Роль семьи в этнокультурном образовании детей
консультация на тему
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_etnokulturnom_obrazovanii.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ.
Этнокультурное образование – это образование, направленное на защиту и развитие этнокультурной идентичности дошкольника, приобщение к родному языку и культуре своего народа.
Основная цель этнокультурного образования – это воспитание духовно-нравственной личности, которая знает, уважает и продолжает традиции своей семьи, этноса.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано народом за его историю.
Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка - дошкольника, так как в этом возрасте ребенок начинает познавать мир. Интерес к своим народным корням у ребёнка возникнет только тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Поэтому на протяжении многих веков мир семьи являлся сильнейшим фактором формирования личности ребенка.
Цель этнокультурного воспитания в семье - приобретение детьми понимания смысла жизни и выработка жизненной позиции с детских лет. Семья является каналом формирования у детей потребности в своей национальной культуре, в языке, стремления идентифицировать себя со своим народом. Семья воспитывает гражданское отношение к истории родного края, духовно нравственным ценностям своего народа, национальным традициям как части мировой культуры.
Воспитание детей в семье - дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знания в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье. Семья, где основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями, является мощным фактором, влияющим на развитие личности детей и на их последующую судьбу.
Одной из самых эффективных форм воздействия на ребенка в семье были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.
В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.
Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.
Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.
Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.
Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных народных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: « Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Народные Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.
В играх используются «считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.
Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.
В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие– и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.
Также в семье используются перешедшие от взрослых в детский быт разного рода приговорки– обращение к улитке – «лизовище», гадание по полёту «божей коровке», разные приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т.д. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с приговором – «вылить воду на дубовую кору». Бросали в подпечек выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб.
Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.
Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, Масленица, Крещение, Святочные вечера, Покров, Святая Пасха, Красная горка.
Родители также являются активными участниками педпроцесса по приобщению детей к народным традициям в детском саду.
Цель совместной деятельности педагогов и родителей заключается в объединении детей, родителей, педагогического коллектива детского сада в коллектив единомышленников, который решает следующие задачи:
- повышение общего культурного уровня семьи, формирование и укрепление традиций рода;
- организация встреч с мастерами народных промыслов и интересными людьми ;
- пропаганда здорового образа жизни;
- проведение национальных праздников по народному календарю;
- организация совместных выставок, концертов;
- участие в городских мероприятиях;
Педагог должен правильно донести до родителей роль этнокультурного воздействия на детей. Сотрудничество детского сада с семьей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
К коллективным формам работы относятся родительские собрания, дни открытых дверей, утренники, выставки поделок и рисунков дошкольников, народные праздники.
Индивидуальные формы работы - консультации и беседы, поручения при подготовке к проведению праздников, открытых занятий, организации развивающей среды, например: оформление казачьего уголка в группе:
- с помощью родителей изготовлен казачий курень, обшиты куклы, в дальнейшем планируем собрать и пополнить уголок казачьей утварью, оформить семейный альбом, оформить справочник-словарь старинных казачьих слов),
- совместная с детьми творческая деятельность (разучивание казачьих песен, стихов, поговорок, выражений, игр, чтение казачьих сказок),
- помощь в организации экскурсий, походов.
Для достижений поставленных целей в этнокультурном воспитании детей каждый педагог должен:
- уметь создавать условия неформального общения, способствующего проявлению инициативы, активной позиции родителей;
- уметь влиять на общение, отношения между людьми;
- уметь строить взаимоотношения на основе общения на равных: педагог, родитель, дошкольник;
- формировать интерес к народной культуре, развивать механизм самообразования родителей;
- развивать у взрослых интерес к совместному проведению времени с ребенком.
Благодаря совместным действиям детского сада и семьи можно добиться хороших результатов в воспитании национального самосознания у воспитанников. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитателя в этнокультурном образовании дошкольников
Основные цели образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан...
Технология осуществления этнокультурного образования детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры, формируются ценностные ориентации, усваиваются правила человеческого общежития, развиваются элементы национального самосознания, воспиты...
Технологическая карта образовательного учреждения (квест – игра) по проблемам этнокультурного образования детей.
Конспект квест – игры «Из какой я сказки?»Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством малой Родины; развивать наблюдательность, внимание, смекалку, логику, быстрот...
Технологическая карта образовательной деятельности по проблемам этнокультурного образования детей.
Технологическая карта образовательной деятельности по проблемам этнокультурного образования детей....
Презентация Этнокультурное образование детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики
Музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Это особая форма работы с детьми и родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычн...
Этнокультурное образование детей дошкольного возраста
Этнокультурное образование как важная часть воспитания дошкольников...
Роль семьи и учреждения образования в организации медиабезопасности детей
Медиаобразование (англ. media education, от лат. media – средства) – это направление в педагогике, направленное на изучение школьниками массовой коммуникации. Основные задачи мед...