"Стратегия жизненного пути"
консультация на тему

Характеристика возрастных особенностей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategiya_zhiznennogo_puti.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегия жизненного пути человека

Уже на первом году жизни ребенок «втягивается» в деятельностное взаимодействие со взрослым окружением, начинает видеть мир его глазами. Счастье первых лет жизни (до 7 лет) человека заключается в преобладании созерцания над решением жизненных проблем. Мозг ребенка, достигающий полного объема к семи годам, обеспечивает ему интенсивное развитие интеллекта. Через активное взаимодействие с миром дети исследуют сущность бытия, необходимое поведение. Впечатлительность детства не упускает ничего, что может пригодиться в жизни. С годами детская впечатлительность притупляется, но опыт и знания детства дают юности устойчивые формы поведения.

В подростковом возрасте (8-14 лет) осуществляется интенсивная ориентация индивида в соционормативных требованиях на средовом микроуровне, актуализируется его стремление к наиболее успешной социальной адаптации. Существенное значение приобретает подражание авторитетным примерам, стремление подростка к эффективной социальной самореализации.

Юность (15-18 лет) категорична в оценках, максималистична в требованиях к жизни. Круг потребностей юных расширяется -- наступает пора волевых действий, страданий и терзаний. Взаимодействовать с миром трудней, чем созерцать его. То, что было прекрасно на вид, может оказаться тяжелым на практике. Распоряжаться собой сложнее, чем распоряжаться вещами. В водовороте жизни надо уметь действовать и в ряде случаев -- действовать лучше других. Мир наполняется обременительными социальными требованиями и непреложными обязанностями. Возникает кризис юности -- рушатся декоративные модели счастья, познается относительность самою этого понятия. Неутолимая жажда счастья постепенно сменяется в человеке стремлением избежать хотя бы неудач и поражений. Но сил еще много и трудности преодолимы. Еще сильны ожидания счастья и вера в лучезарное будущее. Однако уже знакомо и чувство покинутости, ненужности. В то же время мир еще не познан до конца, полон красок и звуков, тяга к нему огромна.

Дальнейшая жизнь взрослого человека (19-35 лет) более спокойна и осмотрительна. Уже понятно, что жизнь не является беспрерывным потоком счастья и наслаждения, что следует довольствоваться тем, что есть, находя удовольствие и в маленьких радостях. Понимание мира человеком становится реалистичным, а во многих случаях -- и по-житейски приземленным, прагматичным. Романтический туман прошлого развеян. Флер розовой пелены сброшен с большинства жизненных явлений, но не со всех, и жизнь еще сулит неожиданности. Силы мобилизуются на новые свершения -- на то, что реально, полезно и достижимо. В плену у грез остаются немногие. Опыт освобождает человека отложных представлений и догм. Он хорошо различает опасность заблуждений и неадаптивного поведения. Человек познает как бы изнанку жизни -- ее внутренние хитросплетения, тонкости взаимодействия людей. Происходит социальная самореализация индивида. Он еше судит о других по себе, утверждается в любви, дружбе, разнообразных формах социального взаимодействия. Возрастают его социальная зрелость и жизненная мудрость.

Но элегия хрупкости и бренности бытия все чаще звучит в его душе. И стаи птиц, улетающие в осеннюю даль, уже наводят его на грустные раздумья.

Возраст 36-40 лет считается жизненным водоразделом. С этого времени жизненные силы начинают понемногу убывать. Но процесс вначале идет очень медленно и компенсируется духовными приобретениями.

Вторая половина активной жизни (41-65 лет) предопределяется капиталом, созданным в ее первой половине.

В пожилом и старческом возрасте (с 66 лет) многие ценности переоцениваются, многое девальвируется, прожитая жизнь представляется сгустком отдельных событий. Только первая четверть жизни вспоминается как самая дорогая и счастливая и наиболее продолжительная, остальные периоды кажутся короткими и не очень благополучными. Многое вытесняется из памяти. То, что раньше мучило и терзало, становится малозначительным. Многое обесценивается, и время уже бежит, не оставляя следов. Прошлое обволакивается туманом и становится едва различимым. Однако отдельные личностно интимные события время от времени вспыхивают ярким пламенем и согревают душу животворящей жизненной энергией. И это еще раз доказывает, что во времени существует не все наше Я, а лишь отдельные его проявления.

