КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
статья (старшая группа) на тему
Статья посвящена исследованию агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости, предлагается описание диагностических методик, направленных на выявление особенностей уровня агрессивного поведения у старших дошкольников с умственной отсталостью. Предложена коррекционная программа, направленная на коррекцию уровня агрессивного поведения у старших дошкольников с умственной отсталостью
Ключевые слова: умственная отсталость, агрессивность, агрессия, агрессивное поведение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Статья посвящена исследованию агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости, предлагается описание диагностических методик, направленных на выявление особенностей уровня агрессивного поведения у старших дошкольников с умственной отсталостью. Предложена коррекционная программа, направленная на коррекцию уровня агрессивного поведения у старших дошкольников с умственной отсталостью
Ключевые слова: умственная отсталость, агрессивность, агрессия, агрессивное поведение.
В настоящее время изучение проблемы агрессивного поведения детей приобретает особую актуальность среди всех направлений исследовательской деятельности в области психологии и педагогики. Это связано с тем, что в последние годы сложившаяся в нашей стране напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей, особенно отмечается рост уровня их цинизма, жестокости и агрессивности.
Изучением агрессивного поведения детей младшего школьного возраста занимались такие современные учёные, как Абрамова Г.С, Алемаскин М.А., Антонян Ю.М., Беличева С.А., Бехтерев В.М., Глоточкин А.Д., Дубровина И.В., Знаков В.В., Иванов Е.Я., Игошев К.Е., Исаев Д.Д., Исаев Д.Н., Ковалёв А.Г., Кон И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковский Г.М., Невский И.А., Пирожков В.Ф., Платонов К.К., Потанин Г.М., Фельдштейн Д.И. и др. В результате анализа работ указанных выше авторов нами была выявлена необходимость дальнейшего поиска эффективных и научно обоснованных механизмов снижения уровня агрессивности у детей. Особенно в этом нуждаются дети с интеллектуальными нарушениями, так как данные о распространенности расстройств поведения среди детей рассматриваемой категории свидетельствуют о неуклонном росте проявления агрессии у них.
Ребёнок с умственной отсталостью - это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают его уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты, и такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.
В специальной психологии проблема агрессии умственно отсталых детей остается недостаточно разработанной, хотя в работах некоторых авторов имеются указания на проявления их агрессивности и враждебности (Альбрехт Э.Я., Аунапуу Т., Бойков Д.И., Волкова Н.В., Запрягаев Г.Г., Иванов Е.С., Коробейников И.А., Кузьмина В.К., Лебединская К.С. Малинаускене В.А., Махова В.М., Поппе Г.К., Поспишиль К., Угарова Г.М., Фрейеров О.Е., Шипицина Л.М., и др.), но целенаправленного, комплексного и системного изучения содержания и форм агрессии умственно отсталых школьников, а также факторов, механизмов и условий ее возникновения и закрепления, исследования путей ее комплексной диагностики, профилактики и коррекции проводилось недостаточно.
Исследования показывают, что уже в дошкольном возрасте у умственно отсталых детей при разрешении конфликтных ситуаций со сверстниками преобладает выраженное агрессивное поведение. В частности, К. Поспишиль пишет, что «агрессивные ответные реакции вызываются у умственно отсталых детей менее важными причинами, чем такое же поведение у нормально развивающихся детей. Дети с умственной отсталостью характеризуются вспыльчивостью и несдержанностью. Они труднее преодолевают жизненные трудности».
Таким образом, агрессивные тенденции являются характерными для поведения умственно отсталых дошкольников. В дальнейшем степень выраженности агрессивности возрастает, достигая пика к старшему подростковому возрасту. При этом возникновение и закрепление агрессивных тенденций в поведении детей рассматриваемой категории связана не только с органической недостаточностью центральной нервной системы, но и с действием неблагоприятных факторов социальной среды. Это ещё раз доказывает необходимость коррекции агрессивности умственно отсталых детей именно в дошкольном возрасте для предотвращения гипертрофированного развития этой черты у ребёнка в будущем.
Исходя из вышесказанного, в настоящее время сложилось противоречие между необходимостью снижения уровня агрессивности у дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости и недостаточным количеством научно обоснованных и эффективных механизмов, позволяющих это реализовать.
