Программа по основам художественного ремесла кружок «Затейники» на 2008-2010 учебные годы
рабочая программа (старшая группа) на тему
Пояснительная записка
Сейчас как никогда остро стоит вопрос возрождения национальных ремёсел. Лепка из теста, папье-маше, лоскутная мозаика – древнейшие из них. Они вошли в наш быт, завоевали призвание у любителей рукоделия, заинтересовали детей.
Цель программы:
Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области таких видов декоративно-прикладного искусства, как тестопластика, папье-маше.
Задачи программы:
• вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
• приобщить дошкольников к народному искусству;
• реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
• воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
• помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Настоящая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, рассчитана на два года обучения и поэтапное освоение материала.
Занятия в группе первого года обучения проходят один раз в неделю и длятся 25 минут, всего 36 занятий в год. Занятия в группе второго года обучения проходят один раз в неделю и длятся 30 минут, всего 36 занятий в год.
В группу 1-го года обучения принимаются дети 5-6 лет. Специального отбора не производится. В группу 2-го года обучения принимаются дети 6-7 лет, освоившие базовый курс, при наличии соответствующего уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.
1-й год обучения — базовый курс. На данном этапе осуществляется знакомство детей с такими видами декоративно-прикладного искусства, как тестопластика и папье-маше, особенностями используемого в работе материала, обучение простейшим технологическим приемам работы с тестом и папье-маше, а также навыкам в пользовании основными инструментами. Дети приобретают первичный опыт участия в представлении работ: демонстрируют свои изделия в дошкольном учреждении.
2-й год обучения — основной курс. На данном этапе осуществляется
углубленное изучение технологий тестопластики и папье-маше, закрепляются ранее полученные знания и умения, осваиваются более сложные приемы ремесла: идет знакомство с лоскутной пластикой, освоение технологических приемов работы с лоскутом. На этом этапе проявляется творческая активность детей, способность создавать необычные изделия на основе ранее полученных знаний, используя различные материалы. Дети готовят свои работы для показа на городских выставках и конкурсах. Творческие работы характеризуются:
- появлением индивидуального почерка;
- интересным решением сюжета;
- правильным выбором цветового сочетания;
- подчинением законам композиции;
- целостностью, художественной логикой.
Значительное место в содержании программы занимают вопросы цветоведения - язык цвета, света, линий, пятен. Живописные задания позволяют детям приобрести навыки эмоционального использования цвета, смешения красок, расширить красочную палитру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка»
г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ»
Утверждаю Заведующая ДОУ «Золушка» _____________Абрамова С.С.
Программа
по основам художественного ремесла
кружок «Затейники»
на 2008-2010 учебные годы
Рассмотрена на педагогическом совете 24 октября 2008 года, протокол №1.
Педагог: Нестерова Наталья Владимировна
г. Холмск
2008 г.
Пояснительная записка
Сейчас как никогда остро стоит вопрос возрождения национальных ремёсел. Лепка из теста, папье-маше, лоскутная мозаика – древнейшие из них. Они вошли в наш быт, завоевали призвание у любителей рукоделия, заинтересовали детей.
Цель программы:
Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области таких видов декоративно-прикладного искусства, как тестопластика, папье-маше.
Задачи программы:
• вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
• приобщить дошкольников к народному искусству;
• реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
• воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
• помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Настоящая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, рассчитана на два года обучения и поэтапное освоение материала.
Занятия в группе первого года обучения проходят один раз в неделю и длятся 25 минут, всего 36 занятий в год. Занятия в группе второго года обучения проходят один раз в неделю и длятся 30 минут, всего 36 занятий в год.
В группу 1-го года обучения принимаются дети 5-6 лет. Специального отбора не производится. В группу 2-го года обучения принимаются дети 6-7 лет, освоившие базовый курс, при наличии соответствующего уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.
1-й год обучения — базовый курс. На данном этапе осуществляется знакомство детей с такими видами декоративно-прикладного искусства, как тестопластика и папье-маше, особенностями используемого в работе материала, обучение простейшим технологическим приемам работы с тестом и папье-маше, а также навыкам в пользовании основными инструментами. Дети приобретают первичный опыт участия в представлении работ: демонстрируют свои изделия в дошкольном учреждении.
2-й год обучения — основной курс. На данном этапе осуществляется
углубленное изучение технологий тестопластики и папье-маше, закрепляются ранее полученные знания и умения, осваиваются более сложные приемы ремесла: идет знакомство с лоскутной пластикой, освоение технологических приемов работы с лоскутом. На этом этапе проявляется творческая активность детей, способность создавать необычные изделия на основе ранее полученных знаний, используя различные материалы. Дети готовят свои работы для показа на городских выставках и конкурсах. Творческие работы характеризуются:
- появлением индивидуального почерка;
- интересным решением сюжета;
- правильным выбором цветового сочетания;
- подчинением законам композиции;
- целостностью, художественной логикой.
