Cтатья по теме "Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной матиматике"
статья по математике на тему
Головоломки , занимательные игры, вызывают у детей большой интерес. Ребята не отвлекаясь подолгу упражняются в преобразовании фигур, перекладывание палочек. На таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: усидчивость, самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, вырабатываются конструктивные способности . занимательный материал рассматривается и как одно из средств , обеспечивающихся взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Любая математическая задача на смекалку , для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную нагрузку умственных способности , которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом , условием задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_na_smekalku.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 108 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района , Санкт- Петербурга.
Статья .
Занимательный материал
в обучении дошкольников
Элементарной математике.
Автор: Захарова Елена Александровна.
Санкт – Петербург .2014г
Задачи на смекалку.
Головоломки , занимательные игры, вызывают у детей большой интерес. Ребята не отвлекаясь подолгу упражняются в преобразовании фигур, перекладывание палочек. На таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: усидчивость, самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, вырабатываются конструктивные способности . занимательный материал рассматривается и как одно из средств , обеспечивающихся взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Любая математическая задача на смекалку , для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную нагрузку умственных способности , которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом , условием задачи.
Умственная задача:
Составить фигуру или видоизменить её, найти путь решения, отгадать число
Занимательность математического материала придает игровые элементы ,содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнение , развлечение .
Например постановка вопроса:
“Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?”-заставляет ребёнка задуматься и в поисках ответа, втянуть в игру воображение. Занимательный математический материал включает в себя развлечения: головоломки, лабиринты, игры на пространственное преобразование. Они интересны по содержанию, например головоломки могут быть арифметическими ( угадывание чисел) геометрическими ( разрезании бумаги) , буквенные (кросcворды). Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений . Они настойчиво могут искать ход решения, который ведет к результату . Ребенку интересна конченая цель: сложить , найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их- обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел и.т.д. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенств воображения математических ( количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры часто включает непосредственно в содержание занятий. Дидактическую игру можно использовать как учебное задание; упражнение , направленное на выполнение конкретной задачи- формирования представлений . В младшей группе почти все занятия проводятся в форме игры. Дидактические игры так же уместны и в конце занятия как закрепление ранее изученного. В средней группе на занятиях по математике после закрепления названий основных геометрических фигур можно использовать, например , такую игру :-“ Найди и назови”.
Цель- закрепить умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера, цвета. Ребенок указывает все признаки ( цвета, размер) и только тогда берет фигуру себе. Игровые действия включает элементы занимательности, соревнования . В старшем возрасте проводятся дидактические игры на группировку геометрических фигур : например
“Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку”.
Детям предлагалась рассмотреть , какие геометрические фигуры расположены, в какие группы и по какому признаку объединены , найти ошибку, исправить и изменить . Ошибка может состоять в том , что в группе квадратов находится треугольник, в группе фигур синего цвета- красная и.т.д.
Ответ адресовать Чебурашке .
Очень часто проводятся дидактические игры как индивидуальную работу с отстающими детьми, так же конечно со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время. Особое внимание уделяем вырабатыванию у детей умения ( и желания) вести поиск решения самостоятельно, активно используя работу мысли, предлагала лишь общую схему и направление анализа занимательной задачи. Работая таким образом, предлагая детям решение разного рода нестандартных задач, пыталась способствовать формированию у них логического мышления, представлений. С этой же целью включают в работу различные головоломки. В старшем возрасте часто используют головоломки со счетными палочками. Дети влечено и с большим интересом работами над этими задачами. Эту работу проводят начиная с простейших заданий, постепенно все более и более их усложняя. Тем самым с одной стороны заинтересовать детей, а с другой добиться того, что они без труда решаем и более сложные упражнения. Эти занятия включают задание по математике.
Например: предложить из 4 палочек сложить квадрат большинство детей хорошо справлялись с этой задачей, но некоторые ребята затруднялись выполнить задание . Ребёнка , который правильно выполнил задание вызывют к доске и просят выложить квадрат из 4 полосок. Тем ребятам , которым не удалось справиться с заданием стало понятно как это можно сделать.
Усложняя задание предложить составить 2 равных квадрата из 7 палочек. После выполнения задания рассматривают разные способы пристроения к одному квадрату другого, зарисовывали их на доске. В подготовительной группе с подобными заданиями справлялись все без исключения дети.
Разница заключалась лишь в том. Что одни это делали быстрее, другие медленнее , в зависимости от способностей ребёнка.
Кроме учебных занятий проводится, так же математические развлечения . конкурсы смекалестых . В содержание их включают занимательные задачи, загадки. Разгадывание лабиринтов, шутки , стихотворения . Конкурсы смекалистых проводятся в группе с участием всех детей. В одних случаях делят детей на 2 команды, чтобы они соревновались между собой; в других ребенку дававшему правильный ответ вручают отличительный знак ( красный круг) В конце занятия знаки подсчитывались . Получившей большие их количество становился победителям. В эти конкурсы включают материал со счетными палочками фигуры, логические задачи, лабиринты, так как , чем разнообразие материал, предлагаемый детям, тем охотнее они с ним работают . Все перечисленные способы развивают и совершенствуют математические представления детей . Но этого недостаточно для выявления и развития индивидуальных способностей ребят. Все занятия по занимательной математике организуются воспитателем . В наших группах надо создать условия, при которых каждый ребёнок мог проявить самостоятельность в выборе игривого материала, в соответствии со своими интересами и способностями.
Для художественного оформления используются любимые герои детских сказок. Для создания у детей положительного отношения к представленному материалу , интересна к игре, уголок нужно организовывать при их непосредственном участии. В уголок помещаем разнообразный материал , для того, чтобы каждый из воспитанников смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры , игры для развития логического мышления
“Лиса и гуси” , “Волк и овцы” , механические головоломки , кубики , лабиринты , различные мозайки. В течении года, по мере разнообразили игровой материал ,постепенно его усложняя.
Всю работу нужно проводить с учетом индивидуальных способностей воспитанников, предлагая каждому ребенку игру, ориентируясь на проявляемую или активность и уровень его умственного развития. Особое внимание уделять привлечению малоактивных детей, стараясь заинтересовать их игрой , помогать освоить её. Объединяя в совместной игре детей. Со всем занимательным математическим материалом нужно предлагать ознакомиться родителям, с тем чтобы они использовали его для занятий с детьми в домашних условиях. Также рекомендуется родителям собирать занимательный материал , организовывать совместные с детьми игры: постепенно создавать домашнюю игротеку.
С тем , чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение ребятами программного учебного материала используются письменные упражнения . Усложняя задание, переходим к решению арифметических примеров
Занимательный математический материал является хорошими средством воспитания у детей интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений , желание проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
Полученные при обучении в подготовительной группе навыки и знания помогают детям успешно овладевать школьной программой по математике.
Литература .
З.А. Михайлова
“Игоровые занимательные задачи для дошкольников”
Л.А. Венгер
“Воспитание сенсорной культуры ребёнка”
М.И.Монро , Н.Ф.Вапнер, С.В.Степанова
“Математика в картинках”
Т.И. Ерофеева, Л.Н.Павлова , В.П.Новикова
“Математическая тетрадь для дошкольников”
А.А. Столлера
“ Математика от 3 до6 “. “Готовимся к школе”. “Числа” , ‘’ Начинает считать”
“ Противоположности“
“ Считаем до 10 “
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать....
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе....
Презентация " Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике"
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике...
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
Используемый материал в обучении дошкольников элементарной математике....
Отчет по самообразованию "Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике".
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый бу...
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике...
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике.
Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления...