«Социально – коммуникативное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»
статья по теме
Статья "Социально - коммуникативное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социально – коммуникативное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности» Подготовила: Озерина Л.В., Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, оно воспитывается с самого раннего детства. В своей педагогической практике мы сталкиваемся с проблемой нежелания детей трудиться, помогать сверстникам ,незнанием дошкольниками профессий взрослых и с проявлениями неуважения к результатам труда товарищей и взрослых. Проблема формирования трудолюбия детей дошкольного возраста является одной из актуальных для современной науки.
Важными задачами социально-коммуникативного развития дошкольников в процессе трудовой деятельности являются: - помочь дошкольникам овладеть трудовыми умениями и навыками , - развивать трудовые навыки, постепенно увеличивая содержание трудовой деятельности; - развивать навыки самоорганизации работы; - формировать у детей представления о профессиях ; - развивать у детей положительные личностные качества, такие, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость; - воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и сверстников , стремление оказать помощь; -воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предлагать помощь . Работу по выполнению выше поставленных задач лучше начать с создания необходимых условий в группе: = составить картотеку дидактических игр по ознакомлению детей с трудом взрослых «Кому что нужно для работы», «Что хочет делать Маша?», «Кукла заболела», «Врач и медсестра», «Накроем стол для куклы», «Назови профессию», «Угадайте, что я делаю» . = собрать альбом иллюстраций «Профессии детского сада», «Профессии». = Создать картотеку пословиц и поговорок о труде, презентации «Вкусная профессия», «Кому, что нужно для работы», «Поможем доктору собрать чемоданчик» и другие. = Разнообразить предметно-развивающую среду настольно-печатными играми: «Кем быть», «Почтальоны», «Поликлиника» ;атрибутами для сюжетно-ролевых игр: наборы парикмахера, продавца, доктора, повара, плотника, муляжами овощей и фруктов. = Совместно с родителями сшить костюмы доктора, парикмахера, моряка, продавца, форму для дежурных . = Пополнить оборудование для ухода за растениями в группе и на улице: фартуки, лейки, опрыскиватели, салфетки, грабли, лопатки. Важнейшей составляющей трудового развития ребѐнка, формирования его личности , является воспитание у него трудолюбия. Трудолюбие проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в еѐ процессе, в умении преодолевать трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде. Хорошо выполненная работа должна вызывать у детей ощущение удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное. Организуя трудовую деятельность, необходимо обеспечивать всестороннее развитие детей, помогать им обрести уверенность в своих силах, формировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывать ответственность и самостоятельность. Стараться так организовывать труд детей, чтобы он доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста можно разделить на четыре группы: - самообслуживание, - хозяйственно-бытовой труд, - труд в природе, - ручной и художественный труд. Остановимся подробнее на каждом из них: 1. Самообслуживание. Дети учатся одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду в шкафчики, оказывать друг другу посильную помощь, своевременно и самостоятельно использовать навыки личной гигиены: правильно мыть руки перед едой и по мере загрязнения, после приема пищи полоскать рот. Мы в свою очередь поддерживаем интерес к этому виду труда используя игровые приёмы, систематически напоминая и контролируя действия детей.
Например: перед мытьём рук говорим, «Сегодня Пчёлка будет проверять, кто плохо завернул рукава, кто насухо вытер руки». Или же с применением потешек , например: «Водичка, водичка, умой моё личико». А во время раздевания периодически вспоминаем, в каком порядке снимается одежда.
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является поощрение ребёнка. Позже у детей начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеют сами. Напр: Даня помог застегнуть пуговицу Денису, и он теперь выглядит опрятно», или «Как хорошо поступил Саша, он помог Роме убрать конструктор» и т. д. Но некоторые дети злоупотребляют добротой товарищей и постоянно ждут, когда им помогут, в таком случае мы говорим: «Сейчас Дима уберёт машины на полку и мы поиграем в интересную игру».
Действующим приёмом является привлечение детей к анализу результатов труда. Например: «Сейчас мы с Ритой и Сашей посмотрим, как дети оделись. Посмотрите, как быстро и аккуратно оделась Лиза» и т. д. Ко всему этому мы стараемся дать детям больше самостоятельности.
Приучаем детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т. е. забыл убрать обувь – будешь её искать, не повесила аккуратно платье – будешь ходить в мятом. 2. Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей. Он постоянен и необходим: приготовить рабочее место, убрать всё по окончанию работы, вымыть и аккуратно составить игрушки спортивный инвентарь, протереть полки с игрушками. Приучая детей к хозяйственно-бытовому труду, мы формируем бережное отношение к вещам, умение замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление: дети с большим удовольствием следят за чистотой одежды у кукол, моют игрушки и т.п. Вместе с детьми мы ремонтируем (лечим) игрушки и книги. Основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность привлекать детей всей группы к разной трудовой деятельности.
Так как дети не одинаково владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения можно давать как одному ребёнку так и небольшой группе. Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения. Необходимо помочь детям распределить работу, своевременно добиваться результата. Например, говорим, что решили доверить важное дело, которое нужно выполнять быстро, аккуратно и дружно: навести порядок на полке с книгами («Ведь нельзя садиться обедать, когда вокруг беспорядок!»). Пока дети убирают мы их постоянно подбадриваем: «Как приятно смотреть на детей; когда они работают дружно и старательно – дело быстро спориться!». Так же приобщаем детей к выполнению таких поручений, которые, на первый взгляд не дают видимых результатов. Например: просим сходить и что-нибудь принести или отнести, что-то спросить или передать на словах.
