Психолого-педагогического сопровождения воспитанников и их семей в условиях сотрудничества всех специалистов ДОУ
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира
«Детский сад № 112
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
Согласовано: Утверждаю:
Старший воспитатель Заведующая
МБДОУ «Детский сад №112» МБДОУ «Детский сад №112»
_____________О.С. Королева ______________А.В. Буланова
«01» сентября 2017 г.
План психолого-педагогического сопровождения воспитанников и их семей в условиях сотрудничества всех специалистов ДОУ
2017-2018 учебный год
Схема взаимодействия участников целостной системы
психолого-педагогического сопровождения в ДОУ
Схема взаимосвязи в работе педагога-психолога и другими специалистами ДОУ
Схема взаимодействия педагога-психолога и музыкального руководителя
Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя.
Основные направления взаимодействия:
- Коррекционно-развивающее;
- Педагог-психолог помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса
- Проводят совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
- Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивании различных музыкальных произведений.
- Педагог-психолог осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
- Информационно-консультативное.
- Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
- Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределением ролей.
- Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
- Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
Основные задачи:
- Развивать у детей двигательно-образные навыки: умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве.
- Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память
- Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
- Развивать мелодико-интонационные компоненты, творческую фантазию и воображение.
- Учить детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.
План взаимодействия педагога-психолога с музыкальным руководителем на 2017-2018 учебный год
№ | Форма работы | Сроки |
1. | Рекомендации по работе музыкального руководителя с детьми ДОУ на 2017-2018 учебный год | Сентябрь |
2 | Планирование совместной работы педагога-психолога и музыкального руководителя в группах ДОУ | Сентябрь |
3. | Оформление документации | В течение года |
4. | Подготовка и проведение музыкальных праздников и развлечений | В течение года |
5. | Распределение песенного репертуара для сольных и ансамблевых выступлений учётом индивидуальных особенностей ребенка | В течение года |
6. | Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия педагога-психолога и музыкального руководителя. | В течение года |
Взаимодействие
педагога-психолога и инструктора по физической культуре
Основные направления взаимодействия:
- Участвуют в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
- Формируют у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятий «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
- Педагог-психолог оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях по физической культуре.
- Участвует в обследовании детей с целью выявлению уровня их развития, состояния общей, мелкой моторики.
План взаимодействия педагога-психолога с инструктором по физической культуре
на 2017-2018 учебный год
№ | Форма работы | Сроки |
1 | Планирование совместной работы педагога-психолога и инструктора по физической культуре в ДОУ | Сентябрь |
2 | Оформление документации взаимодействия | В течение года |
3 | Помощь инструктору по физической культуре в подготовки спортивных праздников
| |
4 | Ознакомление инструктора по физической культуре с некоторыми приемами коррекции поведения у детей | Октябрь |
5 | Подбор методической литературы пособий для обеспечения эффективного взаимодействия педагога-психолога и инструктора по физической культуре | В течение года |
Взаимодействие
педагога-психолога и учителя логопеда
Основные направления взаимодействия:
- Коррекционно-развивающее;
- Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний.
- Информационно-консультативное.
- Планирует совместно с другими специалистами и организует работу с детьми, родителями.
- Участвует в проведении совместной диагностики детей.
- Участвуют в ПМПК (составление заключений, характеристик).
Функции взаимодействия
педагога-психолога и учителя – логопеда.
- Психопрофилактическая функция: формирование у педагогов и родителей информационной готовности к логопедической работе.
- Коррекционно-развивающая функция: разработка и внедрение интегрированной коррекционно-развивающей программы.
