Использование информационных технологий для формирования основ безопасного поведения детей.
консультация на тему

Капранова Татьяна Юрьевна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx154.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 28 «РОДНИЧОК»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ».

                                                                          ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

                                                                 ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                                            КАПРАНОВА Т. Ю.

                             

 

Г. ВОСКРЕСЕНСК

В настоящее время в связи с изменениями, происходящими в стране, в том числе и в системе дошкольного образования, возникла необходимость введения новообразований в педагогический процесс. Одним из которых, является внедрение информационных технологий в образовательно-воспитательный процесс дошкольного образования. Сегодня современный ребенок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон, компьютер и планшет, телевизор и магнитофон, постепенно неотъемлемую часть жизни ребенка стали занимать информационные технологии и ребенок сознательно стремится применять их на практике. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования и воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных организациях компьютерных программ. Под информационными технологиями для дошкольной организации следует понимать не только компьютер, но и интерактивную доску, мультимедийный проектор, ноутбук, документ-камеру, а также более привычные всем телевизор и немного теряющий свои позиции видеомагнитофон. Фотоаппарат, видеокамера, магнитофон, сканер и принтер тоже могут помочь в освоении информационных технологий, увеличивая их возможности и делая этот процесс более полным. Современные информационные технологии позволяют развивать творческие и познавательные способности детей, а также повышать мотивацию детей к образовательной деятельности, узнавать много нового, выявлять и укреплять интерес детей к обсуждаемой теме, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе образовательной деятельности, повышать эффективность коррекционной работы. Они изменяют методы представления информации. Информационные технологии позволяют создать увлекательное познавательное занятие. Одним из направлений использования информационных технологий в дошкольном образовании является – использование информационных технологий при формировании основ безопасности поведения детей. Жизнь человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Современная жизнь доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения сотрудников дошкольной образовательной организации, родителей и детей навыкам безопасного поведения в складывающихся опасных ситуациях. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому значимой является проблема создания условий в детском саду и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Педагогам предлагаются для использования в своей работе с детьми следующие информационные технологии:

1. Использование персональных компьютеров, которое помогает решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи индивидуально с каждым ребенком. Игры развивают творческие способности детей, их логическое мышление, память, речь, воображение, двигательные навыки - мелкую моторику рук. Например, в игре «Виды транспорта» дети соединяют линиями одинаковые виды транспорта с левой и правой стороны картинки. Понимание детьми левой и правой стороны важно для обучения их правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. В игре «Продолжи ряд» дети из предложенных знаков выбирают необходимые и перемещают их в соответствующий назначению ряд. В игре «Найди отличия» дошкольники анализируют предложенные знаки и делают вывод об их отличительных признаках. В игре «Путешествие» воспитатель предлагает, используя программу Paint, начертить линию, воображая при этом, что ребенок едет на автомобиле по загородной, извилистой дороге. При этом просит детей рассказывать, что они видят вокруг. Используя показ наглядных образов, рассказ, интерактивный опрос, педагог развивает познавательные способности детей и приобщает их к дорожной лексике и познанию основ безопасности дорожного движения.

2. Использование мультимедийного проектора и проекционного экрана предполагает групповую форму работы с детьми и значительно снижает риск возникновения различных видов утомления. Такой вид организации занятий близок к традиционному. Все внимание детей сосредоточено на педагоге, который с помощью проектора демонстрирует материалы занятия. Это могут быть наглядные пособия, видеоролики, фрагменты прикладных программных средств и т.д. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию, лучшему запоминанию материала. Например, с помощью презентации педагог помогает ребенку визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях; сформировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные ситуации.

3. Использование интерактивной доски. В качестве учебного материала можно использовать презентации, видео-фильмы, флэш-анимацию, прикладные программные средства, которые проецируются на экран с помощью компьютерного или видеосигнала и с помощью специального маркера, указки или пальца руки можно работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить, рисовать, перемещать, исправлять текст и т.д.. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность детей означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в процесс познания. Например, для занятий можно использовать программно-диагностический комплекс - диагностическое лото по формированию основ безопасности, которое включает в себя следующие тематические разделы «Безопасность на дорогах и в транспорте», «Безопасность собственной жизнедеятельности», «Бережем свое здоровье», «Безопасный отдых на природе», «Съедобное и несъедобное». Каждый раздел представлен в виде игрового интерактивного лото с набором сюжетных тематических картинок. Задача ребенка – проанализировать изображенную ситуацию и оценить поведение персонажей.

