Формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности у детей подготовительной группы
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Терентьева Наталья Алексеевна

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в умением добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Мы хотим видеть наших воспитанников творческими личностями любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet.2016.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия №1539

Дошкольное отделение № 3

Индивидуальный отчет

по самообразованию на тему:

«Формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности у детей подготовительной группы»

воспитателя

                Якуниной Натальи Алексеевны

на 2015 - 2016 учебный год

г. Москва - 2016г

Индивидуальный план самообразования

на 2015-2016 учебный год

воспитателя старшей группы

Якуниной Натальи Алексеевны

 

Тема: «Формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности у детей подготовительной группы»

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.

Задачи: 

Познавательные:

  • расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей;
  • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • Стимулировать желание детей экспериментировать;
  • Формировать коммуникативные навыки;

Предполагаемый результат:

• формирование интеллектуальных впечатлений;

• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

• умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

Начало работы над темой: сентябрь 2015 года

Окончание работы: май 2016 года


Расскажи – и  я забуду,

Покажи – и  я запомню

Дай попробовать – и я пойму.

(китайская пословица)

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в умением добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Мы хотим видеть наших воспитанников творческими личностями любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными.

         Дошкольный возраст очень важный возрастной период для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого - не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей.

Любая программа для ДОУ должна соблюдать ФГОС. Именно в нем указаны требования и стандарты, задачи, которые необходимо соблюдать при воспитании и обучении детей. Так укажем, какие принципы должна соблюдать познавательно-исследовательская деятельность по ФГОС:

  • Необходимо развивать любознательность.
  • Формировать познавательные действия.
  • Развивать воображение и творческую активность. Формировать первичное представление о людях, свойствах материалов, об окружающем мире.

Учитывая актуальность значения, которое имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей,  мною была выбрана тема исследования.

        

Я полагаю, что используя элементарную поисковую деятельность, можно сформировать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста.

Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

  • в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи
  • намечать план действий
  • отбирать способы решения поставленной задачи
  • добиваться результата и анализировать его.
       

    В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов)- наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения.
Познавательная деятельность, являясь одним из видов деятельности. включает в себя цель, мотив, способы условия, результат.

Применительно к познавательной деятельности специфика компонентов такова:

  • Цель- получить знание, добыть информацию.
  • мотив - определяется конкретной ситуацией (для продолжения работы, организации игры, реализации творческого замысла и т.д.).
  • способы — познавательные умения, способы действий.
  • условия — предметно-развивающая среда, способствующая достижению цели.
  • результат — новое знание (комплекс знаний).

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес- направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.
Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Средства познавательной деятельности: способности, способы действия, умения, характерные для той деятельности, «-внутри» которой находится познавательная деятельность: игровой, художественной. математической и т.д.

Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития:

  • любопытство
  • любознательность
  • интерес к познанию (познавательный интерес)
  • теоретический интерес

И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связана с новизной ситуации.

На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.

Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии. Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью освоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда – в воду; воды – в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

                                   

месяц

Тема

Цель

Оборудование

Примечания

Работа с родителями

сентябрь

Воздушный океан

1.Встреча с воздушным шариком.

2.Свойства воздуха (опыты).

3.Чистый и грязный воздух.

4. Ветер.

Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе.

Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека.

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.

полиэтиленовый пакет

резиновая груша

воздушный шарик

парашютик

карточки с изображением ветра, бури

камешек

стакан с водой

весы

Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев. Результаты опытов заносятся в таблицу.

Беседа на тему: « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни  старших дошкольников».

Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.

В уголок « ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ» поместить статью на тему: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности.

октябрь

Песок. Глина. Почва

  1. Песок, его свойства. Песочные часы.
  2. Глина, ее структура и цвет.
  3. Почва. Разновидности почвы.

Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.

Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений

стакан с песком, с глиной, водой

лист бумаги ложечки

 лупы

песочные часы.

образцы почвы в железной баночке

стакан с водой палочка

влажные бумажные салфетки

почва

Лепка из глины

Рисование картин песком

Посадка растений в почву

Консультация на тему: «Игра и

экспериментирование».

Цель: Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущим видом деятельности дошкольников

ноябрь

Царица-Водица

  1. Путешествие по глобусу.
  2. Свойства воды.
  3. О различных агрегатных состояниях воды.
  4. Круговорот воды в природе.

Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмах; о различных состояниях воды.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях. Развивать речь, мышление, любознательность, экологическую культуру.

Глобус

Схема с изображением круговорота воды в природе

Иллюстрации, изображающие использование воды человеком

Оборудование для проведения опытов

Результаты эксперимента по плавучести предметов в воде заносятся в таблицу при помощи знаков  «+» и «-»

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской  активности детей.

