Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Жизненный путь»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова»;
2. Формировать представления детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
3. Развивать желание взаимодействовать детей со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №8» г.Канаш
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
по программе«Социокультурные истоки»
Категория «Традиции слова»
Тема занятия: «Жизненный путь»
Воспитатель – Дементьева Л. И..
2016 год
Конспект занятия на тему
«Жизненный путь» для детей 6-7 лет
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова»;
- Формировать представления детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
- Развивать желание взаимодействовать детей со взрослыми.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Перышко Финиста Ясна - Сокола», притчи «Старик и яблоня», разучивание пословиц и поговорок о жизненном пути,
Оборудование:аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь…», иллюстрации с изображением этапов жизни.
Звучит аудиозапись «Если с другом вышел в путь…»
Присоединение:
Здравствуйте, ребята, уважаемые родители и гости. Очень рады вас всех видеть. Мы сегодня все вместе собрались на очень интересную беседу. А разговор у нас пойдет о жизненном пути.
Педагог.
-Совсем недавно мы говорили о напутственных словах. Что это за слова?
Дети.
-Доброго вам пути!
- Счастливой вам дороги!
-Хороших вам попутчиков!
Педагог.
-Зачем говорят напутственные слова?
Дети.
- Это слова-напутствия, пожелания людям, чтобы их путь был легким, удачным, счастливым.
Педагог.
-Правильно – это слова-напутствия перед дорогой, когда человек отправляется в путь.
Пути – дороги бывают разные. Есть видимые, те, по которым мы можем пройти, проехать. Назовите дороги, по которым можно путешествовать.
(воздушный, наземные, подземный, подводный)
- А еще есть дороги, пути, которые увидеть нельзя,но о них можно рассказать. Такой дорогой является жизненный путь человека.Жизнь – очень долгая-долгая дорога и у каждого человека свой жизненный путь.
Сегодня мы с вами поговорим об этом.
Мы с вами прочитали много сказок, в которых сказочники выражали суть жизненного пути. Давайте вспомним некоторые из них.
Показ иллюстраций.
Сказка «Перышко ФинистаЯсна -сокола».
-Как называется эта сказка?
- О ком говорится в этой сказке?
- Что спросила Марьюшкау Батюшки, когда он поехал на базар?
- Сразу ли ей привезли это перышко?
- Где нашел батюшка заветное перышко?
-Что случилось с Финистом, почему он покинул Марьюшку?
Долго ли искала Марьюшка своего сокола?
-Каким был жизненный путь Марьюшки? (трудным, тяжелым, тернистым, с множеством препятствий)
-Какие добрые качества помогли Марьюшке на пути к своему счастью? (терпение, любовь, старание, верность, честность, бескорыстие и находчивость)
-Как в сказке были вознаграждены любовь, верность и терпение Марьюшки? (вышла замуж за ФинистаЯсна-сокола)
Путь- дорога Марьюшкик её счастью напоминает нам жизненный путь человека. Бывает, что человек долго и трудно идет к своему счастью, много испытаний приходится пережить и наконец его находит.
Иллюстрация «Старик и яблоня»
-К какому произведению подходит иллюстрация?
-Что такое притча? (короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость))
- Для кого старик старался сделать добро?
Да, он делал это не для себя, а для своих внуков.
- А можно сказать, что он поступал мудро?
Конечно. Ведь он заботился о других людях. Хотя он знал, что не сможет поесть эти яблоки.
-Каким вам представляется мудрый человек?
Это человек, который поступает умно, по – доброму, старается делать добро для других.
- Согласны ли вы с изречением, что человек должен за свою жизнь построить дом, посадить дерево, вырастить детей?
-Наш предки знали, что честь и славу можно заслужить не только великим подвигом, но и самым обычным, даже, казалось бы, не заметным образом, живя по совести и правде, праведно. Важно лишь, чтобы ежедневные поступки, мысли и дела исходили от души и были честны.
Физкультминутка
Давайте мы с вами тоже построим дом
- Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)
А теперь вспомним, какие мы знаете поговорки о жизни.
Дети.
- «Жизнь дана на добрые дела»
-Жизнь красна не годами, а делами».
- «Жизнь прожить – не поле перейти»
Педагог.
- Объясните, пожалуйста, пословицу: «Жизнь прожить – не поле перейти».
Дети.
-Жизнь сложна, и прожить ее не просто.
-Поле пройти легко, а жизнь трудно.
-В жизни бывают не только радость и веселье, но и горе и слезы.
А теперь попросим наших мам и бабушек объяснить нам смысл пословиц:
- Жизнь красна не годами, а делами(человека красят сделанные им дела. Добрые дела красят человека - это действительно так. Ведь даже если перед вами очень красивый человек, который красиво одет и красиво говорит, но поступает нехорошо, то говорят "некрасиво поступил. Говорить о человеке можно по его поступкам и добрые дела делают человека в глазах других красивым душой.
- Жизнь дана на добрые дела (в жизни надо делать только добрые дела,
Родители объясняют.
Далее педагог продолжает:
Жизненный путь человека складывается из важнейших событий (этапов) его жизни.
- Скажите, с какого события начинается жизненный путь человека?
Кого мы видим в начале жизненного пути? (малыша) Этот этап жизни – младенчество.
