Отчет по самообразованию "Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике".
методическая разработка по математике на тему
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabotaya_v_detskom_sadu.doc | 50.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Работая в детском саду, я заинтересовалась проблемой: как обеспечить математическое развитие детей 5-6 лет, отвечающее современным требованиям.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при котором синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Создание условий, обеспечивающих развитие детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества. Программы матеметического развития поддерживает формирование творческих способностей, умение решать проблемы, навыки участия в сложно организованной проектной работе, способности ориентироваться в условиях быстрой смены технологий уже на базовых уровнях образования, то есть в дошкольных учреждениях.
Современное дошкольное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в воспитательно-образовательном процессе. Игровые уроки - это умение учителя показать своё мастерство, искусство, знание предмета, свой артистизм.
Игра - дело серьёзное! Игровая деятельность ребёнка есть «нулевой цикл» его будущей личности. «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу…» Эта мысль принадлежит А.С. Макаренко, большому поборнику детской игры. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени восхождения ребёнка.
Игра - это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребёнок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в неигровой деятельности.
Увеличение умственной нагрузки на занятиях математики заставляет задуматься над тем, как подержать у дошкольников интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия. В связи с этим я пришла к необходимости начать поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль дошкольников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа воспитанников зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена воспитательно-образовательная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на занятиях каждый ребенок работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда ещё формируется, а иногда и только определяются интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм и игровым моментам на занятиях математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Тема: Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике.
Подтема: Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математическое развите у дошкольников.
Актуальность выбора темы:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. “Математик” лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов.
В настоящее время математика необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Изучая литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения.
При этом роль несложного и в то же время занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Основная идея:
Предполагается, что организованная работа по математическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня математического развития детей.
Если при проведении работы по математическому развитию детей использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовит дошкольников к последующему обучению в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Цель.
Теоретически обосновать и экспериментально выявить влияние дидактических игр дошкольников на их математическое развитие.
Задачи:
1) изучение специальной литературы по данной проблеме;
2) характеристика современного состояния применения игровой деятельности в математическом развитии детей дошкольного возраста;
3) разработка комплекса обучающих игровых средств дошкольников;
4) проведение педагогического эксперимента по данному исследованию;
5) обобщение результатов исследования.
Методы:
- теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
- наблюдение, беседа, тестирование;
- констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.
Теоретическая база работы по самообразованию:
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Наиболее эффективным инструментом формирования у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр.
Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. Дидактическая игра интересует ребенка, намного более чем скучное задание, игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к развитию внимания, памяти, мышления и т.д.
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует, прежде всего, указать на несколько распространенных среди педагогов заблуждений.
Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются, прежде всего, в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей.
Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А.Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул.
Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математических способностям. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако иследования показали при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л.В. Закова, система В.В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой».
В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.
Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно. Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех детей. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых дошкольников, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к математической деятельности.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Игры - понятие многогранное. Существуют различные виды игр применяемых на занятиях. Игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые. По образовательным задачам - на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний. По типам - это познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры.
По форме проведения – игры - соревнования на лучшее качество, скорость, количество, путешествие по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитация событий, игры - драматизации, инсценировки, поиск решения проблем, игры - исследования, открытия.
Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1)дидактическая задача;
2)игровые действия;
3)правила игры;
4)результат.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.
Подведение итогов – результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
2. Технология
При проведении занятий я использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например:
Цифра восемь плюс крючки – получаются …
(очки).
К стихотворениям о геометрических фигурах цветах, цветах, временах года рекомендую нарисовать иллюстрации. Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь, развивают чувство рифмы.
При подготовке к занятиям, я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей в игровой форме память, внимание, мышление, воображение, т.к. без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Все дидактические игры я разделила на группы:
I. Игры с цифрами и числами
II. Игры путешествие во времени
III. Игры на ориентировку в пространстве
IV. Игры с геометрическими фигурами.
Приведу примеры некоторых игр, которые я провожу, обучая детей математике.
I. “СОСЧИТАЙ СЕБЯ”
- Назвать части своего тела, которых по одной (например: голова, нос, рот, язык)
- Назвать парные органы тела (2 уха, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы, 2 руки, 2 ноги)
- Показать те органы тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук и ног)
- “ЗАЖГИ ЗВЕЗДЫ” Игровой материал: лист бумаги темного цвета, желтая краска, числовые карточки до 5-10.
1. Предлагаю детям зажечь столько “звезд на небе”, сколько изображено фигур на числовой карточке.
2. Тоже самое. Выполнять, ориентируясь по слуху на количество ударов в бубен или мяча об пол, сделанных взрослым или самими детьми.
II Величина
Ленточки.
Игровой материал: полоски бумаги разной длины- модели лент. Набор карандашей.
1.Самую длинную "ленточку" закрась синим карандашом, "ленточку" покороче закрась красным карандашом и т.д.
