"Занимательный материал в обучении дошкольников элементам экономики"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_povarnitsina_g.p.doc | 689.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Занимательный материал
в обучении дошкольников элементам экономики»
для детей старшего дошкольного возраста
(разработано в соответствии с ФГОС)
«Дайте ребёнку любознательность.
Знания он возьмет сам »
А.Гин.
В истории развития дошкольной дидактики место и роль занимательного материала рассматривалась с разных позиций. В дошкольной педагогике простейший занимательный материал включался в общие сборники по занимательной математике.
Очевидно, что в эпоху активного становления рыночного механизма хозяйствования, от современного человека требуются особые качества, особая экономическая культура.
Изменения, происходящие в жизни общества, оказали огромное влияние на современное воспитание и образование молодого поколения. В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое воспитание и образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Слово “экономика” и “дошкольник” лишь на первый взгляд кажутся очень далёкими друг от друга. Понимая, как “область разумного ведения хозяйства”, экономика неотделима от ребёнка. Ведь семья – это реальная экономика, и в ней дети не учатся жить, а живут.
Важно подчеркнуть необходимость тесной связи семейного и общественного воспитания в решении задач экономической подготовки молодого поколения и в формировании экономического образа мышлении. Только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст хорошие результаты, и будет способствовать более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Как помочь ребёнку не утонуть в этом потоке информации? Как подсказать, что плохо, что хорошо? Как помочь не растеряться, устоять и найти своё место в жизни, когда он подрастёт?
Данное методическое пособие «Занимательный материал в обучении дошкольников элементам экономики» поможет педагогам дошкольных учреждений не только самим ответить на некоторые из поставленных вопросов, разобраться в экономических понятиях, но и помочь детям старшего дошкольного возраста и их родителям.
Характером материала определяется его основное назначение: развитие у детей старшего дошкольного возраста общих интеллектуальных и личностных качеств; формирование целостного представления об окружающем мире через экономическое воспитание.
Предполагаемый результат:
- Активный словарь детей обогащён экономическими терминами (аукцион, Развиты качества: чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца.
- Освоены знания о том, что:
- за свой труд взрослые получают деньги, а результатом труда является продукт, вещь;
- бабушка с дедушкой получают пенсию, а учащиеся, студенты стипендию;
- деньги разного достоинства, и что у денежной единицы есть лицевая сторона – аверс и оборотная – реверс;
- мама с папой на заработанные деньги покупают продукты, вещи, одежду, мебель, обувь и т.д.
- какие бывают магазины, рынок;
- о рекламе, зачем она людям нужна;
- назначение бытовой техники в жизни людей.
- Сформированы умения:
- группировать товары по разным признакам;
- сопоставлять цены с имеющимися деньгами;
- беречь свет, воду, тепло.
В пособии материал систематизирован по направлениям: вопросы по сказкам и проблемные ситуации; загадки; стихи, считалки, потешки, дразнилки; пословицы, поговорки, скороговорки; тесты; кроссворды.
Занимательный материал можно использовать с целью подготовки детей к школе, развития смекалки, привлечения внимания детей, активизации мыслительной деятельности, развития устойчивого интереса к предстоящему поиску решения.
Вопросы по сказкам и проблемные ситуации развивают у детей умение подмечать простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев. Дети закрепляют знания, что такое потребности, доход, расход, бартер распределение труда, прибыль, деньги, валюта; учатся осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видя красоту человеческого творения. Дети также учатся признавать авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие.
Загадки приучают детей понимать и ценить окружающий предметный мир; уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Стихи, считалки, потешки, дразнилки – закрепляют представления детей о содержании деятельности некоторых профессий.
Пословицы, поговорки, скороговорки интересны и доступны пониманию детей. Учат их умению достаточно хорошо владеть устной речью; расширять знания о себе, о природном и социальном мире.
Тесты помогают детям закреплять понятия: подарок, купля, продажа, деньги, дешевле, дороже. Дети узнают о том, что любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. Тактичность и осторожность требуется в разъяснении экономических терминов.
Решая кроссворды, дети познают, что является основной деятельностью человека, источником его существования. Каждый человек имеет свою профессию, своё дело. Результатом труда является продукт – полезная и нужная вещь. За свой труд взрослые получают деньги.
Использование занимательного материала требует от педагога творческого подхода, умелого руководства и мастерства. Педагогу необходимо доступно изложить сюжет, поставить перед детьми экономическую задачу, подготовить необходимое оборудование.
Занимательный материал можно использовать:
- В совместной деятельности с детьми:
- в непосредственно – образовательной деятельности как часть познавательных занятий;
- во время проведения режимных моментов;
- в организации досугов и развлечений.
- В самостоятельной деятельности детей.
Кем бы ни стал ваш ребенок, где бы он ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. Если он их будет знать – это пойдет ему на пользу, и он сможет устроить свою жизнь интересно и разумно (Н.И.Романова)
2. Содержательный раздел
Приложение 1
Вопросы по сказкам и проблемные ситуации
1. Сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».
