К вопросу организации коррекционно-развивающей работы по преодолению возможных трудностей при обучении в школе
статья (подготовительная группа) на тему

К вопросу организации коррекционно-развивающей работы по преодолению возможных трудностей при обучении  в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу организации коррекционно-развивающей работы по преодолению возможных трудностей при обучении  в школе

                 

Бекетова Л.И., педагог-психолог (детский сад №395г. Казани)

         Поступление в школу является для ребенка переломным моментом в его жизни и формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство ребенка и начинается период школьного возраста.

        Поступление в школу изменяет весь строй жизни ребенка, оно вводит его в систему новых отношений, ставит перед ним новые задачи, формирует у него деятельность совершенно нового типа – учение в школе. И новая деятельность, которая составляет основное содержание его жизни, предъявляют к ребенку новые требования.

        Психологически усвоение знаний в дошкольном возрасте происходит для самого ребенка субъективно и не составляет специальной задачи. У школьника усвоение знаний становится деятельностью, цель которой - приобретение знаний.

         Школьное обучение требует от учащихся напряженного умственного труда и работоспособности. Предпосылки активной познавательной деятельности в школе формируются в период дошкольного   детства.

        Готовность к учебной деятельности складывается из многих компонентов. Ребенок, поступающий в школу, должен достичь определенного уровня умственного развития, чтобы справиться с новыми задачами. Известный детский психолог Л. С. Выготский, одним из первых четко сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, т.е. в качественных особенностях детского мышления.

        Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития в готовности к школе являются  дифференцированное восприятие, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Ребенок должен научиться целенаправленно, наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства, различия, выделять главное и второстепенное.  К старшему дошкольному возрасту, дети осваивают рациональные способы познания свойств предметов и явлений. Полученные знания обеспечивают ребенку определенный кругозор, миропонимание, опираясь на которые учитель может успешно решать задачи обучения. Быть готовым к школьному обучению, значит, обладать умением выделять главное, сравнивать, обобщать общие черты предметов и явлений окружающей действительности.  Обучение на занятиях в детском саду помогает детям освоить ряд элементов учебной деятельности: умение внимательно слушать и точно следовать указаниям воспитателя, подчинять свои действия правилам, осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку, развивает черты произвольности,  способствует воспитанию умственной и практической деятельности, формирует навыки коллективного поведения и сотрудничества. Умение ребенка действовать согласованно со сверстниками, принимать общую цель деятельности, выдерживать общий темп, проявлять интерес к работе других и к общим результатам помогает быстрее привыкнуть к новым условиям школьного обучения.

        Перефразируя известное выражение, можно сказать, что будущий школьник-это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. Вот этим факелом и является познавательный интерес к миру, и зажечь его надо в дошкольные  годы. Познавательный интерес вызван мотивами, основанными на потребностях ребенка.

           Перейдем к вопросу коррекционно-развивающей работы по преодолению возможных трудностей при обучении детей в школе. В детском саду №395 применяется программа занятий с детьми подготовительных групп «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет» авторов Куражевой Н.Ю. и Козловой И.А. Занятия проводятся один раз в неделю.

        Данная программа обобщает и структурирует различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, раскрывает основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе. Данная программа психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой  четкую постановку задач, направленных на достижение определенных целей:

- развитие познавательных и психических процессов -  восприятия, памяти, внимания, воображения;

- развитие интеллектуальной сферы - мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;

 -развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;

- развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;

- развития личностной сферы – формирование адекватной самооценки и  уверенности в себе;

- развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, стремление добиться результата, необходимых для успешного обучения в школе;

- формирование позитивной мотивации к обучению.

Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей  и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), на принципах некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс). Программа содержит элементы сказкотерапии.

Построение программы и проведение занятий  основывается на следующих принципах:

- системность подачи материала;

- наглядность обучения;

- доступность,

- развивающий и воспитательный характер учебного материала;

- комплексность построения занятий;

- активность участников;

- наличие обратной связи на занятиях;

- коммуникативная эффективность;

- обогащения жизненного опыта детей;

- доверие и анонимность;

- социально-личностное развитие.

В программе учтены возрастные особенности психики детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте ребенка, ведущий вид деятельности - сюжетно-ролевая игра.

В программе особое внимание уделено подбору литературных произведений сказочного содержания, предъявляемых в качестве  материала, стимулирующего мышление дошкольника. Специально подобранный   материал на основе сказок является эффективным инструментом воздействия, способствующим формированию коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Общая продолжительность программы - 30 часов и 2 диагностических занятия. Программа используется в нашем детском саду в процессе проведения групповых и индивидуальных  занятий с детьми подготовительных групп. Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития  социальной уверенности ребенка) и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).

 Следует отметить, что в коррекционно-развивающей работе применяю различные упражнения по развитию  уровня  восприятия и ориентировки в пространстве;  уровня развития внимания, памяти, мышления, речи, а так же формирования  приемов учебной деятельности, используя  сборник коррекционных упражнений А.Ф. Ануфриева и С.Н. Костроминой  для индивидуальной работы с детьми.

Диагностика, проведенная  в конце учебного года позволит определить эффективность выбранных нами программ и упражнений.

 

Литература:

1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н., Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1989г.  

2.Бабаева Т.И. У школьного порога. -  М.: Просвещение,1993г.

3. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста.  Сб. статей /Под ред.  Леонтьева А.Н., Запорожца А.В. – М., 1995г.

4. Куражева Н.Ю. и Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007г.

5. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. М.:  Мозаика – Синтез, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ VII вида

В современных условиях возникает необходимость разработки методики коррекционно-развивающего обучения в условиях группы компенсирующей направленности для достижения старших дошкольников ОВЗ VII вида п...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада

ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада       Учитель-логопед: ...

"Актуальные вопросы эффективности коррекционно-развивающего воздействия совместной работы логопеда и музыкального руководителя с детьми, страдающими дизартрией".

На базе ГБОУ ШМК Бибирево апробирована методика коррекционно-развивающего воздействия музыкально-логопедических занятий для дошкольников с дизартрией. Занятия объединяют логопедию, музыку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

ННастоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на один год...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

«Возможности в организации коррекционно-развивающей работы с детьми»

Коррекционно- развивающая работа - это дополнительная деятельность к основному образовательному процессу. Она более эффективно раскрывает и помогает  раскрытие способности ребенка  в различн...

Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении по формированию элементарных математических представлений.

Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении по формированию элементарных математических представлений, представляет собой систематизированный подход к организа...