2. Уравнять все "ленточки" по длине.
Разложи карандаши.
На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания.
Разложи коврики.
Разложить "коврики" в возрастающем и убывающем порядке по ширине.
III. Методы исследования представлений о геометрических фигурах.
Какой формы ?
Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм.
1. Взрослый называет какой-либо предмет окружающей обстановки, а ребёнок карточку с геометрической формой, соответствующей форме названного предмета.
2. Взрослый называет предмет, а ребёнок словесно определяет его форму.
Например, косынка-треугольник, яйцо - овал и т.д. Предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата, прямоугольника. Например, какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? Лист бумаги? При изучении понятия “линия” (наклонная, вертикальная, горизонтальная) детям была предложина игра “Найди направление”. Детям были выданы карточки со схематическим изображением линий. Цель игры: закрепление понятия “линия”. Задача: найти в помещении группы вертикальные, горезонтальные и наклонные линии. (По анологии находили углы: тупые, острые и прямые) и т.д. Формирующий эксперимент проводился с экспериментальной группой.
Мозаика.
Игровой материал: набор геометрических форм. С помощью геометрических форм выложить сложные картинки. (Тангран, Колумбово яйцо)
Используя дидактические игры: “Почини коврик”, предлагаю иллюстрацию с геометрическим изображением порванных ковриков. Нужно найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и “починить” (наложить) ее на дырку.
III. Познакомила детей с днями недели. Объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначали их кружочками разного цвета. Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда – середина недели, четверг- четвертый день, пятница - пятый. После беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.
“ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ” Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели.
IV Для обучения ориентированию в пространстве ввела новую игру любую игрушку прячу где-то в комнате, а дети ее находят. Это вызвало интерес у детей и организовывало их на занятие. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей
Например, игра Найди игрушку, - “Ночью, когда в группе никого не было” – говорю детям, – “к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти”.
Распечатываю конверт читаю: “Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т.д.”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо станут ориентироваться, задания для них будут усложнятся – т.е. в письме будут не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Данный прием я применила в открытом занятии по Экологии: дети отправляются в путешествие по лесу используя план-карту.
Исправь ошибки. Игровой материал: 4 больших квадрата белого, жёлтого, серого и черного цветов - модели частей суток. Сюжетные картинки, изображающие деятельность детей в течение суток. Они положены сверху квадратов без учёта соответствия сюжета модели. Исправить ошибки, допущенные Незнайкой, объяснить свои действия.
IV. С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, говорю: “Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желтый треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат и т.д.”.
Затем задаю вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше? Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру. Узор.
Определить направления движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).
Игровой материал: карточка с узором, составленным из геометрических форм.
Описать узор от себя.
В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия “вверху”, “внизу”, “слева”, “справа”, “между”, которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам.
В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.
Играя с детьми, я заметила, что они стали лучше справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.
При применении занимательного математического материала и в более широком аспекте дидактические игры в математическом развитии детей решались следующие задачи:
- создать развивающую среду; определить наиболее оптимальный подход для детей 5-6лет;
- составить систему игр;
- экспериментально апробировать воздействие разработанной системы игр на формирование математических представлений.
Разработанная система дидактических игр и апробация этой системы предусматривала отбор дидактических игр в соответствии со следующими критериями:
- соответствие игрового материала задачам исследования;
- включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;
-доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.
Игры использовались во всех формах работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста; утренней гимнастике; физкультурных занятиях; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности.
Игровая форма обучения повышала настроение детей способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное -развитию элементарных математических способностей.
Важным условием самостоятельной игровой деятельности являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер, т.е. создание предметного оснащения для самостоятельных игр.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. При проведении занятий использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. В развитии мелкой моторики я использовала пальчиковую гимнастику во время физминутки, одновременно закрепляя пространственные знания – левая, правая руки, вверху, внизу. В не занятий я индивидуально занималась с детьми вышевкой крестиком, что помимо развития мелкой моторики способствовало развитию и закреплению цветовой гаммы, пространственного орентиррования, колличественного и порядкового счета. На занятих по конструированию применяю технику оригами, что позволяет закреплять детям знания о геометрических фигурах.
Выводы:
1. Исследование показало, что разработанная система работы по математическому развитию детей с учетом современных требований "Концепции дошкольного образования" способствовала повышению уровня математического развития детей.
2. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом дальнейшего исследования.
3. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.
4. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Практические рекомендации
1. Познание свойств детьми 5-6 лет происходит наиболее успешно в активных действиях по сравнению, группировке, видоизменению и воссозданию геометрических фигур, силуэтов, предметов разной формы, величины. Уместны игры типа "Цвет и форма", "Форма и размер" “Тангран”и другие, в которые непосредственно включены разнообразные обследовательские действия.