К концу жизни у человека окончательно исчезают иллюзии, его характер обнажается в непосредственности, ослабляются социально-ролевые наслоения. И человек наконец узнает сам себя, свои подлинные мироотношения. Жизнь вновь приобретает оттенок созерцательности. Утихают страсти (которые и в молодости порой не приносили особого счастья). Но как юность не избегает печали, так и старость не избегает бодрости духа. Освободившись от многих житейских тягот, человек на склоне лет чувствует себя более свободным, зная подлинную цену всему земному.

Отвергая мишуру маскарадных нарядов и мирской суеты, старость более объективно относится к подлинным ценностям жизни, причисляя к ним прежде всего отсутствие острых страданий и духовно-созидательную деятельность. И человек наконец узнает, что самое ценное у него -- это он сам.

Сильным чувством старого человека является чувство его значимости в делах минувших дней, состоявшейся самореализации, причастности к вечному потоку жизни. И даже уходя из этого мира, человек знает, что он не исчезает полностью. Его жизнь обеспечила беспрерывность человеческого бытия.

Характер людей может наиболее оптимально проявляться в разном возрасте. Одни люди особенно привлекательны в юности, другие деятельны, продуктивны и красивы в зрелом возрасте. Некоторые особенно привлекательны в старости, когда они становятся задушевными, доброжелательными, уступчивыми и полезными своей мудростью и бескорыстной гуманностью. Вероятно, в характере индивида имеется то, что предназначено для наиболее полного проявления в определенном возрасте.

Многое меняется в психике человека на протяжении всей его жизни -- меняется объем его знаний, образ мыслей, поведенческие навыки, отношение к различным явлениям действительности. Но очень устойчивым, стабильным психическим образованием остается его Я-концепция, его жизненное самоощущение. Эта стабильность личностной концептуальности, очевидно, и породила понятие души человека.

Известный американский психолог Э. Эриксон (1902- 1994), осуществляя психоаналитическое исследование возрастных периодов жизни человека, подразделил весь жизненный цикл на восемь фаз. Каждая фаза имеет свои специфические особенности, в частности характеризуется определенными конфликтными состояниями, которые могут разрешаться благоприятно либо неблагоприятно для психического склада индивида.

3.2 Полоролевые (гендерные) различия характера

Некоторые особенности характеров людей обусловлены их половой принадлежностью.

Половые психические особенности связаны не только с биологическими факторами, но и с исторически сложившейся дифференциацией мужских и женских социальных ролей, разделением труда по половым признакам, различием в традиционном воспитании девочек и мальчиков в соответствии с культурно-историческими стереотипами женственности и мужественности.

Половая идентификация -- самоотнесение индивида к определенному полу связана с его половой социализацией, развитием соответствующего полового самосознания, овладением социально-половой ролью. Половое самосознание индивида формируется в социальной среде, которая подкрепляет «правильное» половое поведение и порицает возможные отклонения.

Полоролевые нормы, система мужских и женских стереотипов поведения формируют у человека «образ мужчины» или «образ женщины». Первичная половая самоидентификация формируется уже к двум годам, а в шесть-семь лет интенсивно формируются половые установки, проявляющиеся в выборе игр, стиле поведения, половой сегрегации (формирование общностей одного пола).

В подростковом возрасте полоролевые ориентации особенно усиливаются, становятся ведущими в общении сверстников. При этом традиционно маскулинные (мужские) особенности несколько переоцениваются по сравнению с фемининными особенностями.

Гормональные сдвиги вызывают в этом возрасте половые изменения в строении тела и пубертатный (от лат. pubertas -- возмужалость, половая зрелость) эротизм. Половая идентичность в подростковом возрасте критически осмысливается. При этом может возникать синдром дисморфобии -- боязнь полового несоответствия. Дисгармония физического и психосоциального развития остро переживается, происходит интенсивное полоро- левое самоутверждение, формируется психосексуальная направленность личности. Дефекты полоролевой социализации, недостатки полового воспитания могут вызвать отклонения в поведении индивида (транссексуализм, гомосексуализм и др.).

Какие психологические особенности связаны с половой принадлежностью индивида? Некоторые исследователи считают, что девочки в общей массе превосходят мальчиков в речевых способностях, мальчики имеют преимущество в зрительно- пространственных способностях; мужчины более агрессивны и неустойчивы, чем женщины, их интеллект более аналитичен. Девочки и женщины лучше справляются с рутинными односложными видами деятельности. Восприятие облика человека женщинами более детализировано. Женщины более эмоционально чувствительны. Психика женщины более обусловлена наследственностью, психика мужчин -- влияниями среды.

Высказываются мнения о половых различиях внушаемости, тревожности, соревновательности и доминантности. Для женщин более характерен эмоционально-экспрессивный стиль поведения, для мужчин -- предметно-инструментальный.

