Роль семьи и учреждения образования в организации медиабезопасности детей
консультация

Медиаобразование (англ. media education, от лат. media – средства) – это направление в педагогике, направленное на изучение школьниками массовой коммуникации. Основные задачи медиаобразования заключаются в том, чтобы подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ano_dpo.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

                АНО ДПО «Институт современного образования»

                     

                        Семинар-практикум

Тема: «Роль семьи и учреждения образования в организации медиабезопасности детей»

Выполнила: Замятина Анна Михайловна,

воспитатель, ВКК

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 123»

город Воронеж

Медиаобразование (англ. media education, от лат. media – средства) – это направление в педагогике, направленное на изучение школьниками массовой коммуникации. Основные задачи медиаобразования заключаются в том, чтобы подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

В результате эволюции теории медиаобразования в педагогической среде России сформировались модели медиаобразования:

  • образовательно-информационная модель - изучение теории и истории, языка медиакультуры;
  • воспитательно-этическая модель - рассмотрение моральных, религиозных, философских проблем на материале медиа;
  • практико-утилитарная модель - практическое изучение и применение медиатехник;
  • эстетическая модель - ориентирована прежде всего на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры;
  • социокультурная модель - социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров.
  • Целью современного медиаобразования является помощь людям всех возрастов в развитии способностей поиска информации и выражения собственной позиции, формировании навыков критического мышления, эффективных коммуникационных способностей, а также выработка активной гражданской позиции.
  •         В России по целям все концепции медиаобразования делятся на три группы.
  • 1. Всякого рода грамотности – медиаграмотность, информационная грамотность, цифровая грамотность и т.д.
  • 2. Оценочные – формирование критического мышления.
  • 3.  Коммуникативные  –  не  только  изучение  самой  области  массовой коммуникации, но и освоение разнообразных процессов социального взаимодействия и передачи смысла. Главное состоит не в том, чтобы дать учащимся комплекс знаний о массовой коммуникации, а в том, чтобы развивать саму способность к общению.

     В  России  в  настоящее  время  официально  медиаобразование  как направление  образования  не  принято. Не  существует  официально утвержденных  программ  по  медиаобразованию,  это  направление  не входит в новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Но активно развивается такое направление, как медиабезопасность,  связанное  с  информационной  безопасностью.  Федеральная служба  по  надзору  в  сфере  связи,  информационных  технологий  и массовых коммуникаций Российской Федерации в ноябре 2013 года разработала  Концепцию  информационной  безопасности  детей.

Человек в современном обществе является активным потребителем разного рода информации, поток которой постоянно увеличивается.  Средства массовой коммуникации, новые технологии  проникли во все сферы жизни человека. Медиа стали основным средством производства современной массовой культуры.

Современное  подрастающее  поколение  все  чаще  называют  «медийным».  И  хотя степень  осведомленности  о  различных  средствах  массовой  коммуникации  зависит  от множества факторов, основными из которых являются возраст, наличие медийных средств, интерес, проявляемый к медиа, неизменно растет, а свободное время большинства сегодняшних  детей  тесно  связано  именно  со  средствами  массовой  коммуникации.  Это неудивительно, ведь  для большинства детей и молодежи современные медиа (и особенно Интернет),  гораздо  больше,  чем простые  средства  познания  окружающего  мира.

По данным социологических исследований последних лет среди источников получения и каналов передачи информации, которые выбирают дети, безусловным лидером являются средства массовой информации и коммуникации, в том числе электронные. Свой досуг подростки всё чаще организуют с помощью тех или иных медиа, а информацию, получаемую таким образом, включают в общение со сверстниками, родителями, педагогами.

Являясь активными пользователями различных медиа, дети и подростки не всегда понимают истинный смысл сообщений, мотивы и механизмы их создания. Одновременно стоит отметить, что информация, передаваемая по медиаканалам, направлена на манипулирование сознанием потребителя.

Полномочия по надзору за сферой медиаобразования распределены по различным министерствам и ведомствам и вписаны в различные программы, близкие по содержанию, в частности, Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и т.д. Однако российское медиаобразование постепенно начинает приобретать признаки социального института.

Тем не менее начальные уроки медиаобразования ребенок получает в семье: первая книга, которую держит в руках мама; первые, пока еще непонятные, изображения на экране телевизора; первый опыт работы и общения в Интернете. Информация, которая окружает маленького человека в период освоения им жизненного пространства, входит в него легко, естественно, без существенных помех. За первые три года жизни ребенок осваивает столько информации, сколько некоторые индивиды не успевают переработать за годы учебы в вузе. Восприятие подрастающего человека открыто для любой информации, разного свойства и качества.

Педагоги должны помогать родителям ориентироваться в потоке информации, ведь от того, как современная российская семья будет относиться к получаемой информации, которую предлагают многочисленные средства массовой коммуникации, каким образом эта информация воспринимается, оценивается и интерпретируется родителями детей, во многом будет зависеть и отношение к информационному потоку подрастающего поколения.  Ведь  именно родители  являются  первыми  проводниками  ребенка  в  мир  медиа,  и  могут  оказать  ему действенную  помощь  в  отборе,  полноценном  восприятии  медиаинформации, использовании  развивающего  и  образовательного  потенциала  средств  массовой коммуникации.  Школа  утрачивает  приоритет основного  источника  информации  о  мире,  получаемой  ребенком. Следовательно, возникает необходимость активного взаимодействия между семьёй и школой  в формировании медиаграмотности и  медиакультуры, начиная с младшего школьного возраста.

