Результаты освоения воспитанниками программ воспитания и развития
материал на тему
Мониторинг сформированности первоначальных экологических знаний об озере Байкал у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей среднего и старшего дошкольного возраста, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.99 КБ |
![]() | 350.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг сформированности первоначальных экологических знаний об озере Байкал
у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей среднего и старшего дошкольного возраста, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Для выявления уровня сформированности первоначальных экологических знаний об озере Байкал у детей среднего и старшего дошкольного возраста нами проведена опытно-экспериментальная работа на базе Детского сада №226 ОАО «РЖД» г. Северобайкальск, Республики Бурятия. Необходимым моментом в нашей работе являлась разработка критериев и показателей уровня сформированности знаний об озере Байкал у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
В работе использовались критерии оценки знаний, выделенные, которые включают познавательный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
А.И. Ивановой в программе «Живая экология»
Цель мониторинга – определить образовательные и воспитательные задачи в области естественных наук, экологии, доступные для понимания детей первых 7 лет жизни.
Задачи мониторинга – выделить основные экологические понятия, которые могут быть усвоены детьми первых 7 лет жизни. Проследить возрастную динамику их формирования при переходе детей из одной возрастной группы в другую. В данном мониторинге учитывались три перечня основных экологических понятий, доступных для детей дошкольного возраста:
- Мир животных Байкала
- Мир растений Байкала
- Роль человека в природе
Средняя группа
Растения
Охрана природы: иметь желание ухаживать за растениями групповой комнаты, участка. Активно проявлять это желание при общении со взрослыми. Начать совершенствовать некоторые простейшие операции по уходу за растениями.
Планируемый результат: знать названия кустарников, деревьев, лесных ягод, грибов среди них обязательно мухомор. Запомнить, как выглядят наиболее распространенные в данной местности ядовитые грибы и растения, научить отличать их от неядовитых.
Познакомиться с таким органом растения, как корень. Получить первичные представления о значении корня: он служит для укрепления растений в почве, для всасывания воды и питательных веществ.
Узнать, что у растений есть семена. Различать по внешнему виду семена 2-3 видов растений.
Обобщенные понятия: Уловить общие закономерности сезонных изменений в жизни растений. Запомнить последовательность смены времен года и внешний вид растений весной, летом, осенью, зимой.
Уметь группировать растения по нескольким признакам: по внешнему виду – деревья, кустарники, травы. По месту произрастания – лес, поля; по использованию в пищу – фрукты, ягоды, грибы.
Животные
Охрана природы: положительно реагировать на животных. Иметь желание ухаживать за ними. Подкармливать в трудное время года.
Планируемый результат: отличать по внешнему виду и издаваемым звукам насекомых; рыб птиц, зверей. Узнавать животных в загадках и по описанию.
Начать самому описывать животных в дидактических играх, по мнемотаблицам. Запомнить, что детеныши отличаются от взрослых зверей не только по размеру, но и по некоторым другим признакам, они беззащитны.
Обобщенные понятия: Начать находить и сходство, и различие между животными. Понимать пользу, приносимую дикими животными.
Познакомиться с несколькими способами перенесения неблагоприятных условий зимой: медведь, некоторые бабочки спят, белки, бурундуки устраивают жилища и запасают корм.
Запомнить, как некоторые животные спасаются от врагов: защитные покровы тела, прячутся в норы, бегство.
Средняя группа
Фамилия, имя ребёнка | Знание ареала животных (10-15 зверей) | 3-4 вида птиц | 2-3 вида рыб | 3-5 видов насекомых | 3-4 вида деревьев | 1-3 вида кустарников | 1-2 вида травянистых растений | 1-2 вида лесных ягод | 2-4 вида грибов | |||||||||
сентяб | май | сентяб | май | сентяб | май | сентяб | май | сентяб | май | сентяб | май | сентяб | май | сентяб | май | сентяб | май | |
Старшая группа
Растения
Охрана природы: понимать значение растений в природе. Не уничтожать без нужды сорные растения. Понять, что по отношению к природе не бывает ни полезных, ни вредных растений: таковыми они считаются только по отношению к человеку.
