Беседа с детьми "Масленица"
материал (подготовительная группа) на тему
Цель и задачи: познакомить детей с традициями народного праздника – Масленица. Дать представление о русских народных играх; расширить знания о традициях и обрядах. Приобщать детей к русской традиции. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.
Словарная работа: боярыня-Масленица, госпожа, уста, широк двор, потешиться, гостьюшка годовая, саночки расписные, коники вороные, баба кривошейка, чучело.
Применение ИКТ: просмотр слайдов с иллюстрацией зимних забав, праздника, солнца, деревня зимой, русских народных костюмов, чучела Масленицы.
Ход беседы
Воспитатель: Слышали ли вы, ребята, о таком празднике – масленице? (ответы детей) Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Приходится он на конец февраля – начало марта и длится целую неделю.
Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, и ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, широкой, весёлой. Величали её и боярыней-масленицей.
Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
После беседы на празднике. | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы «Масленица»
Цель и задачи: познакомить детей с традициями народного праздника – Масленица. Дать представление о русских народных играх; расширить знания о традициях и обрядах. Приобщать детей к русской традиции. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.
Словарная работа: боярыня-Масленица, госпожа, уста, широк двор, потешиться, гостьюшка годовая, саночки расписные, коники вороные, баба кривошейка, чучело.
Применение ИКТ: просмотр слайдов с иллюстрацией зимних забав, праздника, солнца, деревня зимой, русских народных костюмов, чучела Масленицы.
Ход беседы
Воспитатель: Слышали ли вы, ребята, о таком празднике – масленице? (ответы детей) Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Приходится он на конец февраля – начало марта и длится целую неделю.
Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, и ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, широкой, весёлой. Величали её и боярыней-масленицей.
Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный!
Понедельник - день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками", мастерили чучело Масленицы.
С Масленицей разговаривали как с живым существом. Она то «дорогая гостья», то «баба кривошейка», то «красавица девица». А чтобы было удобнее разговаривать с ней, то во многих областях России делали чучело из соломы, наряжали его в девичий наряд, возили его по улицам. Потом чучело ставили где-нибудь на видном месте, где и проходили все масленичные развлечения, вокруг чучела Масленицы. В последний день праздника чучело сжигали и разбрасывали пепел по земле: чтобы был хороший урожай. Поэтому у чучела не делали лица – считалось, что имея лицо, чучело имеет и душу, и тогда его нельзя сжигать.
А пока чучело стояло на видном месте, дети и взрослые катались с гор, ездили на санях, запряжённых тремя лошадьми – наперегонки, строили снежные крепости и городки, защищали их или брали их у «неприятеля». Все эти развлечения на улице сопровождались шутками, весёлыми песнями, озорными частушками.
Послушайте некоторые из них:
Как на масляной неделе
Из трубы блины летели.
Ой, блиночки мои, Подрумяненные!
Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?
Я на Масленку катался,
Трое саней изломал,
Ворона коня замучил,
И милашку покатал.
Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай к нам на конях вороных,
Да на саночках скорых расписных.
Чтобы слуги в санках были молодые,
Нам подарочки везли бы дорогие:
И блины, и оладьи, и калачи,
К нам в печку да в окошко их мечи!
Вторник - "Заигрыш". В этот день строили крепости, горки, качели вешали.
Проводится русская народная игра «Горшки»
Одна группа детей садятся в кружок и назначаются «горшками». Другие становятся «хозяевами» и встают каждый у своего «горшка», сзади. Если играют дети более-менее одного возраста, то «горшки» садятся на корточки.
Выбранный считалкой водящий - «покупатель» – ходит по кругу и, подходя по очереди к каждой паре, ведет с «хозяином» диалог. «Покупатель» спрашивает: «Кум, (кума), не продашь ли горшок?». « Хозяин» может отказаться. В этом случае он говорит: «На продажу не держу!» Тогда водящий идет к следующей паре. Если хозяин готов «продать горшок», диалог получается другой.
«Покупатель»: «Кум, (кума), не продашь ли горшок?»
«Хозяин»: «Купи, что дашь?»
«Покупатель»: «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце!»
«Хозяин»: «По рукам!»
После этих слов, «хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегут в разные стороны по кругу. Задача каждого из них – поскорее занять свободное место около «горшка». Нужно добежать и положить руки на плечи «горшку». Тот, кто успел первым, становится «хозяином», а опоздавший – водящим.
Конечно, «горшкам» в такой игре отводиться очень пассивная роль. Поэтому, если играют дети одного возраста, можно изменить правила. Пусть проигравший состязание в беге становиться «горшком», бывший «горшок» – «хозяином», а победитель – водящим - «покупателем».
Можно «назначить» горшками и неодушевленные предметы: кегли, мячи, нарисованный на земле небольшой круг.
Среда - "Лакомка" («Сладкоежка»). В этот день или лакомились блинами и другими масленичными яствами. Круглая форма и золотистый цвет блинов считался символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.
О блинах сложено много поговорок:
- Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
- Блин добро не один.
- Блин брюха не портит.
Четверг - "Широкая Масленица". Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. А ещё четверг слыл разгульным и назывался «разгуляй – четверг». На этот день приходилась середина веселья и гулянья.
В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Масленице пели и песни:
«Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных»
Нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки – не для того, чтобы обидеть, а чтоб повеселиться:
- Николай. Николай, сиди дома, не гуляй, в балалаечку играй!
- Маринка-корзинка, прыгала, скакала, в болото упала!
- А у Ваське на носу съели кошки колбасу!
- Андрей-воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек!
Пятый и шестой день – пятница и суббота – были «гостевыми днями» и посвящались хождению по родне.
Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла.
Суббота - "Золовкины посиделки" - к тетям и дядям шли на блины.
Воскресенье - седьмой и последний день Масленицы – был днём «проводов зимы»: чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так вот прощались с Масленицей…
- Ты прощай, прощай Наша Масленица:
Ты не в среду пришла, и не в пятницу,
Ты пришла в понедельник,
Всю неделю веселье!
проводится русская народная игра «Гори, гори ясно»
А ещё этот день назывался «Прощенным воскресеньем". В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.
В старину люди, когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит".
Мы с вами тоже скоро будем праздновать Масленицу. Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться?
А когда придет прощенное воскресенье - будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.
После Масленицы начинался Великий пост, когда нельзя было есть блины, мясо, масло, молоко, сыр, пироги, а ели только постную пищу: грибы, овощи, орехи. Пост длился до Пасхи.
А сейчас ответьте на вопросы:
1. Как ещё называют праздник «Масленицу»? что он означает? (проводы зимы и встречу весны)
2. Как люди встречают Масленицу? Что делают, чтобы легче было разговаривать с Масленицей? (встречают прибаутками, песнями, делают чучело Масленицы)
3. Где устанавливают чучело и что вокруг него происходит? (на видном месте, игры, забавы)
4. Чем люди задабривают, зазывают Масленицу? (блинами-пирогами)
5. Что означает круглый блин? (солнышко)
6. Какие вам понравились частушки, прибаутки, дразнилки? О чем они?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.
Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...
Конспект беседы с детьми на тему: «Беседа о дне Победы»
Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...
Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.
Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...
Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"
Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....
Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна
Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...
Конспект ООД на тему: «Беседа о дне Победы» Беседа в подготовительной группе МБДОУ Д/С 13 г. Белореченска воспитатель Русских Т.А.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.«Что такое патриотизм?» Так, С.И. Ожегов определял патр...