Программа по основам художественного ремесла кружок «Затейники» на 2008-2010 учебные годы
рабочая программа (старшая группа) на тему

Нестерова Наталья Владимировна

Пояснительная записка

            Сейчас как никогда остро стоит вопрос возрождения национальных ремёсел. Лепка из теста, папье-маше, лоскутная мозаика – древнейшие из них. Они вошли в наш быт, завоевали призвание у любителей рукоделия, заинтересовали детей.

 

Цель программы:

            Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области таких видов декоративно-прикладного искусства, как тестопластика, папье-маше.

 

Задачи программы:

• вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать не­обходимые практические умения и навыки;

• приобщить дошкольников к на­родному искусству;

• реализовать духовные, эстети­ческие и творческие способности вос­питанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышле­ние;

• воспитывать художественно-эс­тетический вкус, трудолюбие, акку­ратность;

• помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

            Настоящая программа предназ­начена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, рассчитана на два года обучения и поэтапное освое­ние материала.

            Занятия в группе первого года обучения проходят один раз в неделю и длятся 25 минут, всего 36 занятий в год. Занятия в группе второго года обучения проходят один раз в неделю и длятся 30 минут, всего 36 занятий в год.

            В группу 1-го года обучения при­нимаются дети 5-6 лет. Специального отбора не производится. В группу 2-го года обучения принимаются дети 6-7 лет, освоившие базовый курс, при наличии соответствующего уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на ин­дивидуальных занятиях.

            1-й год обучениябазовый курс. На данном этапе осуществляется знакомство детей с такими видами де­коративно-прикладного искусства, как тестопластика и папье-маше, осо­бенностями используемого в работе материала, обучение простейшим технологическим приемам работы с тестом и папье-маше, а также навы­кам в пользовании основными инст­рументами. Дети приобретают пер­вичный опыт участия в представлении работ: демонстрируют свои изделия в дошкольном учреждении.

 

           

 

            2-й год обученияосновной курс. На данном этапе осуществляется

углубленное изучение технологий тестопластики и папье-маше, закрепля­ются ранее полученные знания и уме­ния, осваиваются более сложные при­емы ремесла: идет знакомство с лос­кутной пластикой, освоение техноло­гических приемов работы с лоскутом. На этом этапе проявляется творческая активность детей, способность созда­вать необычные изделия на основе ра­нее полученных знаний, используя различные материалы. Дети готовят свои работы для показа на городских выставках и конкурсах. Творческие ра­боты характеризуются:

  • появлением индивидуального почерка;
  • интересным решением сюжета;
  • правильным выбором цвето­вого сочетания;
  • подчинением законам компо­зиции;
  • целостностью, художественной логикой.

            Значительное место в содержа­нии программы занимают вопросы цветоведения - язык цвета, света, ли­ний, пятен. Живописные задания поз­воляют детям приобрести навыки эмоционального использования цве­та, смешения красок, расширить кра­сочную палитру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка»

г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ»

 

                                                                                                                                                                                                   Утверждаю                                                                                                                                                                    Заведующая ДОУ «Золушка»                                                                                                                                      _____________Абрамова С.С.

Программа

по основам художественного ремесла

кружок «Затейники»

на 2008-2010 учебные годы

Рассмотрена на педагогическом совете 24 октября 2008 года, протокол №1.

Педагог: Нестерова Наталья Владимировна

г. Холмск

2008 г.

Пояснительная записка

        Сейчас как никогда остро стоит вопрос возрождения национальных ремёсел. Лепка из теста, папье-маше, лоскутная мозаика – древнейшие из них. Они вошли в наш быт, завоевали призвание у любителей рукоделия, заинтересовали детей.

Цель программы:

        Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области таких видов декоративно-прикладного искусства, как тестопластика, папье-маше.

Задачи программы:

• вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

• приобщить дошкольников к народному искусству;

• реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

• воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

• помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

        Настоящая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, рассчитана на два года обучения и поэтапное освоение материала.

        Занятия в группе первого года обучения проходят один раз в неделю и длятся 25 минут, всего 36 занятий в год. Занятия в группе второго года обучения проходят один раз в неделю и длятся 30 минут, всего 36 занятий в год.

        В группу 1-го года обучения принимаются дети 5-6 лет. Специального отбора не производится. В группу 2-го года обучения принимаются дети 6-7 лет, освоившие базовый курс, при наличии соответствующего уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.

        1-й год обучения — базовый курс. На данном этапе осуществляется знакомство детей с такими видами декоративно-прикладного искусства, как тестопластика и папье-маше, особенностями используемого в работе материала, обучение простейшим технологическим приемам работы с тестом и папье-маше, а также навыкам в пользовании основными инструментами. Дети приобретают первичный опыт участия в представлении работ: демонстрируют свои изделия в дошкольном учреждении.