Более высокие уровни культурного развития общества характеризуются тенденцией к преодолению противопоставления мужчин и женщин. Равенство мужчин и женщин в общественном производстве, овладение женщин «мужскими» профессиями ведет к формированию у них и соответствующих психических качеств. Однако это порождает некоторую неопределенность полоролевых ожиданий, ломку традиционных стереотипов половых ролей, что может вызвать конфликтность межличностных отношений.

Образы «идеального мужчины» и «идеальной женщины» в настоящее время менее определенны.

В связи с эмансипацией женщин в прогрессивных общественных условиях все более расширяются сферы совместной деятельности мужчин и женщин. Это ведет и к уменьшению психических различий между ними. В разных сферах жизнедеятельности проявление половых психических различий неодинаково. Более заметно эти различия проявляются в психофизиологической сфере -- характеристиках сенсомоторных реакций, особенностях эмоциональных и волевых проявлений.

3.3 Национально-психологические особенности характера

Нация, народ, этнос -- исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими особенностями культуры и психического склада, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Этнические особенности психики людей изучает этнопсихология. Однако и в рамках общей психологии национальные особенности характера имеют существенное значение.

Национальные особенности человека проявляются в его психофизиологии, эмоционально-волевых, поведенческих особенностях. У каждого народа есть свое название -- собственное имя (этноним), а также самосознание. Но этническое самосознание -- явление вторичное, оно производно от объективных условий жизнедеятельности этноса.

Этносы возникают не по воле людей, а в ходе объективного исторического процесса. В силу этих объективных обстоятельств формируются этнические особенности образа жизни народа, особый психический склад его представителей.

Вот как характеризует национально-психологические особенности русского народа и обусловившие их обстоятельства известный историк В. О. Ключевский: «Природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда... короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным неожиданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а затем отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии.

«...Великоросс лучше работает один, когда на него никто не смотрит, и с трудом привыкает к дружному действию общими силами. Он вообще замкнут и осторожен, даже робок, вечно себе на уме, необщителен, лучше сам с собой, чем на людях...».

Можно не согласиться с категоричностью отдельных суждений великого знатока русской истории и души русского народа. Однако нельзя не согласиться с его общим постулатом: «Должно быть каждому народу от природы положено воспринимать из окружающего мира, как и из переживаемых судеб, и претворять в свой характер не всякие, а только известные впечатления, и отсюда происходит разнообразие национальных складов или типов...».

Характер человека, как уже отмечалось выше, не простая сумма черт, а структурно организованная система психических качеств. Своеобразие национального характера определяется не особой организацией мозговой деятельности, а культурно-историческими условиями. Особенности национального характера -- особенности национального самосознания, историческая память народа, отражение в сознании людей важнейших социально-национальных процессов и на этой основе -- отчленение себя от других народов. Глубокий след в памяти народа оставляют и исторические коллизии прошлого, и крупнейшие национально-культурные достижения.

Человек любой национальности, родившийся в своей культурно-исторической и природной среде, с ранних лет оказывается под сильным се влиянием (возникает эффект доминирования первичного воздействия). Утро жизни, то, что окружало человека в его колыбели и раннем детстве, имеет особую притягательную силу; любовь к Родине -- одно из самых сильных человеческих чувств. На этой основе формируется национальная гордость, которая может быть и акцентуированной.

Национализм, идеология исключительности одной нации, ее превосходства над другими народами, не имеет объективной основы, является искаженным отражением действительности в сфере национального самосознания.

Великие мыслители крайне скептически относились к само- возвеличиванию национальных достоинств отдельных народов. Например, А. Шопенгауэр писал: «Нельзя не признать, что в национальном характере мало хороших черт, ведь субъектом его является толпа. Попросту говоря, человеческая ограниченность, извращенность и испорченность принимают в разных странах разные формы, которые именуются национальным характером. Когда опротивеет один, мы пускаемся расхваливать другой, пока с тем не случится того же. Каждая нация насмехается над другой, и все они в одинаковой мере правы».

Вывод по третьей главе

Потребности, интересы, склонности, вкусы, всевозможные тенденции и установки, а также личные взгляды и убеждения человека - это психологические формы выражения направленности, в которой проявляется характер; содержанием же ее является практическое отношение человека к другим людям и через них к самому себе, к своему труду и к вещам предметного мира. Ведущим и определяющим моментом в формировании характера являются взаимоотношения человека с другими людьми.

