Использование квест–технологий по формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста.
методическая разработка по обж (средняя группа)

Фахертдинова Гульназ Даниловна

ВВЕДЕНИЕ

1 Научно – теоретические основы использования  квест–технологий  по формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста

   1.1 Формирование основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста 

   1. 2 Особенности организации квест–игр по формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста 

2 Использование квест-технологий для формирования основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста 

   2.1 Анализ развивающей предметно-пространственной

среды по формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста в МАДОУ Детский сад № 1 «Радость»

  2.2 Организация и проведение квест-игр по формированию основ безопасного поведения детей среднего  дошкольного возраста в МАДОУ Детский сад № 1 «Радость»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isp_kvest-teh_po_bezopasnomu_povedeniyu.docx42.6 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – важнейший период формирования личности и закладывания прочных основ опыта жизнедеятельности. Дети, в силу своего возраста, еще не способны самостоятельно распознавать опасности, встречающиеся в жизни. Поэтому взрослым необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде и роликах, объяснить, как нужно вести себя во дворе, на улице и дома. Следует привить ребенку навыки поведения в ситуациях, угрожающих получением травм, сформировать у него представление о ситуациях, встречающихся чаще всего. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому дети должны не только знать, но и уметь применять свои знания в реальной жизни, на практике.

Множество опасностей таит наша повседневная жизнь. Обеспечение безопасности себе и своим детям все актуальнее. Ведь, научившись бережно относится к своей жизни, они будут и чужую воспринимать как безусловную ценность. Для решения этой проблемы приоритетом является использование квест – технологии, которая учит детей поступать в соответствии с нормами безопасности [1].

Сегодня миссия дошкольного образования звучит как, создание условий развития ребенка, применяя наиболее эффективные методики и образовательные технологии. Одной их таких технологий и является квест-игра. Эта технология дает педагогу возможность создать условия для развития всех видов детской деятельности. Форма проведения образовательной деятельности в виде игры-квеста нестандартна, интересна и увлекательна для детей.

Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. В процессе поиска дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений, воспитывается командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, так как только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке [2].

В ходе проведения образовательной деятельности в форме квест-технологии все дети включаются в игру, исчезает скованность, напряжение, пассивность в поведении. Ребенок чаще проявляет инициативу, воображение, применял логическое мышление, начинает мыслить нестандартно. Такая игра помогает детям организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, способствует проявлению любознательности и самостоятельности. Возникающие в игре проблемы дети решают самостоятельно. Квесты дают возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.

Необходимо отметить, что квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Форма проведения организованной образовательной деятельности в форме квестов нестандартна, интересна. Это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Квест-деятельность может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий проведения квест-игры.

Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО [3].

Достоинства квестов для детей дошкольного возраста:

1. Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

2. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.

3. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.

4. Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.

5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.

6. В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая.

Таким образом, квест-игры способствуют получению у детей дошкольного возраста формированию знаний о правилах безопасного поведения, так как во время прохождения квестов, дети называют правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, правила поведения в опасных ситуациях дома и на улице, привила поведения на природе, тем самым формируя навыки безопасного поведения.

Все выше сказанное говорит об актуальности заявленной теме выпускной квалификационной работы, целью которой является разработка и проведение квест–игр по формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста [4].

Задачи:

1. Изучить теоретические и методические источники информации о выявлении значимости использования квест – технологий по формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста.

2. Изучить теоретические и методические источники информации об
особенностях развития детей среднего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения.

3. Определить педагогические условия об особенностях организации квест-игр по формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста.

4. Проанализировать развивающую предметно-пространственную среду, необходимую для формирования основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста в МАДОУ №1 «Радость» в городе Нефтекамск.

5. Разработать и апробировать квест-игры по формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста

6. Сформулировать выводы о проделанной работе.

7. Оформить наработанные материалы и подготовиться к защите.


