конструкция развивающих вопросов
консультация на тему
Использование активных форм и методов обучения
в работе с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruktsiya_voprosov.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкция развивающих вопросов и заданий:
1 группа – репродуктивные вопросы и задания опираются на восприятие, памяти. Целесообразно их давать тогда, когда требуется точное воспроизведение учебного материала. Доля этих вопросов не д/ж превышать 1/3.
Кто, где, когда, что?
Повторите, вспомните, опишите, перескажите.
2 группа – продуктивные вопросы. Они опираются на мышление и воображение. Среди продуктивных:
Эвристические
Какова главная идея?
В чем суть явления?
В чем причина?
Чем можно объяснить что…
Что объединяет рассматриваемое явление?
Какой вывод вы предлагаете сделать?
На каком основании делаем такой вывод?
Как понимаете что такое… (например: окружающий мир)?
Чем отличается? Какая разница?
Как это знание применить?
Какое сделано преобразование?
К какому выводу мы с вами пришли?
Как относитесь к высказыванию…?
Почему ты так думаешь?
Систематизируйте, обобщите, классифицируйте.
3 группа – проблемно-поисковые
Как по другому сделать?
Почему именно этим способом?
В чем недостатки? Объясните в связи с чем?
Докажите. Выскажите предположения. Оцени. Сравни.
4 группа – творческие:
Сочините.
Придумайте как сделать так, чтобы…
Как использовать эти знания?
Ваш прогноз?
Что изменится если…(исчезнет солнце)
Использование активных форм и методов обучения
в работе с дошкольниками
- Игра
Использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.
- Метод проектов
Предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность
- Экспериментирование
Стимулирование самостоятельной деятельности. Развитие творческих способностей и нестандартности мышления.
- «Мозговая атака»
Организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
- Составление загадок
Речь развивается только тогда, когда мы ставим ребенка в речевую ситуацию. Ассоциативные загадки: На что похожа? Чем отличается?
- Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
- Синектика
Поставить себя в ситуацию и описать свои ощущения (представь себя фиалкой на жарком солнышке…, а сейчас полили водичкой…)
- Составление схем
Развитие навыков самостоятельного умственного труда.
- Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определённая информация.
Дидактический материал в виде мнемотаблиц, можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных рассказов.
- Проблемно-эвристический
Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств: подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
побуждать детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
- Мини-музей
В основе создания мини-музея лежит метод систематического подхода.
- Работа в паре
Важно уметь договариваться (договориться, распределить обязанности)
- Работа с группами
Члены микрогруппы сидят вместе, находят вместе ответы на вопросы, обсуждают решение задачи.
- Введение в воображаемую ситуацию
Работа с репродукциями картин, фотографиями («Давайте заглянем в этот уголок»), где должны быть активизированы все органы чувств.
- Экскурсия
Учит наблюдать, видеть, вспоминать и сопоставлять явления. Находить причинно-следственные связи.
- Сюжетно-ролевая игра
В ходе организации проведения сюжетно-ролевой игры идет расширение жизненного пространства ребенка.
- Рефлексия
Фиксация степени соответствия поставленных целей и результатов деятельности.
- Самооценка и самоконтороль
Дети должны учиться оценивать свою деятельность. Используется прием не законченной фразы: «Сегодня я молодец…»
«Сегодня я поняла, что…», «Меня волнует то ….», «Сегодня у меня не получилось …, но я буду стараться и у меня все получиться».
- Развивающие вопросы и задания
Это вопросы и задания опираются на мышление и воображение: продуктивные, эвристические, проблемно-поисковые, творческие.
- ТРИЗ - Каждого человека можно научить творчеству.
Теория
Решения
Изобретательских
Задач
- «Игра на прокат»
Принести любимую игру и рассказать правила этой игры. Обменяться игрой с другом, который расскажет родителям правила игры (создание речевой ситуации).
- Метод «Шесть шляп»
Шесть разных способов мышления: констатация, эмоции и прогнозирование, критика, достоинства, конструктив, рефлексия.
- Релаксация
Повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия (физкультминутка, подвижная игра).
- Проблемная ситуация
Побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание предметно-развивающей среды для работы по вопросам трудового воспитания»
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говор...
Развивающая викторина для детей «Счастливый случай» содержит вопросы и ответы.
Игра «Счастливый случай»Здравствуйте дорогие гости! Мы рады приветствовать Вас у нас в детском доме! Можно не сомневаться, что мы с вами проведём сегодня немало приятных минут на нашей игре «Счастливы...
Консультация "Вопросы планирования и организации предметно-развивающей среды"
Использование предметно- развивающей среды для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении....
К вопросу организации коррекционно-развивающей работы по преодолению возможных трудностей при обучении в школе
К вопросу организации коррекционно-развивающей работы по преодолению возможных трудностей при обучении в школе...
Тематический семинар «Актуальные вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с ФГОС ДО»
На семинаре выступили воспитатели Акимова М. В. и Усачевская Ж. Г., медицинская сестра Яшина С. В. Зам. директора по УВР Еремичева М. В. и старший воспитатель Родионова Л. А. предложили педагогам пр...
"Актуальные вопросы эффективности коррекционно-развивающего воздействия совместной работы логопеда и музыкального руководителя с детьми, страдающими дизартрией".
На базе ГБОУ ШМК Бибирево апробирована методика коррекционно-развивающего воздействия музыкально-логопедических занятий для дошкольников с дизартрией. Занятия объединяют логопедию, музыку...
Доклад на тему «Формулировка и использование развивающих вопросов при организации занятий с дошкольниками».
laquo;Кто не взвешивает вопроса, того покоробит ответ»Таджикская пословица, а так же высказывания Эммануила Канта «Умение ставить разумные вопросы есть признак ума и проницательности&raqu...