Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр
материал (подготовительная группа)
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.
В качестве приоритетов определяются такие задачи как:
- развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.
Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_kudelkina.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию
« Речевое развитие детей посредством дидактических игр»
Воспитатель:
Куделькина Мария Филипповна.
Москва 2020 – 2021 уч.год.
Актуальность выбранной темы:
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.
В качестве приоритетов определяются такие задачи как:
- развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.
Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии речи детей через дидактические игры.
Задачи:
- Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей через дидактические игры».
- Продолжать внедрение в практику информационные компьютерные технологии (компьютеры, проекторы), метода проектов.
3. Развивать словесно-логическое мышление; речевое внимание, фонематичекий слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
4 Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
5.Развивать монологическую речь при составлении рассказа – описания предмета.
6. Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.
7. Обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня.
Ожидаемые результаты:
1.Систематизация материала по развитию речи 5-6 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.
3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.
4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.
4.У родителей вырастет интерес к развитию речи. Они научатся создавать условия для дидактических игр и правильно их подбирать.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- беседы,
- совместное изготовление дидактического материала.
- Дети:
- специальные занятия по развитию речи,
- дидактические игры на развитие фонематического строя речи,
- дидактические игры на развитие грамматического строя речи,
- дидактические игры на развитие связной речи,
- дидактические игры на развитие монологической речи,
-дидактические игры на развитие диалогической речи,
-дидактические игры по методике ТРИЗ.
План работы
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы, передового педагогического опыта | Сентябрь-май | 1.Знакомство с новыми педагогическими технологиями 2.Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных. 3.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования. 4.Подготовка и оформление проектов (Приложение 1) | Через предметные издания и Интернет- ресурс. |
Работа с детьми | Сентябрь | 1.Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка. 2.Подбор дидактических игр, пособий для развития речи детей. | Через предметные издания и Интернет- ресурс. |
Октябрь | Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи. | «Испорченный телефон» «Светофор» «Повтори» Поймай звук» «Поиграем в сказку» | |
Ноябрь | Картотека дидактических игр на развитие лексической стороны речи (формирование словаря). | «Вершки-корешки» «Фрукты и овощи» «Новоселье» «В мире растений» | |
Декабрь | Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. | «Найди предмет указанной формы» «Из каких фигур состоит?» | |
Январь | Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя речи. | «Живые слова» «Дополни предложение» «Размытое письмо» «Придумай предложение» «Доскажи словечко» | |
Февраль | Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи».
| «Где начало рассказа» «Кто больше заметит небылиц» «Найди картинке место» «Исправь ошибку» «Отгадай-ка» | |
Март | Картотека дидактических игр и упражнения на развитие монологической речи». | «Мишкины картинки» «Нарисуем портрет» «Магазин игрушек» «Выбери начало» «Составляем разные рассказы» «Сочиняем сказку» | |
Апрель | Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи». | «Когда можно и нужно звонить?» «Ведение диалога по телефону» «Передай письмо» «Волшебный ключь» | |
Май | Дидактические игры по методике ТРИЗ. | « Фантазия» «Маша-растеряша» «Угадай, что я загадала» «Черное-белое» | |
Работа с семьей | Сентябрь | Анкетирование родителей | Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников. |
Октябрь | Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 5-6 лет» | Пропаганда знаний по развитию речи (стенд). | |
Ноябрь | Консультация «Методика организации и руководство дидактическими играми» | Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в обучении в семье. | |
Декабрь | Составление картотеки дидактических игр на развитие лексической и фонематической стороны речи. | Обучение родителей дидактическим играм в домашних условиях. | |
Январь | Изготовление папки-передвижки «Как наше слово отзовется» | Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей. | |
Февраль | Практикум «Речь и весёлый мяч» | Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме. | |
Март | Родительское собрание « Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» | Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка. | |
Апрель | Конкурс с родителями «Любимые дидактические игры своими руками» | Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка дидактических игр. | |
Май | Открытый показ НОД « Пришла весна!» | ||
В течение года | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | ||
Самореализация | Сентябрь | Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе «Детство» | Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» |
Октябрь | Изучение методического комплекта программы «Детство» Изучение проекта «ФГОС дошкольного образования». | Изучить для старшей группы задачи, условия, методику обучения по развитию речи. | |
Ноябрь | Изучение методики О.С.Ушаковой | Повышение профессионализма по развитию речи. | |
Декабрь | Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация». | Сбор и обработка данных. | |
Январь | Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2-7 лет. (Е.Н. Михина). | Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка. | |
Февраль | Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. | Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых. | |
Март | Подготовка материала к публикации в печатных изданиях. | Распространение опыта работы по теме самообразования. | |
Апрель | Семинар-практикум для педагогов «Работаем по программе «Детство» образовательная область «Коммуникация» в соответствии с ФГОС. | Распространение педагогического опыта по развитию речи. | |
Май | Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Отчёт о проделанной работе. | Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» |
Список литературы
1.Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.
