Конспект НОД "Лаборатория юных химиков - лакмусовая бумага"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №77 «Аистенок»
РМО воспитателей старших групп
«Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО»
Конспект непосредственной образовательной деятельности «ЛАБОРАТОРИЯ ЮНЫХ ХИМИКОВ – ЛАКМУСОВАЯ БУМАГА»
(старшая логопедическая группа)
Подготовили и провели:
воспитатели
Красова И.А.
Скотарева Т.А.
Мытищи, 2018год
Цель: Познакомить детей со свойствами лакмусовой бумаги через организацию совместной деятельности.
Задачи:
- Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
- Познакомить детей с понятиями кислота и щелочь.
- Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
- Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность, умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано.
- Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
- Воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при проведении опытов.
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Практические: выполнение экспериментов.
Словарная работа: лакмусовая бумага, кислота, щелочь, реакция, взаимодействие, нейтрализация.
Предварительная работа: знакомство с работой ученых-химиков, знакомство с понятием лаборатория и ее оснащением, ознакомление с моющими и чистящими средствами, игры на развитие вкусовых и обонятельных ощущений.
Оборудование:
интерактивная доска, оборудование для проведения опытов: пластмассовые стаканчики с водой, пластиковые ложки, лимоны, пищевая сода, стружка хозяйственного мыла, лакмусовая бумага, таблицы для занесения результатов опытов, шапочки, халаты.
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости. Что же нужно сделать?
Дети: Поздороваться!
Воспитатель: Правильно. При встрече обязательно нужно здороваться.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
-ДОБРОЕ УТРО!!!
- Постановка проблемы
Воспитатель: Молодцы! Ну что ж, давайте начнем!
Звук получения электронной почты..
- Ребята, давайте ее прочитаем.
Дорогие ребята! Я узнал, что вы любите экспериментировать и проводить интересные опыты. Приглашаю вас к себе в настоящую химическую лабораторию, где вы узнаете много интересного. Ученый-химик Знайка.
- Ребята, принимаем приглашение?
Дети: Да.
Воспитатель: А кто знает, чем занимаются ученые-химики?
Дети: Проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель: А где же химики проводят свои опыты?
Дети: В научной лаборатории.
Воспитатель: А кто знает, что такое лаборатория?
Дети: Лаборатория- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.
Воспитатель: И так, мы с вами отправляемся в настоящую химическую лабораторию.
(шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтобы тайны все узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать
Качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
- Основная часть:
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Знайка: Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть. Меня зовут Знайка, я - заведующий химической лаборатории.
В лаборатории должно быть все стерильно, поэтому надевайте халаты, шапочки, перчатки и проходите за столы.
Вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Вы их знаете, назовите.
Дети:
Правило№1. Во время проведения эксперимента не отвлекайся.
Правило№2. Соблюдай тишину, не мешай работать другим.
Правило№3. На столах ничего не трогай без разрешения руководителя.
Правило№4. Содержимое сосудов не пробуй на вкус.
Правило№5. Бережно обращайся с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№6. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Знайка: Сейчас я вам покажу один фокус - извержение вулкана (в банку с вишневым соком добавить лимонную кислоту, пищевую соду, происходит реакция).
- Что произошло? Почему так получилось? (рассуждения детей)
Это соединились кислота со щелочью и произошел такой взрыв.
Интересно? Хотите научиться делать такой же вулкан?
Дети: Конечно, очень хотим.
Знайка: Хорошо, но прежде нам надо выяснить, какие, известные нам, жидкости и средства являются кислотой, а какие щелочью.
А определять мы это будем при помощи «волшебной» бумаги, которая называется лакмусовой. Какого она цвета? (фиолетовая). Эта бумага меняет свой цвет, в зависимости от того, в какую среду она попадет.
Для того, чтобы запомнить цвет лакмуса в различных средах, существует стихотворение:
Индикатор лакмус — красный
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус — синий,
Щёлочь здесь — не будь разиней.
Когда ж нейтральная среда,
Он фиолетовый всегда.
Исследовательская работа:
Знайка: Перед вами стоят сосуды с водой. Какого цвета вода?
Дети: Прозрачная.
- В них мы будем добавлять различные средства и жидкости, чтобы понять, что же является кислотой, а что является щелочью. А результаты занесем в специальную таблицу.
И так, еще раз вспомним. В кислой среде наша «волшебная» лакмусовая бумага окрасится в какой цвет?
Дети: В красный.
Знайка: Правильно. А в щелочной среде лакмусовая бумага должна окраситься в какой цвет?
Дети: В синий.
Знайка: Совершенно верно.
Воспитатель дает детям инструкцию, что лакмусовую бумагу необходимо держать за кончик, чтобы пальцы не попали в полученный раствор.
Опыт№1(с водой)
Знайка: В первый стакан с водой опустите конец лакмусовой бумаги. Что произошло, изменился цвет бумаги?
Дети: Да, он стал фиолетовым.
Знайка: Значит, какой вывод можно сделать из этого опыта?
Дети: Цвет лакмусовой бумаги стал фиолетовым, значит вода – нейтральная среда, не кислота и не щелочь.
Знайка: Результаты занесем в таблицу.
Опыт№2(с лимоном)
Знайка: Во второй стакан с водой добавьте кусочек лимона.
Дети кладут в сосуд с водой кусочек лимона и ложечкой размешивают полученный раствор.
Знайка: Цвет воды изменился в стаканчике?