        

        2-й год обучения — основной курс. На данном этапе осуществляется

углубленное изучение технологий тестопластики и папье-маше, закрепляются ранее полученные знания и умения, осваиваются более сложные приемы ремесла: идет знакомство с лоскутной пластикой, освоение технологических приемов работы с лоскутом. На этом этапе проявляется творческая активность детей, способность создавать необычные изделия на основе ранее полученных знаний, используя различные материалы. Дети готовят свои работы для показа на городских выставках и конкурсах. Творческие работы характеризуются:

  • появлением индивидуального почерка;
  • интересным решением сюжета;
  • правильным выбором цветового сочетания;
  • подчинением законам композиции;
  • целостностью, художественной логикой.

        Значительное место в содержании программы занимают вопросы цветоведения - язык цвета, света, линий, пятен. Живописные задания позволяют детям приобрести навыки эмоционального использования цвета, смешения красок, расширить красочную палитру.

Ожидаемый результат

        В результате освоения программы повышается уровень общей осведомленности и познавательной активности, расширяются творческие возможности детей, формируется устойчивая потребность к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, тяга к искусству, истории, культуре.

Формы и методы педагогической деятельности

        Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-игры-беседы, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии и другие. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познаванию и творчеству.

        На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, используются элементы проектного обучения.

        Большое внимание уделяется экскурсиям в городской музей, художественную школу, Дом детского творчества, где воспитанники познают окружающий мир, знакомятся с различными видами художественного и декоративно-прикладного искусства, отечественной историей и традициями. Сотрудничество с Домом детского творчества сближает дошкольное и дополнительное образование детей. Это прекрасная возможность включения их в художественную деятельность.

Учебно-тематический план 1-го года обучения

кружок «Затейники»

Месяц

Неделя

Тема

Количество занятий

Источник

Сентябрь

1

Диагностика (1 подгруппа 6 человек)

2

См. научно-технический журнал для педагогов от «А до Я»

стр. 102

2

Диагностика (2 подгруппа 6 человек)

3

Вводное занятие «История и особенности тестопластики»

1

См. научно-технический журнал для педагогов от «А до Я»

стр. 97

4

По замыслу

Октябрь

1

Панно «Натюрморт» (овощи)

3

Анна Фирсова «Чудеса из солёного теста»

Стр. 20

2

Роспись Натюрморта с овощами

3

Декоративная тарелочка (ягоды, фрукты), цветное тесто

4

По замыслу

Ноябрь

1

Игрушки на каркасе «Весёлый народец» (изготовление болванки)

3

См. научно-технический журнал для педагогов от «А до Я»

стр. 97

2

Лепка игрушек «Весёлый народец»

3

Декоративная роспись игрушек (по мотивам дымковской игрушки)

4

По замыслу

Декабрь

1

Проектное обучение «Путешествие в страну Снеговика»

3

См. научно-технический журнал для педагогов от «А до Я»

стр. 97

2

Роспись Снеговика

3

Ура! Новый год (цветное тесто)

4

По замыслу

Январь

1

Вводное занятие «История и особенности папье-маше»

1

См. научно-технический журнал для педагогов от «А до Я»

стр. 97

2

Проектное обучение «Бабушкины куклы – Берегиня к празднику рождества Христова» (цветное тесто)

2

3

«Украшение для куклы Берегине (бусы, папье-маше)»

Рей Гибсон «Делай и играй»

Стр. 12

4

По замыслу

Февраль

1

Барельеф «Валентиночка» (тесто)

3

См. научно-технический журнал для педагогов от «А до Я»

стр. 97

2

Декорирование валентиночки

3

Украшение ко дню всех влюблённых (папье-маше)

4

По замыслу

Март

1

Сувениры для пап и дедушек (цветное тесто)

1

См. научно-технический журнал для педагогов от «А до Я»

стр. 98

2

Подарки для мам и бабушек (папье-маше)

1

3

Роспись поделок

4

По замыслу

Апрель

1

Коллективная работа «Рыбки в аквариуме» (изготовление аквариума (папье-маше))

3

Анна Фирсова «Чудеса из солёного теста»

Стр. 26

2

Лепка рыбок для аквариума (тесто)

3

Декорирование готовых изделий

4

По замыслу

Май

1

Проектное обучение «Как зовут тебя кукла» (изготовление куклы, цветное тесто-солома)

3

См. научно-технический журнал для педагогов от «А до Я»

стр. 98

2

Лепка кроватки для куклы (цветное тесто)

Рей Гибсон «Делай и играй»

Стр. 25

3

«Еда для пикника куклы» (цветное тесто)

4

По замыслу

( подведение итогов) Чаепитие.