4. Использование документ - камер. Это специальная камера, позволяющая в реальном времени получить и вывести на экран необходимый предмет, объект (книга, картинка, наглядный опыт и т.д.) для всей аудитории. Изображение, полученное с помощью документ - камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиа проектора. Документ - камера позволяет увеличивать демонстрируемый объект до нужной величины, рассмотреть все его мелкие детали, упрощает работу с игровым дидактическим материалом (лото, карточки, домино и т.д.). Демонстрация правил работы с такими «мелкими учебными пособиями» с помощью документ - камеры становится простой, наглядной и увлекательной. При помощи компьютерных технологий педагоги могут создавать различные компьютерные презентации, обучающие игры, учебные фильмы, видеосюжеты с целью повышения качества овладения детьми правилами безопасности и формирования осознанного поведения у выпускников детского сада в опасных ситуациях. Образовательная работа в процессе всех видов деятельности производится с опорой на зрительный и слуховой контроль. Все занятия составляются, учитывая возрастные особенности детей. Различные формы изложения электронного учебного материала позволяют учитывать индивидуально-психологические характеристики личности ребёнка, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию, интенсификации процесса обучения и повышению качества образования с опорой на зону ближайшего развития.

Для создания мультимедийных презентаций, игр, фильмов, анимаций дорожных ситуаций, видеосюжетов, показа опасных ситуаций, картинок, показа образца действий педагога в опасных ситуациях и т.д. могут использоваться следующие программы Microsoft Power Point, Windows Movie Maker, Windows Media, киностудия Windows Live, Microsoft Word, используя при этом иллюстрации, фотографии, конспекты занятий, картинки, мультфильмы, обучающие фильмы. Для решения поставленных задач можно также использовать прикладные программные средства. Это компьютерные программы, предназначенные для использования в учебном процессе. Для проведения занятий с детьми дошкольного возраста, наиболее широкое применение нашли обучающие программы, развивающие игры и учебно-игровые средства для подготовки воспитателей к занятиям с использованием иллюстративных и раздаточных материалов – демонстрационные средства, информационные источники и электронные учебные пособия и др. Далее представлена таблица с указанием опасных ситуации, которая поможет педагогам в работе при составлении образовательной деятельности, по формированию основ безопасности поведения детей с использованием интерактивных технологий:

 

Ситуации

Названия презентации, дидактических игр, упражнений

1.

Ребенок на улице.

1. Устройство проезжей части;

2. Участники дорожного движения;

3. «Зебра», светофор и дорожные знаки;

4. Правила дорожного движения;

5. Правила поведения в транспорте, метро;

6. Если ребенок потерялся на улице;

7. Опасности на улице.

«Участники дорожного движения»;

«Дорога и ее главные части»;

«Виды транспортных средств»;

«Светофор, история его развития»;

«Виды дорожных знаков и их назначение»;

«Причины дорожно-транспортного травматизма»;

«Безопасные игры на улице»;

«Виды транспорта», «Продолжи ряд», «Найди отличия», «Путешествие».

2.

Ребенок дома.

  1. Экстремальные ситуации в быту;
  2. Прямые запреты и умение пользоваться опасными предметами;
  3. Опасные предметы (электрические приборы, колюще-режущие предметы и т.д.);
  4. Поведение ребенка в ванной комнате, на кухне и т.д.;
  5. Один дома. Незнакомый человек просит открыть дверь…(незнакомец в доме);
  6. Опасные игры дома;
  7.  Игры с домашними животными.

«Скорая помощь», «Как вызвать скорую помощь»;

«Как уберечься от порезов», «Осторожно -градусник», «Кукла заболела»;

«Как позвонить в полицию», «Одень полицейского»;

«Опасные предметы», «Правила пользования ножом, вилкой»;

«Разрезные картинки - опасные предметы»;

«В какие игры можно играть дома»;

«Игры с домашними животными».

3.

Ребенок и природа.

1. Солнце может быть опасным;

2. Опасносность ледохода;

3. Правила поведения на речке, в лесу, в горах, в городском парке, на льду, при грозе, в гололедицу;

4. Правила поведения при встрече с дикими животными;

5. Как бороться с наводнением;

6. Ядовитые растения, грибы.

