Программа профессионального роста.
рабочая программа на тему
Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_individ_plan.docx | 39.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЕВАСЮГАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №6»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий Чудиновская Л.Г.
«___»______________2013г.
Приказ №____________
Программа профессионального роста.
Разработала:
Чудиновская
Елена Глебовна,
воспитатель.
Содержание.
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Актуальность выбранной темы | 5 |
4. | Цель и задачи программы | 5 |
5. | Предполагаемые результаты | 6 |
6. | Этапы реализации программы | 7 |
7. | План деятельности | 8 |
7.1. | Изучение психолого-педагогической литературы | 8 |
7.2. | Разработка методического материала | 10 |
7.3. | Обучение на курсах повышения квалификации | 11 |
7.4. | Создание развивающей предметно-пространственной среды | 12 |
7.5. | Участие в системе дошкольной методической работы | 12 |
7.6. | Руководство повышением квалификации других воспитателей | 12 |
7.7. | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности | 12 |
8. | Литература | 13 |
1.Паспорт программы
Название программы | Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредством развивающих игр. |
Автор- Разработчик | Воспитатель Чудиновская Елена Глебовна |
Нормативный срок освоения программы | 2013-2017г.г. |
Основания для разработки |
|
Цель | Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития речевого творчества детей дошкольного возраста. |
Задачи |
|
2. Пояснительная записка
Настоящая программа профессионального развития (далее – Программа) разработана в соответствии с собственными профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.
Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей.
Данные компетенции реализуется с помощью:
- развития представлений о своих возможностях;
- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста;
- освоения познавательной базы решения проблемы на основе изучения психолого-педагогической литературы, опыта коллег, и перехода к универсальным методам, применяемым в практической и теоретической деятельности;
- расширения собственного образовательного пространства.
Профессиональное развитие проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.
- Актуальность выбранной темы
Речевое развитие детей дошкольного возраста, является одним из важнейших направлений дошкольного образования так как имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в окружающем мире. В теории дошкольной практики достаточно широко освещены вопросы методики развития речи. Однако в настоящее время растет число детей, имеющих проблемы в становлении речи: скудность словарного запаса, нарушение звукопроизношения, трудности понимания обращенной речи и т.п., что в итоге может привести к сложностям освоения грамоты, чтения и, как результат неуспеваемости обучения в школе. К тому же дети с нарушениями развития речи имеют трудности в процессе социализации, ведь основная функция речи – коммуникативная. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, дошкольник должен свободно владеть речевым общением.
На современном этапе развития системы дошкольного образования вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, согласно которому одной из задач речевого развития дошкольников является развитие речевого творчества. Проблема развития речевого творчества на сегодняшний день является значимой задачей дошкольного образования, так как общество нуждается в творческих личностях, умеющих оригинально думать, находить нестандартные решения, имеющих гибкое мышление. Именно дошкольный возраст является сензитивным для развития речевого творчества, так как активно развиваются психические процессы, лежащие в основе творчества. На мой взгляд, большими возможностями в плане развития речевого творчества детей обладает сказка. А.В. Запорожец писал «Слушание сказки наряду с игрой выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период обучения, ни любая творческая деятельность взрослого.
Тем не менее, практика показывает что, использование сказки в деятельности дошкольных учреждений сводится, как правило, к чтению и пересказу. Нет стройной системы развивающих игр на основе сказочных сюжетов, способствующих развитию речевого творчества детей. Выявленное противоречие между необходимостью развития речевого творчества детей и недостаточным использованием возможностей сказки в совершенствовании данного процесса, а так же в соответствии с моими профессиональными запросами и стратегией современного речевого развития воспитанников были определены цели и задачи Программы.
4.Цель и задачи Программы
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития речевого творчества детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевого творчества детей.
2. Изучить опыт педагогов и отобрать методы работы по развитию речевого творчества на основе сказочных сюжетов.
3. Разработать серию занятий по развитию речевого творчества старших дошкольников с использованием развивающих игр на основе сказочных сюжетов.
4. Организовать и провести мониторинг по развитию речевого творчества детей.
5. Создать условия для развития речевого творчества, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
6. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития речевого творчества детей.
8. Обобщить и транслировать накопленный опыт среди коллег.
5.Предполагаемые результаты
Для педагога:
1.Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач развития речевого творчества детей дошкольного возраста.
2.Разработан учебно-методический комплект: развивающие игры на основе сказок, иллюстративный и информационный материал, консультации и презентации для родителей и педагогов, конспекты занятии, проекты.
3.Создана развивающая предметно-пространственная среда по теме Программы.
4.Организована безопасная и психологически комфортная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и способностей.
Для воспитанников:
1. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.
2.Ребенок осмысленно подбирает слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми.
3.У ребенка развита монологическая речь, речевая творческая самостоятельность в различных видах деятельности.
4.У ребенка развито свободное общение со взрослыми и сверстниками.
6. Этапы реализации программы
Программа состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности.
1 этап – проектный.
Задачи этапа:
1.Анализ собственных профессиональных проблем.
2.Определение условий организации профессионального развития, средств контроля, материально-технического и научно-методического обеспечения.
На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения, изучается научно-методическая литература, современное состояние проблемы, определяются теоретические подходы к ее рассмотрению, психолого-педагогические условия реализации темы и средства эффективного формирования профессиональной компетентности в процессе повышения собственной квалификации.
2 этап – практико-ориентированный
Задачи этапа
1.Разработка тематического планирования.
2.Обеспечение условий для реализации программы.
3.Ознакомление, апробация и внедрение в профессиональную деятельность необходимых умений, знаний и трудовых действий.
