СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Методическая разработка)
методическая разработка (средняя группа) на тему

Сафронова Ольга Александровна

Проблема социализации и коммуникации дошкольников в игровой деятельности, остается недостаточно разработанной в теории и практике, не смотря на имеющиеся исследования. В статье акцент на изучение и использование возможностей игровой деятельности как социально-педагогического явления, способствующего социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

~  ~

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

(Методическая разработка)

Сафронова О. А.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) на первый план выходит индивидуализация дошкольного образования: развитие психических процессов, мотивации к обучению и социализация ребенка.[1] Передо мной наиболее остро встала задача, выровнять и поднять уровень усвоения программы по социально-коммуникативному развитию.

Окружающий мир, влияние среды - это источник развития личности. Л. С. Выготский ввел понятие «ситуация социального развития» по его мнению, именно она определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие.[2] 

Для успешной социализации и коммуникации ребенку нужно играть, так он научится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, самоутверждаться в обществе, ценить и уважать других людей, отстаивать и защищать свою позицию без агрессии. Для этого детям нужно позволять осваивать реальный мир, они овладевают социальными навыками именно в полезной деятельности. Именно тогда, социальные знания и умения естественно складываются в собственном опыте детей в определенной среде.[3]

Создав условия и зная психологические механизмы развития игры, мы  сформировали систему работы на группе по социализации детей через развитие игровой деятельности.

В данной работе используются следующие приемы:

  • ритуалы и традиции группы
  • коммуникативные игры
  • сюжетно-ролевые игры
  • режиссерские игры
  • театрализованная деятельность
  • экскурсии по саду
  • коллективные творческие работы

Методика по организации сюжетно-ролевой игры.

  1. Предварительная работа:
  • Организация предметно-развивающей среды.
  • Закрепление знаний детей об окружающих их людях и явлениях.
  • Совместное с детьми изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры.
  • Рассматривание иллюстраций, беседы воспитателя с детьми о теме игры (рассказы о профессиях, приключениях, событиях и т.д.)
  • Чтение художественной литературы: сказок, рассказов для детей.
  • Заучивание и обыгрывание стихотворений.
  • Целевые прогулки и экскурсии
  • Тематические беседы
  • Дидактические игры
  • Театрализованные игры
  1. Основная работа.
  • Задания детям:
  • Выбор сюжета игры;
  • Подборка атрибутов для игры;
  • Обыгрывание сюжета.
  • Роль воспитателя:
  • Активизация социальных знаний дошкольника;
  • Помощь в развитии сюжета игры, и организация дополнительных сюжетных линий;
  • Помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
  1. Организация занятий по социализации (конспекты прилагаются).
  2. Игра:
  • Сюжетно-ролевая игра
  • Игра-драматизация
  • Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
  1. Ожидаемые результаты развития игровой деятельности.
  • У детей возникают различные игровые замыслы, они самостоятельно ставят и принимают игровые задачи.
  • Ролевые действия детей разнообразные и достаточно выразительные.
  • В игре дети отражают взаимодействия и общение людей.
  • Дети могут играть долгое время или тактично отказаться.
  • Дети охотно вступают во взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Мы стараемся увлечь детей темой, развить в них желание «стать» героем, носителем профессии, быть сопричастным событию, активизировать их творческую мысль, по-своему обустраивать игру, применять полученные самостоятельно  знания.

На этапе организации игры мы только помогаем детям, когда они не могут дальше развить сюжет,  добавить к нему дополнительную линию (если незадействованные в игре дети хотят в нее включится), ввести в игру атрибуты-заместители из бросового материала. Для этого контролируем течение игры.

Особое внимание уделяем тому, как дети договариваются об игре, распределяют роли, игровую территорию, развивают сюжет. В случае конфликтов воспитатель должен брать на себя координирующую роль, помочь найти решение конфликта. Дети среднего дошкольного возраста еще не могут решить его без активного вмешательства педагога, поскольку пока не могут полностью подчинить свое желание ролевому поведению. В данной ситуации мы стараемся провести беседу по ситуации, и большее внимание уделять не причине конфликта (игрушка либо роль), а взаимодействию детей. Во время беседы стараемся подчеркнуть, что играть вместе им очень интересно, выделить их дружбу (возможно с опорой на прошлые отношения детей), подсказать сюжетную линию, в которой данная игрушка или роль имеют другое значение. Пример:

Аким и Саша, мальчики 4-х лет, очень любят играть вместе, но все время ссорятся, при нехватке аргументов дерутся. Аким принес две игрушки супер-герои красного и синего цвета. Синего дал Саше, какое-то время мальчики мирно играют, построив для солдат дом, затем начинают реализовывать функцию, заложенную в данные игрушки - устраивать бой. Через минуту Аким заявляет, что его герой победил «плохого» синего Сашиного героя. У Саши это вызывает протест, и уже дерутся мальчики.

