«Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр и мнемотаблиц »
консультация (подготовительная группа) на тему
«Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр и мнемотаблиц »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no2.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №2
«Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр и мнемотаблиц »
Наблюдения и сравнительный анализ состояния связной речи показали , что использование приёмов мнемотехники в системе работы над связной речью значительно увеличивает процент показателей информативности и связности речи , уменьшает количество грамматических и лексических ошибок , количественно и качественно улучшает параметры связности и цельности языкового оформления речи детей.
Остановлюсь на некоторых моментах, от которых зависит эффективность коррекционной работы . Одним из важных моментов в развитии связной речи у детей является умение педагога обеспечить обратную связь. Я добиваюсь этого с помощью следующих приёмов:
- «активное слушание» («я тебя слушаю», «как здорово, ты сказал»);
- «зазеркалье» (повторения выражения, жесты, показывающие позитивное отношение к ответу ребёнка);
- «резюмирование»,т.е. подвести итог сказанному ребёнком («я правильно поняла?»);
- «приём повтора» («я слышала, что ты сказала…»).
Большое значение придаю выбору произведений для пересказа. Предпочтение отдаю текстам с такими композиционно-сюжетными особенностями, как наличие однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, ясной логической последовательности событий, текстам с чётким делением на фрагменты (эпизоды). При подборе произведений учитываю содержание (познавательность) и объём текста, доступность лексического и грамматического языкового материала. Проводимая мной коррекционно-логопедическая работа начинается в старшей группе в конце первого квартала, после проведения серии подготовительных занятий, включающих обучение составлению фраз – высказываний по отдельным (ситуационным) картинкам с изображением действий, а также элементарному описанию предметов по основным признакам. Здесь я использую речевую игру «Что мы видим, что мы слышим?». Дети упражняются в подборе глаголов. Именно картинки являются незаменимым помощником при работе с детьми. Наблюдения показали, что воспроизведение детьми слов и словосочетаний, обозначающих действия, значительно облегчает им последующее составление пересказа.
На занятиях по составлению описаний использую красочные игрушки , животных , птиц, растения . Ребёнку предлагается самостоятельно выбрать понравившиеся предметы . Сначала они сравниваются путём выделения отличительных исходных качеств. Ребёнок должен внимательно рассмотреть предмет , выделить детали , обратить внимание на цвет , форму, величину , материал . Внимание детей направляю на выбор более точных определений , умение контролировать свою речь , точно соотносить предмет с его признаками. К работе привлекаю кукольные персонажи, которые будут интересоваться рассказом ребёнка .Это повышает эмоциональный настрой , побуждает к более детальному описанию . С увлечением дети включаются в занятие , если оно начинается с вопроса – загадки . Воспитатель: «Посмотрите и догадайтесь : для кого приготовлен корм (морковка ,капуста , сухари )?» Подтвердив правильность ответа, я выставляю картинку с изображением кролика. Большой интерес у детей вызывает такой игровой приём, как рассматривание «живой куклы» и её описание. Дети сами выбирают ребёнка, которого будут наряжать на праздник. Все поочерёдно дополняют по собственному выбору различные детали одежды (шёлковый голубой бант; блестящую золотую брошку и т.д.). Затем они рассказывают о том, как красиво одета каждая очередная «кукла» , вносят разнообразные изменения в её наряд , сопровождая их развёрнутыми повествованиями .Рассказы детей можно записывать на магнитофон , а затем анализировать ; устанавливать , чей рассказ более подробный , красочный и интересный. Продолжая работу по обучению детей связной речи, полезно организовать диалог между героиней рассказа и её товарищами: «Куда собралась ехать девочка ? Кто купил ей красивую брошку, юбку? Из чего сшита кофточка? Кто завязал ей такой красивый бант ? Какие украшения ей хотелось бы получить в подарок? Можно при этом организовать соревнование : кто больше задаст девочке вопросов, тот, становится персонажем следующей игровой ситуации . Дальнейшим продолжением обучения может служить придумывание детьми эпизодов из поездки в нарядном платье на бал, на карнавал , в замок . Дети , фантазируя , описывают приключения , которые могут случиться с героями . Таким образом , идея игры «Живая кукла» находит своё развитие на нескольких занятиях.