Поскольку характер выражается, прежде всего, в отношении к другим людям, в общественном по существу отношении к миру, он проявляется и формируется преимущественно в поступках. Смотря по тому, формируется ли характер в замкнутой скорлупе личного благополучия или, напротив, в общем коллективном труде и борьбе, основные свойства человеческого характера развиваются совершенно по-разному. Взаимоотношения человека с другими людьми определяют и его отношение к своей деятельности.

ГЛАВА 4. Акцентуации характера

4.1 Акцентуации характера личности

Акцентуации (от лат. accentus -- ударение, подчеркивание) -- крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида -- избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям.

Типы акцентуированных личностей еше не определены окончательно. Они описаны К. Леонгардом и А. Е. Личко. Однако эти авторы дают чрезмерно дробную классификацию акцентуаций.

Рис.1. Структура характера

Мы выделяем лишь четыре типа акцентуированных личностей: возбудимый, аффективный, неустойчивый, тревожный.

В отличие от психопатий акцентуации характера не вызывают общую социальную дезадаптацию личности.

Интенсивно проявляясь в подростковом возрасте, акцентуации характера со временем могут компенсироваться, а при неблагоприятных условиях -- развиться и преобразоваться в «краевые» психопатии.

4.2 Типы акцентуаций характера

К основным типам акцентуации характера относятся:

· возбудимый;

· аффективный;

· неустойчивый;

· тревожный;

Иногда акцентуация граничит с различными видами психопатий, поэтому при ее характеристике, типологизации используются психопатологические схемы и термины. Психодиагностика типов и степени выраженности акцентуаций осуществляется с помощью «Патохарактериологического диагностического опросника» (разработанного А. Е. Личко и Н. Я. Ивановым) и личностного опросника MMPI (шкалы которого включают зоны акцентуированных и патологических проявлений характера).

Акцентуация характера -- это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно. Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами).

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы может сформировать все общественно пенные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимою типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться и проявляться она будет по-разному в зависимости от типа.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии.

Все типологии человеческих характеров исходили и исходят из ряда общих идей.

Основные из них следующие:

§ характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый;

§ те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Одна из любопытных классификаций характера принадлежит известному отечественному ученому А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, -- это чрезмерное усиление отдельных черт характера (рис. 6), при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот фактор автор классификации так: «...при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникнет заболевание).

В сегодняшней психологии различают от 10 до 14 типов (типологий) характера.

Они могут определяться как гармоничные и дисгармоничные.

Гармоничные типы характера характеризуются достаточным развитием основных черт характера без выделения, обособления, без преувеличения в развитии каких-то одних черт.

Дисгармоничные проявляются с выявления разных черт характера и получили название акцентированные или акцентуированные.

У 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, что происходит «перекос» характера -- в результате ухудшается взаимодействие с людьми, появляются затруднения и конфликты.

Выраженность акцентуации может быть рахтичной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет л и болезни -- психопатии. Психопатия -- болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате чего резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. Но, в отличие от психопатии, акцентуации характера проявляются непостоянно, с годами могут совершенно сгладиться, приблизится к норме. Акцентуации характера чаще всего встречаются у подростков и юношей (50-80%), поскольку именно эти периоды жизни наиболее критические для формирования характера, проявления неповторимости, индивидуальности.

Затем акцентуации могут сглаживаться или, напротив, усиливаться, перерастая в неврозы или психопатию.

Рисунок 2. Схема акцентуации характера по Е. Филатовой и А.Е. Яичко

Можно рассмотреть двенадцать дисгармоничных (акцентуированных) типов характера (согласно типологии К. Леонгарда) и описать их положительные и отрицательные качества, которые могут отражаться на профессиональной деятельности человека -- нам это необходимо для подтверждения основ дифференциации личности в аспекте характерологических свойств человека.

Гипертимический тип

Отличается почти всегда хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Стремится к лидерству, авантюрам. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Черты, привлекательные для собеседников: энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм.

Для окружающих людей в нем неприемлемо: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к возложенным на него обязанностям, раздражительность в кругу близких людей.

Конфликт возможен при монотонной работе, одиночестве, в условиях жесткой дисциплины, постоянных нравоучений. Это приводит к тому, что у этого человека возникает гнев. Такой человек хорошо себя проявляет в работе, связанной с постоянным общением. Это организаторская деятельность, служба быта, спорт, театр. Для него характерно часто менять профессии и работы.

Дистимический тип

Противоположность первому типу: серьезный. пессимист. Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность. Эти люди тяготятся шумными обществами, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Они очень ценят тех людей, которые дружат с ними и склонны им подчиняться.

