Доклад на тему «Формулировка и использование развивающих вопросов при организации занятий с дошкольниками».
статья по развитию речи
«Кто не взвешивает вопроса, того покоробит ответ»
Таджикская пословица, а так же высказывания Эммануила Канта «Умение ставить разумные вопросы есть признак ума и проницательности»
Вопрос педагога — действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос собирает и направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.
Любой педагог должен уметь задавать вопросы. Чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей речевой деятельности, рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mart.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему «Формулировка и использование развивающих вопросов при организации занятий с дошкольниками».
Задачи: раскрыть понятия вопроса и его виды; познакомить с алгоритмом построения развивающих вопросов, с требованиями при формулировании вопросов.
Свое выступление хочется начать с пословицы-
«Кто не взвешивает вопроса, того покоробит ответ»
Таджикская пословица, а так же высказывания Эммануила Канта «Умение ставить разумные вопросы есть признак ума и проницательности»
Вопрос педагога — действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос собирает и направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.
Любой педагог должен уметь задавать вопросы. Чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей речевой деятельности, рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.
Очень большое значение имеет логическая структура вопроса. Можно сказать, что познание начинается с вопроса, который направляет мышление человека на поиск ответа, побуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Очень важный фактор эффективного общения - это умение спрашивать.
С помощью вопросов мы можем создать нужную нам ситуацию и вызвать желательные нам реакции собеседника.
Вопросы задают все, но мало кто знает, как делать это правильно, чтобы беседа шла в нужном направлении. Если на свои вопросы вы получаете односложные ответы, то, вероятно, вы задали не тот тип вопросов и не тем тоном.
В педагогике выделяют три вида вопросов:
1.Репродуктивные (констатирующие) вопросы наиболее легкие, доступные, требующие простых ответов. Начинаются они вопросительными местоимениями: кто? кто это? что? что это? что делает?
Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные:
Кто это? — Девочка.
Что это? — Стул.
Что делает кот? — Спит.
Репродуктивные вопросы (и ответы на них) помогают удерживать последовательность высказывания, повествования и способствуют развитию памяти.
2.Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах распространенные предложения.
Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос: где? куда? откуда? как? когда? сколько? какой?
Например: Где спит кот? — Кот спит на диване.
Поисковые вопросы развивают наблюдательность и внимание;
3.Проблемные вопросы начинаются с вопросительных наречий: почему? зачем?
Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.
Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения.
Проблемные вопросы помогают устанавливать причинно-следственные связи и смысловые ассоциации, развивают логическое мышление и способствуют выстраиванию смысловой связи между отдельными предложениями и объединению их в связный контекст.
Проблемные и, в некоторой степени, поисковые вопросы относят к развивающим вопросам.
Как формулировать развивающие вопросы?
Возьмем, для примера, тему «Транспорт».
Алгоритм развивающего диалога такой:
Сначала задаются вопросы на восстановление опыта: «На чем вы сегодня приехали в детский сад или вы пришли или приехали?». Этот вопрос требует воспоминания.
Затем вопросы на осмысление: «Почему приехали, а не пришли пешком?». Или: «Почему ваши мамы поехали на работу, а не пошли пешком?». Это вопросы, требующие анализа ситуации.
Далее задается обобщающий вопрос, который подводит детей к формулированию выводов: «Так для чего же людям в городе нужен транспорт?».
Для того, чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:
Первое требование — вопрос должен обладать определённым содержанием. В педагогической практике часто ставятся лишние, ненужные для намеченного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы. Например, проводя наблюдение с детьми, педагог спрашивает: «Дети, подумайте, почему так красиво весной?”.
Правильно:
1. Что изменилось в природе с приходом весны?
2. Почему вы решили, что это ранняя весна?
Второе требование к вопросу — точность и конкретность.
Ошибки: 1. Расплывчатая формулировка.
Неправильно: Какие изменения произошли весной с растениями? (Дети могут сказать: «Растения просыпаются» – не конкретно).
Правильно: Что появляется весной на деревьях?
2 . Повторение одного и того же вопроса несколько раз в различных формулировках.
Например:
1. В какой стране мы живём?
2. Как называется наша Родина?
3. Вспомните, наша страна как называется?
3 . Использование вопросов с отрицательной формулировкой, внушающих ребёнку отрицательный ответ.
Например: 1. Ты не знаешь, как называется эта фигура?
2. Вы не знаете, где живёт медведь?
3. Не можешь сказать, что бывает после весны?
4. Многословие.
Неправильно: Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое оттепель?
Правильно: Как вы думаете, что такое оттепель?
Стремясь к точности и краткости, некоторые впадают в другую крайность:
5. Чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным («Ну и что?»).
6. Словесное нагромождение.
Неправильно: Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что
наступила весна?
Правильно: Как вы догадались, что наступила весна?
7. Недоступность пониманию детей.
Неправильно: Полицейский следит, чтобы машины ехали при каком свете
светофора?
Правильно: (разделить на 2 вопроса)
- При каком свете светофора машины могут ехать?
- Кто следит, чтобы машины ехали правильно?
8. Неточность словоупотребления.
Неправильно: Куда почтальон кидает письма?
Правильно: Куда почтальон кладет письма?
9. Частое употребление подсказывающих вопросов.
Неправильно: Какое сейчас время года, самое жаркое?
Правильно: Какое сейчас идёт время года?
Третье требование-целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям.
Педагог должен помнить, что цель постановки вопросов – усвоение детьми намеченного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном. Вопросы должны быть целенаправленными. Эта целенаправленность вопросов определяет и их последовательность.
Таким образом, основные требования к вопросу как приёму обучения сводятся к следующему: внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки; вопрос должен быть доступным пониманию детей, целенаправленным; необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов.
Литература:
- 1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М, Педагогика, 1986.
- Педагогические технологии. Селевко Г.К. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. — 368 с.
TwitterFacebookOdnoklassnikiMail.RuVKPrintОтправить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете по теме "Использование дополнительных развивающих зон в организации занятий детей"
С первых дней жизни родители заботятся о будущем малыша. Они внимательно следят за интересами ребенка, склонностями, стараясь предопределить его профессиональную судьбу....
Педагогический совет: Тема: «Использование метода проектов при организации физического воспитания дошкольников » Воспитатель: Корясова О.Н.
Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, важная составляющая гармоничного развития ребёнка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовател...
Организация занятий для дошкольников с использованием ИКТ в ДОУ.
Консультация на педсовете "Организация занятий для дошкольников с использованием ИКТ в ДОУ"...
Статья на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
В статье проводится анализ инновационных технологий используемых в дошкольном образовании. Описывается опыт интеграции здоровье сберегающих, игровых технологий и ИКТ (информационно-коммуникационных те...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА В ДОУ
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения, и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом...
Доклад по теме: «Сотрудничество семьи и детского сада в организации предметно - развивающей среды»
Данный материал может быть использован воспитателями, специалистами, старшими воспитателями и т.д. Доклад и сопровождающие слайды созданы по всем правилам оформления выступления на методических объеди...
Доклад на тему Образовательная технология «Модель трех вопросов» в детском планировании- 2022г
Утренний круг по программе "Вдохновение"...