С младшего возраста мы начинаем учить детей дежурить по столовой. Так же вводим дежурство по подготовке к занятиям. На данном этапе ведущими приёмами являются: показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребёнка. К такому виду труда можно привлечь детей через сюжетно-ролевые игры, например «Угостим куклу чаем» и т. д. Всё время стараемся довести до сознания детей, что дежурство – это обязанность каждого перед всеми. Например: «Если плохо подежурите, не постараетесь, то детям будет не приятно». Так же дети могут выполнять поручения, по уходу за растениями в центре природы. При этом мы объясняем последовательность выполнения действий и результат, для чего мы должны всё это выполнять. Периодически вместе с детьми осматриваем центр природы. Для того, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения. Всё это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного, заботливого отношения к растениям.
Очень важно, что - бы ребенок понимал социальную значимость труда. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности: инициатива, товарищеская взаимопомощь, хорошее и качественное выполнение трудовых процессов. Особое уделяем внимание развитию свободного общения детей со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности. В группе имеется уголок дежурства. Дети помогают помощнику воспитателя накрывать и убирать со столов, помогают воспитателю в подготовке к занятиям. Поручения и дежурства становятся постоянными формами труда в группе и дети достигают определѐнных успехов. 3. Труд в природе очень любимый детьми вид трудовой деятельности. В процессе трудовой деятельности в природе у ребенка формируется ответственность за тех, кто беззащитнее его. Малыш ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции. Труд в природе особенно ответственен, потому что небрежность и забывчивость могут нанести вред растениям. Дети с особым теплом заботятся о растениях: протирают листья комнатных цветов от пыли, опрыскивают, поливают, удаляют сорняки на клумбах. Вместе с детьми в марте мы сажаем семена цветов, за которыми ухаживаем, наблюдаем за их ростом, а в мае высаживаем их в клумбы. Дети видят непосредственный результат своего труда – радующие глаз цветочные клумбы. 4. Ручной и художественный труд несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда . Вместе с детьми мы делаем разнообразные поделки из бумаги, картона, природного и бросового материала (человечки, представители фауны, открытки к праздникам). Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкую моторику рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца. Детский труд своеобразен: он прост по содержанию, доступен по характеру выполняемых действий, связан с игрой. Именно поэтому особое внимание необходимо уделять различным играм, в частности сюжетно-ролевым . Дети могут строить сюжет игры, опираясь на личный опыт. В игре дети отражают труд близких людей. Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещѐ именно игра, а не труд. Так на участке организовываем в игровой форме уборку участка (дети «рабочие» увозят мусор на «машинах», тачках).
В своей работе с детьми можно использовать мультимедийное оборудование. При его помощи дидактические игры становятся более интересными и увлекательными, появляется атмосфера волшебства. Наиболее интересной становится беседа о каком-нибудь трудовом процессе, когда используется презентация, видеоролик или просматривается отрывок из мульт фильма. Неоценимую пользу в приобщении детей к труду играют также художественная литература, музыка, изобразительное искусство. В совместной деятельности с детьми, в режимных моментах, можно использовать такой методический приѐм, как решение проблемных ситуаций: «Что было бы, если б не было строителей (врачей, водителей, парикмахеров и т.п.)?». Ребятам очень нравится рассуждать на предложенные темы, строить предположения. Тем самым мы приходим к выводу о необходимости и важности труда людей разных профессий. Для ознакомления детей с профессиями ближнего окружения возможно организовать экскурсии по детскому саду: прачечная, пищеблок, медицинский кабинет , наблюдения за работой помощника воспитателя. Сотрудники рассказывают о своем труде, о том какую пользу приносит труд для детей, посещающих детский сад и о том, как важно добросовестно относиться к труду. На прогулках организовывать наблюдения за трудом дворника. Во время знакомства с профессией дворника дети вместе с ним убирают территорию сада: зимой расчищают дорожки от снега, в тѐплое время года убирают ветки, сухие листья. Общий труд детей способствует решению задач нравственного воспитания. Всё это нужно не какому-то одному участнику труда, а всем вместе. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых. Детский труд оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. В социально – коммуникативное развитие дошкольника труд также вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность. Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Поэтому особое внимание в вопросах трудового воспитания детей уделяем взаимодействию с родителями: обмениваемся рекомендациями, советами, мнениями по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду (родительские собрания, консультации, беседы, информационные стенды, папки-передвижки, буклеты, анкетирование). Родители принимают активное участие в педагогическом процессе: изготавливают игровое оборудование, атрибуты, костюмы для сюжетно-ролевых игр, дидактических и развивающих игр, инвентарь для организации трудовой деятельности (лопаты, веники, вёдра), оформляют участок; участвуют с детьми в совместных творческих выставках рисунков и поделок. В процессе реализации проекта ребята знакомятся с разнообразием профессий взрослых, рассказывают сверстникам о труде своих родителей. Родители являются активными участниками данного проекта. Организовываются встречи, на которых мамы и папы рассказывают о том, какую профессию они выбрали, об еѐ особенностях, о том какими личностными качествами необходимо обладать и о том, какое значение она имеет для общества. В дальнейшем с детьми старшего возраста можно посетить разные организации города, чтобы увидеть важность и необходимость труда взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
«СОЦИАЛЬНО - КОММУНИ КАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВВ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
«Социально-коммуникативное развитие дошкольников через игровую деятельность»
Методический материал...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Методическая разработка)
Проблема социализации и коммуникации дошкольников в игровой деятельности, остается недостаточно разработанной в теории и практике, не смотря на имеющиеся исследования. В статье акцент на изучение и ис...
Социально-коммуникативное развитие дошкольников через музыкальную деятельность
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...
Презентация СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ дошкольников, через игровую деятельность
Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была...
Социально-коммуникативное развитие. Конспект: "Организация трудовой деятельности: труд в уголке природы".
Социально-коммуникативное развитие. Конспект: "Организация трудовой деятельности: труд в уголке природы"....