Действия педагога: Детей нельзя изолировать от телевизора, поэтому они будут играть в такие «не мирные» игрушки. Соответственно воспитатель, в данной ситуации начав беседу, подчеркивает, что подрались не мальчики, а супер-герои. Предлагает простить друг друга и помириться. Затем, переключает внимание на первоначальный сюжет игры, дом для супер-героев. Побуждает мальчиков рассказать о доме. Хвалит постройку и «вспоминает» что в новый дом всегда приглашают гостей. Сожалеет, что в доме нет мебели и посуды. Предлагает одолжить посуду у кукол, подойдя к девочкам, предлагает мальчикам через супер-героев попросить у кукол (девочек) посуду. При примерке чашек к игрушкам мальчиков, указывает на то, что они сильно большие и пить чай супер-героям неудобно. Предлагает подобрать «чашки» из предметов заместителей. Дети, увлеченные новой задачей, сразу забывают о конфликте и продолжают игру под наблюдением воспитателя.

Важным условием успешности работы по социализации детей считаем организацию театрализованной деятельности. Поскольку этот вид деятельности  раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность ему адаптироваться в социальной среде.

Руководство игрой-драматизацией, мы начинаем с отбора литературных произведений. Выбор произведений был обусловлен задачами социально-нравственного воспитания и осуществляется по следующим  принципам:

– сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;

 – эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;

 – увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия;

 – богатый и яркий иллюстративный материал.

Прежде всего, это литературные произведения: в которых герои проявляют умение дружить («Кот, петух и лиса», «Теремок», «Под грибом»); раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям («Петушок и бобовое зернышко», «Курочка Ряба», «Гуси – лебеди», «Кошкин дом»); в которых противопоставляется добро и зло («Морозко», «Колобок»); показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого («Заюшкина избушка», «Айболит»); формирование обобщенного положительного образа человека («Заяц-хваста», «Маша и медведь»)

Работу по развитию театрализованной деятельности начинали с обыгрывания малых литературных форм: потешек, небольших. Например, при разучивании потешек «Сидит, сидит зайка..», читали произведение 2-3 раза, потом с детьми обсуждали какой  зайка, как он прячется и т.д. вместе с детьми. Затем, через некоторое время предлагали детям инсценировать потешку, используя мимику, позы, выражая эмоции в движении. Игру проводили несколько раз, так, чтобы все дети, даже самые застенчивые и неактивные, могли поучаствовать. Атрибуты и декорации готовили при участии родителей. При распределении ролей использовали выбор с помощью считалок.

Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. В игре – драматизации участвуют все дети, даже самые застенчивые.

В своей работе с детьми мы придерживаемся следующих принципов:

  • активно поддерживаем стремление детей к прекрасному. В результате этого у детей формируется потребность помочь другому, проявляется желание быть умным, добрым, похожим на понравившегося героя, поступки героя являются эталоном для организации собственного поведения;
  • формируем умение исполнить роль, передать свое к ней отношение;
  • формируем у детей оценочное отношение к окружающей действительности;
  • занимаясь театрализованной деятельностью с детьми, вовлекаем их в творческий процесс, где они раскрепощаются, учатся объективно оценивать себя и других, чувствовать истинное и фальшь.

Формы работы с родителями по формированию социализации дошкольника в игровой деятельности разнообразны:

проводятся беседы и консультации;

тематические родительские собрания;

родители приглашаются на открытые занятия – игры;

организуются родительские гостиные.

Родители имеют возможность познакомиться с общей характеристикой занимательного материала по социально-нравственному воспитанию посредством игровой деятельности.

В ходе бесед, консультаций родителям даются рекомендации по руководству играми детей, задачами, которые можно решать в процессе их проведения. На родительских собраниях затрагиваем и обсуждаем вопросы социализации детей; знакомим с результатами проведенной работы, достижениями детей.

Родители с большим удовольствием принимают участие в изготовлении атрибутов, декораций, элементов костюмов, стараются проследить за деятельностью своего ребенка в плане социального развития. Все это способствует сближению детей и родителей.

Литература.

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст]. / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. 1966.- № 6 - С. 62 – 68.
  2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст].  Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.Ф. Голованова. –– СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.  "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" / Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в  "РГ" (Российская газета) - Федеральный выпуск № 6241. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html


[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.  "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" / Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в  "РГ" - Федеральный выпуск № 6241. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

[2] Выготский Л.С. Проблема возраста [Текст] Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. / Л.С. Выготский.  - М.: Педагогика, 1984. - С. 244-268. Режим доступа:

http://www.pedlib.ru/Books/3/0397/3_0397-18.shtml#book_page_top

[3] Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст]  Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.Ф. Голованова. –– СПб.: Речь, 2004. – 272 с. Стр. 91.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Передставленная система работы реализуется  в рамках  образовательной области "Социально-коммуникативное развитие", направлена на обеспечение условий, необходимых для создания соци...

Краткое описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности.

Описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитиедошкольников в игровой деятельности. Проект "Территория игры"...

Материалы тематического контроля «Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»

План тематического контроля«Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»Цель:  О...