Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
статья (подготовительная группа) на тему
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasprostranenie_opyta.docx | 67.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
"Кто с детских лет занимается математикой , тот тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели". (А. Маркушевич)
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании , поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Решение задач умственного развития осуществляется через освоение детьми знаний о количественных, пространственных, временных отношениях, способов действий. Для этого используются разнообразные приемы, в том числе и игровые.
Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели как в непосредственно - образовательной деятельности , так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. Например: Сегодня среда, через один день будет праздник в детском саду. В какой день будет праздник? (В пятницу)
В истории развития методики обучения детей математике накоплено довольно много подобного материала, часть его доступна и дошкольникам. Занимательный математический материал рассматривается как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи — шутки, игры, головоломки, логические задачи.
Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. Задачи на смекалку, головоломки , занимательные игры вызывают у ребёнка большой интерес. На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход непосредственно - образовательной деятельности или используют в конце , когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании в средней, старшей и подготовительной к школе группах.
Например: Мы 6 палочек возьмем и построим новый дом!
Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д.
Например: У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?(Внучка Маша)
В самом начале непосредственно - образовательной деятельности в старшей и подготовительной к школе группах оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве "умственной гимнастики".
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.
Например: Если стол выше стула, то стул ниже стола.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
Например: Плачет Ира , не унять,
Очень грустно Ире.
Стульев было ровно пять,
А теперь четыре.
Начал младший брат считать.
- Раз, два. три ,четыре, пять.
Не реви! -
Сказал малыш -
Ведь на пятом ты сидишь!
Таким образом, формирование познавательного интереса у дошкольников к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Это возможно при условии систематического использования занимательного материала как в непосредственно - образовательной деятельности , так и в самостоятельной деятельности ребенка. При этом, взрослому важно обеспечить детскую активность и самостоятельность в процессе поиска решения. Использование занимательных дидактических игр и занимательного математического материала на занятиях и в повседневной жизни благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников способствует повышению уровня математического развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать....
Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике
В науке и практике утвердилось положение о том, что игра — эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в нео...
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе....
Презентация " Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике"
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике...
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
Используемый материал в обучении дошкольников элементарной математике....
Отчет по самообразованию "Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике".
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый бу...
Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике.
Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими...