Консультация "Вопросы планирования и организации предметно-развивающей среды"
консультация на тему
Использование предметно- развивающей среды для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-razvivayushchaya_sreda_2012-_2013.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Детский сад №2683
Юго-западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы
Консультация
"Вопросы планирования и организации предметно-развивающей среды"
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Родичева Г.В
сентября 2012 года
Москва
"Вопросы планирования и организации предметно-развивающей среды"
Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника зависит во многом от рациональной организации предметно-развивающей среды в групповом помещении. Здесь все имеет значение: цвет стен, потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.
Группы бывают разные. Случается что в группе много игр, игрушек, мебели. Преобладает впечатление от посещения такой группы – «Как здесь много всего!» Другие группы оформлены просто. Здесь сразу чувствуешь, что каждая вещь находится именно на том месте, где и должна находиться, а детям в помещении комфортно и интересно.
Детский сад должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация условий, пространства дошкольного учреждения. Визуальные характеристики ДОУ, то есть то, что ребенок видит вокруг себя, - важное условие эмоционального воспитания. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Известно, что ребенок-дошкольник знакомится с окружающим миром с помощью зрения, слуха, движений.
Значит, все, что его окружает, должно развивать эти органы чувства и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.
При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников.
Развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» - тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организационных формах взаимодействия с взрослыми; «вчера» - материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний; «завтра» - содержание, с которым предстоит знакомиться в недалеком будущем. Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.
При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.
В последнее время стал достаточно популярным термин «развивающая среда». Что же понимать под «развивающей средой?»
«Развивающая среда» - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Задачи оптимальной организации среды:
1. Необходимо строить развивающую среду на личностно-ориентированной модели, т.е. необходимо помнить, что это – «пространство детства», где все по-другому.
2. Подбирать именно те игрушки, игры и пособия, которые развивали бы детей.
Отсюда, следует вывод: Развивающую среду в ДОУ следует строить с учетом особенностей восприятия мира именно ребенком – ведь именно он его полноправный хозяин.
Впервые проблема обогащенной предметной среды, была поставлена С. Н. Новоселовой, и ею были определены принципы, которым должна отвечать предметно-развивающая среда; это, прежде всего свобода, достижения ребенком своего права на игру, которая реализуется как право выбора ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и временем игры.
Определены принципы, которым должна соответствовать предметно-развивающая среда в ДОУ.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху» или «над», а ребенок «снизу». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции – общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спустится» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя.
2. Принцип активности.
В устройстве ДОУ заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия – творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия – легкие, геометрические модули, обтянутые кожей или тканью, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.
3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.
В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроения детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения, преобразуя имеющиеся.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Этот принцип тесно связан с предыдущим и более широко раскрывает именно динамичность.
Жизненное пространство в ДОУ должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.
Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем, окружающая обстановка должна при необходимости иметь свойства «гасить» эту активность, давать возможность отдохнуть.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Целесообразно в разных стилях представлять детям одно и тоже содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых; в реалистическом, абстрактном, комическом и т.п. Тогда дети с помощью взрослого смогут не только обратить внимание на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.
7. Принцип открытости – закрытости.
Этот принцип представлен в нескольких аспектах.
Открытость Природе – это организация «зеленых комнат», где дети ухаживают за растениями, птицами.
Открытость Культуре – присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.
Открытость Обществу – обстановка ДОУ соответствует сути понятия «Мой Дом», в котором особыми правами наделены родители.
Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Предполагает построение среды с учетом половых различий, представление возможностей, как мальчиков, так и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми эталонами в обществе.
Кроме того, при построении среды необходимо учитывать возрастные особенности детей при реализации каждого из этих принципов.
Обновление предметно – развивающей среды.
Введение.
Образовательная система в целом и учительство в частности выполняют жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении учащихся в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Но совершенно ясно, что сама по себе передача информации от одного поколения к другому тоже не в состоянии обеспечить развитие общества. Важнейшим условием такого развития является способность каждого члена общества к творческой деятельности, результаты которой и лежат в основе процессов обогащения, трансформации и развития социального опыта человечества. Дошкольное и школьное обучение «выращивает» в ребёнке творческие способности и потребности в творчестве; ориентирует ребёнка на самоопределение и самоактуализацию, она поддерживает в ребёнке всё то, что связано с личностным развитием.
Организация жизни и воспитание.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда в которой проходит воспитательный процесс.
Понятие образовательная среда – одно из ключевых для образования психологических и педагогических понятий, сейчас активно разрабатываемое. В этом контексте особенно важны выявленные психологами основные потребности и возможности удовлетворения (и развития): физиологических потребностей; потребностей в безопасности; потребности в усвоении групповых норм и идеалов и т. д.
Процесс воспитания осуществляется по двум направлениям. С одной стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружающих его людях (в детском саду, семье), помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость. С другой стороны, воспитатель помогает ребёнку разобраться в собственных чувствах и переживаниях, тем самым ребёнок обретает собственный опыт необходимый для его успешного вхождения в социум.
Необходимым условием в развитии ребёнка является не только его психологическое состояние но и его физическое развитие и укрепление здоровья. Для этого предметно развивающая среда группы организуется с учётом возможности для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Задача воспитателя – создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
Предметно – развивающая среда.
Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ.
Организуя предметную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.
Обновление предметно-развивающей среды.
Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, период обучения и реализуемой педагогами программы. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.
Младший дошкольный возраст.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями. а это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Средний дошкольный возраст.
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Важно наладить разумный двигательный режим, создавать условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Важной задачей укрепления и умножения здоровья ребёнка является организация здорового образа жизни, что предполагает удовлетворение важнейших жизненных потребностей ребёнка, создание условий для его полноценной жизнедеятельности, правильного режима активности и отдыха. Пятилетние дошкольники интенсивно растут, поэтому важен контроль за соответствием высоты мебели росту детей.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Таким образом. развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.
В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.
Среда должна представлять единый комплекс различных модальностей: цветовой, звуковой, кинестетической. Каждая из этих модальностей вносит в свой вклад в построение среды, гармонически сочетаясь с другими модальностями.
Учитывая то, что ребёнок в детском саду находится целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Если ребёнок нуждается в уединении, то в группе он найдёт специально выделенное для этого место.
В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного. Интерьер группы должен меняться в зависимости от растущего психоэмоционального развития детей и его физических потребностей.
Построение предметной среды – это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt
Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС. ...
Консультация для молодых педагогов "Организация предметно – развивающей среды ДОУ"
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфорта...
Методическая разработка для консультации педагогов на тему: «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС»
Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования....
Консультация для педагогов тема: «Организация предметно-развивающей среды в группе, способствующей сенсорно-математическому развитию дошкольников»
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так да...
Перспективное планирование по организации предметно-развивающей среды
Планирование будет полезно для воспитателей, работающих с детьми младшего д/в...
Консультация для педагогов Тема: «Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ»
Предметно – развивающая среда – это система материальных объектовдеятельности ребенка, функционально моделирующая содержание егодуховного и физического развития....