1 Научно – теоретические основы использования квест–технологий по формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста

Формирование основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста

Средний дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Чрезвычайно важно создать условия в ДОО и семье, позволяющие ребенку 4-5 лет планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОО, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Стандарт дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития акцентирует внимание на формировании безопасного поведения в быту, социуме и природе.

Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Таким образом, организация образовательного процесса по формированию основ безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста осуществляется в разных видах детской деятельности, через интеграцию образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие» с использованием разнообразных форм организации образовательного процесса, а также совместную работу родителей, воспитанников и педагогов с целью заинтересованности и повышения родительской компетентности воспитанников по данной проблеме [5].

Для работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников основное содержание деятельности воспитателя дополняется системой планирования: составляется перспективный план НОД и мероприятий по формированию основ безопасности с учётом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста [6].

Таким образом, в соответствии инновационной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» по формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста реализуются следующие задачи:

- Формировать элементарные навыки безопасного поведения в природе.

- Знакомить с безопасными способами взаимодействия с животными и растениями (без разрешения взрослых не рвать растения, не трогать и не кормить животных); с правилами поведения в природе (не отходить от взрослых, без разрешения взрослых не подходить к водоемам, не пить из ручья, не купаться).

- Дать представления о съедобных, несъедобных и ядовитых растениях и грибах.

- Продолжать формировать навыки безопасного поведения на дорогах: продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток»; знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»; закреплять знание значения сигналов светофора.

- Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, с правилами перехода через дорогу.

- Подводить детей к осознанному соблюдению правил дорожного движения.

- Закреплять знания правил дорожного движения в сюжетно-ролевых играх.

- Формировать элементарные навыки безопасности собственной жизнедеятельности: знакомить с правилами безопасного поведения во время игр, использования игрового оборудования; с правилами поведения с незнакомыми людьми.

- Закреплять у детей знание своего имени, фамилии, возраста, имен родителей, формировать представления о правилах поведения в сложных ситуациях (потерялся, ушибся, проголодался).

- Рассказать детям о причинах возникновения пожаров и о работе пожарных [7].

Особенности организации квест–игр по формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста

Множество опасностей таит наша повседневная жизнь. Обеспечение безопасности себе и своим детям все актуальнее. Для решения этой проблемы необходимо с раннего возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут и чужую воспринимать как безусловную ценность [8].

Работа по формированию культуры безопасности жизнедеятельности должна способствовать формированию не только отдельных знаний и умений, а навыков поведения, которые могут быть проявлены ребенком в ситуации, несущей потенциальную опасность.

Одним из средств формирования культуры безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста может стать квест-игра, которая является частью календарно-тематического планирования и отражает интеграционные связи различных образовательных областей и направлена на формирование представлений о культуре безопасности жизнедеятельности.

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих [9].

Виды квест-игр:

  1. Линейные – игра построена по цепочке, разгадав одно задание, участники получают следующее и так до тех пор, пока не закончат маршрут.
  2. Штурмовые – игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.
  3. Кольцевые – представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными [10].

Для того чтобы эффективно организовать детские квесты по формированию основ безопасного поведения, следует придерживаться определенных принципов и условий:

1. Все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево);

2. Задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям; ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка;

3. В содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;

4. Задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;

5. Игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря; дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);

6. Следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;

7. Роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно [11].

Квест игры можно проводить как в помещении детского сада так и на его территории.

Характерными особенностями и преимуществом квест-игр являются: наличие реального или воображаемого мира, четко определенные правила игры, интеграция различных видов деятельности, наличие сюжета и мотивации, поиск предметов по запискам и по картам, активизация включения родителей воспитанников в образовательный процесс, наличие приза.

Детям в игровой форме доводятся знания по вопросам правил безопасного поведения на дорогах, безопасного поведения в природе и безопасности собственной жизнедеятельности [15].

При выходе дошкольников в «большой мир дорог» им необходим навык безопасного поведения на дороге. Для этого мы должны привить ребенку знания устройства проезжей части, тротуара, перекрестка, светофора, «зебры». Дорожные знаки должны стать ему друзьями.