«Первая помощь при укусе»;

«Чьи следы?», «Где чей дом?», «Повадки животных», «Встреча с дикими животными»;

«Собираем ягоды и грибы», «Съедобное – несъедобное»;

«Лесная школа»;

«Лед на реке - это опасно»;

«Путешествие в лес, в горы», «Поход на речку», «Как правильно загорать».

4.

Ребенок и пожар.

1. Пожароопасные предметы;

2. Правила поведения при пожаре;

3. Индивидуальные средства защиты от дыма.

«Пожарная часть», «Как позвонить в пожарную часть», «Разговор по телефону», «Спички детям не игрушки», «Одень правильно пожарного»;

«Индивидуальные средства защиты», «Противогаз».

5.

Ребенок и другие люди.

1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений;

2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми;

3. Правила поведения со сверстниками;

4. Незнакомцы на улице.

«Что может показать наше лицо (маски, жесты, мимика)»;

«Опасные ситуации при контакте с незнакомыми людьми»;

«Мы играем вместе, в футбол, в подвижные игры».

 

Отдельно можно выделить обучающие мультфильмы:

  1. «Уроки тетушки Совы» – «Уроки осторожности», включающие в себя 13 серий ("Электричество", "Электроприборы", "Фейерверки", "Купание", "Лекарства", "Микробы", "Незнакомые люди", "Острые предметы", "Ожоги", "Стройка", "Улица", "Во дворе", "Уроки осторожности"), «Азбука безопасности на дороге».
  2. Студия «Лукоморье Пикчерз»- главные герои этих познавательных мультфильмов хорошо известные всем и каждому народные персонажи русских сказок - Баба Яга, Змей Горыныч, Царевна Несмеяна, Кот Ученый, Леший, Кощей Бессмертный, Соловей Разбойник, Добрыня Никитич и многие другие. Все они на время забыли о своих прямых сказочных «обязанностях» и стали добрыми и мудрыми учителями. Серия мультфильмов включает 23серии («Светофор», «Пешеходный переход», Знак «Осторожно, дети!», «Где опасно играть», «Два похожих знака», «Игра с огнем», «Опасные сосульки», «Горка зимой», «Гололед», «Незнакомец», «Острые предметы», «Электрические розетки» и т.д.).
  3. «Смешарики» - «Азбука безопасности», включающая в себя 32 серии («Смешарики изучают правила дорожного движения», «Тушение электроприборов», «За бортом», «Игры с огнем», «Опасные сосульки», «Где кататься», «Опасные игрушки», «Как не замерзнуть в холода», «На тонком льду», «Место для купания», «В автобусе», «Пристегните ремни» и т.д.).

Систематическое использование обучающих компьютерных игр, учебных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает у дошкольников воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и к теме занятия в целом. Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что использование информационных технологий в работе по формированию основ безопасного поведения у дошкольников - это путь к совершенствованию всего педагогического процесса, повышению образованности ребенка, помощь в диагностике развития, развитии детской инициативы и любознательности, расширению возможностей создания элементов развивающей среды, расширению возможности реализации индивидуально - дифференцированного подхода к ребенку и создания положительного эмоционального фона.

 

Литература.

  1. Алешин, Л.И. Информационные технологии - М.: Маркет ДС, 2011.
  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании – М.; ИЦ Академия, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий для формирования основ безопасности поведения детей

Использование информационных технологий для формирования основ безопасности поведения детей в быту, на природе и на дороге....

Семинар – практикум для педагогов: «Использование мобильного городка для формирования основ безопасного поведения у дошкольников»

Семинар – практикум для педагогов: «Использование мобильного городка для формирования основ безопасного поведения у дошкольников»...

Доклад «Использование игровых средств для формирования основ безопасного поведения у дошкольников»

Доклад на тему: «Использование игровых средств для формирования основ безопасного поведения у дошкольников»...

Консультация для воспитателей Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника"

Консультация для воспитателей Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника"...

Использование художественной литературы при формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы воспитателя по использованию художественной литературы при формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста...

Использование квест–технологий по формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста.

ВВЕДЕНИЕ1 Научно – теоретические основы использования  квест–технологий  по формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста   1.1 Формирова...

Формирование основ безопасного поведения детей с помощью технологии WEB-квест

Образовательный веб-квест (webquest) – это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Технология вэб-квест включает в се...