"Методы и приёмы педагогической поддержки детей с ОВЗ в образовательной организации".
статья на тему

Кулигина Елена Александровна

«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества».                                В. Сухомлинский "Трудные дети"                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

"Методы и приёмы педагогической поддержки детей с ОВЗ в образовательной организации".

Автор: Кулигина Елена Александровна,

первая квалификационная категория,

МБДОУ д./с № 20 «Дельфин», г. Саяногорск.

«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества».                                                                                                                                                                      

В.Сухомлинский «Трудные дети».

Дети с ограниченными возможностями здоровья – группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. 

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, это определяет особую логику построения учебно-воспитательного процесса. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: 

  • начать специальное воспитание и обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; 
  • ввести в содержание воспитания и обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в воспитательно-образовательных программах нормально развивающихся сверстников; 
  • использовать специальные методы, приемы и средства обучения; 
  • индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; 
  • обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; 

            У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к образовательному процессу, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагогов.

Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности детей и педагога, направленные на решение комплекса задач в педагогическом процессе»; «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач воспитания и образования»

Самые активные методы - игровые – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности детей для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение детьми образовательной программы. А роль мотивации в успешном воспитании и обучении  трудно переоценить.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы воспитания и обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов было задействовано в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.

Существует ряд нетрадиционных методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности или на коррекционных занятиях. Это могут быть индивидуальные занятия, парные, групповые.

  • Фитотерапия
  • Ароматерапия
  • Музыкотерапия 
  • Хромотерапия или Цветотерапия
  • Рефлексотерапия и точечный массаж
  • Куклотерапия
  • Сказкотерапия
  • Песочная терапия

Следующие методы при индивидуальном подборе могут быть использованы в работе с детьми с ОВЗ. Эти методы в большей степени касаются личностной сферы ребенка.

Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, включающие методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:

  • Метод «угашения переживаний»  - успокоение путем «беседы рационализации» - превращения обидной ситуации в иную, в которой ребенок сохранил бы к себе самоуважение; невербальными средствами: рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки;
  • метод «прямого действия»  - остановка ребенка от совершения поступка, направленного против себя;
  • метод «рефлексивного анализа»  - осмысление с ребенком действий, эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровья;
  • метод «переключения»  - включение ребенка в другие виды деятельности, в которых он был бы успешен, путем замещения (перенос агрессии на допустимые объекты, например, избить подушку, - грушу в спортзале и т.д.), сублимации (творческое действие - нарисуй что-нибудь, вылепи);

Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:

  • метод «радостной перспективы»  - это радостные события, которые ждут человека и значимых для него в ближайшее время;
  • метод «увлечения весельем»  - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
  • метод «поощрения и похвалы» - этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
  • метод «самонаблюдения за своими эмоциями» - метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.

Методы поддержки физического здоровья ребенка:

  • метод «оптимального режима жизни» - приучение ребенка к режимным моментам;
  • метод «постепенности» - приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
  • метод «физических упражнений и занятия спортом» – приучение ребенка к систематическим физическим нагрузкам;
  • метод «рекреации» - обеспечение спокойного отдыха организма;
  • метод «массажа и самомассажа» - физического оздоровления путем растирания участков тела.

Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:

  • метод «угашения отрицательных переживаний»  - способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие - угашение отрицательных эмоций;
  • метод «устранения плохих привычек»;
  • метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;
  • метод «релаксации» - способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.

Методы укрепления чувства  ответственности:

  • метод «доверия»  - развивается вера в свои силы;
  • метод «просьбы»  - обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
  • метод «беседы-размышления»  - обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником самостоятельного решения;
  • метод «поручения»  - обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.

Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:

  • метод «напоминания»  - возбуждается чувство значимости просьбы;
  • метод «сомнения»  - этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
  • метод «достижения согласия с самим собой»  - метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
  • метод «достижения гармонии с окружающим»  - метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas - здоровье) мышления.

Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых педагог и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:

  • метод наблюдения;
  • метод «коллективного анализа деятельности»,  размышления;
  • метод рефлексии  - самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям,  делам;
  • метод тестирования и анкетирования.

Методы поддержки развития организаторских способностей:

  • метод - «творческого выполнения задач»;
  • метод игры - творческое действие в воображаемых условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
  • метод поручения  - регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
  • метод упражнения  - повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий.

Методы поддержки развития коммуникативных способностей:

  • метод «создания воспитывающих ситуаций» - ситуаций свободного выбора поведения;
  • метод «коммуникативного тренинга» (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам)
  • метод творческого поиска.

Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности включают методы стимулирования развития личности:

  • метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших, награждение родителей  и т.д.);
  • метод наказания (взглядом, замечанием, порицанием в

индивидуальной беседе, обсуждением проступка в коллективе);

  • метод «предоставления дополнительных полномочий» (обучение поиску дополнительных средств для достижения цели);
  • метод критики (обучение самоанализу действий и поступков);
  • метод «ролевой игры» (представление себя в ролях отрицательных и положительных персонажей);
  • метод самодиагностики - обучение анализу своих индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей, поступков;
  • метод самооценки - обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, использованных средств;
  • метод самоопределения - создание ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно сделать выбор;
  • метод самореализации - создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и др.);
  • метод самоконтроля – самостоятельный способ наблюдения за собой и своими поступками;

Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ

  • Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
  • Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы.
  • Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
  • Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
  • Помогайте ребенку почувствовать свою состоятельность.
  • Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

Концентрировать внимание ребёнка можно следующим способам:

  • Стоять рядом. Ребёнок должен видеть и слышать того, кто с ним разговаривает.
  • Устанавливать зрительный контакт. Заботиться о том, чтобы лицо педагога было на уровне его глаз так, чтобы ребёнок мог видеть его. Ведь это именно то, на чём он должен сосредоточиться.
  • Называть ребёнка по имени. Прежде чем попросить о чём-нибудь, привлекать его внимание, окликнув по имени. Не продолжать, пока он не повернется  и не смотрит на вас.
  • Внимательно подбирать слова. Пользоваться знакомыми словами и короткими предложениями.
  • Быть постоянной. Говоря о людях, местах и предметах, использовать всегда одни и те же слова.
  • Использовать жесты. Дополняя свои слова соответствующими жестами, ребёнку будет  легче понять вас и тем самым сконцентрировать внимание.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность дошкольников, развивает их творческие способности, активно вовлекает детей в образовательный процесс, стимулирует их самостоятельную деятельность, что позволяет детям с ОВЗ быть успешными.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Методы и приемы в тактиках педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД "

Педагогическая поддержка  - особый вид воспитательной деятельности педагога, направленный на оказание помощи и поддержки ребенку в его самостоятельных усилиях по решению проблем его собственного ...

Методы педагогической поддержки детей дошкольного возраста - Тактика защиты

Задача педагога, использующего тактику защиты - обеспечить такое пространство для взаимодействия с ребёнком где отсутствует угроза его достоинству, где нивелированы внешние обстоятельства блокирующие ...

Мастер-класс для педагогов «Применение педагогической технологии « Дети волонтёры» в дошкольной образовательной организации»

Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых условиях. Современные дети,  испытывают нехватку общения с родителями в связи с их постоянной занятости. Родители дают детям современные гаджеты...

Использование игровых приёмов для адаптации детей раннего возраста в образовательной организации

Поступление малыша в дошкольную образовательную организацию сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адап...

«Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста и детей с особыми возможностями здоровья посредством организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении»

В статье раскрывается  актуальность организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении . Можно познакомиться с оборудованием для оснащения сенсорной комнаты...