Программа профессионального роста педагога в межаттестационный период
материал по логопедии

Харлампиева Светлана Яковлевна

Данный материал содержит план по самообразованию на период 5 лет (межаттестационный период) и индивидуальный образовательный маршрут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа профессионального роста педагога в межаттестационный период  (2019 — 2024г. г.)

Харлампиевой Светланы Яковлевны

Учителя-логопеда МБДОУ № 312

высшее

(образование)

24 года 

(стаж педагогической работы)

высшая

(квалификационная категория)

г. Красноярск  

Методическая тема: Развитие связной речи у детей  дошкольного возраста с ОНР.

Сроки разработки темыс 2019 года по 2024год.

Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Провести диагностику на начало и конец учебного года;

Создать рабочую учебную программу;

Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;

Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;

Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;

Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.

Обоснование выбранной темы.

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

         Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования.

  1. Профессионально-педагогическая деятельность.

Содержание работы

Сроки

1

Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.

Начало учебного года

2

Организация образовательного процесса.

В течение. года

3

Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

В течение года

4

Он-лайн консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада, в личной переписке , а также ежедневных индивидуальных консультаций по запросу родителей.

В течение года

5

Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

По плану ДОУ

6

Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам,  литературному жанру, логопедической районной викторине.

В течение года

7

Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами МДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

В течение года

8

Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «Составление рассказов цепной организации предложений и мнемотаблицы для заучивания стихотворений по лексическим темам», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной».

В течение года

9

«Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты.

В течение года

10

Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации, связной речи  и моторики дошкольника

В течение года

11

Семинары - практикумы «Методы и приемы развития связной речи посредством использования рассказов цепной организации предложений»

По плану МО.

12

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

В течение года

13

«Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» - подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики

В течение года

14

Реализация проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

В течение года

15

Подготовка и проведение ППк: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год

Апрель

16

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка.

В течение года

17

Открытые занятия для родителей.

Начало и конец года.

18

Участие в работе РМО учителей-логопедов и РМО старших логопедов.

По плану РМО

19

Наличие, ведение, обновление персонального сайта

Постоянно

20

Кружковая работа («Заниматика»)

Кроме Летнего периода.

21

 Творческое сотрудничество с педагогами МДОУ.

В течение года

  1. Методическая работа.

Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

Содержание работы

Сроки

1

Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.

2019 год и далее.

2

Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; ПриказМинобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Примерная основная образовательная программа ДОУ;   МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕот 9 сентября 2019 года N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»

Начало года, регулярно

3

Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда на учебный год.

Сентябрь

4

Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

постоянно

5

Разработка программы коррекции на учебный год.

Начало года

6

Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.

В течение 2019-2024.

7

Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Советы логопеда».

В течение года

8

Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями .

В течение года

9

Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов.

По плану

10

Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

В течение года

11

Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной».

В течение года

12

«Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома.

2021 г.

13

Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка

2022 г.

14

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

В течение года

15

Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)

2020-2023 гг.

16

Оформление проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

2024 г.

17

Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет

Апрель

18

Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.

В течение года

19

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера,  

В течение года

20

Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме» Связная речь»

Постоянно

21

Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

2019-2024 гг.

22

Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей - логопедов

По плану ст. логопеда

23

Ведение сайта ДОУ  

Постоянно

24

Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.

Постоянно

25

Публикации систематизированного педагогического  опыта.

Регулярно

26

Работа он - лайн «Наш портал»,  педагогического сообщества «Моё образование»  привлечение участников (родителей детей с ОВЗ), обновление материалов, сопровождение в вопросах речевого развития дошкольников.

Постоянно

3. Изучение специальной литературы.

1.

Изучение и размещение материалов на сайтах:

  • Детский портал «Солнышко», Журнал «Логопед», Логопед.ру, «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок» и др.

2.

Изучение периодических изданий, методической литературы.

Методическая литература

Т.В. Александрова «Живые звуки, или фонетика для дошкольников» СПб.: «Детство- пресс», 2005

Н.Г. Алтухова «Научитесь слышать звуки» СПб, 1999

З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников» - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2009

Е.А. Алифанова, Н.Е. Егорова «Логопедические упражнения в рифмах» - М.: «Гном», 2000

Е.А. Алябьева «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения» - М.: ТЦ «Сфера», 2006

Е.С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» - М. «Астрель», 2006

М.К. Бурлакова «Коррекционно-педагогическая работа при афазии» - М.: «Просвещение» 1991

А.И. Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми» СПб.: «Библиополис» 1994

С.Е. Большакова «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» М.: ТЦ «Сфера», 2007

С.Е. Большакова «Формируем слоговую структуру слова» М.: ТЦ «Сфера», 2007

Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. «Логопедия» 1 , 2 часть – М.: Просвещение. 1995г.  

В.В. Волина «Учимся играя» - М.: Новая школа, 1994

О.Е. Громова «Исправляем произношение С-Ц» М.: «ТЦ Сфера», 2007

Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» СПб.: Питер Пресс, 1997

О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда» - М.: «Владос», 2008

О.Б. Иншакова «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет» - М.: «Владос», 2003

Исправляем  произношение: С-Ш» М.: «ТЦ Сфера», 2006

Р.А. Кирьянова «Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей 5-7 лет» - СПб.: КАРО, 2007

М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет» - М. «ТЦ Сфера», 2006

М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет» - М. «ТЦ Сфера», 2008

И.А. Кравченко «Игры и упражнения со звуками и словами» - М.: «Гном – Пресс», 1999

С.В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет» - М.: «Гном-Пресс», 1998

Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова «Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания» - М. «ТЦ Сфера», 2009

В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов «Основы дефектологии» - М.: Просвещение, 1990

М. Мезенцева «Логопедия в картинках» М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2009

Е.В. Новикова «Автоматизируем произношение Р и Р*» М.: «ТЦ Сфера», 2007

Н. В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2015.

Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет» - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013

Н.В. Нищева «Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда» - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014

Н.В. Нищева «Мой букварь» - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2015

Н.В. Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет» 2 книги - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2015

Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007

 Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007

Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР» - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007

Н.В. Нищева «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников» - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2015

Н.В. Нищева «Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР» -  СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007

Н.В. Нищева «Занимаемся вместе» младшая группа СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2004

Н.В. Нищева «Картинный материал к речевой карте  ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)» СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2008

Н.В. Нищева «Картинный материал к речевой карте  ребенка младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет» СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007

Н.В. Нищева «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006

Г.А. Османова «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики» - СПб.: КАРО, 2008

Т.В. Пятница «Логопедия в таблицах, схемах, цифрах» - Ростов-на-Дону «Феникс», 2009

Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков  и слов»  - М.: Владос, 2001

Е.А. Пожиленко «Методические рекомендации по постановке у детей звуков «С,Ш,Р,Л» - СПб.: КАРО, 2006

Т.С. Перегудова, Г.А. Османова «Вводим звуки в речь. Картотека заданий Л,Ль» - СПб.: КАРО, 2006

Т.С. Перегудова, Г.А. Османова «Вводим звуки в речь. Картотека заданий С,З, Ц» - СПб.: КАРО, 2006

Т.С. Перегудова, Г.А. Османова «Вводим звуки в речь. Картотека заданий Ш,Ж» - СПб.: КАРО, 2006

Т.С. Перегудова, Г.А. Османова «Вводим звуки в речь. Картотека заданий Р,Рь» - СПб.: КАРО, 2006

Т.С. Перегудова, Г.А. Османова «Вводим звуки в речь. Картотека заданий Ч,Щ» - СПб.: КАРО, 2006

Е.А. Пожиленко «Энциклопедия развития ребенка» СПб.: КАРО, 2006

З.Е. Сахипова и др. «Читаем детям» - Ленинград «Просвещение», 1991

Н.М. Савицкая «Логоритмика для малышей 4-5 лет» - СПб.: КАРО, 2009

В.И. Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми» - М.: Просвещение, 1981

Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» - М.: «Родничок» 2000

В.П. Ситников «Чтение и развитие речи. Справочник дошкольников» -М.: «Слово», 1997

Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» - СПб.: «Акцидент», 1997

М.Е. Хватцев «Логопедия. Работа с дошкольниками»  - м.: Аквариум, СРб.: Дельта, 1996



Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

ФИО (полностью)

Харлампиева Светлана Яковлевна

Муниципалитет

Красноярск

Организация

МБДОУ № 312

Должность

Учитель-логопед

Профессиональный дефицит / Задача на предстоящий период

Образовательные задачи

Формы работы/ взаимодействия по реализации образовательных задач

Сроки реализации

(указать даты:месяц(ы), год)

Форма предъявления результата

1

2

3

4

5

Коррекция и развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством рассказов цепной организации предложений.

1. Изучить метод составления рассказов цепной организации предложений.

1.  Изучение «Методики развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Изучение этапов и разделов методики:  учебное пособие/В.К.Воробьева.-М.:АСТ:

Астрель:Транзиткнига, 2006.-158/2/с.-(Высшая школа).

Январь 2024- февраль 2024

Выступление, презентация, перед учителями-логопедами МБДОУ

2. Изучение особенностей развития и коррекции связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Февраль 2024 – март 2023

Выступление, презентация, круглый стол по обмену опытом перед учителями-логопедами МБДОУ

3. ККИПК курсы повышения квалификации: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» .

В течение всего периода

ККИПК курсы повышения квалификации: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования».

2. Освоить планирование занятий по коррекции и развитию связной речи  для детей с ЗПР с применением методики составления рассказов цепной организации предложений.

1. Разработка планов проведения занятий по развитию связной речи у детей с ЗПР  с использованием метода цепной организации предложений.

Март  2024 – декабрь 2024

2. Разработка рассказов цепной организации предложений по текущим лексическим темам для детей с ЗПР.

Апрель 2024-декабрь 2024

Изготовление пособий рассказов по лексическим темам для детей с ЗПР

3. Внедрить рассказы цепной организации предложений в занятия по развитию связной речи у детей с ЗПР.

 Проведение занятий с использованием новых рассказов цепной организации предложений по лексическим темам для детей с ЗПР

Март  2024 – декабрь 2024

Размещение разработок на личном сайте учителя-логопеда

Выступление, презентация, круглый стол по обмену опытом перед учителями-логопедами МБДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога на межаттестационный период

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога    на межаттестационный период...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога на межаттестационный период

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога       на межаттестационный период...

Информационная карта профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период

Данная разработка поможет наметить работу с педагогами при подготовке к аттестации...

План профессионального развития педагога в межаттестационный период 2020-2025

Способность к самообразованию, самосовершенствованию является показателем профессиональной компетентности....