Значительное место в содержании программы занимают вопросы цветоведения - язык цвета, света, линий, пятен. Живописные задания позволяют детям приобрести навыки эмоционального использования цвета, смешения красок, расширить красочную палитру.
Ожидаемый результат
В результате освоения программы повышается уровень общей осведомленности и познавательной активности, расширяются творческие возможности детей, формируется устойчивая потребность к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, тяга к искусству, истории, культуре.
Формы и методы педагогической деятельности
Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-игры-беседы, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии и другие. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познаванию и творчеству.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, используются элементы проектного обучения.
Большое внимание уделяется экскурсиям в городской музей, художественную школу, Дом детского творчества, где воспитанники познают окружающий мир, знакомятся с различными видами художественного и декоративно-прикладного искусства, отечественной историей и традициями. Сотрудничество с Домом детского творчества сближает дошкольное и дополнительное образование детей. Это прекрасная возможность включения их в художественную деятельность.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
кружок «Затейники»
Месяц | Неделя | Тема | Количество занятий | Источник |
Сентябрь | 1 | Диагностика (1 подгруппа 6 человек) | 2 | См. научно-технический журнал для педагогов от «А до Я» стр. 102 |
2 | Диагностика (2 подгруппа 6 человек) | |||
3 | Вводное занятие «История и особенности тестопластики» | 1 | См. научно-технический журнал для педагогов от «А до Я» стр. 97 | |
4 | По замыслу | |||
Октябрь | 1 | Панно «Натюрморт» (овощи) | 3 | Анна Фирсова «Чудеса из солёного теста» Стр. 20 |
2 | Роспись Натюрморта с овощами | |||
3 | Декоративная тарелочка (ягоды, фрукты), цветное тесто | |||
4 | По замыслу | |||
Ноябрь | 1 | Игрушки на каркасе «Весёлый народец» (изготовление болванки) | 3 | См. научно-технический журнал для педагогов от «А до Я» стр. 97 |
2 | Лепка игрушек «Весёлый народец» | |||
3 | Декоративная роспись игрушек (по мотивам дымковской игрушки) | |||
4 | По замыслу | |||
Декабрь | 1 | Проектное обучение «Путешествие в страну Снеговика» | 3 | См. научно-технический журнал для педагогов от «А до Я» стр. 97 |
2 | Роспись Снеговика | |||
3 | Ура! Новый год (цветное тесто) | |||
4 | По замыслу | |||
Январь | 1 | Вводное занятие «История и особенности папье-маше» | 1 | См. научно-технический журнал для педагогов от «А до Я» стр. 97 |
2 | Проектное обучение «Бабушкины куклы – Берегиня к празднику рождества Христова» (цветное тесто) | 2 | ||
3 | «Украшение для куклы Берегине (бусы, папье-маше)» | Рей Гибсон «Делай и играй» Стр. 12 | ||
4 | По замыслу | |||
Февраль | 1 | Барельеф «Валентиночка» (тесто) | 3 | См. научно-технический журнал для педагогов от «А до Я» стр. 97 |
2 | Декорирование валентиночки | |||
3 | Украшение ко дню всех влюблённых (папье-маше) | |||
4 | По замыслу | |||
Март | 1 | Сувениры для пап и дедушек (цветное тесто) | 1 | См. научно-технический журнал для педагогов от «А до Я» стр. 98 |
2 | Подарки для мам и бабушек (папье-маше) | 1 | ||
3 | Роспись поделок | |||
4 | По замыслу | |||
Апрель | 1 | Коллективная работа «Рыбки в аквариуме» (изготовление аквариума (папье-маше)) | 3 | Анна Фирсова «Чудеса из солёного теста» Стр. 26 |
2 | Лепка рыбок для аквариума (тесто) | |||
3 | Декорирование готовых изделий | |||
4 | По замыслу | |||
Май | 1 | Проектное обучение «Как зовут тебя кукла» (изготовление куклы, цветное тесто-солома) | 3 | См. научно-технический журнал для педагогов от «А до Я» стр. 98 |
2 | Лепка кроватки для куклы (цветное тесто) | Рей Гибсон «Делай и играй» Стр. 25 | ||
3 | «Еда для пикника куклы» (цветное тесто) | |||
4 | По замыслу ( подведение итогов) Чаепитие. |
Содержание образовательной программы 1-го года обучения
1. Вводное занятие «История и особенности тестопластики»
История и особенности тестопластики. Тесто как материал для лепки. Организация рабочего места, название и назначение инструментов и приспособлений.