Целью экспериментальной работы, проведенной на базе бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Радуга" город Советский» разработать коррекционную программу, направленную на снижение уровня агрессивности у умственно отсталых младших школьников с учетом выявленных у них в особенностей агрессивного поведения и личности.
В эксперименте приняли участие восемь детей подготовительной к школе группы «Смешарки». Следуя целям и задачам, на этапе констатирующего эксперимента для исследования особенностей агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости [2].
1. Методика «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич).
Данная методика – одна из наиболее распространенных проективных методик для исследования личности детей, в том числе может быть использована для диагностики их агрессивности.
Форма проведения: индивидуальная
Тип методики: проективная, по составу – ориентировочный
Инструкция. «Я хочу посмотреть, насколько у тебя развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумай и нарисуй животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до тебя никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».
Для проведения необходим простой карандаш средней твердости, не остро отточенный (ручкой, фломастером рисовать нельзя). Лист бумаги стандартный, белый или кремовый, но не глянцевый. Бумага должна быть ориентирована вертикально.
Интерпретация результатов проводилась путем количественно – качественной обработки данных (описание – приложение ):
Таблица 1. Уровни и критерии наличия агрессивности по проективной методике «Несуществующее животное»
2. Методика Тест Розенцвейга (детский вариант) (Приложение).
Диагностика разработана с целю определения исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
Следует подчеркнуть, что кроме прочего, с помощью данного теста можно определить явную и скрытую агрессию в характере. Именно с этой целью в рамках нашей работы и была выбрана данная методика. Фрустрационный тест позволяет выявить направленность злобы — на себя или на других. А также выяснить, какой путь решения конфликтных ситуаций ребёнку ближе: порицать других, мириться с трудностями или искать конструктивные решения.
Используемый нами вариант стимульного материала теста Розенцвейга, содержащий 15 картинок, разработан и апробирован В.В. Добровым.
Цель методики: выявление степени выраженности мотива агрессивности в поведении младших школьников в различных жизненных ситуациях.
Инструкция
«На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэтому напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал».
Учитывая особенности развития детей, психолог самостоятельно записывает ответы детей в специальных бланках.
3. Методика «Тест руки» (Э. Вагнер)
Проективная методика исследования личности. Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображениями кисти человеческой руки в различных положениях, десятая карточка пустая. Ребенок должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке.
Ответы ребенка классифицируются по 11 категориям, одна из которых агрессивность.
Порядок работы с методикой: ребенку в стандартной последовательности предъявляют все 10 карточек и просят ответить на вопрос: «Что, по вашему мнению, делает эта рука?». Если он затрудняется с ответом: «Как вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Назовите все варианты, которые можете себе представить». Все ответы испытуемого фиксируются в протоколе. Положение, в котором ребенок держит карточку, произвольно, но оно также фиксируется в протоколе. В ходе тестирования желательно получить по несколько ответов (в среднем 2-3) на каждую предъявленную карточку. Для этого после первого высказывания ребенка следует спросить: «Хорошо, а еще что?». После следующего ответа повторить вопрос. Если экспериментатор почувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке. В случае, если по первым 2-3 карточкам ребенок отказывается давать более одного ответа, придется в дальнейшем этим ограничиться.
4. Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова)
Тест проводится с детьми с 4-х лет.
Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Делая вывод по всем диагностикам уровня агрессивности детей с легкой степенью умственной отсталости, включающей четыре выше описанных методики можно заключить, что у трёх детей выявлена высокая степень агрессивного поведения (37,5%).У двух — слабая (25%). И у трёх выявлен средний уровень агрессивности (37,5%). При проведении методик, нами было отмечено, то дети с низким уровнем проявления агрессии в поведении очень творчески выполняли задания, они были открыты и хорошо контактировали с окружающими. Дети со средним уровнем выраженности агрессии во время проведения констатирующего этапа эксперимента были боязливы, застенчивы, часто бывают грубы, присутствует вытесненная агрессия, замкнутость, потребность в любви, заботе и поддержке. Не всегда уверены в себе, иногда испытывали страх. Дети с высоким уровнем выраженности агрессии в поведении при проведении методик испытывали чувство отверженности, чувство вины, имелись тенденции к отчуждению и оппозиции, испытывали трудности при стремлении раскрыться перед другими, агрессивны, тревожны.
На основании полученных результатов диагностики нами была составлена коррекционная программа.
