конструкция развивающих вопросов
консультация на тему

Полина Александровна Таловикова

            Использование активных форм и методов обучения

                             в работе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruktsiya_voprosov.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

        Конструкция развивающих вопросов и заданий:

1 группа – репродуктивные вопросы и задания опираются на восприятие, памяти. Целесообразно их давать тогда, когда требуется точное воспроизведение учебного материала. Доля этих вопросов не д/ж превышать 1/3.

Кто, где, когда, что?

Повторите, вспомните, опишите, перескажите.

2 группа – продуктивные вопросы. Они опираются на мышление и воображение. Среди продуктивных:

Эвристические

Какова главная идея?

В чем суть явления?

В чем причина?

Чем можно объяснить что…

Что объединяет рассматриваемое явление?

Какой вывод вы предлагаете сделать?

На каком основании делаем такой вывод?

Как понимаете что такое… (например: окружающий мир)?

Чем отличается? Какая разница?

Как это знание применить?

Какое сделано преобразование?

К какому выводу мы с вами пришли?

Как относитесь к высказыванию…?

Почему ты так думаешь?

Систематизируйте, обобщите, классифицируйте.

3 группа – проблемно-поисковые

Как по другому сделать?

Почему именно этим способом?

В чем недостатки? Объясните в связи с чем?

Докажите. Выскажите предположения. Оцени. Сравни.

4 группа – творческие: 

Сочините.

 Придумайте как сделать так, чтобы…

Как использовать эти знания?

Ваш прогноз?

Что изменится если…(исчезнет солнце)

            Использование активных форм и методов обучения

                             в работе с дошкольниками

  • Игра

Использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.

  • Метод проектов

Предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность

  • Экспериментирование

Стимулирование самостоятельной деятельности. Развитие творческих способностей и нестандартности мышления.

  • «Мозговая атака»

Организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

  • Составление загадок

Речь развивается только тогда, когда мы ставим ребенка в речевую ситуацию. Ассоциативные загадки: На что похожа? Чем отличается?

  • Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

 Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

  • Синектика

Поставить себя в ситуацию и описать свои ощущения (представь себя фиалкой на жарком солнышке…, а сейчас полили водичкой…)

  • Составление схем

Развитие навыков самостоятельного умственного труда.

  • Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определённая информация.

Дидактический материал в виде мнемотаблиц, можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных рассказов.

  • Проблемно-эвристический

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств: подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
побуждать детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

  • Мини-музей

В основе создания мини-музея лежит метод систематического подхода.

  • Работа в паре

    Важно уметь договариваться (договориться, распределить обязанности)

  • Работа с группами 

Члены микрогруппы сидят вместе, находят вместе ответы на вопросы, обсуждают решение задачи.

  • Введение в воображаемую ситуацию

Работа с репродукциями картин, фотографиями («Давайте заглянем в этот уголок»), где должны быть активизированы все органы чувств.

  • Экскурсия

Учит наблюдать, видеть, вспоминать и сопоставлять явления. Находить причинно-следственные связи.

  • Сюжетно-ролевая игра

В ходе организации проведения сюжетно-ролевой игры идет расширение жизненного пространства ребенка.

  • Рефлексия

Фиксация степени соответствия поставленных целей и результатов деятельности.

  • Самооценка и самоконтороль

Дети должны учиться оценивать свою деятельность. Используется прием не законченной фразы: «Сегодня я молодец…»

«Сегодня я поняла, что…», «Меня волнует то ….», «Сегодня у меня не получилось …, но я буду стараться и у меня все получиться».

  • Развивающие вопросы и задания

Это вопросы и задания опираются на мышление и воображение: продуктивные, эвристические, проблемно-поисковые, творческие.

  • ТРИЗ - Каждого человека можно научить творчеству.

Теория

Решения

Изобретательских

Задач

  •  «Игра на прокат»

Принести любимую игру и рассказать правила этой игры. Обменяться игрой с другом, который расскажет родителям правила игры (создание речевой ситуации).

  • Метод «Шесть шляп»

Шесть разных способов мышления: констатация, эмоции и прогнозирование, критика, достоинства, конструктив, рефлексия.

  • Релаксация

Повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия (физкультминутка, подвижная игра).

  • Проблемная ситуация

Побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание предметно-развивающей среды для работы по вопросам трудового воспитания»

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говор...

Развивающая викторина для детей «Счастливый случай» содержит вопросы и ответы.

Игра «Счастливый случай»Здравствуйте дорогие гости! Мы рады приветствовать Вас у нас в детском доме! Можно не сомневаться, что мы с вами проведём сегодня немало приятных минут на нашей игре «Счастливы...

Консультация "Вопросы планирования и организации предметно-развивающей среды"

Использование предметно- развивающей среды для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении....

К вопросу организации коррекционно-развивающей работы по преодолению возможных трудностей при обучении в школе

К вопросу организации коррекционно-развивающей работы по преодолению возможных трудностей при обучении  в школе...

Тематический семинар «Актуальные вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с ФГОС ДО»

На семинаре выступили воспитатели Акимова М. В. и Усачевская Ж. Г., медицинская сестра Яшина С. В. Зам. директора по УВР Еремичева М. В. и старший воспитатель Родионова Л. А. предложили педагогам пр...

"Актуальные вопросы эффективности коррекционно-развивающего воздействия совместной работы логопеда и музыкального руководителя с детьми, страдающими дизартрией".

На базе ГБОУ ШМК Бибирево апробирована методика коррекционно-развивающего воздействия музыкально-логопедических занятий для дошкольников с дизартрией. Занятия объединяют логопедию, музыку...

Доклад на тему «Формулировка и использование развивающих вопросов при организации занятий с дошкольниками».

laquo;Кто не взвешивает вопроса, того покоробит ответ»Таджикская пословица, а так же высказывания Эммануила Канта «Умение ставить разумные вопросы есть признак ума и проницательности&raqu...