Окружающим нравится их серьезность, высокая нравственность, добросовестность и справедливость. Но такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива», отталкивают окружающих от знакомства и дружбы с ними.

Конфликты наблюдаются в ситуациях, которые требуют бурной деятельности. На этих людей смена привычного образа жизни оказывает отрицательное воздействие. Они хорошо справляются с работой, в которой не требуется широкий круг общения. При неблагоприятных условиях проявляют склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает чаще всего у лиц меланхолического темперамента.

Циклоидный тип

Акцентуация характера проявляется в циклически меняющихся периодах подъема и спада настроения. В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада с дистимической. В период спада обостренно воспринимают неприятности. Эти частые смены душевного состояния утомляют человека, делают его поведения непредсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов.

Возбудимый тип

У этого типа людей повышенная раздражительность, склонность к агрессии, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услужливость, склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе. Они активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют любовь к детям.

Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки ярости и гнева с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечением. На этих людей хорошо воздействует физический труд, атлетические виды спорта. Им необходимо развивать выдержку, самоконтроль. Из-за неуживчивости они часто меняют место работы.

Застревающий тип

Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и «сводят счеты» со своими обидчиками. У них наблюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликте чаще всего бывают активной стороной и четко определяют дня себя круг друзей и врагов. Проявляют властолюбие.

Собеседникам нравится их стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие, устойчивые взгляды. Но в то же время у этих людей есть черты, которые отталкивают окружающих: обидчивость, подозрительность, мстительность, самонадеянность, ревнивость, честолюбие.

Конфликт возможен при задетом самолюбии, несправедливой обиде, препятствии к достижению честолюбивых целей.

Педантичный тип

У этих людей ярко выражена «занудливость» в виде переживания подробностей, на службе они способны замучить формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.

Для окружающих они привлекательны добросовестностью, аккуратностью. серьезностью, надежностью в делах и чувствах. Но такие люди имеют ряд отталкивающих черт характера: формализм, «крючкотворство», «занудливость», стремление переложить принятие решений на других.

Конфликты возможны в ситуации личной ответственности за важное дело, при недооценке их заслуг. Они склонны к навязчивости, психастении.

Для этих людей предпочтительны профессии, не связанные с большой ответственностью, «бумажная работа». Они не склонны к перемене места работы.

Тревожный тип

Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным настроением, робостью, боязливостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты вступают редко и играют пассивную роль.

Конфликты возможны при ситуации страха, угрозы, насмешек, несправедливых обвинений.

Окружающим нравится их дружелюбие, самокритичность и исполнительность. Но боязливость, мнительность служат подчас мишенью для шуток.

Таким людям нельзя быть руководителями, принимать ответственные решения, так как им свойственно бесконечное переживание, взвешивание.

Эмотивный тип

Человек этого типа характера чрезмерно чувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприятности. Он чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще всего печальное настроение. Он предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова.

В конфликты вступает редко и играет в них пассивную роль. Обиды не выплескивает наружу, а предпочитает держать их в себе. Окружающим нравится его сострадание, жалость, выражение радости по поводу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Жизненный путь"

Рассказ о том, почему я выбрала профессию воспитателя....

Конспект занятия на тему «Жизненный путь»

Конспект занятия на тему "Жизненны путь"Задачи:1. Продолжать знакомить детей с социокультурной категорией "Традиции слова"2. Формировать представления детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будуще...

Конспект занятия на тему «Жизненный путь»

Конспект занятия на тему "Жизненны путь"Задачи:1. Продолжать знакомить детей с социокультурной категорией "Традиции слова"2. Формировать представления детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будуще...

Притча "5 мудрецов" о предназначении и жизненных путях человека

Не забывайте о том, что истинная мудрость - разрешить другим идти собственным Путём и признать то, что каждый собственный Путь важен для человека......

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 6– 7 ЛЕТ. Тема – «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ» Социокультурная категория – «ТРАДИЦИИ СЛОВА»

Тема жизненного пути очень важна для каждого человека, и не случайно в подготовительной группе с детьми говорят о важности смысла человеческой жизни .Скоро дети пойдут в школу, и у них начнется новый,...

Семья –это фундамент жизненного пути ребенка.

Семья -это фундамент жизненого пути ребенка.Семья и семейные ценности -это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека.Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Жизненный путь»

Задачи:1.      Продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова»;2.      Формировать представления детей о взаимосвязи прошлого...