Цель программы: преодоление и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Задачи программы:
1. Создание у детей положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе, что будет способствовать снижению агрессивных проявлений у детей по отношению к друг другу;
2. Создание доброжелательной обстановки общения, способствующей налаживанию дружественных отношений между детьми;
3. Обучение детей контролю за своими эмоциями и способами отреагирования негативных чувств без вреда для окружающих людей.
4. Развитие у детей умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию;
5. Обучение детей умению предъявлять партнеру по общению свои
чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству.
Критерии отбора в коррекционную группу: на основании результатов диагностики по методикам, представленным в параграфе 2.1. В коррекционную группу включаются дети с высокими и средними показателями агрессивности в поведении.
Критерии эффективности программы: устойчивая адекватная самооценка учеников, принятие себя, осознание своих возможностей, повышение позитивного отношения к окружающим в ситуациях общения.
Направления и этапы коррекционной работы:
I. Подготовительный этап, направленный на создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе (5 занятий).
II. Организационный этап: основная цель - создание доброжелательной обстановки общения, бучение детей контролю за своими эмоциями и способами отреагирования негативных чувств без вреда для окружающих людей, развитие у них умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию, и умению предъявлять партнеру по общению свои
чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству. (15 занятий).
III. Заключительный этап - закрепление полученных результатов и автоматизация сформированных у детей навыков (5 занятий). С подробным содержанием каждого этапа можно ознакомиться в таблице Форма работы - групповая. Общее время реализации программы 10 недель, при частоте 2 занятия в неделю, всего 20 занятий, длительность занятий 30-40 минут.
Организация занятий: занятия проводятся три раза в неделю.
Количество занятий: 25.
Количество детей в группе: 6 человек.
Критерии эффективности коррекционно-развивающей программы: программа будет эффективна, если у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью сформируются и закрепятся навыки контроля за своими эмоциями и бесконфликтного взаимодействия с окружающими, что подтвердится вторичным обследованием детей из коррекционной группы по методикам.
После реализации коррекционно-развивающей программы была проведена повторная диагностика, показатели у детей , в частности, двух детей показатель снизился 50%, у на 33,4% . У проявления по представленной не выявлены.
образом, обобщая , полученные в повторного исследования агрессивности у с легкой умственной отсталости пришли к , что в , после реализации нами коррекционно - программы снизилось детей с и средними проявления агрессии поведении. Это основание утверждать, программа эффективна может быть при работе детьми данной , следовательно гипотеза нашла своё , поставленные задачи , а цель .
Литература
- , М. Э. технологии коррекции дошкольников [Текст] / .Э. Вайнер. пособие. - М.: общество России. 2005. - 96 .
- Сабуров, В. . Технологическая модель взаимодействия семьи школы в -воспитательном процессе: рекомендации / Урал. . пед. ун-. - Екатеринбург, 2000. - 31 с.
- проблемы психологии: и практика: международной заочной . конф. Шадринск, 16-17 2010 г. / Шадр. . пед . Ин- ; сост. О.. Спицина. - ОГУП « дом печати», филиал, 2010. - 2010. 246 с.
- Белопольская, Н.Л. Личностные особенности детей с умственной отсталостью в системе дифференциально-психологической диагностики (старший дошкольный возраст) [Текст] / Н.Л. Белопольская: Автореф. дисс. доктора психол. наук. - М., 2006. - 47с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»
Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....
Снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить “точный” диагноз и тем более “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и ...
Психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Статья написанная по материалам выпускной квалтфикационной работы....
Презентация "Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости посредством речевых упражнений"
Раскрыта поэтапность работы по диагностики и развитию коммуникативных умений....
"Методические рекомендации по организации коррекционно – логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости"
Практические рекомнедации к организации корркционно-развивающей деятельности с детьми с умеренной степенью умственной отсталости....
Коррекционная программа по снижению уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью «Ежики»
В данной работе был проведен обширный теоретический анализ литературы по проблемам исследования, проанализированы причины, механизмы и формы проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возра...
Коррекционно - развивающая программа снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста «От улыбки станет всем светлей!»
Программа для детей старшего дошкольного возраста с высоким и средним уровнем тревожности. Может быть полезна для родителей, воспитателей и педагогов, практикующим педагогам-психологам, а также всем т...