- А как складывается потом жизненный путь?
Какой период жизни наступает дальше? (детство)
-Затем? (Юность)
-На каком этапе жизненного пути сейчас вы, уважаемые родители? (зрелость)
И ещё один этап жизни - старость.
Воспитатель прикрепляет на доску с отмеченными этапами жизни. Каждому этапу соответствует иллюстрация (младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость).
-Подумайте и покажите, на каком этапе жизненного пути сейчас вы, ваши старшие братья и сестры, мамы и папы, бабушки и дедушки(дети называют этапы жизни и показывают свой выбор).
Игра «Как у дедушки Трифона»
Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Дед выходит в центр и говорит: «Ну, детки мои, я – дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делаете». Сказал это дед и запел. Весь хоровод идет по кругу и все поют:
У дедушки Трифона,
Семеро детей.
Семеро детей.
Семеро сыновей.
Они не ели, не пили,
Все на дедушку глядели
Все делали вот так!
И все делали вот так!
Дед ушка Трифон показывает движения, имитирующие мужской труд; рубит дрова, копает землю, пилит дрова, косит траву и т. д. Дети повторяют движения за ведущим.
После игры
- Жизненный путь начинается в раннем детстве и заканчивается в глубокой старости. А сейчас предлагаю выполнить задание. Нужно в правильной последовательности разложить важные событияв жизни человека.
Педагог предлагает иллюстрации.
- Внимательно рассмотрите картинки. Мамы вам будут называть этапы жизни, а вы должны, посовещавшись друг с другом, придти к единому мнению и разложить эти иллюстрации последовательно
По желанию дети рассказывают, как выполнили работу. Педагог хвалит детей.
Активное занятие. Ресурсный круг «Жизненный путь».
-У каждого человека свой жизненный путь. Давайте попросим родителей рассказать коротко обэтапах своего жизненном пути. Родители рассказывают, заканчивая такими словами:
- - Очень важно стремиться прожить жизнь по совести и правде, чтобы ежедневные поступки, мысли и дела исходили от души и были честны.
- -Каждый человек должен стремиться пройти свой жизненный путь достойно и оставить добрый след.
- -Я бы хотела, чтобы мой жизненный путь был без ухабов, без резких поворотов. Что бы на моем жизненном пути не встречались невзгоды и несчастья.
- - Хотелось бы прожить эту жизнь достойно и честно, так чтобы люди вспоминали добром.
Педагог обращается к детям:
А теперь давайте встанем в ресурсный круг. И я хочу у вас спросить:
-Каким вы представляете себе свой жизненный путь?
Этот ключ – символ стремления к знаниям, передавая его друг другу вы скажете -кем бы вы хотели стать в будущем.
Первым отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя. Далее разговор ведется по кругу (дети передают ключ)
III. Рефлексия.
- Сегодня каждый из вас задумался о своей будущей жизни, какой дорогой идти, что делать. Я уверена, что вы выберите путь служения добру. Впереди у вас долгая и счастливая жизнь, много интересных путей и дорог ждет вас впереди. Хочется пожелать вам всем:
«Доброго, доброго, доброго пути,
самого доброго, доброго пути».
-Спасибо за работу: и детям, и мамам. Хочется пожелать в вам всем добра, здоровья, счастья, удачи.
А теперь давайте все вместе попрощаемся с нашими гостями.
Дети, встав лицом к гостям, поют песню.
Гости, мы вам были рады,
Но прощаться нам пора.
Уезжаем, уезжаем,
Уезжаем со двора.
Дети уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/10/picture-524111-1581337616.jpg)
Непосредственно – образовательная деятельность Подготовительная к школе группа. Тема «Удивительная Зима».
Приобщать детей к словесному искусству, развивать эмоциональное восприятие и эстетический вкус через разные виды детской деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/30/picture-130254-1640862510.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности ( подготовительная к школе группа)
« Большой России малый уголок» (посвящено празднованию 80-летия со дня образования Лямбирского района) ...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы Тема: «Люблю березу русскую»
Тема: «Люблю березу русскую» (зимний пейзаж)Цель: развивать познавательный интерес детей к художественной литературе и искусству.Задачи:Познавательное развитие:Расширять представления детей о пр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-708582-1547396636.jpg)
Непосредственно образовательная деятельность. Подготовительная к школе группа." В гости к Едейко и Ничейко!"
Цель: Формировать представление детей о музыкальной культуре народов Севера.Программное содержание:Обучающие задачи:· Познакомить дете...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-708582-1547396636.jpg)
Непосредственно образовательная деятельность. Подготовительная к школе группа. "Красной ягоды глазок, золотистый завиток" Интеграция: музыка, ИЗО
Интеграция: музыка, рисование.Цель:Способствовать приобщению воспитанников к русской народной культуре.Задачи: Обучающие· Обогащать словарн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/26/picture-837663-1477480381.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы по познавательному развитию "Неизведанное рядом. Речка Уржумка"
На данном занятии происходит знакомство дошкольников с жизнь небольшой речки - её истоком, устьем. Дети учатся отслеживать путь русла реки по карте....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/07/picture-1360866-1691392603.jpg)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Перспективное планирование НОД подготовительной к школе группы на 2022-2023 уч.гг....