Введение медиаобразования в школьные учебные программы потребует коренного преобразования всей системы образования, а также совершенно нового уровня подготовки учителей. Ведь идеальная форма – это система, выстроенная от начальной школы до выпускных классов, а это, в свою очередь, повлечет и изменение подготовки преподавателей по всем школьным предметам с учетом приобщения их к основам медиаграмотности. 

Дети молниеносно осваивают все последние новинки – социальные сети, игры, программы. Интернет помогает им развиваться и учиться. При этом Интернет анонимен и трудно контролируем. Дети любознательны, у них еще нет того жизненного опыта, который позволил бы им определить обман и манипуляцию. Очевидно, что без содействия взрослых, дети могут попасть в руки к онлайн-мошенникам и киберпреступникам. К сожалению, в современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, а порой и физического выживания, усилилась  тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Многие родители не знают, чем живет сегодня их ребенок, какие проблемы его волнуют, круг общения ребенка. Родители, не владея возрастными особенностями развития своего ребенка, не проявляют должного понимания во взаимоотношениях со своими детьми. Дети, которые не чувствуют любовь и понимание, находят их в виртуальном мире. Очень многие родители не знают,  какие сайты посещает их  ребенок.  К тому же большинство учителей и родителей недостаточно разбираются в инновационных технологиях и не владеют информацией о многих возможностях и опасностях сети.

Поэтому не всегда могут предусмотреть те угрозы и риски, с которыми может столкнуться ребенок в Интернете. Главный вред, по мнению родителей, связанный с использованием Интернета – это угроза снижения зрения. И в качестве меры предосторожности родители либо ограничивают время проведения в Сети, либо вовсе запрещают ребенку пользоваться ею. Таким образом, старшее поколение игнорирует тот факт, что Интернет сегодня стал неотъемлемой частью жизни и социума для наших детей. Основная задача родителей и педагогов -  научить детей использовать пространство Интернет правильно. Наибольший эффект достигается только при взаимодействии семьи и школы.

Следует помнить, что отношение ребёнка к компьютеру и Интернету формируют взрослые, личным примером подтверждая правильность своего выбора. Родители должны, прежде всего, решить, для чего нужен семье компьютер: для работы, учебы, общения или только для игр. Именно  на родителей  ложится ответственность  правильного выбора учебных программ,  контроля общения в сети, выбора компьютерных игр. Если один из родителей позволяет себе просиживать у компьютера до полуночи, а иногда и до утра, играя в сети, огромная вероятность того, что ребенок сделает тоже самое, не смотря на то, что многое услышано о вреде компьютерных игр.

Защищенность ребенка от угроз в сети Интернет должна быть обеспечена при взаимодействии семьи и школы. В образовательных учреждениях целесообразно проводить уроки по медиабезопасности. Цель таких уроков – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.  

В ходе уроков медиабезопасности дети должны научиться делать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно-коммуникационных сетях, а именно:

  • критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;  
  • отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;
  • избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;
  • распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;
  • распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;
  • критически относиться к информационной продукции, распространяемой в сетях;
  • анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;
  • применять эффективные меры самозащиты от нежелательной для них информации и контактов в сетях.

Для организации профилактической работы по медиабезопасности с детьми и родителями педагогический работник должен знать проблемы и опасности, которые подстерегают пользователя в сети Интернет, и быть готов дать рекомендации по решению данных проблем. В аспекте программно-методического обеспечения в образовательном учреждении должна быть разработана программа (раздел или модуль комплексной программы по профилактике девиантного поведения детей), в которую должны быть включены темы по медиабезопасности, о безопасном поведении в сети Интернет. Такие же темы и проблемы должны включаться в программы воспитательной деятельности. Родители совместно с учителями должны предлагать детям познавательные, интересные и увлекательные ресурсы, посещая которые они будут обучаться, развиваться.  

Кроме того, педагоги образовательных учреждений должны повышать педагогическую грамотность родителей, начиная с дошкольных образовательных учреждений. Ведь не секрет, что не все родители занимаются самообразованием, интересуются вопросами эффективного воспитания детей. Очень многие родители даже не знают, сколько времени может проводить ребенок у компьютера с учетом возраста без вреда для здоровья. Педагоги, приглашая на родительские собрания узких специалистов (медиков, психологов) должны просвещать   родителей о возрастных особенностях ребенка, о психологии развития, о влиянии интернет ресурсов на здоровье подрастающего организма. Родители в силу своей занятости порой забывают, что детям необходимо их внимание и любовь, а порой не умеют выразить  их по отношению к детям. На помощь должен прийти педагог-психолог. Помочь родителям найти подход к ребенку, рекомендовать как вести себя, что бы ребенок поделился своими проблемами с родителем, а не с аудиторией пространства Интернет. Родители  должны помнить о том, что слишком строгий контроль со стороны взрослых может вызвать негативную реакцию со стороны ребёнка и явиться причиной сокрытия их деятельности в сетевом пространстве.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей"

Роль семьи и детского садав формировании здоровья детей...

Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей

Презентация:"Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей"...

Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей».

Родительское собрание на тему: "Специфика обучения и воспитания в корекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития у ...

Роль семьи в этнокультурном образовании детей

Консультация для воспитателей...

Роль семьи и учреждения образования в организации медиабезопасности детей.

В материале рассмотрены проблемы и  меры для обеспечения медиабезопасности детей....

Сценарий дискуссии "Роль семьи в вопросах образования, воспитания и социализации ребенка"

Цель: выяснение мнений и взглядов педагогов и родителей в вопросах воспитания, образования и социализации детей....