2. Панно «Натюрморт»
Коллективная работа группы
Подготовка эскиза. Знакомство с рельефными формами. Лепка небольших картин. Отделка работы тестовыми налепами. Роспись основы панно. Роспись натюрморта. Подборка красок в соответствии с передаваемым изображением. Понятие «тон».
3. Игрушки на каркасе «Веселый народец»
Знакомство с последовательностью изготовления болванки для игрушки и ее исполнение. Лепка игрушки с использованием разных приемов. Отработка приема «целое из частей». Роспись игрушки: подбор красок, название основных и составных цветов, значение слов «палитра», «гуашь».
4. Проектное обучение «Путешествие в страну Снеговика»
История Снеговика. Снеговик из глины и дерева. Рассматривание альбома «Русская народная игрушка». Изготовление болванки. Лепка Снеговика. Закрепление приемов лепки. Роспись Снеговика. Передача выразительности — создание новых тонов оттенков. Отработка приема «смешение цвета с белилами».
5. Вводное занятие «История особенности папье-маше»
История папье-маше, его видь основные приемы лепки.
6. Проектное обучение «Бабушкины куклы — Берегиня»
Беседа о кукле Берегине и ее изготовление.
7. Барельеф «Валентинка»
Беседа о Дне святого Валентина. Изготовление изделий из теста и папье-маше, их основные особенности. Декорирование изделий с использованием гуаши и других материалов. Самостоятельный подбор оптимальных цветовых сочетаний. Отработка приема «волнистые линии».
8. Сувениры для папы, дедушки
Беседа «Богатырь - защитник земли, народа, красоты». Дидактическая игра «Богатыри-воины». Обсуждение конструкции игрушки. Составление плана работы. Самостоятельная художественная деятельность детей.
9. Сувениры для мамы, бабушки
Показ приемов создания изделий из папье-маше, теста. Уточнение основных этапов работы. Лепка из папье-маше — основы для кулона, броши и др. Лепка из теста, украшение налепами. Роспись изделий из теста, декорирование тканью основы из папье-маше.
10. Коллективная работа «Птичья семейка»
Выполнение тренировочных упражнений по нарезанию узких тестовых полос (хвост, крылья птиц). Лепка птиц, крашение гуашью.
11. Проектное обучение «Как тебя зовут, кукла?»
История подарочной куклы «Лоскуточек-ангелочек». Показ основных приемов изготовление куклы с привлечением детей. Лепка куклы.
12. По замыслу. Подведение итогов
Подведение итогов. Чаепитие.
По замыслу
Создание объемных и рельефных изображений. Лепка игрушек и панно. Декорирование изделий. Совершенствование художественных навыков.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
кружок «Затейники»
Месяц | Неделя | Тема | Количество занятий | Источник |
Сентябрь | 1 | Вводное занятие азбука тестопластики «Весёлые буквы» (цветное тесто) | 1 | См. научно-технический журнал для педагогов «от А до Я» стр. 100 |
2 | Коллективная работа «Коллекция жуков» | 2 | ||
3 | Декорирование жуков | |||
4 | По замыслу | |||
Октябрь | 1 | Проектное обучение «Я Петрушка – шапка на макушке» | 3 | См. научно- технический журнал для педагогов «от А до Я» стр. 100 |
2 | «Угощение для Петрушки» (булочки, пирожные) | Рей Гибсон «Делай и играй» Стр. 22 | ||
3 | Декорирование Петрушки и угощения | |||
4 | По замыслу | |||
Ноябрь | 1 | Барельеф из цветного теста «Четвероногий друг» | 2 1 | Анна Фирсова «Чудеса из солёного теста» Стр. 28 |
2 | «Кошка на подушке» | Рей Гибсон «Делай и играй» Стр. 6 | ||
3 | Вводное занятие «Открытие новых свойств бумаги» (папирусная бумага) | См. научно-технический журнал для педагогов «от А до Я» стр. 101 | ||
4 | По замыслу | |||
Декабрь | 1 | Новогодние фантазии «Лавка – сувениров» (папье-маше) | 3 | См. научно-технический журнал для педагогов «от А до Я» стр. 101 |
2 | «В гостях у Деда Мороза и Снегурочки» (папье-маше) | |||
3 | Оформление сувениров (ткань) | |||
4 | По замыслу | |||
Январь | 1 | Вводное занятие «Технология аппликации из ткани» | 1 | См. научно-технический журнал для педагогов «от А до Я» стр. 101 |
2 | Растения из лоскутков (ткань) «Чедо-дерево» | 3 | ||
3 | «В зимнем лесу» (ткань) | |||
4 | По замыслу | |||
Февраль | 1 | «Животные дикого леса» (ткань) | См. научно-технический журнал для педагогов «от А до Я» стр.101 | |
2 | Барельеф «Валентинки» (цветное тесто) | 2 | ||
3 | «Подарки для любимых друзей» (цветное тесто) | |||
4 | По замыслу | |||
