Социально-коммуникативное развитие дошкольников через музыкальную деятельность
статья на тему
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_yu.g._t.v._n.v.sent_._2017.docx | 23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Кочурова Ю.Г., педагог-психолог
Куклина Т.В., музыкальный руководитель
Сытина Н.В., музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад № 142 г. Иркутска
«В процессе музыкального воспитания особенно успешно
формируется нравственный облик ребенка».
Н.А.Ветлугина
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Характер общения старших дошкольников со сверстниками имеет свои особенности: потребность в общении проявляется значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих возрастных ступенях; происходит активное освоение основ нравственности, в период освоения важнейших моральных понятий активно начинает проявляться интерес к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям.
Социально-коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества.
Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
Образовательная область «социально – коммуникативное развитие» направлено на достижение целей позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития.
Дошкольная педагогика выделяет следующие условия развития дружеских отношений между детьми:
-наличие эмоционально-положительной атмосферы в группе сверстников;
-создание обстановки радости от общения детей друг с другом;
-создавать ситуации, которые вызывают положительные моральные чувства, действия, поступки и требуют от детей активности, самостоятельности в суждениях и в реальном действии.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все то доброе и прекрасное, с чем они встречаются в жизни. Совместное слушание музыки, пение углубляют и обостряют восприятие произведений искусства. Наиболее живые, эмоционально подвижные дети своими непосредственными восклицаниями, жестами, обращением к сверстникам вызывают отклик у более пассивных детей, заражают их бодрым настроением. Совместные переживания сближают между собой детей, обогащают личную жизнь каждого ребенка. Музыка побуждает дошкольника к активным действиям. Поэтому необходимо использовать музыку как педагогическое развивающее средство.
При работе над формированием культуры общения у дошкольников можно успешно использовать способность музыки вызывать у ребенка необходимые эмоциональные состояния. Современные педагогические технологии музыкальной деятельности способствуют коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
Объединение различных игровых ситуаций с использованием сюжетов песен о дружбе и друзьях при ведущей роли музыки закономерным образом будет способствовать развитию дружеских взаимоотношений дошкольников. Музыкально-игровые ситуации — это закодированная социальная проблема, предлагаемая ребенку на языке музыки и в музыкально-игровой форме. Результатом решения таких ситуаций становятся личностные достижения, ребенка в сфере взаимоотношений со сверстниками.
Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:
- организацию предметно-пространственной среды;
- создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
- стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
- устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
- мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
- обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
- моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Мы осуществляем развитие умений дружеского общения, взаимовыручки у дошкольников через музыкально-игровые ситуации и игры.
На первом этапе работы вводим в развивающую среду группы музыкальные произведения для улучшения эмоционального климата. Такие произведения сопровождают основные режимные моменты, начиная с утреннего приема детей, становятся фоном для совместной деятельности. Они способствуют укреплению дружеских взаимоотношений воспитанников и положительному эмоциональному настрою в группе.
На втором этапе осуществляем развитие умений дружеского общения, взаимовыручки, посредством музыкально-игровых ситуаций и музыкальных игр. Например:
- Игра «Поссорились» - предлагается инсценировать текст, используя соответствующие вокально-речевые интонации и другие средства выразительности. Для того чтобы инсценировка получилась, детям предварительно необходимо договориться между собой.
- Игра «Угадай название песенки» - ставим знакомую детям песню и предлагаем вспомнить ее название. За каждый правильный ответ ребенок получает очко. Тот, кто затрудняется ответить, может позвать на помощь друга. Тем самым развивается умение взаимовыручки.
На третьем этапе работы используем музыкально-игровые ситуации, («Поиграем на ложках», «Придумаем вместе танец», «Готовим музыкальный спектакль»), направлены на совместную музыкально-исполнительскую деятельность детей. Эти ситуации объединяют детей вокруг общих задач, помогают им договариваться, помогать друг другу, активно взаимодействовать в привлекательных для них видах детской музыкальной деятельности.
На этом этапе работа с детьми ведется с учетом их интереса к тому или иному виду музыкально-исполнительской деятельности. Дети постепенно объединяются, сначала в пары, потом в небольшие подгруппы (3-4 человека) с помощью педагога, а затем самостоятельно.
Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.
Наша работа доказывает, что современные педагогические технологии в музыкальной деятельности, а также сотрудничество воспитателя, педагога-психолога и музыкального руководителя способствует социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
Литература
- Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г. – С. 437-458
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: - М.: Просвещение, 1982
- Психолого-медико-педагогическая работа в детском саду: планирование, рекомендации, диагностические материалы/авт.-сост. Т. А. Емцева.-Волгоград:Учитель,2011.-142 с
- Юркова Е.В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях.:- 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...
Сообщение из опыта работы ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Эмоциональное развитие дошкольниковчерез музыкальную деятельность Только эмоции открывают в искусстведействительный доступ к идее и образу. Л. С. Выготский Очень короткий отрезок ...
Использование креативных технологий для формирования социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников в музыкальной деятельности
quot;В каждом гениальном творении мы узнаем наши собственные отвергнутые мысли; они возвращаются к нам в ставшем чужим величии" Ральф ЭмерсонКогда мы ищем в книгах ,в интернете ин...
Выступление на педагогическом совете по итогам учебного года «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность»
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его первоначальной социализации. Педагогическая помощь в музыкальной игровой деятельности содействует нако...
Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность ее социального воздействия определяют общественную значимость музыкального искусства и его место в системе духовно-культурных...
Консультация для педагогов ДОУ "Социально-коммуникативное развитие дошкольников через музыкальную деятельность"
В консультации представлены игры, которые будут интересны для работы педагогов...
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
На первом месте в развитии эмоций стоит восприятие музыки. Именно в этом виде творчества музыка вызывает у детей различные чувства: радость, удивление, восторг, праздничную приподнятость или лёгкую пе...