1. Почему ласточки улетают в тёплые края?
2. Почему Дюймовочка захотела улететь на юг вместе с ласточкой?
3. Каким золотым правилом следовала ласточка, когда согласилась
взять Дюймовочку с собой?
4. Какие потребности были у крота. Почему Дюймовочке было с ним
плохо?
2. Сказка С.Я.Маршака «Кошкин дом».
1. Какую нужду испытывали котята?
2. Какие возможности были у тёти кошки?
3. Какие золотые правила она нарушила, когда оттолкнула котят в
приют?
3. Русская народная сказка «Колобок».
1. Почему дед попросил испечь колобок?
2. Можно ли назвать побег колобка, удовлетворение потребности?
Какой?
4. Русская народная сказка «Курочка Ряба».
1. Почему расстроились дед и баба?
2. Что они хотели получить взамен золотого яичка? Почему?
3. Как называется распределением доходов и расходов?
5. К.И.Чуковский «Мойдодыр».
1. Почему предметы быта сбежали от мальчика?
2. Какие потребности у современного человека?
6. Русская народная сказка «Смоляной бычок».
1. Чьей собственностью был бычок – смоляной бочок?
2. За что звери принесли деду мёд, орехи, ленточку. Как можно
назвать это, одним словом?
3. Что такое бартер?
7. Русская народная сказка «Зимовье».
1. В какой потребности нуждались животные с наступлением
холодов?
2. Каков результат умелого распределения труда по строительству
зимовья?
3. Что помогло животным избавиться от волков?
8. Украинская сказка «Колосок».
1. Как проводили свободное время мышата?
2. Что можно сказать про Петушка, какой он?
3. Заработали ли Круть и Верть пирожки. Почему?
4. Какие пословицы вы знаете о труде.
9. Русская народная сказка «Три медведя».
1. Кем является Машенька, которая зашла в дом к медведям:
хозяином, гостем, собственником?
2. Какой убыток нанесла Маша медведям?
10. С.Михалков стихотворение «Андрюшка».
1. Что могли бы сказать предметы, если бы умели говорить?
2. Как можно назвать все перечисленные в стихотворении
предметы и игрушки?
3. Какие бывают товары?
11. С.Михалков «Как старик корову продавал».
1. Где старик продавал свою корову?
2. Почему старик не смог продать её?
3. Кто дал рекламу корове, и чем это закончилось? Честная ли была дана реклама?
4. Что такое реклама?
12. Русская народная сказка «Как баран и свинья торговать ходили».
1. Зачем пошли баран и свинья на лесной рынок?
2. Почему свой товар баран продал свинье? Свинья барану?
3. Получили ли баран и свинья прибыль? Почему?
13. Ш.Перро «Красная шапочка».
1. В какой стране живут герои сказки?
2. Почему нельзя купить пирожки на рубли в этой стране?
3. Как называются деньги во Франции?
4. Зачем людям нужны деньги?
14. Русская народная сказка «По – щучьему велению».
1. Какие правила не выполнял Емеля, отправляясь в лес на санях?
2. А знаете ли вы, по какому номеру надо звонить, если случилось
несчастье?
15. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
1. Что бы вы попросили у рыбки, если бы оказались на месте
старика?
2. На месте старухи?
3. На своём месте?
16. Русская народная сказка «Теремок».
1. Кем является Михайло Иванович: хозяином, собственником,
гостем, квартирантом?
2. Какую личную собственность могли иметь звери?
3. Что такое личная собственность?
17. Английская сказка «Три поросёнка» в обработке С.Михалкова.
1. О чём спорили поросята?
2. Какие материалы предлагает использовать для строительства
дома каждый из поросят?
3. Из какого строительного материала можно построить прочный
дом?
4. Как менялся бы выбор, если бы поросята жили на севере, юге?
5. Как можно назвать слово материал по-другому?
18. А.Н.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».
1. О каких деньгах говорили герои сказки?
2. Кем притворялся Карабас Барабас, когда дал Буратино пять
золотых?
3. Что такое валюта?
4. Как можно назвать кота Базилио и лису Алису? Кто они?
5. Дуремар ловил и продавал в аптеке пиявок. Как его можно
назвать?
19. И.А.Крылов басня «Стрекоза и Муравей».
1. Как вы думаете, куда девала нектар и цветочную пыльцу
Стрекоза?
2. А Муравей?
3. На языке экономики это… (потребление и накопление).
20. Русская народная сказка «Мороз Иванович».
1. Кто оказался в убытке? (Ленивица)
2. А кто в прибыли? (Рукодельница)
3. Кто из героинь сказки Ленивица или Рукодельница – скорее
всего могла бы стать безработной? Почему?
21. Э.Успенский «Лето в Простоквашино»
1. Кот Матроскин и Шарик истратили деньги на покупку коровы,
как можно назвать эту трату?
2. Является ли кот собственником «Гаврюши» - телёнка?
22. Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».
1. Какую избушку выгодно построить: ледяную или лубяную?
2. В чей собственности лубяной дом?
3. Кем является лиса в лубяном доме: гостем, квартирантом,
собственником?
23. Русская народная сказка «Хаврошечка».
1.Чем понравилась Хаврошечка доброму молодцу? Вам?
2. Какие качества Хаврошечки пригодятся каждому продавцу
товаров?
24. В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».
1. Зачем менялись предметами герои сказки?
2. Что такое обмен (бартер)?
3. А как бы вы поступили?
25. В.Катаев «Волшебное кольцо».
1. Герой сказки купил у мужика котёнка. Как можно назвать их
действия?
2. Оцените поступки героя.
3. Что выиграл главный герой в результате обмена?
26. К.И.Чуковский «Федорино горе».
1. Почему вещи убежали, ускакали от Федоры?
2. Любили ли вещи свою хозяйку?
3. Почему они вернулись?
4. Кого называют бережливым, трудолюбивым?
27. В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
1. Объясните поступки героя.
2.С каким мальчиком (девочкой) ты хотел бы дружить, с каким нет?
Проблемные ситуации
Ситуация 1.
Три белочки рассказывают гному Эконому о своей работе.
«Я учу бельчат математике, рисованию, грамоте», - говорит одна. «Я готовлю для них вкусные обеды и завтраки», - добавляет другая. А я мою посуду, протираю пыль» - сообщает третья. Белочки выполняют разную работу, но все они работают в одном месте.
Где работают белочки? Кем?
Ситуация 2.
Ослик получил от своих друзей – Пяточка, Винни-Пуха и умного Кролика – письмо. Они сообщают ему, что у каждого из них есть интересная работа: Пятачок печёт булочки, Винни-Пух строит дома, а Кролик сочиняет сказки для детей.
Где работают друзья Ослика, и какие у них профессии?
Ситуация 3.
Однажды Джерри пригласил своих друзей в бар. Том, который стоял за стойкой бара, предложил посетителям меню с указанием разных напитков (соков, коктейлей) и цен.
Друзья выбрали любимые напитки, и Том быстро их приготовил. Очень понравилось друзьям, как выполнили их заказы, и они пообещали, что будут часто заходить в этот бар.
Кем работает Том? Как можно назвать эту профессию: продавец, бармен, официант?
Ситуация 4.
Зайчата Прыг и Скок помогали Ежику собирать грибы. Они очень старались. Прыг собрал одну корзину грибов, а Скок за это же время – две корзинки. У Ёжика было два яблока: большое и маленькое.
Как Ёжику заплатить за работу зайчатам?
Кому дать большое яблоко, а кому маленькое?
Ситуация 5.
Мама Коза пришла домой с работы, а дома беспорядок: обед не готов, посуда не вымыта, дрова не наколоты, огород не полит, да ещё и козлята перессорились. « Я вчера и пол мыл, и воду носил, и обед готовил», - говорит один козлёнок. «А я это всё позавчера делал» - перебивает его другой. «А я сегодня за водой ходил и капусту собирал», - вмешивается третий. Все вы работали , а дома беспорядок», - удивляется мама.
Как помочь Козе разрешить спор и навести порядок в доме?
Ситуация 6.
Козлята усердно обучались секретам домашнего хозяйства. И когда мама Коза ушла по делам, козлята договорились, какую работу будет выполнять каждый из них. «Я приготовлю вкусный обед», - говорит первый козлёнок. «Я отремонтирую пылесос и быстро наведу порядок в доме», - говорит второй козлёнок. А третий решает поработать на огороде – полить любимую капусту.
О чём говорили козлята?
Почему каждый из козлят выбрал одно дело?
Каков результат умелого распределения домашних дел?
Ситуация 7.
Черепаха и Львёнок услышали по радио объявление. Рекламному агентству «Радиобельчонок» требуется звукорежиссёр, который владеет компьютером и имеет музыкальное образование. Черепаха и Львёнок решили участвовать в конкурсе на эту должность: Черепаха хорошо пела, а Львёнок умел работать на компьютере.
Кого из них примут на работу? Почему?
Ситуация 8.
Крошечка-Хаврошечка открыла ателье «Модница». Но посетителей бывает мало, и Хаврошечку это очень огорчает. Как Хаврошечке привлечь посетителей: позвать своих друзей, оформить пригласительные открытки, повесить объявление о работе ателье, по местному телевидению показать рекламу?
Что такое реклама?
Ситуация 9.
Топтыжка продавал на рынке мёд. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Косолапый продавал малину, чтобы купить липовый мёд. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили.
Какие решения могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?
Ситуация 10.
Незнайка сообщает своим друзьям о поездке в другую страну, которая называется Францией. «Я возьму с собой 100 рублей, чтобы своим друзьям купить там подарки».
Сможет ли Незнайка купить на рубли подарки для друзей? Почему?
Ситуация 11.
Дуремар сделал Тортилле деловое предложение: «Я построю на берегу твоего пруда фабрику по производству бумаги и каждый год, буду платить тебе 100 золотых». Задумалась старая, мудрая черепаха: деньги ей нужны, но если будет работать фабрика, то это очень повредит пруду – он уже не будет таким чистым и красивым, и рыба может погибнуть.
Как быть?
Принять ли Тортилле предложение Дуремара? Почему?
Ситуация 12.
Встретила однажды Мальвина своего друга Буратино. Деревянный мальчик сидел на пенёчке, рассматривал какие-то монеты и о чём-то сосредоточенно думал. «О чём ты думаешь, Буратино?» - спросила Мальвина. «Есть у меня несколько монет, но их не хватает, чтобы купить нужный мне букварь», - ответил грустно Буратино. «Знаешь, Буратино, недалеко отсюда есть интересный дом, ты можешь вложить туда свои золотые, а когда захочешь их взять, то денег будет больше», - сказала Мальвина.
О каком доме говорила Мальвина?
Как можно назвать этот дом: магазин, театр, сберегательный банк?
Что такое сберегательный банк?
Ситуация 13.
Мальвина обращается к своим ученикам: «Вспомните, как можно увеличить семейные доходы?»
«Деньги надо закопать в землю и ждать, когда вырастет денежное дерево!» - весело воскликнул Буратино. «Можно ставить новые спектакли и получать за это деньги», - добавил, подумав Пьеро. «А не лучше ли деньги положить в банк и таким образом получать прибыль, т.е. доходы», - негромко сказал пёс Артемон.
Как хотели увеличить доходы Буратино, Пьеро, пёс Артемон?
Как называются деньги, полученные вкладчиком за хранение их в банке: выгода, прибыль, проценты, доход, убыток?
Ситуация 14.
Папа Карло открыл новый магазин. Покупатели: Мальвина, Пьеро, пёс Артемон – сделали для себя несколько покупок. На следующий день они пришли в магазин, но не купили ни одной вещи. Папа Карло задумался: «Почему не покупают вещи?» И вдруг он обратил внимание на то, что некоторые вещи имеют брак (оторвана пуговица, поставлено пятно и др.) т.е. у товара непривлекательный внешний вид. Карло долго думал, как сделать, чтобы этот товар купили? И, наконец, придумал; он зачеркнул прежнюю цену товара и написал новую. Появилась табличка: «Товары продаются со скидкой». На другой день все товары раскупили.
Что придумал Папа Карло?
Продавать товар со скидкой выгодно или не выгодно? Почему?
Ситуация 15
Мальвина предложила Карабасу-Барабасу открыть магазин уценённых товаров. «Что такое уценённые товары?» - спросил любопытный Буратино. «Это товары по сниженным ценам», - ответила Мальвина. «Что такое сниженная цена?» - снова задал вопрос Буратино. «Это значит, что цена товара меняется. Она становится меньше прежней, - терпеливо объясняет Мальвина. – Если товар не пользуется спросом, то его продают дешевле, со скидкой.
О каких товарах говорила Мальвина?
Как называются товары, цена которых снижена: уценённые товары, товары со скидкой, дорогие (дешёвые) товары?
Что такое скидка?
Ситуация 16.
Однажды Волк пришёл к Козе и козлятам и сказал: «Я решил сделать вам подарок. Подарок необычный: сегодня мы идем в театр». Козлята обрадовались – они любили представления. Волк долго ждал вопроса Козы о цене билета и, наконец, сказал: Цена каждого билета один рубль. Давай-ка Коза, рассчитаемся. Ты мне должна восемь рублей». Коза очень удивилась.
Чем сначала обрадовал Волк Козу и козлят?
Можно ли считать билеты в театр для Козы и козлят подарком? Почему Коза удивилась?
Что такое подарок?
Ситуация 17.
Пришла однажды старуха Шапокляк в гости к крокодилу Гене и Чебурашке. Друзья угостили её тортом, напоили чаем. Шапокляк поблагодарила крокодила Гену, Чебурашку и собралась уходить, но её внимание привлекла красивая шкатулка. Шапокляк не удержалась и заглянула в неё. А в шкатулке – большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?» - удивлённо спрашивает Шапокляк. «Мы очень внимательно ведём учёт доходов и расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», - с гордостью ответили друзья.
Как называются оставшиеся деньги крокодила Гены и Чебурашки: заработная плата, накопление, подарок, сбережение.
Что такое денежное накопление (сбережение)? Когда оно появляется?
Приложение 2
Загадки
Потребности
У неё есть капюшон,
Пышным мехом опушён. ( Куртка.)
Сшили их из чёрной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге –
Не промокнут наши ноги. ( Сапоги.)
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером,
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. ( Варежка.)
Когда на прогулку идём на полянку,
Всегда одеваем от солнца … (панамку.)
К реке искупаться бежим мы по тропке,
У нас на ногах очень лёгкие … (шлёпки.)