Планируемый результат: отличать деревья, кустарники, травянистые растения, ягоды, грибы. Познакомиться с ролью света в жизни растений, проводить соответствующие наблюдения и эксперименты в природе. Запомнить и понять значение каждого органа растения. Понять, что плод образуется из цветка, он нужен растению, потому что в плоде формируются семена.
Умеют самостоятельно составить рассказ о растении
Начать вести фенологические наблюдения
Выпускать календарь природы 1-2 раза в сезон.
Экологические понятия: уметь выделять не только различие, но и сходство в строении растений.
Делать обобщения на основе сходства, т.е. группировать растения по разным признакам: по жизненной форме – трава, куст, дерево; по строению листьев – лиственные, хвойные; по способу использования – ядовитые, лекарственные, пищевые; по месту обитания – лесные, полевые, степные.
Глубже понять значение питательных веществ для растений. Запомнить, что для жизни растений необходимы вода, свет, тепло, почва.
Понимать зависимость сезонных изменений растений от изменений в неживой природе. Понимать значение растений не только для человека, но и в природе: они служат кормом для животных, являются домом для многих из них, сохраняют влагу в почве, очищают воздух.
Понимать относительность деления растений на полезные и вредные: из многих сорняков делают лекарства, их используют на корм скоту, ими питаются многочисленные животные, свободно живущие в лесу.
Животные
Охрана природы: начать осознавать значение животных в природе. Понимать красоту всех животных, не делить их на красивых и противных. Не иметь желания пугать животных, причинять им вред, не разорять нор и гнезд. Уметь заметить животных, оказавшихся в беде, стараться помочь им самостоятельно или приглашать для этого взрослых
Планируемый результат: узнать насекомых, 2-3 вида бабочек, познакомиться с некоторыми сведениями о них. Запомнить перелетных и зимующих птиц, млекопитающих, знать внешний вид среду обитания, образ жизни. Глубже изучить диких млекопитающих (зайца, волка, медведя, лисы, белки и т.д.)
на примере некоторых птиц глубже познакомиться с гнездованием и выведение птенцов.
Экологические понятия: уметь находить не только различие, но и сходство в строении и поведении птиц.
Делать обобщения на основе признаков сходства, для чего объединять животных в группы: по способу передвижения – летающие. Плавающие и т.д. По способу питания - хищные, травоядные; по окраске – маскирующиеся и хорошо заметные; по месту обитания – леса, степи, горы.
Начать понимать приспособительное значение строения некоторых частей тела животного: у быстро бегающих ноги бывают длинными, у прыгающих задние ноги длиннее и сильнее передних; все хищные имеют острые зубы и когти, все летающие имеют крылья.
Усвоить общие закономерности сезонных изменений в жизни знакомых животных
Иметь обобщенные представления о жизни зимующих птиц в разные сезоны года.
Запомнить, что растения служат пищей для растительноядных животных, а те в свою очередь, для хищных.
Устанавливать причинно-следственные связи между неживой природой, растениями и животными.
Старшая группа
Фамилия, имя ребёнка | Знание ареала животных (16-17 зверей) | 3-4 вида перелетных птиц; 4-5 зимующих | 4-5 видов рыб | 2-3 вида бабочек, 6-7 видов насекомых (сведения о них) | 5-6 вида деревьев | 4-5 вида кустарников | 3-4 вида травянистых растений | 3-4 вида лесных ягод | 3-4 вида грибов | Знание о эндемиках озера Байкал | Знание красной книги | |||||||||||
сентяб | май | сентяб | май | сентяб | май | сентяб | май | сентяб | май | сентяб | май | сентяб | май | сентяб | май | сентяб | май | сентяб | май | сент | май | |
Подготовительная группа
Растения
Охрана природы: продолжать знакомство и содержанием Красной Книги Бурятии. Знать названия некоторых растений занесенных в Красную Книгу. Осознавать, что исчезновение растений сделает невозможным существование животных и в конечном итоге приведет к гибели человека.
Планируемый результат: распознавать внешнему виду и другим признакам деревья, кустарники, травянистые растения, грибы. Знать названия первых весенних цветов, отличать их в природе и на фотографиях. Заметить, что у растений одни и те же органы могут иметь разный вид (стволы у деревьев толстые, у кустарников поменьше, у травянистых растений небольшими); листья могут быть мелкими и крупными, цельными и рассеченными.
