Юные химики
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Быкова Ирина Владимировна
Конспект организованной образовательной деятельности с применением экспериментирования «Юные химики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности с применением экспериментирования «Юные химики»

Цель: учить детей исследовать и воспринимать природу веществ с помощью экспериментирования.

Задачи:

  • Дать детям элементарные представления о соде, её свойствах.
  • Познакомить с наукой химией, профессией - химик-лаборант.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
  • Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Оборудование: сода, вода, сахар, уксус, лимонная кислота, жидкое моющее средство, стаканы, блюдца, ложки, фартуки.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Вика нам рассказала о профессии своей мамы: химик-лаборант. Есть такая наука – химия. Химия отвечает на вопросы: почему соль соленая, почему мыло мылиться, почему мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. А если я скажу: химия нужна всем - это правильное утверждение? (да). Давайте порассуждаем.

  • Для чего химию нужно знать врачу? (Он определит, что болит у человека, и пропишет такие лекарства, которые излечат болезнь. Если не будет знать химию, не сможет разбираться в лекарствах)
  • Для чего химию нужно знать повару? (потому что повар соединяет продукты, можно все приготовить вкусно, а можно не вкусно. И еще повар пользуется опасными веществами, например, уксусная кислота. Нальешь много – человек отравится).
  • Для чего химию нужно знать маме? (мама пользуется разными порошками, средствами для чистки. Есть пятнышки, которые можно вывести только определенным мылом).
  • А для чего же вам, дети, нужно знать химию? ( Чтобы лучше знать окружающий мир, чтобы знать свой организм: что вредно, а что полезно)

Воспитатель:

- Химия изучает такие превращения, когда в результате взаимодействия веществ получается что-то новое. 

Например: берем стакан воды, кладем туда варенье, и получается новое вещество – морс, которое можно пить.

Людей, которые проводят химические опыты, называют химиками-лаборантами.

Хотите побывать в роли химика-лаборанта?  (ответы детей).

Поможет нам в этом пищевая сода.

Где и как применяют пищевую соду? (ответы детей).

Воспитатель:

- Проходите в нашу лабораторию и займите свои места (дети проходят за столы). Но сначала давайте повторим правила поведения в лаборатории.

1. Работать в лаборатории нужно в специальной одежде.

2. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно.

3. Не пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

4. В наших опытах будет содержаться опасное вещество – это уксус, поэтому я буду наливать его сама, т. к. он вреден для здоровья.

Опыт №1.

Что делаем:

В стакан с водой высыпаем 1 ложку соды, размешиваем и внимательно наблюдаем за тем, что происходит?

Дети: Сода просто растворилась в воде.

Воспитатель: Таким раствором можно полоскать горло, а можно даже пить, только немного. А сейчас проверим, что будет, если положить соду в горячую воду.

Опыт №2.

Что делаем:

В стакан с горячей водой (чем горячее, тем лучше) высыпаем ложку соды и внимательно наблюдаем за тем, что происходит.

Дети: в горячей воде стали выделяться пузырьки, сода шипит, и такую воду пить категорически запрещено!

Опыт №3.

Воспитатель: А сейчас будем делать газировку.

Что делаем:

В стакан с водой выливаем лимонный сок. Кладем 2-3 ложки сахара и размешиваем. Теперь самое главное: положите 1 ложку соды. Что происходит?

Дети: Огромное количество пузырьков и бурная реакция.

Вывод: сода и кислый сок вступают в реакцию. В этой реакции выделяется много газа в пузырьках, поэтому этот напиток называется газированным. После реакции можно пить газировку.

Опыт №4.

Воспитатель: А этот опыт я проведу сама, а вы мне будете помогать. Он называется «Цветные вулканы».

Нам понадобится: стаканы, вода, красители (заранее разведены в воде),сода пищевая, жидкое моющее средство, уксус столовый.

А теперь внимание! Эту жидкость я буду наливать сама. Это уксус! Его я добавлю, когда у вас будет все готово.

Что делаем: Приглашаю двух детей мне помочь.

Насыпаем столовую ложку соды в каждый стакан с цветной водой, вливаем немного жидкости для мытья посуды. Теперь всё хорошо перемешиваем в каждом стакане.

 Внимание, я наливаю уксус (наливаю в каждый стакан). Вулкан тут же просыпается, из горлышка стакана начинает валить ярко окрашенная пена.

Дети: Много пены и бурная реакция.

Вывод: этот опыт наглядно показывает взаимодействие соды и уксуса. Сода и уксус вступили в реакцию, и получилось такое извержение, а средство для мытья посуды дало много пузырьков.

Итог:

Все дети подходят к воспитателю.

Воспитатель:

- Ну, что мои юные химики. Мы сегодня познакомились с такой наукой, как химия. Попробовали быть химиками-лаборантами, почти как мама Вики. С каким веществом мы проводили опыты?

Дети: С содой.

Воспитатель: 

- Какие опыты делали?

Дети: Вулкан, газировку, с горячей и тёплой водой.

Воспитатель:

-  Ваши опыты показали, и доказали, что происходит с содой в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «Химки-лаборанты».  Желаю вам продолжить экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного.

Мы — химики

Мы умеем превращать вещества —

Это ведь немало!

Мы умеем получать вещества,

Каких и не бывало!

 

Как добрые волшебники,

Читаем мы учебники.

Потом изготовляем

Мыло, соду, волокно

Для занавесок на окно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Лаборатория юных химиков - лакмусовая бумага"

Экспериментальная деятельность в ДОУ...

"Юные Химики"

Конспект занятия по опытно - экспериментарной деятельности в подготовительной группе....

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Юные химики»

Учить детей исследовать и воспринимать природу веществ с помощью элементарного экспериментирования, через профессию Химик-лаборант....

Опытно-эксперимнтальная деятельность "Юный химик" 30.04.2020г.

Материал содержит практические опыты с описанием химических реакций....

Программа по формированию естественнонаучных представлений "Юный химик" 30.04.2020г.

Программа составлена для детей старшего возраста с описанием целей, задач, перспективным планированием на год....

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Лаборатория юных химиков» (экспериментирование) для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование коммуникативных навыков посредством совместной работы в экспериментировании.Задачи:Образовательные:Формировать представление о профессии «Химик»;Познакомить детей со сво...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «ЛАБОРАТОРИЯ ЮНЫХ ХИМИКОВ – ЛАКМУСОВАЯ БУМАГА» (старшая группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности «ЛАБОРАТОРИЯ ЮНЫХ ХИМИКОВ – ЛАКМУСОВАЯ БУМАГА»(старшая  группа)...