При выходе дошкольников в природу мы должны прививать правила взаимодействия с животными и растениями, правила поведения в природе, дать представления о съедобных, несъедобных, ядовитых грибах и растений.

Также мы должны знакомить с правилами безопасного поведения во время игр, использования игрового оборудования; с правилами поведения с незнакомыми людьми, правила безопасного поведения дома. Закреплять у детей знание своего имени, фамилии, возраста, имен родителей, формировать представления о правилах поведения в сложных ситуациях (потерялся, ушибся, проголодался и пр.). Рассказать детям о причинах возникновения пожаров и о работе пожарных.

Проведение квест-игр даёт возможность обыгрывать жизненные ситуации, позволяя детям применять и закреплять свои знания на практике [14].

2 Использование квест-технологий для формирования основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста

Анализ развивающей предметно-пространственной среды по формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста в МАДОУ Детский сад № 1 «Радость», г. Нефтекамск

Во время производственной практики был проведён анализ развивающей предметно-пространственной среды по формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста в группе №7 «Смешарики» МАДОУ №1 «Радость» города Нефтекамск. Уголок безопасности оснащён плакатом «Уроки безопасности», пространственными и натуральными объектами, дидактическими играми, детской литературой, наборами иллюстраций по безопасности, учебно-методической литературой, технологическими картами, картотеками.

1. Перечень учебно-методической литературы:

Веракса Н.Е. Инновационная программа «От рождения до школы», Веракса Н.Е. «Примерное коплексно-тематическое планирование», Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников.

2. Технологические карты (источники): Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие до школьников.

3. Картотеки: картотека дидактических игр, физкультурных минуток, картотека викторин.

4. Комплекты иллюстраций: наборы иллюстраций «Дорожные знаки», «Профессии», «Хорошо-плохо».

5. Пространственные и натуральные объекты: специальный транспорт – Скорая помощь, полицейская машина, пожарная машина, каски.

6. Демонстрационный материал: плакаты «Уроки безопасности», «Не играй с плитой». (Приложение А)

Таким образом, групповая комната достаточно оснащена материалом по безопасному поведению детей среднего дошкольного возраста.

Так же во время производственной практики был проанализирован диагностический инструментарий на начало и конец года «Формирование основ безопасного поведения», который помогает выявить уровень знаний детей по данному направлению (Приложение Б). По результатам диагностического инструментария можно сделать вывод, что на начало года 0% от всех детей имеют высокий уровень развития, 84% детей имеют средний уровень развития и 16% детей имеют низкий уровень развития. Поэтому было выбрано направление безопасного поведения детей.

Анкетирование родителей «Безопасность Вашего ребенка» (Приложение Ж) по безопасному поведению дало следующие результаты, 79% родителей не оставляют своего ребенка дома, 71% родителей не отпускают своего ребенка гулять во двор одного, 71% родителей не разрешают своему ребенку открывать входную дверь, 43% родителей разрешают своему ребенку подходить к телефону, 79% детей не знают номера бабушки, соседей, 100% родителей не разрешают своему ребенку зажигать газ, включать электроприборы, 86% родителей учат своего ребенка тому, как нужно вести себя в сложных и неожиданных ситуациях, у 93% родителей доверительные отношения с ребенком (Приложение К).

Таким образом, для повышения уровня по формированию основ безопасного поведения, с родителями планируется провести родительское собрание на тему «Безопасность детей – в наших руках».

Организация и проведение квест-игр по формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста в МАДОУ Детский сад № 1 «Радость», г. Нефтекамск

В соответствии с календарно-тематическим планированием, инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и методического пособия Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, разработаны квест-игры по формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста, направленные на:

1) безопасность собственной жизнедеятельности;

2) бережем свое здоровье;

3) безопасность на дорогах и улицах;

4) безопасный отдых на природе.

На основании нормативных документов было разработано десять квест-игр по формированию основ безопасного поведения для детей среднего дошкольного возраста.