- Диагностическая функция: изучение психических и речевых особенностей развития ребенка; выделение факторов риска на основе полученных результатов
Задачи взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда
Задачи педагога-психолога | Задачи учителя логопеда |
Развитие памяти, мышления, внимания, а так же развитие умения ориентироваться пространстве. Совершенствовать мелкую моторику. Развитие зрительно-моторной координации | Изучение уровня речевых особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. |
Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств. | Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно - речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами. |
Повышение психологической культуры родителей и педагогов | Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды. |
Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия | Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми. |
План взаимодействия
педагога-психолога с учителем – логопедом
на2017-2018 учебный год
№ | Форма работы | Сроки |
1. | Планирование совместной работы педагога-психолога с учителем - логопедом | Сентябрь |
2. | Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса | В течение года |
3. | Индивидуальные консультации с учителем-логопедом о психолого-педагогических особенностях детей с нарушением речи | В течение года |
4. | Участие в ПМПК по набору детей в логопедическую группу | Март |
5 | Рекомендации учителя – логопеда педагогу-психологу по выработке у детей контроля по звукопроизношению | В течение года |
6 | Подбор методической литературы пособий для обеспечения эффективного взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда | В течение года |
Взаимодействие педагога-психолога и родителей воспитанников
на 2017-2017 учебный год
Целью работы педагога-психолога с семьей – является повышение психологической компетентности родителей, поиск и обозначение психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться процессе взаимодействия с детьми.
Направление деятельности педагога-психолога с родителями воспитанников:
- Осуществить психологическую поддержку семьи.
- Обеспечить гармонизацию детско-родительских отношений.
- Разработка конкретных рекомендаций по вопросам воспитания и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала.
- Создание условий для предупреждения возникновения явлений дезадаптации детей в ДОУ
- Знакомит родителей: с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста
- Формирует: психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей; потребности овладению психологическими знаниями.; желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родительских отношений, модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе; личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогом – психологом, учителем –логопедом, музыкальным руководителями и другими специалистами); предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
- Проводит: групповые тематические консультации для родителей и педагогов; индивидуальные консультации для родителей по запросу, беседы с родителями по результатам диагностических обследований, наблюдений; консультирование педагогов по вопросам оптимизации отношений между детьми в группе и в системе «педагог-ребенок».
План взаимодействия педагога-психолога с семьей
на 2017-2018 учебный год
№ | Форма работы | Сроки |
Анкетирование и опросы | Сентябрь-май | |
Индивидуальные беседы, консультирование | В течение года | |
Участие в родительских собраниях (обще садовских, по группам) | Октябрь, Февраль, Апрель |
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями ДОУ
Основные задачи педагога-психолога и воспитателя ДОУ
- Знакомит воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области обучения и развития детей;
- Проводит диагностику развивающего, воспитательного и обучающего потенциала педагогического коллектива.
Направления деятельности педагога-психолога с воспитателями ДОУ.
- Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
- Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
- Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а так же практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально психологическую компетентность.
- Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
- Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивных сферах у детей.
- Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
- Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийных технологий , ИКТ-технологии)
- Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти).
План взаимодействия педагога-психолога с воспитателем ДОУ на 2017-2018 учебный год.
№ | Форма работы | Сроки |
1 | Планирование совместной работы педагога-психолога и воспитателя в различных группах | Сентябрь |
2 | Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса | В течение года |
3 | Рекомендации воспитателям по организации двигательного режима детей | Октябрь |
4 | Ознакомление воспитателей с некоторыми приёмами коррекции поведения воспитанников. | Ноябрь |
5 | Рекомендации воспитателям по выработке у детей контроля над правильным поведением. | Апрель |
6 | Подбор методической литературы пособий для обеспечения эффективного взаимодействия педагога-психолога и воспитателя. | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»
СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....
Программа работы консультативного пункта психолого-педагогической помощи по работе с семьями, воспи-тывающих детей на дому, а также по-сещающих образовательные органи-зации и нуждающихся в квалифици-рованной помощи специалистов «Ка-рапуз»
Цель рабочей программы – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всес...
«Сопровождение детей с ОВЗ как система деятельности всех специалистов детского сада»
Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ является острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов...
Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.
Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...
Сопровождение детей с ОВЗ как система взаимодействия всех специалистов детского сада
В статье представлен опыт работы и система сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной организации. Сопровождение мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, направленную...