2. Использование набора логических геометрических фигур даёт возможность приобщить детей к выполнению простых игровых действий на классификацию по совместным свойствам, причём как по наличию, так и по отсутствию свойства.
3. Игры и упражнения с цветными счетными палочками наиболее успешно способствуют познанию величинных и числовых отношений.
4. Практическая деятельность взрослых совместно с детьми по изготовлению печенья, салата, уборке помещения, посадке и уходу за растениями, уходу за животными, сопровождаемая познавательными разговорами успешно способствует освоению элементарных математических отношений.
5. Игры на освоение счёта очень разнообразны: подвижные, конструктивные, настольно-печатные и другие. Для освоения сравнения, обобщения групп предметов по числу следует специально, с учётом уровня развития детей, подбирать игры и варьировать их.
6. Для закрепления представлений детей о сохранении количества, его независимости от формы расположения, хорошо использовать игру "Точечки". Дети любят общаться, их радует одобрение старших, это поощряет их к освоению новых действий.
8. Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.
Библиографический список
- 1. Валитова И.Е. Психология развития ребёнка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пос. - 2-е изд. - Мн.: Университецкая, 1999.
- 2. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1989.
- 3. Ерофеева Т.И. и другие. "Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.
- 4. З.А. Михайлова. «Игровые задачидля дошкольников» - С.-П. «Детство - пресс. 2004.
- 5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000.
- 6. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л. : 1990.
- 7. А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт «Математика до школы» - С.-П. «Детство - пресс», 2003.
- 8. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л.: 1990.
- 9. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996.
- 10. Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СП, 2004.
- 11. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.
Приложение I. Игры:
1 - были предложены следующие игры на развитие математических представлений:
«Переполох» цель - формирование умения различать контрастные и смежные части суток.
«Запомни картинки» цель - развитие внимания и памяти, различение геометрических фигур по характерным признакам.
.«Найди каких игрушек поровну», «Подбери пару» цель - учить ребёнка количественному и порядковому счёту.
«Зверюшки на дорожках» цель - умение выделять два свойства фигуры (форма и размер; размер и цвет).
«Мастерская форм» цель - развитие представлений о геометрических фигурах, выделение их по характерным признакам.
«Нарисуй картинку палочками» цель - развитие мышления, порядковый и количественный счёт.
«Учимся сравнивать» цель- умение сравнивать предметы по длине и ширине.
«Раскрась предметы разных геометрических форм» цель - развитие представлений о геометрических фигурах.
«Что дальше?» цель - развитие количественного и порядкового счёта. «Игры с блоками Дьенеша» цель - развитие количественного и порядкового счёта, величина, длина, ширина, высота, цвет.
«Цветное лото» цель - выделение размера и цвета.
2
«Что изменилось?», «Кто здесь прячется?» цель - ориентировка в групповой комнате, умение двигаться в заданном направлении.
«Что досталось тебе?» цель - манипулирование с жидкостями и сыпучими материалами.
«Определи различия на глаз» цель - развитие памяти, умение обобщать все геометрические фигуры.
«Учимся находить видимые различия» цель - ориентировка на плане в группе и на участке по плану.
«На что похоже?» цель - развитие внимания, обобщение геометрических форм по размеру.
«Половина к половинке», «Точечки» цель - количественный и порядковый счёт.
«Волшебная мозаика» цель - обобщение геометрических фигур по цвету.
«Гномы с мешочками» цель - развитие умения выделять пространственные отношения (вверх- вниз, направо - налево, сбоку- сверху, сзади - спереди).
«Учимся сравнивать» цель - умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.
«Передай пакет» цель - количественный и порядковый счёт.
«Куда залетела пчела?» цель - умение сравнивать (одинаково, больше, на один больше, на один меньше).
Лото «Цвет и форма» цель - развитие представлений о цвете и форме, обогащение мышления.
«Логическое лото» цель - счёт и геометрические фигуры.
3 - следующие игры:
«Внимание» цель - умение ориентироваться по плану детского сада.
«Чем похожи, чем различаются?» цель - умение выделять одновременно два свойства фигуры (форма- цвет, размер-цвет, форма-размер).
«Продолжи ряд. Точечки» цель - количественный и порядковый счёт.
«Исправь ошибку» цель -умение сравнивать предметы по толщине, высоте и массе.
Лото «Сосчитай», «Назови соседей» цель - развитие порядкового счёта.
«Кто знает, пусть дальше считает!» цель - счёта обратном направлении.
«Чудесный мешочек» цель - развитие ощущения и восприятия.
«Разрезные картинки», «Сложи узор» цель - геометрические фигуры и развитие мышления.
«Копирование и зарисовка геометрических фигур» цель - геометрические фигуры и счёт.
«Быстро – медленно» цель - геометрические фигуры, счёт, цвет, форма, размер.
«Кубики для всех» цель - ориентировка на листе бумаги, умение выполнять определённый орнамент по образцу (схеме).
