её содержанию, следят за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делаю краткие указания, поддерживают и регулируют эмоционально — положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучают их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации. В конце игры обращают внимание на тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Во время игры произносятся рифмовки вместе с детьми, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру. Предлагаются детям способы выбора водящего, с понятиями: зазывалки, считалки, жеребьевки, угады. Необходимо давать детям проявлять инициативу, например, рассказывают о тех играх, в которые их научили играть родители. Ребята с радостью объясняют правила игры и весело играют всей группой. Через народные игры, речевки, упражнения, считалки формируют у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Подвижные народные игры можно использовать и на физминутках, и на прогулках, и на вечерах досуга и т. д. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои.

В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт, что очень заинтересовывает детей. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка — в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Таким образом, все вышесказанное еще раз доказывает, что народная игра – отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. Ведь заложив фундамент нравственности с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Ведь народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Заключение

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени развития.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Он сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально - образное средство влияния на детей, пробуждает в них интерес, выполнения игровых действий.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Литература

  1. Венгер, Л. А. Игра как вид деятельности. // Вопросы психологии. М.: «Педагогика» – 2009.
  2. Дошкольная педагогика / Петербургский научно-практический журнал. – 2006. – №6 (33) /ноябрь-декабрь/.
  3. Интернет ресурсы: http://www.goldedu.ru/golds-607-2.html
  4. «Истоки»: Базисная программа развития ребёнка дошкольника. 2-е изд. испр. и доп. – М.: Издательский дом «Карапуз» - 2001.
  5. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, – М. – 1981.
  6. Мельникова, Н. В. Нравственная сфера развития личности дошкольника. — Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010.
  7. Проект журнала «Дошкольное воспитание» [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://dovosp.ru/magazine_preschool_education/zhurnal-doshkolnoe-vospitanie-022018/
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. . [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf

Приложение

Описание русской народной игры


Русская народная игра «Ручеек» для дошкольников

Возраст детей – 4-5 года

Цель: Воспитать чувство патриотизма у дошкольников в народной игре «Ручеек».

Задачи:

  1. Продолжать знакомство с традициями русского народа на основе русских народных игр.
  2. Развитие дружески взаимоотношений со сверстниками.
  3. Развитие двигательной активности детей, слуховое внимание, умение согласовывать движения со словами текста.
  4. Развитие музыкально-ритмических движений.
  5. Формирование у детей положительных эмоций.

Оборудование - нет.

Количество участников: Играющих может быть разное количество, чем больше, тем интереснее.

Правила игры: Крепко держать пару за руку; продвигаться парами, не наталкиваясь друг на друга; выполнять инструкции воспитателя; четко произносить слова текста; выбирает друга только тот, кто остался без пары; ребенок, выбирающий пару, начинает движение от начала "ручейка"

Ход игры:

Воспитатель знакомит детей с правилами игры.

Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор - "ручеек". Игрок, которому не досталась пара, идет к "истоку" ручейка и произносит такие слова:

Ручей, ручей, ручеек!

Здравствуй миленький дружок!

Можно с вами поиграть?

Дети стоящие в колонне, хором отвечают:

"Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!"

После этого играющий быстро проходит под сцепленными руками, ищет себе пару.

Найдя пару, игрок произносит слова: "А я Машеньку люблю и с собой ее возьму".

Взявшись за руки, новая пара вдвоем пробираются в конец "ручейка", а тот, кто остался без пары, идет в начало "ручейка" и проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему понравился со словами: "А я (имя ребенка) люблю и с собой его возьму" и так далее. "Ручеек " должен двигаться быстро.

Для завершения игры использую следующие слова, которые произносят все играющие хором:

Ты дружок остановись ("ручеек" останавливается)

И друг другу поклонись (дети, стоящие в парах поворачиваются лицом друг к другу и кланяются)

Хорошо мы поиграли

И друзей своих узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры.

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры....

Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"

Презентация «Обогащение речевой  и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...

Презентация Социально-коммуникативное развитие детей 4-5 лет в Народной игре

Презентация Социально-коммуникативное развитие детей 4-5 лет в Народной игре...

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое развитие детей дошкольного возраста через мордовские народные игры»

В детском саду важно научить детей играть активно и самостоятельно. Только тогда они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к и...