- «Путешествие в Городе дорожных знаков и правил дорожного движения»

- «В поисках волшебного ключа»

- «Путешествие в страну безопасности»

- «Поможем Домовёнку Кузе»

- «Твоя и моя безопасность»

- «Юные помощники Светофора»

- «Приключение в стране безопасности»

- «Мой безопасный мир»

- «Я - пешеход»

- «Азбука безопасности» (Приложение В)

Пять квест-игр были апробированы (Приложение Г). В соответствии с календарно-тематическим планированием в первую половину дня были проведены квест-игры «Путешествие в Городе дорожных знаков и правил дорожного движения» и «В поисках волшебного ключа» с целью формирования знаний правил дорожного движения.

Организованная квест-игра на тему «Путешествие в Городе дорожных знаков и правил дорожного движения». Мотивацией детей на предстоящую деятельность было путешествие в город Дорожных знаков, в котором жители города приготовили для детей сюрприз, основная деятельность заключалась в формировании у детей знаний о дорожных знаках и правилах дорожного движения в игровой форме.

В реализации квест-игры были поставлены следующие задачи:

-Образовательные: Продолжать формировать в игровой форме представления детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках, о сигналах светофора. Продолжать формировать представления детей о правилах пешеходного перехода через проезжую часть. В играх учить действовать в соответствии с правилами, действовать по сигналу.

- Развивающие: Развивать логическое и пространственное мышление, навыки связной речи, внимание и память, а также физические качества – ловкость, быстроту, выносливость. Продолжить формирование интереса к изучению правил дорожного движения посредством игр.

- Воспитательные: Воспитывать культуру поведения на улице, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения, умение работать в команде для достижения общей цели.

Поставленные задачи решались с помощью игр: игра «Блиц опрос», игра «Пешеходный переход», игра «Расставьте правильные знаки», подвижная игра «Водитель и пассажиры», игра «Разрешается-запрещается».

В организации квест-игры применялись методы и приемы: игровой (воображаемая ситуация, сюрпризный момент, игры), практический (упражнения, подвижная игра), словесный (беседа, художественное слово), наглядный (демонстрационные картины).

В заключительной части подводились итоги квест-игры, был открыт сундук с медалями и задавались обобщающие вопросы по теме.

Организация квест-игры длилась 20 минут, участвовало 16 детей, материалы квест-игры: макеты дорожных знаков, светофор, «Расставь знаки» и конверт «Собери пазлы».

Организованная квест-игра на тему «В поисках волшебного ключа». Мотивацией детей на предстоящую деятельность было появление героя мультфильма «Щинячий патруль», который пришел проверить знания детей и за это подарить им сундук, основная деятельность заключалась в формировании знаний правил дорожного движения.

В реализации квест-игры были поставлены следующие задачи:

- Образовательные: Продолжать формировать знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Продолжать формировать умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни. Продолжать учить правила поведения на улице. Продолжать формировать правила поведения в общественном транспорте.

- Развивающие: Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах. Активизировать в речи детей слова на дорожную тематику: светофор, сигналы светофора, пешеходный переход, пассажир, дорожные знаки, «островок безопасности», проезжая часть, обочина, тротуар. Развивать внимание, наблюдательность при выполнении задания.

- Воспитательные: Создать радостное, веселое, праздничное настроение у детей. Воспитывать внимательность на дороге, умение предостеречь себя от опасности.

Поставленные задачи решались с помощью игр: игра «Это я, это я, это все мои друзья», игра «Дорожная загадка», малоподвижная игра «Внимание пешеход!», игра «Собери пазл», игра «Да, нет».

В организации квест-игры применялись методы и приемы: игровой (сюрпризный момент, игры, загадки), практический (упражнения, пальчиковая гимнастика), словесный (беседа), наглядный (демонстрация игрушек, картинок, слайдов). В заключительной части подводились итоги квест-игры, был открыт сундук с медалями и задавались обобщающие вопросы по теме.