Приложение II. Методические рекомендации, необходимые при создании системы в процессе матеметического развития дошкольника через дидактические игры и упражнения.
Дидактическая игра - не самоцель на занятии, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия.
В термине «дидактическая игра» подчёркивается её педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения математике является важным средством интенсификации образовательной деятельности дошкольников. Наиболее существенными являются следующие вопросы:
- Определение места дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на занитях.
- Целесообразное использование их на разных этапах изучения различного характера математического материала.
- Разработка методики проведения дидактических игр с учётом дидактической цели занятия и уровня подготовленностивоспитанников.
- Требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.
Реализация игровых приёмов и моментов на занятиях происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед ребенком в форме игровой задачи; образовательная деятельность подчиняется правилам игры; образовательный материал используется в качестве средства игры;
в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Структурные компоненты дидактической игры:
1) Игровой замысел - выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в образовательном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний.
2) Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на занятии рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели занятия и индивидуальных возможностей обучающихся детей. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ребенка чувства удовлетворённости, успеха. Кроме того, правила воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
3) Существенной стороной дидактических игр являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активностидетей, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.
4) Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении образовательной проблемы, поставленной игрой.
5) Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудованиезанятия. Это наличие технических средств обучения. Так же относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактический раздаточный материал, флажки, которыми награждаются команды - победители.
6) Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной образовательной задачи и даёт дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений воспитанниками или в усвоении знаний, или в их применении.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности детей, реализовать межпредметные связи.
Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, её эффективность, приводят к желаемому результату.
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса дошкольников
к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае
из игровой деятельности выпадает самое ценное - её эмоциональное начало. При потере интереса к игре воспитателю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
Очень важно игру проводить выразительно. Если воспитатель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддержать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удаётся, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям.
Воспитатель сам должен в определённой степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру - тоже из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их
к математике.
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:
- Цель игры. Какие умения и навыки в области математики дошкольники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
- Количество играющих. Каждая игра требует определённого или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
- Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
- Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
- На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли дети вернуться к ней ещё раз?
- Как обеспечить участие всех дошкольников в игре?
- Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
- Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
- Какие выводы следует сообщить воспитанникам в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочёты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным воспитанников игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?
Целесообразность использования дидактических игр и игровых моментов на различных этапах занятия различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у детей вырабатывается положительное отношение к образованию.
Приложение III Организация уголков занимательной матеметики (игротек).
1. Уголок математики – это специально отведенное, тематически оснащенная играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Необходимо обеспечить свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интерисующую их игру, пособие матеметического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Игры возникающие по инциативе детей, способствуют развитию интереса к матеметической деятельности, качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целеноправленность поисковых действий, стремлению достижений положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
У детей воспитывается потребность занимать свое свободноевремя не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, ителлектуального усилия играми. Дети могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целеноправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.
Созданию игротеки предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностямии уровнем развития детей группы. В уголок помещается разноообразный материал, с тем чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры; игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат; головоломки, логические задачи и кубики, лаберинты; игры на состовление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвежение. Все они инетересны и занимательны. В течение года по мере овоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым конструктивным решением.
Немаловажно художественное оформление уголков, игротека должна привлекать и заинтерисовывать детей. В оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной матеметике для дошкольников и детской художественной литературы. Организация уголка осуществляется с обязательным посильным участием детей, что создает их положительное отношение к ирам, интерес и желание играть.
2. Руководство самостоятельной матеметической деятельностьюв уголке занимательной математики напровленно на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Вся работа в уголке педагогом организуется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Предлогая ребенку игру необхеодимо ориентироваться на уровень его умственногои нравстенно-волевого развития, проявления активности. Очень важно привлекать малоактивных детей, заинтересовывать их игрой и помочб ему овоить ее. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога ддолжно быть направленона постепенноеразвитие детскоы самостоятельности, инициативы, творчества.
Указание к руководству самостоятельной деятельностью детей:
1) Включение детей в определение правил игры, общих способов действий, исключая соообщения детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявлений самостоятельности в играх, поощрение стремление детей достич результата.
2) Совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению. У ребят выробатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости, сосредоточиваться, напряженно думать в ходе поисков ответа.
3) Создание элементарно-поисковой ситуации в совместно с ребенком в игровой деятельности. Воспитатель играеть, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лаберинта и в это время привлеакет ребенка к оценки своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребенок занимает активную позицую в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
4) Объединение в совместной игре детй, в равной степни освоивших ее, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детй другими.
5) Организация разнообразных форм детской деятельности: соревнований, конкурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать....
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе....
Презентация " Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике"
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике...
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
Используемый материал в обучении дошкольников элементарной математике....
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике...
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике.
Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления...
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике в старшей группе
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике в старшей группеЗанимательные математические игры позволяют:1. охватить, как можно более широкий диапазон психических процессов, ...