Белое, да не снег,
Вкусное, да не мёд,
От рогатого берут
И ребятам дают. ( Молоко.)
Без него не вкусным кажется обед,
Это наш любимый мягкий белый … (хлеб.)
Варят его из мяса и круп,
Это душистый наваристый … (суп.)
На коровьем молоке
Сварим мы её в горшке.
Она сытая густая,
А по цвету – золотая. ( Пшённая каша.)
Профессии
Умело он ведёт машину –
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины
Он нас по городу везёт. ( Водитель.)
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет … (врач.)
Мне поставила вчера
Пять уколов … (медсестра.)
С малышами я вожусь,
С ними провожу все дни.
С ними я хожу гулять,
Их укладываю спать.
Никогда я не сержусь
На проделки ребятни. ( Воспитатель.)
Сегодня играла я Бабу Ягу,
А завтра Снегурку сыграть я могу. ( Актриса.)
Складывает цифры,
Цифры вычитает.
Доходы и расходы
В отчёте представляет.
Здесь доход, а здесь расход.
Ничего не пропадёт! ( Бухгалтер.)
В фирме прибыль он считает,
Вам зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. ( Бухгалтер.)
Если наводнение
Или землетрясение,
На помощь нам всегда придёт
И нас от гибели спасёт. ( Спасатель.)
Он мастер щей, борщей
И рагу из овощей.
Вкусный сварит он бульон
Торт испечь сумеет он. ( Повар.)
В ресторане их найду я –
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварёшкою в руках. ( Повар.)
Из просеянной муки
Он печёт нам пироги,
Булки, плюшки, сайки.
Кто он? Угадай-ка! ( Пекарь.)
У него товаров горы –
Огурцы и помидоры.
Кабачки, капуста, мёд –
Всё он людям продаёт. ( Продавец.)
За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт … (кассир.)
Феном, щёткой и расчёской
Ловко делает причёску. ( Парикмахер.)
Сошьёт он платье, брюки,
Обрадует обновой.
Скажут: «Золотые руки
У этого … (портного) ».
У него серьёзный вид.
За порядком он следит.
Ясным днём, ночной порой
Охраняет наш покой. ( Милиционер.)
Он приучает детей к порядку,
Он проверяет ребячьи тетрадки,
Научит детей и читать,
И писать,
И складывать цифры, и вычитать. (Учитель.)
Мы работаем бригадой,
Нам везут песок, бетон,
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом. ( Строители.)
Много знает он о сделках,
Крупных денежных и мелких,
Ведь всегда меж двух сторон
Их посредник в деле он. ( Маклер.)
Он финансовый факир,
В банк к себе всех ждёт … (банкир.)
Фирмой крупной управляет
И разумно и умело.
Деньги так распределяет,
Чтоб росло и крепло дело.
Порученья он даёт
Всем сотрудникам своим,
Чтобы фирма шла вперёд
Приносила прибыль им. ( Менеджер.)
Деньги
Коль трудился целый год,
Будет кругленький … (доход.)
Будет целый день как в танке,
Сбереженья ваши в … (банке.)
На рубль – копейки, на доллары – центы
Бегут, набегают в банке … (проценты.)
В банке для всех висит прокламация
«Деньги в кубышках съедает …» (инфляция.)
Из какого аппарата
Выдаётся всем зарплата? ( Банкомат.)
Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы … (ссуду.)
Я кладу их не в платок,
Я кладу их в кошелёк. ( Деньги.)
В кошелёк мы их кладём,
С ними в магазин идём. ( Деньги.)
На них я подарок подруге куплю,
Потому их каждый день я коплю. ( Деньги.)
И врачу и акробату
Выдают за труд … (зарплату.)
У меня игрушка есть.
И монеток в ней не счесть.
Моя игрушка – свинка,
Дырка у неё на спинке.
Монетки в дырку я кладу,
Когда их станет много, жду.
Что же это за игрушка? ( Копилка.)
Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно … (весы.)
Угадай, как-то зовется,
Что за деньги продаётся.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто … (товар.)
Люди ходят на базар:
Там дешевле весь … (товар.)
Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта нету без … (рекламы.)
Чтоб товар быстрее сбыть,
Со мною нужно подружиться.
Я буду так товар хвалить,
Что долго он не залежится. ( Реклама.)
На товаре быть должна
Обязательно … (цена.)
Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? ( Покупатель.)
Где на прилавке товары лежат,
Все разложенные в ряд? ( В магазине.)
Заболела маленькая Юля,
Где купим ей пилюли? ( В аптеке.)
В каком магазине мы купим продукты –
Мясо и рыбу, овощи, фрукты? ( В продовольственном.)
В каком магазине продаются игрушки –
Мишки и куклы, зайки и хрюшки? ( В магазине игрушек.)
В каком магазине не купим игрушки,
А купим коньки, и ботинки, и клюшки? ( В магазине спорттоваров.)