Речевая активность детей редко возрастает , когда я провожу занятия по аналогии с «Блеф – клубом» , где каждый должен придумать и рассказать совершенно неправдоподобную историю . Победителем объявляется тот , кто по общему признанию , оказался лучшим Мюнхгаузеном , на его голову водружается картонный вариант знаменитой шляпы барона.
Я уже отмечала эффективность использования на занятиях технических средств обучения , например , магнитофона . Рассказы детей записываются на магнитофон для последующего прослушивания , а также на индивидуальные карточки детей . Затем из них оформляют (с помощью родителей) для каждого ребёнка авторские экземпляры мини – книги с иллюстрациями . Собранный материал позволяет проследить положительную динамику в развитии связной речи , а для детей – это стимул «стать признанным писателем» .
Мотивация деятельности обеспечивается созданием проблемных ситуаций : «Угадай предмет ; Загадай-ка» и т. д. Подтверждением данных слов может служить игра « Угадай -ка» : На полотне располагаются все карточки , кроме первой , я описываю предмет по определенному плану , и дети угадывают , что это , а затем повторяют описания .
Уже много лет я использую в своей практике игру «Стрелка». К каждой картинке, составляющей серию сюжетных картин , приклеивается сверху полоска с изображением части расширяющейся стрелки . Каждая полоска загнута назад. При условии правильного составления последовательности полоски отгибаются , и дети видят стрелку , расширяющуюся к концу сюжета .Получившаяся стрелка – результат правильной работы ребёнка. Вариантов подобных игр очень много .
Мнемотаблицы особенно эффективны, при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или небольшое словосочетание придумывается картинка, таким образом, все стихотворения записываются схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение , воспроизводит стихотворение целиком.
Активно использую мнемотаблицы при работе над сказкой. Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие у детей речевой и психологической деятельности : развиваются мышление, память, внимание , закрепляется правильное звукопроизношение .В своей практике я давно использую наглядные схемы для составления описательных рассказов об игрушках , посуде , одежде , птицах , временах года . Ребёнок знает , с чего он может начать , чем продолжить и уточнить свой рассказ , а также как его завершить . Это достигается использованием унифицированных символов , обозначающих различные признаки. Опыт моей работы при изготовлении и использовании мнемотаблиц показал, что целесообразно давать обозначения , которые наиболее ярко символизируют характерные признаки предметов. Составлению рассказов по схемам предшествует подготовительная работа, которая проводится воспитателями на прогулках , занятиях и в свободное время. Как показывает опыт моей работы ,слова , обозначающие абстрактные понятия , связанные с явлениями природы , например , пасмурное небо , моросящий дождь и т.п., необходимо неоднократно повторять , чтобы они вошли в словарь ребёнка .
Нельзя не отметить, что в данных схемах будут нуждаться дети с высоким уровнем речевого развития , так как они не в состоянии составлять такие подробные рассказы - описания. Аналогичные схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов , придумывания загадок о предметах. Хочется отметить ещё одно использование мнемосхемы, я имею в виду работу над поговоркой. Воспитатель произносит поговорку :«Не нужна птице золотая клетка, а нужна ей зелёная ветка» , и предлагает ребёнку объяснить её смысл . Далее ребёнок повторяет её , опираясь на мнемосхему.
Наличие зрительного плана делает рассказы чёткими, связными , полными, последовательными . Моим воспитанникам мнемотехника помогает не требуя навыков чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-речевое развитие детей с ОНР посредством дидактических игр
Из опыта работы...
Самообразование Тема: «Развитие речевых навыков детей подготовительной группы, посредством развития мелкой моторики рук».
Формирование речевых навыков детей старшего дошкольного возраста, через развитие мелкой моторики рук....
Программа по самообразованию на тему «Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр»
Программа по самообразованию на тему«Речевое развитие детей подготовительной группыпосредством дидактических игр»...
Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет....
Обобщение опыта по теме самообразования в подготовительной группе "Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр"
Целью моего самообразования было повысить профессиональную компетентность по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создать условия для развит...
Программа по самообразованию на тему «Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр»
Программа по самообразованию на тему «Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр»...
«Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемо-таблиц»
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.Данная работа направлена на рассмотрение способов формирования речи детей дошкольного возраста в рамках внедрения ФГОС Д...