2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.
3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.
4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
7. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г
Интернет –ресурсы.
1. Нормативная база
http://www.standart.edu.ru/ нормативная база, повышение квалификации
edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.
rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".
2. Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки
http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm сайт "Всё для детского сада"
http://detsad-kitty.ru/ ДетСад (методическая литература, наглядный материал, методические наработки)
http://dob.1september.ru Журнал дошкольное образование
http://vospitatel.com.ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий в ДОУ)
http://ldv.metodcenter.edusite.ru Лаболатория дошкольного образования
3. Все для подготовки непосредственно-образовательной деятельности
http://allforchildren.ru/ Все для детей (расскраски, песни, стихи, наглядный материал)
http://www.schoolforbaby.ru загадки, сценарии праздников, поделки, песни
http://www.solnet.ee/ Детский портал «СОЛНЫШКО» Здесь много интересной и полезной информации и для малышей, и для их родителей, и для педагогов.
Вебинары для воспитателей ДОО Ютуб Журнал Обруч - https://www.youtube.com/channel/UCIzVmem3GfTdgPbZCFXpyUQ/videos?shelf_id=2&view=0&sort=dd
1. Скоролупова О.А. Способы поддержки детской инициативы в образовательном процессе детского сада -
https://www.youtube.com/watch?v=5XdLivN4M-o
2. Скоролупова О.А. Технологии поддержки детской инициативы в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста -
https://www.youtube.com/watch?v=kFn1-6hgwak
(Технология «СИТУАЦИЯ»)
3. Скоролупова О.А. Формы организации образовательного процесса в современном детском саду: Образовательные квесты - https://www.youtube.com/watch?v=EFN295aHgZ8
4.Скоролупова О.А. Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=V5GOTiR1lI8
5.Скоролупова О.А. Проектная деятельность в детском саду- https://www.youtube.com/watch?v=57otlCQCKjs
6. Лыкова И.А. Культурные практики - https://www.youtube.com/watch?v=9aU_MnVvh98
7. Гришаева Н.П. Методы развития детской инициативы в ДОО - https://www.youtube.com/watch?v=aM12btwLWxw
8. Бадулина О.И. Эмоциональное благополучие дошкольников в образовательном процессе - https://www.youtube.com/watch?v=AcyfDxd9Gjs
9. Тимофеева Л.Л. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=iM8ZExAqoXI
10. Глушкова Г.В. Активные формы взаимодействия семьи и педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО - https://www.youtube.com/watch?v=o3qQJRhOVZc
11. htt:|\\detsad-kitty.ru
12. htt: \\ www.i-deti.ru
13. http://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования
14.razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedenia_fgos/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-речевое развитие детей с ОНР посредством дидактических игр
Из опыта работы...
«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр»
Изучая методическую литературу и наблюдая за детьми я пришла к выводу о том, что через игру у детей раннего дошкольного возраста речевое развитие происходит быстрее. В дошкольном возрасте игра являетс...
«Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр и мнемотаблиц »
laquo;Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр и мнемотаблиц »...
Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Сущ...
Мастер-класс для педагогов. Тема: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком».
Интересный материал для педагогов по проведению игр, направленных на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием электрического фонарика....
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ТНР ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
Современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь и могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения детей дошкольного возраста. На этапе введения ФГОС в ДО задача воспитателя...
Программа по самообразованию на тему «Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр»
Программа по самообразованию на тему«Речевое развитие детей подготовительной группыпосредством дидактических игр»...