Человеку даст природа:
Уголь, газ, металл и воду. ( Природные ресурсы.)
Молодые и живые,
У нас руки золотые,
Мы – ресурсы … (трудовые.)
Приложение 3
Стихи, считалки, потешки, дразнилки
Стихи
Сапоги стачал сапожник,
Пироги испёк пирожник,
А муки для пирожков
Сделал мельник пять мешков.
На базаре повстречались,
Обменялись – распрощались.
Каждый мастер был в тот миг
Продавец и ПОСТАВЩИК.
Сыт и весел папуас
И труда не избегает,
Если каждый день съедает,
ПОТРЕБЛЯЕТ ананас.
Ты сразу все орехи – в рот,
А мудрый папуас,
Чтоб лакомиться целый год,
Отложит про ЗАПАС.
Милый друг, без НАКОПЛЕНИЯ
Проживёшь ты, нет сомнения.
Но если летом ты пополнишь закрома,
То будешь, сыт, когда придет зима.
ПАРТНЁР – такое слово заграничное,
А, в общем-то, простое и обычное:
Товарищ твой по делу иль в игре
ПАРТНЁРОМ называется тебе.
О, САНКЦИЯ, загадочная САНКЦИЯ!
Сравним тебя с обычным словом «штраф»;
Карает САНКЦИЯ того,
Кто был не честен иль не прав.
А ФОНДЫ – это только то,
Чем ты богат сейчас.
Чем ты владеешь, что сберёг,
Что держишь про запас.
Не люблю шалить и драться,
Но зато люблю МЕНЯТЬСЯ.
Яркими картинками,
Книжками, машинками
Поменяюсь на денёк,
Поменяюсь на другой,
А потом верну игрушку –
Пусть идёт к себе домой.
Продавец – молодец!
Он товары продаёт –
Молоко, сметану, мёд.
А другой – морковь, томаты,
Выбор у него богатый!
Третий продаёт сапожки,
Туфельки и босоножки.
А четвёртый – стол и шкаф,
Стулья, вешалки для шляп.
Продавцы товары знают,
Даром время не теряют.
Всё, что просим, продадут.
Это их привычный труд!
Кто-то держит деньги в банке,
Кто-то в консервной банке
Зарывает под сосной
На окраине лесной.
Только вот они не правы,
Ведь ценнее для державы,
Если ты куёшь успех,
И страна богаче всех.
Считалки
Мена-бена, перемена
Без обратного обмена!
Шла торговка мимо рынка,
Спотыкаясь о корзинку.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки –
Что угодно для души?
Шла кукушка мимо рынка,
Наступила на корзинку.
И упала в ямку – бух!
Раздавила сорок мух!
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Один, два, три, четыре,
Мы стояли на квартире,
Чай пили, ложки били,
По-татарски говорили,
По копеечке платили.
По копеечке, какой?
По копейке золотой.
Один, два, три, четыре,
Мышки жили на квартире,
Чай пили, ложки били,
По три денежки платили.
Кто не хочет заплатить
Тому и водить.
Потешки
Оё-ё-ё-й, баиньки,
Купим сыну валенки,
Купим рукавички
Маленькой сестричке.
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Либо Оленьке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Оленьке снесу.
Сидит белка на тележке
Продаёт она орешки.
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
- Здорово, кума!
- Да на рынке была.
- Никак глуха?
- Купила петуха.
- Прощай кума!
- Пять рублей дала.
Дразнилки
- Рёва-корова,
Дай молока!
Сколько стоит?
- Три пяточка.
Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперёд
И поехал в огород.
В огороде пусто,
Выросла капуста.
Ерёма, Ерёма
Сидел бы ты дома,
Строгал бы стружки –
Ребячьи игрушки.
А твоя жена
На базар бы отвезла.
Миронушка – Мирон,
Полна пазуха ворон.
Голова – копейка,
Соломенная шейка,
Нос крючком,
Волоса клочком
Мирон ворона купил,
Три копейки заплатил.
Зинка – корзинка
Разбила копилку
Набрала рублей пять,
Пошла лошадей покупать.
Была Зинка простота,
Взяла лошадь без хвоста.
Села задом наперёд
И помчалась из ворот.
Зацепилась за пенёк,
Простояла весь денёк.
Зацепилась за кочку,
Простояла всю ночку.
Приложение 4
Пословицы, поговорки, скороговорки
Пословицы, поговорки
Каков работник, такова ему и плата.
Не в деньгах счастье.
Не с богатством жить, а с человеком.
Скупой платит дважды.
Делу – время, потехе – час.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Без работы день годом станет.
Без труда и отдых не сладок.
Хозяин, где ступит, там и дело найдёт.
Терпенье и труд всё перетрут.
Без хозяина и дом сирота.
Здоровье дороже денег.
Ученье – свет. Знание – сила.
Лентяй на отговорки смекалист.
Пока ленивый проснётся, усердный с работы вернётся.
Ленивой кошке не поймать мышку.