Организация квест-игры длилась 20 минут, участвовало 10 детей, материалы квест-игры: Изображение Чайза, изображение дорожных знаков на компьютере (Пешеходный переход; Осторожно-Дети; Велосипедная дорожка; Остановка автобуса или троллейбуса. Дорожка пешеходам запрещено); Пазлы (дорожные знаки), Сундук с сюрпризом, пять различных ключей; круги для игры «Внимание пешеход!»; медали.

Организованная во второй половине дня квест-игра на тему «Путешествие в страну безопасности». Мотивацией детей на предстоящую деятельность было путешествие в страну «Правил Безопасности», основная деятельность заключалась в закреплении с детьми правил безопасного поведения посредством новой формы игровой деятельности — квеста.

В реализации квест-игры были поставлены следующие задачи:

-Образовательные: Закреплять знания детей о светофоре, о назначении сигналов светофора; о специальных видах транспорта («Скорая помощь», Пожарная машина, «Полиция»); об опасных предметах; о правилах безопасности в любых ситуациях. Продолжать формировать умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни.

- Развивающие: Совершенствовать речь детей: развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, закреплять умение отгадывать загадки, участвовать в беседе. Развивать познавательные способности детей. Развивать внимание, наблюдательность при выполнении задания.

- Воспитательные: Создать радостное, веселое, праздничное настроение у детей. Воспитывать внимательность на дороге, умение предостеречь себя от опасности. Воспитывать у детей сознательное отношение к соблюдению правил безопасности.

Поставленные задачи решались с помощью игр: малоподвижная игра «Выполни движение», игра «Собери картинку», игра «Опасные предметы», игра «Да, нет».

В организации квест-игры применялись методы и приемы: игровой (воображаемая ситуация, сюрпризный момент, игры, загадки), практический (упражнения), словесный (беседа), наглядный (показ картинок). В заключительной части подводились итоги квест-игры, был открыт сундук со сладким подарком и задавались обобщающие вопросы по теме.

Организация квест-игры длилась 20 минут, участвовало 18 детей, материалы квест-игры: аудиозапись, конверты с заданиями, сундук, картинки специального транспорта, картинки опасных предметов, круги красного, желтого и зеленого цвета.

Организованная на свежем воздухе квест-игра на тему «Поможем Домовёнку Кузе». Мотивацией детей на предстоящую деятельность было письмо, присланное Домовенком Кузей, который приготовил для детей подарок, но забыл, где его оставил, основная деятельность заключалась в закреплении знаний детей по основам пожарной безопасности.

В реализации квест-игры были поставлены такие задачи:

- Образовательные: Уточнить у детей порядок действия при пожаре. Продолжать формировать умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни. Совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, ловкость, смелость.

- Развивающие: Способствовать развитию внимания, умению ориентироваться. Совершенствовать речь детей: развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями. Развить фонематический слух, умение рифмовать, закреплять знания о пожарной безопасности.

- Воспитательные: Создать радостное, веселое, праздничное настроение у детей. Воспитывать уважение друг к другу, умение работать в команде.

Поставленные задачи решались с помощью игр: подвижная игра «Костер», игра «Бурмие», подвижная игра «Дракон», игра «Можно — нельзя».

В организации квест-игры применялись методы и приемы: игровой (сюрпризный момент, игры), практический (упражнения, подвижные игры), словесный (беседа), наглядный (показ картинок). В заключительной части подводились итоги квест-игры, был открыт сундук с настольной игрой и задавались обобщающие вопросы по теме.

Организация квест-игры проходила на улице, длилась 20 минут, участвовало 18 детей, материалы квест-игры: письмо, сундук, песок, совки, картинки огня, ленты.

Организованная во второй половине дня квест-игра на тему «Путешествие в страну безопасности». Мотивацией детей на предстоящую деятельность было путешествие в страну «Правил Безопасности», основная деятельность заключалась в закреплении с детьми правил безопасного поведения посредством новой формы игровой деятельности — квеста.В реализации квест-игры были поставлены такие задачи:

- Образовательные: Закреплять знания детей о дорожных знаках; о специальных видах транспорта («Скорая помощь», Пожарная машина, «Полиция»); об опасных предметах; о правилах безопасности в любых ситуациях. Продолжать формировать умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни. Закреплять знания о пожарной безопасности.