Содержание образовательной программы 1-го года обучения

1. Вводное занятие «История и особенности тестопластики»

История и особенности тестопластики. Тесто как материал для лепки. Организация рабочего места, название и назначение инструментов и приспособлений.

2. Панно «Натюрморт»

Коллективная работа группы

Подготовка эскиза. Знакомство с рельефными формами. Лепка небольших картин. Отделка работы тестовыми налепами. Роспись основы панно. Роспись натюрморта. Подборка красок в соответствии с передаваемым изображением. Понятие «тон».

3. Игрушки на каркасе «Веселый народец»

Знакомство с последовательностью изготовления болванки для игрушки и ее исполнение. Лепка игрушки с использованием разных приемов. Отработка приема «целое из частей». Роспись игрушки: подбор красок, название основных и составных цветов, значение слов «палитра», «гуашь».

4. Проектное обучение «Путешествие в страну Снеговика»

История Снеговика. Снеговик из глины и дерева. Рассматривание альбома «Русская народная игрушка». Изготовление болванки. Лепка Снеговика. Закрепление приемов лепки. Роспись Снеговика. Передача выразительности — создание новых тонов оттенков. Отработка приема «смешение цвета с белилами».

5. Вводное занятие «История особенности папье-маше»

История папье-маше, его видь основные приемы лепки.

6. Проектное обучение «Бабушкины куклы — Берегиня»

Беседа о кукле Берегине и ее изготовление.

7. Барельеф «Валентинка»

Беседа о Дне святого Валентина. Изготовление изделий из теста и папье-маше, их основные особенности. Декорирование изделий с использованием гуаши и других материалов. Самостоятельный подбор оптимальных цветовых сочетаний. Отработка приема «волнистые линии».

8. Сувениры для папы, дедушки

Беседа «Богатырь - защитник земли, народа, красоты». Дидактическая игра «Богатыри-воины». Обсуждение конструкции игрушки. Составление плана работы. Самостоятельная художественная деятельность детей.

9. Сувениры для мамы, бабушки

Показ приемов создания изделий из папье-маше, теста. Уточнение основных этапов работы. Лепка из папье-маше — основы для кулона, броши и др. Лепка из теста, украшение налепами. Роспись изделий из теста, декорирование тканью основы из папье-маше.

10. Коллективная работа «Птичья семейка»

Выполнение тренировочных упражнений по нарезанию узких тестовых полос (хвост, крылья птиц). Лепка птиц, крашение гуашью.

11. Проектное обучение «Как тебя зовут, кукла?»

История подарочной куклы «Лоскуточек-ангелочек». Показ основных приемов изготовление куклы с привлечением детей. Лепка куклы.

12. По замыслу. Подведение итогов

Подведение итогов. Чаепитие.

По замыслу

Создание объемных и рельефных изображений. Лепка игрушек и панно. Декорирование изделий. Совершенствование художественных навыков.

Учебно-тематический план 2-го года обучения

 кружок «Затейники»

Месяц

Неделя

Тема

Количество занятий

Источник

Сентябрь

1

Вводное занятие азбука тестопластики «Весёлые буквы» (цветное тесто)

1

См. научно-технический журнал для педагогов «от А до Я»

стр. 100

2

Коллективная работа «Коллекция жуков»

2

3

Декорирование жуков

4

По замыслу

Октябрь

1

Проектное обучение «Я Петрушка – шапка на макушке»

3

См. научно- технический журнал для педагогов «от А до Я»

стр. 100

2

«Угощение для Петрушки» (булочки, пирожные)

Рей Гибсон «Делай и играй»

Стр. 22

3

Декорирование Петрушки и угощения

4

По замыслу

Ноябрь

1

Барельеф из цветного теста «Четвероногий друг»

2

1

Анна Фирсова «Чудеса из солёного теста»

Стр. 28

2

«Кошка на подушке»

Рей Гибсон «Делай и играй»

Стр. 6

3

Вводное занятие «Открытие новых свойств бумаги» (папирусная бумага)

 См. научно-технический журнал для педагогов «от А до Я»

стр. 101

4

По замыслу

Декабрь

1

Новогодние фантазии «Лавка – сувениров» (папье-маше)

3

См. научно-технический журнал для педагогов «от А до Я»

стр. 101

2

«В гостях у Деда Мороза и Снегурочки» (папье-маше)

3

Оформление сувениров (ткань)

4

По замыслу

Январь

1

Вводное занятие «Технология аппликации из ткани»