Лень до добра не доведёт.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Чужие деньги дёшево стоят, а свои – трудом дались.
Чужому рублю – грош цена.
Считай деньги в своём кармане.
Денежки счёт любят.
Бережливость лучшее богатство.
Копейка рубль бережёт.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
Чаще счёт, крепче дружба.
Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
От приветливых слов язык не отсохнет.
Хлеб всему голова.
Хлебу мера, а деньгам счёт.
Скороговорки
- Вы слыхали про покупки?
- Про какие, про покупки?
- Про покупки, про покупки
- Про покупочки мои!
Пошёл спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзинку Назар.
Шли сорок мышей,
Нашли сорок грошей.
А две мышки поплоше
Нашли по два гроша.
Приложение 5
Тесты ( Т.А.Шорыгина)
Вы хотите подарить маме на день рождения вышитую салфетку. Работа идёт не быстро. Завтра у мамы праздник, а подарок ещё не готов. Как вы поступите?
- Не пойдёте гулять с друзьями, отложите книжки, игрушки и весь вечер будете готовить подарок, пока не доведёте дело до конца.
- Подарите маме что-нибудь другое. Например, купите подарок в магазине.
- Подарите маме не совсем законченную салфетку. («Закончу после дня рождения, ведь мама поймёт.)
Вас попросили собрать ягоды крыжовника для киселя, но день выдался жарким и душным. Собирать ягоды вам не хочется. Как вы поступите?
1. Несмотря на жару и духоту, соберёте полную корзинку ягод.
2. Отложите дело до завтра, когда, может быть, станет прохладней.
3.Соберёте немного ягод.
Если вам понравилась какая-то вещь, а у вас не хватает денег, тот как вы поступите?
1.Пойду и попрошу денег у мамы.
2. Буду немного копить карманные деньги, а потом куплю эту вещь.
3. Откажусь от покупки этой вещи и куплю что-то другое.
Вы хотите купить подарок другу, но вам в магазине понравилась игрушка, которую вы бы хотели иметь сами. Как вы поступите?
1. Куплю подарок другу.
2. Куплю игрушку себе.
3. Куплю другу другой подарок, подешевле, а на оставшиеся деньги
куплю игрушку себе.
Методика использования тестов:
- Педагог проговаривает ребёнку или группе детей ситуацию.
- Далее даёт три варианта решения ситуации.
- Дети отвечают.
- По полученным ответам педагог делает вывод об уровне усвоения детьми экономических знаний.
Приложение 6
Кроссворды
Кроссворд № 1
1 |
|
|
|
|
| |||||
2 |
|
|
|
|
|
|
| |||
3 |
|
|
|
|
| |||||
4 |
|
|
|
|
|
|
| |||
По горизонтали.
1. План расходов и доходов семьи. 2. Деньги, которые получают люди за свой труд. 3. Как называют хозяина банка. 4. Доход бюджета превышает расходы бюджета.
По вертикали. 1. Надёжно - защищённое место, где хранятся деньги.
Ответы. По горизонтали. 1. Бюджет. 2. Зарплата. 3. Банкир. 4. Экономия.
По вертикали. 1. Банк.
Кроссворд № 2
2 | 3 | |||||||||||||
1 | 1 | 3 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||||
4 | 4 | |||||||||||||
По горизонтали. 1. Денежные доходы и расходы. 2. Деньги, которые получают студенты, учащиеся за учёбу. 3. Денежная сумма или ценность выдаваемая вперёд. 4. Лицевая сторона монеты или медали.
По вертикали. 1. Металлические и бумажные знаки. 2. Деньги, которые получают пожилые люди. 3. Её кладут не в платок, а кладут в кошелёк.
4. Оборотная сторона монеты или медали.
Ответы. По горизонтали. 1. Бюджет. 2. Стипендия. 3. Аванс. 4. Аверс.
По вертикали. 1. Деньги. 2. Пенсия.
Кроссворд № 3
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 |
По горизонтали. 1. Кто трудился целый год, будет кругленький … 2. Из какого аппарата выдается всем зарплата? 3. Денежная единица любой страны.
4. Денежная единица России. 5. Затрата на необходимые покупки или услуги.
6. Единая валюта европейского союза.
По вертикали. 1. Денежная единица США.
Ответы. По горизонтали. 1. Доход. 2. Банкомат. 3. Валюта. 4. Рубль.
5. Расход. 6. Евро.
По вертикали. 1. Доллар.
Кроссворд № 4
1 | 3 | ||||||||
2 | 1 | ||||||||
3 | 2 | ||||||||
4 | |||||||||
По горизонтали. 1. Ценная бумага, по которой можно получить некоторый доход. 2. Место, где продают и покупают товары по установленным ценам.
3. Предмет, вещь, которую можно продать или обменять. 4. Это все деньги, которые получают члены семьи.
По вертикали. 1. Место, где продаются редкие вещи по высокой цене. 2. Место покупки и продажи где можно торговаться. 3. Количество денег, за которое продавец согласен продавать.
