К вопросу организации коррекционно-развивающей работы по преодолению возможных трудностей при обучении в школе
статья (подготовительная группа) на тему
К вопросу организации коррекционно-развивающей работы по преодолению возможных трудностей при обучении в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу организации коррекционно-развивающей работы по преодолению возможных трудностей при обучении в школе
Бекетова Л.И., педагог-психолог (детский сад №395г. Казани)
Поступление в школу является для ребенка переломным моментом в его жизни и формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство ребенка и начинается период школьного возраста.
Поступление в школу изменяет весь строй жизни ребенка, оно вводит его в систему новых отношений, ставит перед ним новые задачи, формирует у него деятельность совершенно нового типа – учение в школе. И новая деятельность, которая составляет основное содержание его жизни, предъявляют к ребенку новые требования.
Психологически усвоение знаний в дошкольном возрасте происходит для самого ребенка субъективно и не составляет специальной задачи. У школьника усвоение знаний становится деятельностью, цель которой - приобретение знаний.
Школьное обучение требует от учащихся напряженного умственного труда и работоспособности. Предпосылки активной познавательной деятельности в школе формируются в период дошкольного детства.
Готовность к учебной деятельности складывается из многих компонентов. Ребенок, поступающий в школу, должен достичь определенного уровня умственного развития, чтобы справиться с новыми задачами. Известный детский психолог Л. С. Выготский, одним из первых четко сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, т.е. в качественных особенностях детского мышления.
Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития в готовности к школе являются дифференцированное восприятие, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Ребенок должен научиться целенаправленно, наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства, различия, выделять главное и второстепенное. К старшему дошкольному возрасту, дети осваивают рациональные способы познания свойств предметов и явлений. Полученные знания обеспечивают ребенку определенный кругозор, миропонимание, опираясь на которые учитель может успешно решать задачи обучения. Быть готовым к школьному обучению, значит, обладать умением выделять главное, сравнивать, обобщать общие черты предметов и явлений окружающей действительности. Обучение на занятиях в детском саду помогает детям освоить ряд элементов учебной деятельности: умение внимательно слушать и точно следовать указаниям воспитателя, подчинять свои действия правилам, осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку, развивает черты произвольности, способствует воспитанию умственной и практической деятельности, формирует навыки коллективного поведения и сотрудничества. Умение ребенка действовать согласованно со сверстниками, принимать общую цель деятельности, выдерживать общий темп, проявлять интерес к работе других и к общим результатам помогает быстрее привыкнуть к новым условиям школьного обучения.
Перефразируя известное выражение, можно сказать, что будущий школьник-это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. Вот этим факелом и является познавательный интерес к миру, и зажечь его надо в дошкольные годы. Познавательный интерес вызван мотивами, основанными на потребностях ребенка.
Перейдем к вопросу коррекционно-развивающей работы по преодолению возможных трудностей при обучении детей в школе. В детском саду №395 применяется программа занятий с детьми подготовительных групп «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет» авторов Куражевой Н.Ю. и Козловой И.А. Занятия проводятся один раз в неделю.
Данная программа обобщает и структурирует различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, раскрывает основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе. Данная программа психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой четкую постановку задач, направленных на достижение определенных целей:
- развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения;
- развитие интеллектуальной сферы - мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;
-развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;
- развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;
- развития личностной сферы – формирование адекватной самооценки и уверенности в себе;
- развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, стремление добиться результата, необходимых для успешного обучения в школе;
- формирование позитивной мотивации к обучению.
Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), на принципах некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс). Программа содержит элементы сказкотерапии.
Построение программы и проведение занятий основывается на следующих принципах:
- системность подачи материала;
- наглядность обучения;
- доступность,
- развивающий и воспитательный характер учебного материала;
- комплексность построения занятий;
- активность участников;
- наличие обратной связи на занятиях;
- коммуникативная эффективность;
- обогащения жизненного опыта детей;
- доверие и анонимность;
- социально-личностное развитие.
В программе учтены возрастные особенности психики детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте ребенка, ведущий вид деятельности - сюжетно-ролевая игра.
В программе особое внимание уделено подбору литературных произведений сказочного содержания, предъявляемых в качестве материала, стимулирующего мышление дошкольника. Специально подобранный материал на основе сказок является эффективным инструментом воздействия, способствующим формированию коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Общая продолжительность программы - 30 часов и 2 диагностических занятия. Программа используется в нашем детском саду в процессе проведения групповых и индивидуальных занятий с детьми подготовительных групп. Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка) и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).
Следует отметить, что в коррекционно-развивающей работе применяю различные упражнения по развитию уровня восприятия и ориентировки в пространстве; уровня развития внимания, памяти, мышления, речи, а так же формирования приемов учебной деятельности, используя сборник коррекционных упражнений А.Ф. Ануфриева и С.Н. Костроминой для индивидуальной работы с детьми.
Диагностика, проведенная в конце учебного года позволит определить эффективность выбранных нами программ и упражнений.
Литература:
1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н., Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1989г.
2.Бабаева Т.И. У школьного порога. - М.: Просвещение,1993г.
3. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Сб. статей /Под ред. Леонтьева А.Н., Запорожца А.В. – М., 1995г.
4. Куражева Н.Ю. и Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007г.
5. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ VII вида
В современных условиях возникает необходимость разработки методики коррекционно-развивающего обучения в условиях группы компенсирующей направленности для достижения старших дошкольников ОВЗ VII вида п...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада
ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада Учитель-логопед: ...
"Актуальные вопросы эффективности коррекционно-развивающего воздействия совместной работы логопеда и музыкального руководителя с детьми, страдающими дизартрией".
На базе ГБОУ ШМК Бибирево апробирована методика коррекционно-развивающего воздействия музыкально-логопедических занятий для дошкольников с дизартрией. Занятия объединяют логопедию, музыку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
ННастоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на один год...
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...
«Возможности в организации коррекционно-развивающей работы с детьми»
Коррекционно- развивающая работа - это дополнительная деятельность к основному образовательному процессу. Она более эффективно раскрывает и помогает раскрытие способности ребенка в различн...
Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении по формированию элементарных математических представлений.
Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении по формированию элементарных математических представлений, представляет собой систематизированный подход к организа...