- Развивающие: Совершенствовать речь детей: развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, закреплять умение отгадывать загадки, участвовать в беседе. Развивать познавательные способности детей. Развивать внимание, наблюдательность при выполнении задания.

- Воспитательные: Воспитывать у детей сознательное отношение к соблюдению правил безопасности.

Поставленные задачи решались с помощью игр: игра «Дорожная загадка», игра «Это я, это я, это все мои друзья», игра «Не шути дружок с огнем», игра «Автогородок», игра «Внимание! Опасно! Твоя и моя безопасность», загадки «Опасные предметы».

В организации квест-игры применялись методы и приемы: игровой (воображаемая ситуация, загадки, игры), практический (упражнения), словесный (беседа, художественное слово), наглядный (показ картинок). В заключительной части подводились итоги квест-игры, задавались обобщающие вопросы по теме.

Организация квест-игры длилась 20 минут, участвовало 12 детей, материалы квест-игры: изображение дорожных знаков, разрезные картинки «Специальный транспорт», изображения опасных предметов.

Так как квест-игры в данной группе не проводились, детям было очень интересно проходить испытания. Дети с легкостью выполняли задания, во время прохождения квестов у детей было радостное настроение, а получение приза мотивировало их на предстоящую деятельность. Единственный минус заключался в том, что дети иногда отвлекались, но быстро вовлекались в новую деятельность.

При организации систематической работы с детьми и организации различных видов деятельности результаты повысились. Анализируя диагностику в конце года, получили такие результаты - 49 % детей обладают высоким уровнем знаний; 49 % детей имеют средний уровень знаний по данному направлению; 2 % детей имеют низкий уровень знаний (Приложение Д). Сравнивая показатели начала и конца учебного года, можно сказать, что результаты стали гораздо лучше (Приложение Е). Дети стали значительно лучше называть элементы дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, остановка общественного транспорта), знают о правилах поведения в общественном транспорте, знают правила поведения во время пожара. Так же есть дети, которые не могут назвать опасные предметы, электроприборы и правила пользования ими; правила поведения с незнакомыми людьми.

Так же было проведено родительское собрание на тему «Безопасность детей – в наших руках» (Приложение Л). Целью мероприятия было распространение педагогических знаний о правилах безопасности и их соблюдению в жизни [15].

В реализации родительского собрания были поставлены следующие задачи:

1. Формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности детей.

2. Активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения.

3. Привлечь внимание родителей к необходимости проводить беседы и игры на данную тему с детьми.

Поставленные задачи решались с помощью игрового упражнения «Да – нет», решения практических ситуаций, игры «Доскажи», игры «Сундучок», игры «Слово — эстафета».

В заключительной части подводились итоги собрания, задавались обобщающие вопросы по теме. Организация собрания длилась 40 минут, участвовало 14 родителей.

В силу своей занятости не все родители смогли принять участие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. В процессе поиска дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений, воспитывается командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, так как только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.

Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Средний дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Чрезвычайно важно создать условия в ДОО и семье, позволяющие ребенку 4-5 лет планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

Организация образовательного процесса по формированию основ безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста осуществляется в разных видах детской деятельности, через интеграцию образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие» с использованием разнообразных форм организации образовательного процесса, а также совместную работу родителей, воспитанников и педагогов с целью заинтересованности и повышения родительской компетентности воспитанников по данной проблеме.

Одним из средств формирования культуры безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста может стать квест-игра, которая является частью календарно-тематического планирования и отражает интеграционные связи различных образовательных областей и направлена на формирование представлений о культуре безопасности жизнедеятельности.

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

Для успешного освоения детьми знаний по данному направлению создается развивающая предметно-пространственная среда. Структура квест-игры соблюдается – мотивационная часть, основная и заключительная часть; в квест-игре участвует вся группа и продолжительность - 20 минут.