Высказывания детей
Знайка: Опустите кончик лакмусовой бумаги в стакан. Что произошло с цветом бумаги?
Дети: Лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет.
Знайка: Если бумага стала красного цвета, значит что получилось?
Дети: Кислота
Знайка: Попробуйте сделать вывод.
Дети: Полученный раствор окрасил бумагу в красный цвет, значит это кислота.
Знайка: Результаты занесем в таблицу.
Опыт№3(со щелочью)
Знайка: Возьмите третий стакан с водой, добавьте в него ложечку питьевой соды.
Дети, при помочи специальной ложечки, добавляют в воду пищевую соду и размешивают полученный раствор.
Знайка: Какого цвета стала вода?
Опустите кончик лакмусовой бумаги в раствор, что произошло?
Дети: Лакмусовая бумага окрасилась в синий цвет, значит это – щелочь.
Знайка: Результаты занесем в таблицу.
Опыт№4(со щелочью)
Знайка: Возьмите четвертый стакан с водой, добавьте в него ложечку мыльной стружки
Дети, при помочи специальной ложечки, добавляют в воду мыльную стружку и размешивают полученный раствор.
Знайка: Какого цвета стала вода?
Опустите кончик лакмусовой бумаги в раствор, что произошло?
Дети: Лакмусовая бумага окрасилась в синий цвет, значит это – щелочь.
Знайка: Результаты занесем в таблицу.
Знайка: Посмотрим на результаты, занесенные в таблицу.
Дети: Лимон – это кислота, т.к. лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет, питьевая сода и мыло – щелочь, т.к. лакмусовая бумага окрасилась в синий цвет, вода – это нейтральная среда, т.к. цвет бумаги остался тем же - фиолетовым.
Знайка: Ребята, мы с вами хорошо потрудились и как на любом предприятии должны немного отдохнуть.
Динамическая пауза:
Глубоко вздохнули:
Вот мы набрали кислород.
Выдохнув-из легких чистых
Газ уходит углекислый.
Руки вверх, потом вперед-
Не поймать нам водород!
Руки в стороны, ходить.
Будем с химией дружить.
Опыт№5
Знайка: А сейчас я еще раз покажу вам извержение вулкана. Щелочь и кислота всегда вступают во взаимодействие. Такое взаимодействие называют реакцией нейтрализации. Сейчас я проведу этот опыт, а вы будете наблюдать.
На столе макет вулкана, в середину которого помещена емкость с пищевой содой.
Воспитатель добавляет сок лимона в пищевую соду. Происходит реакция.
Во время реакции, воспитатель объясняет, что появившиеся пузырьки - это углекислый газ, тот самый, который мы выдыхаем и который необходим для дыхания растениям.
Знайка: Ребята, получившийся раствор стал и не кислой средой, и не щелочной. Мы с вами получили среду, которая называется нейтральной, т.е. в ней нет ни кислоты, ни щелочи. В получившейся среде присутствует только вода и соль. Нейтральная среда должна окрасить лакмусовую бумагу в фиолетовый цвет.
Воспитатель опускает лакмус в получившуюся жидкость. Лакмусовая бумага приобретает фиолетовый цвет. Это доказывает, что при взаимодействии кислоты и щелочи, среда становится нейтральной.
Знайка: В какой цвет окрасилась бумага? (фиолетовый). значит какой можно сделать вывод?
Дети: Полученный раствор – нейтральная среда.
Знайка: Ребята, садитесь поудобнее и вам покажу, где еще содержится кислота и что является щелочью.
(Воспитатель приглашает детей пройти к интерактивной доске и сесть на стульчики. Проводится демонстрация презентации «Кислота и щелочь»)
Итог:
Знайка: И так, юные ученые-химики. Что же мы сегодня узнали с помощью «волшебной» лакмусовой бумаги?
Дети: Что лимонный сок-это кислота. А пищевая сода и хозяйственное мыло-это щелочь.
Мы выяснили, что кислота и щелочь всегда вступают во взаимодействие и в результате этой реакции получается среда, которую называют нейтральной.
Знайка: Хорошо. Мы отлично потрудились.
Лабораторию открыли,
Опыты мы проводили.
Много нового узнали,
И ни капли не устали!
Воспитатель: А теперь пришла пора прощаться с нашими гостями и покидать лабораторию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Юные Химики"
Конспект занятия по опытно - экспериментарной деятельности в подготовительной группе....
Юные химики
Конспект организованной образовательной деятельности с применением экспериментирования «Юные химики»...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Юные химики»
Учить детей исследовать и воспринимать природу веществ с помощью элементарного экспериментирования, через профессию Химик-лаборант....
Опытно-эксперимнтальная деятельность "Юный химик" 30.04.2020г.
Материал содержит практические опыты с описанием химических реакций....
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Лаборатория юных химиков» (экспериментирование) для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Формирование коммуникативных навыков посредством совместной работы в экспериментировании.Задачи:Образовательные:Формировать представление о профессии «Химик»;Познакомить детей со сво...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «ЛАБОРАТОРИЯ ЮНЫХ ХИМИКОВ – ЛАКМУСОВАЯ БУМАГА» (старшая группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности «ЛАБОРАТОРИЯ ЮНЫХ ХИМИКОВ – ЛАКМУСОВАЯ БУМАГА»(старшая группа)...
Конспект занятия в подготовительной группе "Юные химики"
Тема: «Юные химики»Цель: Создание условий для расширения знаний у детей старшего дошкольного возраста о науке химии и применение этих знаний в практической деятельности через создание игру...