Экологические понятия: знать о многообразии размножения растений: семенами, клубнями, листьями, корнеплодами…осознавать, что растению для нормального развития необходимо сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва. Понимать роль климата. Получить первичные элементарные понятия о значении физиологического покоя растений зимой. Связывать «зимний сон» растений с недостатком благоприятных условий. Уметь по внешнему виду различать растения, приспособленные к жизни в разных условиях : листья теневыносливых растений имеют темно-зеленую окраску, светолюбивых – светло-зеленую; растения, растущие на солнцепеке, обычно имеют белесый оттенок - полынь, тысячелистник.
Убедиться на опыте, что в загороженных от ветра и хорошо прогреваемых солнцем местах растения распускаются раньше, чем на ветру и в тени.
На практике убедиться, что веточки срезанные зимой, либо не распускаются, либо распускаются дольше, чем весной.
Помнить, что растения являются живыми организмами, поскольку они дышат, питаются, растут и размножаются.
Животные
Охрана природы: понимать, что для нормальной жизни животным требуется одновременно несколько условий.
Понимать, что прирученных животных нельзя выпускать на волю.
Осознать значение животных не только для человека, но и в природе. Познакомиться с профессией егеря. Её значением и необходимостью.
Продолжать знакомство с Красной Книгой, с животными, занесенными в Красную Книгу. Осознавать, что исчезновение животных сделает невозможным существование животных и в конечном итоге приведет к гибели человека.
Планируемый результат: продолжать знакомиться с животными родного края. Выявлять по фотографиям, в чем проявляется связь организма и среды обитания, признаки приспособления животных к добыванию пищи, спасению от врагов, к передвижению; наблюдать за гнездованием птиц в природе. Обращать внимание, что некоторые птицы прыгают, ходят – связать это с особенностью строения и длиной ног.
Экологические понятия: выделять признаки приспособления животных к среде обитания, видеть общее у животных, относящихся к разным систематическим группам, но приспособленным к сходным условиям жизни:
по способу передвижения: все летающие имеют крылья; у плавающих – плавники; лазающие по деревьям имеют когти.
По защите от врагов: одни имеют колючие и вредные покровы, другие маскируются, третьи прячутся. Быстро бегающие и т.д.
По приспособлению к холоду: там, где холоднее звери имеют более теплую и густую шерсть.
По приспособлению к неблагоприятным условиям: уходят в спячку…
По характеру питания.
Знать, как рыбы приспособлены к жизни в воде, а птицы – к жизни в воздухе. Связывать форму тела, клюва, строение зубов, конечностей с особенностями поведения и добывания пищи.
Знать три способа размножения: икрометание (рыбы, жабы, лягушки), откладку яиц (черви, насекомые, улитки), живорождение (некоторые рыбы и насекомые, все звери высшие)
Понимать средообразующую роль родителей: согревают детенышей, выкармливают, защищают от врагов, учат передвигаться, прятаться, добывать пищу.
Подготовительная группа
Фамилия, имя ребёнка | Знание ареала животных (18-22 зверей) | 5-6 вида перелетных птиц; 6-7 зимующих | 6-7 вида рыб | 2-3 вида бабочек 7-8 видов насекомых | 6 -7 видов деревьев | 6-7 видов кустарников | 5-7 видов травянистых растений | 5-6 видов лесных ягод | 5 видов грибов | Знание Красной Книги | Знание о эндемиках озера Байкал |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты освоения воспитанниками программ воспитания и развития
Результаты освоения воспитанниками программ воспитания и развития...

Результаты освоения воспитанниками программ воспитания и развития
В детском саду № 226 ОАо "РЖД" реализуются современные образовательные программы и методики дошкольного образования, используются информационные технологии, создана комплексная ...

Результаты освоения воспитанниками программ дополнительного образования за 2015-2018 гг
Результаты освоения воспитанниками программ дополнительного образования...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Игралочка»
мониторинг...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования "Юный натуралист"
мониторинг...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Колесо истории» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2018-2019 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Колесо истории» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и к...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Русский быт» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Русский быт» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на нача...