На производственной практике были разработаны 10 технологических карт квест-игр по формированию основ безопасного поведения:

- «Путешествие в Городе дорожных знаков и правил дорожного движения»

- «В поисках волшебного ключа»

- «Путешествие в страну безопасности»

- «Поможем Домовёнку Кузе»

- «Твоя и моя безопасность»

- «Юные помощники Светофора»

- «Приключение в стране безопасности»

- «Мой безопасный мир»

- «Я - пешеход»

- «Азбука безопасности»

Технологические карты были разработаны в соответствии с календарно-тематическим планированием, инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и методического пособия Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников.

При соблюдении санитарно-эпидемиологических требованиях, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Пять технологических карт были апробированы: «Путешествие в Городе дорожных знаков и правил дорожного движения», «В поисках волшебного ключа», «Путешествие в страну безопасности», «Поможем Домовёнку Кузе», «Твоя и моя безопасность»

Для апробации создавались условия, а именно подготавливалась групповая комната и подбиралось оборудование. Отличительной чертой организации квест-игр в среднем возрасте является то, что все строиться в игровой форме. Квест-игра длиться 20 минут, форма организации – фронтальная. При работе с детьми 4-5 лет важно быть эмоциональным и находиться вместе с детьми в той или иной деятельности.

При организации систематической работы с детьми и организации различных видов деятельности результаты повысились. Анализируя диагностику в конце года, получили такие результаты - 49 % детей обладают высоким уровнем знаний; 49 % детей имеют средний уровень знаний по данному направлению; 2 % детей имеют низкий уровень знаний (Приложение Д). Сравнивая показатели начала и конца учебного года, можно сказать, что результаты стали гораздо лучше (Приложение Е). Дети стали значительно лучше называть элементы дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, остановка общественного транспорта), знают о правилах поведения в общественном транспорте, знают правила поведения во время пожара. Так же есть дети, которые не могут назвать опасные предметы, электроприборы и правила пользования ими; правила поведения с незнакомыми людьми.

Так же было проведено родительское собрание на тему «Безопасность детей – в наших руках» (Приложение Л). Целью мероприятия было распространение педагогических знаний о правилах безопасности и их соблюдению в жизни [15].

Обобщив результаты проведенной работы можно сказать, что формирование основ безопасного поведения является одним из главных разделов ОО «Социально-коммуникативное развитие».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников.

2. Ведущий образовательный портал России Инфоурок [Электронный ресурс] URL: (Дата обращения: ).

3. Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс] URL: (Дата обращения: ).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).

5. Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс] URL: (Дата обращения: ).

6. Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс] URL: (Дата обращения: ).

7. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы», авторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева.

8. СанПиН от 15 мая 2013 г. N 26 "Санитарно-эпидемиологические требования устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

9. Образовательная социальная сеть Открытый Урок [Электронный ресурс] URL: #:~:text (Дата обращения: ).

10. Знанио [Электронный ресурс] URL: (Дата обращения: ).

11. Международный образовательный портал МААМ. RU [Электронный ресурс] URL: (Дата обращения: ).

12. Образовательный портал Продленка [Электронный ресурс] URL: (Дата обращения: ).

13. MyShared [Электронный ресурс] URL: (Дата обращения: )

14. Квесникс [Электронный ресурс] URL: (Дата обращения: ).

15. Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс] URL: (Дата обращения: ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник сюжетно – ролевых игр как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возраста

Сборник содержит сюжетно – ролевые игры как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возрастаСборник позволит педагогу подобрать игру соответственно тематиче...

"Формирование основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста"

Bсем известно, что детство это самый уникальный период в жизни человека, ведь именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, закладываются основы мировоззрени...

«Формирование основ безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста» (родительское собрание)

Форма проведения: семинар-практикум.Цель:  повышение педагогической компетентности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности детей, формирование чувства ответственности за...

Сборник сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возраста

Сборник содержит сюжетно – ролевые игры как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возрастаСборник позволит педагогу подобрать игру соответственно тематиче...

Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста....

Формирование основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимо...

Тема: "Формирование основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста"

Тема: "Формирование основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста"...