Ответы. По горизонтали. 1. Акция. 2. Магазин. 3. Товар. 4. Доход.
По вертикали. 1. Аукцион. 2. Рынок. 3. Цена.
Кроссворд № 5
1 | ||||||||||
1 | 2 | |||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
По горизонтали. 1. Бумажный денежный знак. 2. Монетки в дырку я кладу, когда их станет много, жду. Что же это за игрушка? 3. Денежный знак, изготовленный из металла.
По вертикали. 1. Временная распродажа товаров на рынке. 2. Информация о товаре.
Ответы. По горизонтали. 1. Купюра. 2. Копилка. 3. Монета.
По вертикали. 1. Ярмарка. 2. Реклама.
Кроссворд № 6
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 |
По горизонтали. 1. Вывоз товаров для продажи в других странах.
2. Заключение договора, соглашения. 3. Необходимость, надобность.
4. Специальные карточки, на которых пишется цена. 5. То, что приобретает человек в магазине. 6. Название действия, когда за одну вещь получаем другую. 7. Доход от бизнеса.
8. Информация в газетах, журналах, на улице о товаре или услуге с целью их продажи. 9. Свойства и признаки продукции, товара удовлетворяющих потребности людей.
По вертикали. 1. Как называется хозяйство страны.
Ответы. По горизонтали. 1. Экспорт. 2. Сделка. 3. Потребность. 4. Ценник.
5. Товар. 6. Обмен. 7. Прибыль. 8. Реклама. 9. Качество.
По вертикали. 1. Экономика.
Кроссворд № 7
2 | |||||||||||||||||
1 | 3 | ||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
По горизонтали. 1. Использование продукции. 2. Один и тот же товар, который предлагают продавцы, но по разным ценам. 3. Товар, который хотят приобрести
большинство людей при разных ценах на рынке.
По вертикали. 1. Лицо, занимающееся поставками, снабжением. 2. Товарищ твой по делу или в игре. 3. Если летом ты пополнишь закрома, то будешь, сыт, когда придёт зима. 4. Ценность того или иного предмета.
Ответы. По горизонтали. 1. Потребление. 2. Предложение. 3. Спрос.
По вертикали. 1. Поставщик. 2. Партнёр. 3. Накопление. 4. Стоимость.
Кроссворд № 8
1 | 3 | 4 | ||||||||||||
1 | 2 | |||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
По горизонтали. 1. Слово, которым можно назвать подаренные вам в день рождения игрушки . 2. Установленные законом платежи, которые граждане обязаны вносить государству. 3. Деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе.
По вертикали. 1. Сумма денег, выдаваемая безработным. 2. Безработные, не имеющие постоянного заработка (наличие безработных). 3. Временная передача денег или товара в долг. 4. Как можно назвать по-другому деньги?
Ответы. По горизонтали. 1. Собственность. 2. Налоги. 3. Премия.
По вертикали. 1. Пособие. 2. Безработица. 3. Кредит. 4. Финансы.
Кроссворд № 9
4 | ||||||||||
1 | ||||||||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
По горизонтали. 1. Обесценивание денег. 2. Что получает расчётливый, жадный, любящий деньги человек. 3. Безвозмездная передача ценностей.
По вертикали. 1. Как называется человек, который управляет предприятием.
2. Деньги, которые отдаются банку на хранение. 3. Деньги, передаваемые на какой-то срок с последующей их обязательной отдачей. 4. Как называются деньги, полученные вкладчиком за хранение в банке.
Ответы. По горизонтали. 1. Инфляция. 2. Выгода. 3. Дарение.
По вертикали. 1. Менеджер. 2. Вклад. 3. Долг. 4. Проценты.
3. Список использованной литературы
1. Кларина Л.М. Экономика и дошкольник. М., 2005.
2. Науменко Г.М. Загадки, пословицы, скороговорки. М., 2000.
3. Попова Т.А., Меньшикова О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и его верных друзьях. М., 1993.
4. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики. Санкт-Петербург, 2002.
5. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике. М., 2009.
Содержание
- Пояснительная записка………………………………..…………………..3
- Содержательный раздел
- Вопросы по сказкам и проблемные …………………………....……. 7
- Загадки……………………………………………………...………… 17
- Стихи, считалки, потешки, дразнилки……………………...………. 25
2.4. Пословицы, поговорки, скороговорки………………………..…….. 31
2.5. Тесты……………………………………………………..…………….33
2.6. Кроссворды……………………………………………..……………. 35
- Список использованной литературы…………………………..………..44
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать....
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе....
Презентация " Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике"
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике...
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
Используемый материал в обучении дошкольников элементарной математике....
Cтатья по теме "Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной матиматике"
Головоломки , занимательные игры, вызывают у детей большой интерес. Ребята не отвлекаясь подолгу упражняются в преобразовании фигур, перекладывание палочек. На таких занятиях формируются в...
Отчет по самообразованию "Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике".
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый бу...
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике...