Буклет-памятка для родителей "Помощь ребёнку в кризисной ситуации"
методическая разработка по обж
Памятка для взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
буклет-памятка Особенности психологической помощи детям в кризисной ситуации | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕОБХОДИМО РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
При работе с чувствами и эмоциями ребёнка:
∗ Учить ребёнка выражать свои чувства (в том числе в связи с кризисной ситуацией).
∗ Учить ребёнка дифференцировать свои чувства (ощущать их разнообразие). ∗ Тренировать сензитивность (чувствительность) ребёнка.
∗ Развивать ощущение телесной самости, безопасного восприятия физического контакта.
При работе с когнитивными схемами (способами мышления):
∗ Учить ребёнка осознавать свои чувства и эмоции. В том числе связанные со взаимоотношениями с другими людьми.
∗ Развивать у ребёнка умение вырабатывать свои суждения о том, что нравится или не нравится.
∗ Формировать у ребёнка позитивное отношение к собственным переживаниям.
∗ Учить ребёнка ориентироваться в проблемах.
∗ Учить ребёнка осознавать особенности своих взаимоотношений с другими людьми.
При работе с поведением ребёнка, его взаимоотношениях с другими:
∗ Развивать у ребёнка умение слушать.
∗ Учить ребёнка высказывать свою точку зрения (умение говорить «нет»).
∗ Формировать умение принимать решение, приходить к компромиссу.
∗ Учить аргументировать и отстаивать свои решения.
∗ Развивать навык установления контакта с другими людьми.
Для того чтобы сформулировать программу коррекционной работы с ребёнком, необходимо составить представление об уровне развития каждой из его психических функций. При этом важно исследовать каждую функцию с помощью как минимум двух методик. Проведение диагностики необходимо для определения способности ребёнка к адаптации, устойчивости к стрессу. Так например, травмированный ребёнок, у которого наблюдаются отклонения в психическом развитии (гиперактивность, дефицит внимания, задержка темпа психологического развития и т.д) нуждается в психологической коррекции с преимущественным использованием невербальных двигательных методик (глазодвигательные, дыхательные упражнения, релаксации, упражнения с правилами).
Итогом этапа первичного обследования и диагностики является определение ведущих проблем ребёнка и выбор адекватных и эффективных методов работы с этими проблемами. Такое фокусирование проблемы подобно мишени, на работу с которой направлены основные силы как психолога, так и ребёнка.
Желаю успехов!!!
МАДОУ
«Детский сад «Улыбка» п.Таёжный»
ПАМЯТКА
«Помощь ребёнку в кризисной ситуации.»
Подготовила:
Педагог-психолог
Кочурова Анна Александровна
2017
Особенности психологической помощи детям в кризисной ситуации
Планируя работу с ребёнком попавшим в кризисную ситуацию, психолог может поставить перед собой следующие цели:
♦ Освобождение ребёнка от чувств страха, смущения, безнадёжности;
♦ Восстановление нормального для конкретного ребёнка психологического состояния ( того, в котором он находился до кризиса);
♦ Привлечение внешних источников помощи и актуализации внутренних ресурсов ребёнка;
♦ Формирование и развитие у ребёнка новх установок, способов поведения, с помощью которых он может выйти из актуального кризиса и которые помогут ему в дальнейшем справиться с кризисными ситуациями.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ:
Психологическая работа с ребёнком в кризисной ситуации обязательно должна включать в себя несколько этапов:
⇒ Подготовка к работе.
⇒ Составление примерного плана работы.
⇒ Установление контакта с ребёнка, восстановление вместе с ним картины произошедшего.
⇒ Анализ внешних признаков и особенностей переживания ребёнком кризисной ситуации:
∙ Его физического (соматического) состояния;
∙ Качества его настроения;
∙ Его поведения и общего психологического состояния.
⇒ Диагностика особенностей психологического развития ребёнка:
◊ Познавательной сферы личности;
◊ Эмоционально-личностных отношений;
◊ Акцентуаций характера и психических отклонений.
⇒ Выстраивание стратегии работы с ребёнком, выявление основных направлений этой работы.
Выявление основных направлений работы:
♦ В поведенческой сфере. В сфере взаимодействия с другими:
Эгоцентризм, избегание решения проблемы, нестабильность отношений с окружающими, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрирующую ситуацию, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям или чрезмерная угодливость, сексуализированное поведение.
♦ В аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная устойчивость и частое возникновение тревоги и депрессии, сниженная и нестабильная самооценка, появление социофобий, агрессивность.
♦ В мотивационно - потребностной сфере: блокировка потребности в защищённости, самоутверждении, принадлежности, невозможность простроить временную перспективу.
♦ В когнитивной сфере: наличие искажений, усиливающих дисгармонию личности, «аффективная логика» :
∗ «произвольное отражение» - («я супермен», «я неудачник»)
∗ «селективная выборка» - «меня никто в садике не любит, так как я….»
∗ «чрезмерное обобщение» - («всё что я делаю—плохо»)
∗ «Чёрно-белое мышление» - “очень хорошо—очень плохо», “мир или чёрный или белый»
∗ «персонализация» - «они смеются не просто так, они смеются надо мной»
∗ Преувеличение негативных событий и минимизация позитивных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по предупреждению развития ПТСР,снижению тревожности после кризисной ситуации - "Победи свой страх"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 города Крымска муниципального образования Крымский район...
Кризисные ситуации
В процессе жизни ребёнок сталкивается с различными ситуациями. Как без проблем адаптировать ребёнка к детскому саду...
Что такое кризис и как помочь своему ребёнку справиться с кризисной ситуацией. ( для родителей подростков).
Презентация для выступления психолога на родительском собрании + текст выступления....
Программа индивидуальных психокоррекционных занятий с детьми в кризисной ситуации, после травматического события.
Программа индивидуальных психокоррекционных занятий с детьми в кризисной ситуации, после травматического события. Тючкова Ольга Олеговна, педагог-психолог.Пояснительная запискаПрограмма предназна...
Эффективные формы взаимодействия с родителями по вопросам работы с детьми, нуждающимися в коррекции и оказании помощи в кризисной ситуации
из опыта работы...
Буклет - памятка для родителей "ПАМЯТКА по действиям в чрезвычайных ситуациях"
Информация для родителей по безопасности...