1

См. научно-технический журнал для педагогов «от А до Я»

стр. 101

2

Растения из лоскутков (ткань) «Чедо-дерево»

3

3

«В зимнем лесу» (ткань)

4

По замыслу

Февраль

1

«Животные дикого леса» (ткань)

См. научно-технический журнал для педагогов «от А до Я»

стр.101

2

Барельеф «Валентинки» (цветное тесто)

2

3

«Подарки для любимых друзей» (цветное тесто)

4

По замыслу

Март

1

Подарки для папы «Рамочка для фотографии» (цветное тесто)

3

См. научно-технический журнал для педагогов «от А до Я»

стр. 101

2

Подарки для мамы «Нежная фиалка или корзинка с розами»

 ( тесто, папье-маше)

3

Декорирование подарков

4

По замыслу

Апрель

1

Пасхальный сувенир «Изготовление пасхальных яиц» (папье-маше)

3

См. научно-технический журнал для педагогов «от А до Я»

стр. 101

2

Роспись пасхальных яиц

3

«Пасхальный пирог» (цветное тесто)

Рей Гибсон «Делай и играй»

Стр. 18

4

По замыслу

Май

1

Проектное обучение «Русская матрёшка» (папье-маше)

3

См. научно-технический журнал для педагогов «от А до Я»

стр. 102

2

Декорирование матрёшки по русским народным мотивам

3

«Матрёшкины друзья»

4

По замыслу

( подведение итогов) Чаепитие.

Содержание образовательной программы 2-го года обучения

1. Вводное занятие «Азбука тестопластики»

Закрепление основных приемов лепки. Особенности организации рабочего места.

2. Коллективная работа «Коллекция жуков»

Изготовление жуков из теста. Формообразующие движения. Лепка из целого куска с добавлением деталей. Роспись жуков. Сочетание цвета.
Теплые и холодные цвета.

3. Проектное обучение «Я Петрушка — шапка на макушке»

История Петрушки. Изготовление куклы конструктивным способом. Уточнение приемов работы с гуашью. Украшение куклы дополнительны материалом.

4. Барельеф из цветного теста

Создание рельефной композиции: подготовка основания-пластины, наложение деталей, роспись изделия.

5. Вводное занятие «Открытие новых свойств бумаги (маширование)»

Знакомство с новыми свойствами бумаги. Закрепление основных приемов лепки. Создание композиций из бумажного теста.

6. Новогодние фантазии «Лавка сувениров»

Изготовление сувениров из папье-маше. Приемы вытягивания и налепов. Покраска изделий и их декорирование тканью. Ознакомление с приемами оформления тканью.

7. Вводное занятие «Технология изготовления аппликаций из ткани»

Основные виды лоскутной техники. Необходимые материалы. Правила техники безопасности.

8. Растения из лоскутков

Создание растений в технике слоеной аппликации. Подбор красивых цветовых сочетаний.

9. Барельеф «Валентинка»

Создание поделок с использованием различных способов обработки теста. Самостоятельное дополнение образа деталями из теста.

10. Подарки для пап и мам

Создание выразительных и нарядных изделий из теста и папье-маше. Индивидуальная творческая работа.

11. Пасхальный сувенир

Изготовление пасхального сувенира из папье-маше. Миниатюрная роспись по яйцам.

12. Проектное обучение «Русская матрешка»

История матрешки. Изготовление куклы из папье-маше. Закрепление приемов лепки. Знакомство с разными росписями матрешек. Самостоятельный выбор и роспись.

13. По замыслу. Подведение итогов

Закрепление приемов работы с разными материалами. Выполнение творческих работ. Подведение итогов. Выставка работ.

Программа является вариативной. Можно вносить изменение в держание тем, дополнять занятия новыми приемами практического исполнения.

По замыслу

Самостоятельная лепка из бумажного теста, качественное воплощение авторских идей в изделиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы

Задачи  на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в    соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

Аналитическая справка результатов мониторинга во второй младшей группе «Капитошки» в 2016-2017 учебном году. Воспитательно-образовательный процесс во второй младшей группе выстроен на основе образовательной программы дошкольного образования «От Рождения

Аналитическая справка результатов мониторинга во второй младшей группе «Капитошки»  в 2016-2017 учебном году.Воспитательно-образовательный процесс во второй младшей  группе выстр...

Итоги работы по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в 2018-2019 учебном году. 24.10.2019 г.

Одним из приоритетных направлений деятельности в нашем ДОУ в 2018-2019 учебном году было художественно-эстетическое развитие.Основная цель педагогического коллектива ДОУ: создание систе...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 3-7 года жизни.

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....