Март | 1 | Подарки для папы «Рамочка для фотографии» (цветное тесто) | 3 | См. научно-технический журнал для педагогов «от А до Я» стр. 101 |
2 | Подарки для мамы «Нежная фиалка или корзинка с розами» ( тесто, папье-маше) | |||
3 | Декорирование подарков | |||
4 | По замыслу | |||
Апрель | 1 | Пасхальный сувенир «Изготовление пасхальных яиц» (папье-маше) | 3 | См. научно-технический журнал для педагогов «от А до Я» стр. 101 |
2 | Роспись пасхальных яиц | |||
3 | «Пасхальный пирог» (цветное тесто) | Рей Гибсон «Делай и играй» Стр. 18 | ||
4 | По замыслу | |||
Май | 1 | Проектное обучение «Русская матрёшка» (папье-маше) | 3 | См. научно-технический журнал для педагогов «от А до Я» стр. 102 |
2 | Декорирование матрёшки по русским народным мотивам | |||
3 | «Матрёшкины друзья» | |||
4 | По замыслу ( подведение итогов) Чаепитие. |
Содержание образовательной программы 2-го года обучения
1. Вводное занятие «Азбука тестопластики»
Закрепление основных приемов лепки. Особенности организации рабочего места.
2. Коллективная работа «Коллекция жуков»
Изготовление жуков из теста. Формообразующие движения. Лепка из целого куска с добавлением деталей. Роспись жуков. Сочетание цвета.
Теплые и холодные цвета.
3. Проектное обучение «Я Петрушка — шапка на макушке»
История Петрушки. Изготовление куклы конструктивным способом. Уточнение приемов работы с гуашью. Украшение куклы дополнительны материалом.
4. Барельеф из цветного теста
Создание рельефной композиции: подготовка основания-пластины, наложение деталей, роспись изделия.
5. Вводное занятие «Открытие новых свойств бумаги (маширование)»
Знакомство с новыми свойствами бумаги. Закрепление основных приемов лепки. Создание композиций из бумажного теста.
6. Новогодние фантазии «Лавка сувениров»
Изготовление сувениров из папье-маше. Приемы вытягивания и налепов. Покраска изделий и их декорирование тканью. Ознакомление с приемами оформления тканью.
7. Вводное занятие «Технология изготовления аппликаций из ткани»
Основные виды лоскутной техники. Необходимые материалы. Правила техники безопасности.
8. Растения из лоскутков
Создание растений в технике слоеной аппликации. Подбор красивых цветовых сочетаний.
9. Барельеф «Валентинка»
Создание поделок с использованием различных способов обработки теста. Самостоятельное дополнение образа деталями из теста.
10. Подарки для пап и мам
Создание выразительных и нарядных изделий из теста и папье-маше. Индивидуальная творческая работа.
11. Пасхальный сувенир
Изготовление пасхального сувенира из папье-маше. Миниатюрная роспись по яйцам.
12. Проектное обучение «Русская матрешка»
История матрешки. Изготовление куклы из папье-маше. Закрепление приемов лепки. Знакомство с разными росписями матрешек. Самостоятельный выбор и роспись.
13. По замыслу. Подведение итогов
Закрепление приемов работы с разными материалами. Выполнение творческих работ. Подведение итогов. Выставка работ.
Программа является вариативной. Можно вносить изменение в держание тем, дополнять занятия новыми приемами практического исполнения.
По замыслу
Самостоятельная лепка из бумажного теста, качественное воплощение авторских идей в изделиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...
Аналитическая справка результатов мониторинга во второй младшей группе «Капитошки» в 2016-2017 учебном году. Воспитательно-образовательный процесс во второй младшей группе выстроен на основе образовательной программы дошкольного образования «От Рождения
Аналитическая справка результатов мониторинга во второй младшей группе «Капитошки» в 2016-2017 учебном году.Воспитательно-образовательный процесс во второй младшей группе выстр...
План работы с родителями (законными представителями) в средней группе «Затейники» на 2017-2018 учебный год.
Содержание работы с родителями (законными представителями) в средней группе...
Итоги работы по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в 2018-2019 учебном году. 24.10.2019 г.
Одним из приоритетных направлений деятельности в нашем ДОУ в 2018-2019 учебном году было художественно-эстетическое развитие.Основная цель педагогического коллектива ДОУ: создание систе...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 3-7 года жизни.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....