На втором этапе разрабатывается план деятельности по методической теме. План включает комплекс различных форм самообразования: изучение методической литературы, показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, игр и др.
Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой проблемы, а так же овладеть необходимыми навыками и умениями.
3 этап – обобщающий.
Задачи этапа:
1.Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
2.Обобщение опыта работы по методической теме.
Определение перспективы и дальнейшего развития своей профессиональной деятельности.
На третьем этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы.
7.План деятельности
Планирование методической деятельности включает основные направления профессионального роста.
7.1 Изучение психолого-педагогической литературы
Задачи | Литература |
Изучить нормативно-правовые документы | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13). |
Изучить и проанализировать традиционные и современные подходы к развитию речевого творчества детей. | Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. - Пермь, 1991г. Логинова, В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада. / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попов и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991г. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с. |
Изучить возможности использования сказки для развития речевого творчества детей | Миронова Н. Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников. - Журнал "Дошкольное воспитание" № 10.-2006г. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. М.: ТЦ Сфера,2002. |
Изучить и осуществить выбор педагогических технологий по развитию речевого творчества детей | Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий). М.: ТЦ "Сфера", 2001, 2002. Ушакова О.С. и др. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. М. ИПТ, 2001. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 c. Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. – М.: ТЦ «Сфера», – 2008г. Джанни Родари Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. |
7.2Разработка методических материалов
Содержание деятельности | Срок | Форма отчета | Где заслушивается отчет |
Календарно-тематическое планирование | 2013-2017г. | Доклад | Педсовет |
Подбор и разработка развивающих игр для развития речевого творчества. | 2013-2015г. | Мастер-класс | Педчас |
Разработка программы по развитию речевого творчества с использованием развивающих игр. | 2015-2017 г. | Методические рекомендации по использованию программы в практике детского сада | Педсовет |
Разработка конспектов занятий по развитию речевого творчества. | 2015 | Презентация | Педчас |
7.3 Обучение на курсах повышения квалификации
Тема курсов | Срок | Форма прохождения | Форма отчета |
Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития. | 1.02.2015-30.08.2015 г. | Дистанционное | Доклад |
Технология реализации образовательного процесса при внедрении ФГОС дошкольного образования. | 16.02.2015-30.08.2016 г. | Дистанционное | Презентация |
7.4Создание развивающей предметно-пространственной среды
1.Оформление развивающих речевых зон в группе: «Здравствуй, книжка», «Играем в театр», «Юные поэты», «В гостях у сказки».
2.Оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к развивающим речевым играм.
3.Создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность по методической теме: подбор книг, демонстрационного материала, альбомов.
4.Пополнение аудиотеки и видеотеки по речевому развитию дошкольников.
7.5Участие в системе дошкольной методической работы
Мероприятия | Срок | Виды | Форма отчета |
Открытые занятия | 2013-2017 | Самоанализ | |
Заседания педсоветов | Ежеквартально 2013-2017 | Выступления, доклады | |
Консультации | 2013-2017 | ||
Семинары | 2013-2017 | Анализ | |
Методические объединения | По плану работы ДОУ | Занятие | Анализ |
7.6Руководство повышением квалификации других воспитателей
Формы работы | Сроки | Количество воспитателей |
Консультации | 2014-2017 | |
Открытые мероприятия | 2014-2017 | |
Мастер-классы | 2014-2017 |
7.7Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Форма работы | срок | Форма отчета |
Анализ работы по методической теме | 2017 | доклад |
8. Литература
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.
- Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Ворошнина. Пермь.: 1991. – С. 73-78.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Кн. для
- учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991г.
- Джанни Родари Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. http://www.rulit.me/books/grammatika-fantazii-vvedenie-v-iskusstvo-pridumyvaniya-istorij-read-18115-1.html
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.
- Логинова, В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада. / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попов и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984.
- Миронова Н. Использование текстов художественной литературы в
речевом развитии дошкольников. - Журнал "Дошкольное воспитание" №
-2006г.
- Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 c.
- Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) // Обруч. - 2004. - №4. - С.12-14.
- Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. – М.: ТЦ «Сфера», – 2008г.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. – методич. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной
литературой. М.: ТЦ Сфера,2002.
- Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры,
упражнения, конспекты занятий). М.: ТЦ "Сфера", 2001, 2002.
- Ушакова О.С. и др. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для
дошкольников. М. ИПТ, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа профессионального роста педагога
Индивидуальная программа профессионального роста педагога позволит методистам оценить уровень саморазвития воспитателей и специалистов, определить проблемные поля дошкольных педагогов и наметить их...
Индивидуальная программа профессионального роста педагога
Индивидуальная программа профессионального роста педагога позволит методистам оценить уровень саморазвития воспитателей и специалистов, определить проблемные поля дошкольных педагогов и наметить их...
Программа профессионального роста педагогов в соответствии с ФГОС в ДОУ
Цель программы: Обеспечение непрерывного профессионального развития роста профессиоанльного мастерства, развития личностных качеств необходимых в профессиональной деятельности....
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА...
Статья и презентация на тему: "Программа профессионального роста педагога, как механизм, направленный на повышение качества образования"
Каким образом выстроить работу дошкольного учреждения так, чтобы педагоги испытывали потребность в повышении своей квалификации? Какие эффективные методы и приёмы использовать для развития профессиона...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА воспитателя
Повышение педагогической и психологической компетентности для внедрения полученных знаний в работе с детьми....
Программа профессионального роста педагогов в соответствии с ФГОС в ДОУ
Программа профессионального роста педагогов в соответствии с ФГОС в ДОУ...