"Методы и приёмы педагогической поддержки детей с ОВЗ в образовательной организации".
статья на тему
«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества». В. Сухомлинский "Трудные дети"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
"Методы и приёмы педагогической поддержки детей с ОВЗ в образовательной организации".
Автор: Кулигина Елена Александровна,
первая квалификационная категория,
МБДОУ д./с № 20 «Дельфин», г. Саяногорск.
«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества».
В.Сухомлинский «Трудные дети».
Дети с ограниченными возможностями здоровья – группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, это определяет особую логику построения учебно-воспитательного процесса. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
- начать специальное воспитание и обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- ввести в содержание воспитания и обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в воспитательно-образовательных программах нормально развивающихся сверстников;
- использовать специальные методы, приемы и средства обучения;
- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к образовательному процессу, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагогов.
Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности детей и педагога, направленные на решение комплекса задач в педагогическом процессе»; «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач воспитания и образования»
Самые активные методы - игровые – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности детей для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение детьми образовательной программы. А роль мотивации в успешном воспитании и обучении трудно переоценить.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы воспитания и обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов было задействовано в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.
Существует ряд нетрадиционных методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности или на коррекционных занятиях. Это могут быть индивидуальные занятия, парные, групповые.
- Фитотерапия
- Ароматерапия
- Музыкотерапия
- Хромотерапия или Цветотерапия
- Рефлексотерапия и точечный массаж
- Куклотерапия
- Сказкотерапия
- Песочная терапия
Следующие методы при индивидуальном подборе могут быть использованы в работе с детьми с ОВЗ. Эти методы в большей степени касаются личностной сферы ребенка.
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, включающие методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:
- Метод «угашения переживаний» - успокоение путем «беседы рационализации» - превращения обидной ситуации в иную, в которой ребенок сохранил бы к себе самоуважение; невербальными средствами: рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки;
- метод «прямого действия» - остановка ребенка от совершения поступка, направленного против себя;
- метод «рефлексивного анализа» - осмысление с ребенком действий, эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровья;
- метод «переключения» - включение ребенка в другие виды деятельности, в которых он был бы успешен, путем замещения (перенос агрессии на допустимые объекты, например, избить подушку, - грушу в спортзале и т.д.), сублимации (творческое действие - нарисуй что-нибудь, вылепи);
Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
- метод «радостной перспективы» - это радостные события, которые ждут человека и значимых для него в ближайшее время;
- метод «увлечения весельем» - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
- метод «поощрения и похвалы» - этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
- метод «самонаблюдения за своими эмоциями» - метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.
Методы поддержки физического здоровья ребенка:
- метод «оптимального режима жизни» - приучение ребенка к режимным моментам;
- метод «постепенности» - приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
- метод «физических упражнений и занятия спортом» – приучение ребенка к систематическим физическим нагрузкам;
- метод «рекреации» - обеспечение спокойного отдыха организма;
- метод «массажа и самомассажа» - физического оздоровления путем растирания участков тела.
Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
- метод «угашения отрицательных переживаний» - способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие - угашение отрицательных эмоций;
- метод «устранения плохих привычек»;
- метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;
- метод «релаксации» - способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
Методы укрепления чувства ответственности:
- метод «доверия» - развивается вера в свои силы;
- метод «просьбы» - обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
- метод «беседы-размышления» - обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником самостоятельного решения;
- метод «поручения» - обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.
Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:
- метод «напоминания» - возбуждается чувство значимости просьбы;
- метод «сомнения» - этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
- метод «достижения согласия с самим собой» - метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
- метод «достижения гармонии с окружающим» - метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas - здоровье) мышления.
Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых педагог и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:
- метод наблюдения;
- метод «коллективного анализа деятельности», размышления;
- метод рефлексии - самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
- метод тестирования и анкетирования.
Методы поддержки развития организаторских способностей:
- метод - «творческого выполнения задач»;
- метод игры - творческое действие в воображаемых условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
- метод поручения - регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
- метод упражнения - повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий.
Методы поддержки развития коммуникативных способностей:
- метод «создания воспитывающих ситуаций» - ситуаций свободного выбора поведения;
- метод «коммуникативного тренинга» (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам)
- метод творческого поиска.
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности включают методы стимулирования развития личности:
- метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших, награждение родителей и т.д.);
- метод наказания (взглядом, замечанием, порицанием в
индивидуальной беседе, обсуждением проступка в коллективе);
- метод «предоставления дополнительных полномочий» (обучение поиску дополнительных средств для достижения цели);
- метод критики (обучение самоанализу действий и поступков);
- метод «ролевой игры» (представление себя в ролях отрицательных и положительных персонажей);
- метод самодиагностики - обучение анализу своих индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей, поступков;
- метод самооценки - обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, использованных средств;
- метод самоопределения - создание ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно сделать выбор;
- метод самореализации - создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и др.);
- метод самоконтроля – самостоятельный способ наблюдения за собой и своими поступками;
Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ
- Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
- Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы.
- Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
- Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
- Помогайте ребенку почувствовать свою состоятельность.
- Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Концентрировать внимание ребёнка можно следующим способам:
- Стоять рядом. Ребёнок должен видеть и слышать того, кто с ним разговаривает.
- Устанавливать зрительный контакт. Заботиться о том, чтобы лицо педагога было на уровне его глаз так, чтобы ребёнок мог видеть его. Ведь это именно то, на чём он должен сосредоточиться.
- Называть ребёнка по имени. Прежде чем попросить о чём-нибудь, привлекать его внимание, окликнув по имени. Не продолжать, пока он не повернется и не смотрит на вас.
- Внимательно подбирать слова. Пользоваться знакомыми словами и короткими предложениями.
- Быть постоянной. Говоря о людях, местах и предметах, использовать всегда одни и те же слова.
- Использовать жесты. Дополняя свои слова соответствующими жестами, ребёнку будет легче понять вас и тем самым сконцентрировать внимание.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность дошкольников, развивает их творческие способности, активно вовлекает детей в образовательный процесс, стимулирует их самостоятельную деятельность, что позволяет детям с ОВЗ быть успешными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Методы и приемы в тактиках педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД "
Педагогическая поддержка - особый вид воспитательной деятельности педагога, направленный на оказание помощи и поддержки ребенку в его самостоятельных усилиях по решению проблем его собственного ...
"Методы и приёмы педагогической поддержки детей с ОВЗ в образовательной организации".
мультимедийная презентация...
"Методы и приёмы педагогической реабилитации и профилактики детей раннего возраста в работе учителя-дефектолога"
Из опыта работы...
Методы педагогической поддержки детей дошкольного возраста - Тактика защиты
Задача педагога, использующего тактику защиты - обеспечить такое пространство для взаимодействия с ребёнком где отсутствует угроза его достоинству, где нивелированы внешние обстоятельства блокирующие ...
Мастер-класс для педагогов «Применение педагогической технологии « Дети волонтёры» в дошкольной образовательной организации»
Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых условиях. Современные дети, испытывают нехватку общения с родителями в связи с их постоянной занятости. Родители дают детям современные гаджеты...
Использование игровых приёмов для адаптации детей раннего возраста в образовательной организации
Поступление малыша в дошкольную образовательную организацию сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адап...
«Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста и детей с особыми возможностями здоровья посредством организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении»
В статье раскрывается актуальность организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении . Можно познакомиться с оборудованием для оснащения сенсорной комнаты...