декабрь

Царица-Водица (продолжение)

  1. Почему идет снег?
  2. Выявление механизма образования облаков
  3. Выявление механизма образования инея

Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом.

Образцы снежинок

Пульверизатор

Термос с горячей водой

репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей с разными природными явлениями

Рассматривание репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей с разными природными явлениями

Беседа на тему: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

январь

Магнит

  1. Магнит и его свойства.
  2. Магнитные свойства Земли.
  3. Компас.

Познакомить детей с магнитом, некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе.

Развитие способности понимать знаково-символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них.

магниты различных размеров, предметы из железа, меди, алюминия, дерева, кусочки ткани, бумаги, стеклянная баночка.

Глобус, энциклопедия

 « Мир вокруг», фотографии с изображениями Земли из космоса.

компас, различные предметы.

Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу.

Домашнее задание: Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

Консультация на тему:

«Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка»

февраль

Волшебница соль

  1. Физические и химические свойства.
  2. Выращивание кристаллов соли
  3. Способы добычи соли.
  4. Применение соли

Уточнить знания детей о свойствах соли.  Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение). Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Слайдовая презентация на тему: «Где и как добывают соль», увеличительные стекла по количеству детей, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола), стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей),  стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца.

Выращивание кристалликов соли

Консультация на тему: «Соблюдение правил безопасности в процессе организации  экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников».

март

Наш мини огород

  1. Способы размножения растений.
  2. Посадка лука.
  3. Посев семян помидоров для выращивания рассады.
  4. Черенкование комнатных растений.

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию растений, учить создавать ситуацию опыта, развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями в которых они находятся; учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке.

Луковицы

Семена помидор

Миски с увлажненной просеянной землей

Лейка

Палочки

Наблюдение за ростом лука и рассады с последующей зарисовкой

Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями! »

апрель

Космос. Вселенная. Звезды.

  1. Планета Земля – наш общий дом.
  2. Солнце – источник тепла и света.
  3. Космическое путешествие

Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.

Узнать почему в космосе темно.

Вызвать познавательный интерес к Космосу.

Макет Солнечной системы

Иллюстрации с изображением Вселенной, планет, звезд

Фотографии космонавтов

Цветная бумага, ножницы, клей

Чтение книг Ю. А. Гагарина «Вижу Землю» и «Кто на нас с небес смотрит» Н. Кургузовой

Совместная работа родителей и детей  по изготовлению макета Солнечной системы, космических кораблей

Вывод. 

Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений, объяснений. Старший дошкольник "выверяет" свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

 К концу учебного года прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов, повысился уровень познавательной активности у детей подготовительной группы.

В ходе проводимой работы нами отмечались изменения, которые происходили с детьми. Детям легче стало устанавливать причинно-следственные связи, у них вырос интерес к объектам и явлениям природы, а так же эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения  о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде.

Результаты нашей работы показали, что комплекс мероприятий по включению детей в познавательно-исследовательскую деятельность оказался достаточно эффективным.

Таким образом , актуальность данной темы была подтверждена, цели и задачи выполнены.

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
  2.  Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»
  3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. -  М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
  4. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Как рождается книга»

Конспект занятия по познавательной деятельности для детейподготовительной группына тему: «Как рождается книга» Разработала: Бейдиева Х.Н.Цель:Познакомить детей с историей создания книги, с ее раз...

Организованная самостоятельная –образовательная деятельность для детей подготовительной группы, тема: «В мире цветов. Ромашка»

Организованная самостоятельная –образовательная деятельность для детей подготовительной группы, тема: «В мире цветов. Ромашка»Организованная самостоятельная –образовательная деятельность для дет...

Конспект занятие по физической культуре и познавательной деятельности для детей подготовительной группы «Изобретения природы»

Занятие предназначено для детей подготовительной к школе группы, называется "Изобретение природы",где дети делают взаимосвязь что изобрел человек, глядя на животных. Что изобрел человек рань...

Регламентированные, совместные и самостоятельные виды деятельности для детей подготовительной группы

Данные регламентированные, совместные и самостоятельные виды деятельности для детей  подготовительных  групп соответствуют ФГОС и были  использованы в работе  детских садов....

Конспект НОД По познавательной деятельности для детей подготовительной группы с использованием современных информационных технологий (через использование разных видов деятельности)

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через разные виды деятельности.Задачи: Обучающие:-Формировать у детей исследовательские  навыки  и способность самостоят...

Совместные и самостоятельные виды деятельности для детей подготовительной группы по теме "Космос"

Календарно-тематитческое планирование на неделю "Космос" для подготовительной группы...