Развитие творческой деятельности дошкольников в процессе ознакомления с природой.
методическая разработка на тему

Малышкина Ольга Владимировна

Педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog._opyt_1.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы: «Развитие творческой деятельности дошкольников в процессе ознакомления с природой»

Малышкина Ольга Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР- детский сад «Сказка» ОП «Д/C «Светлячок» комбинированного вида.

Сам педагог – творческая личность.

Мотивация.

Так как сама я человек творческий, то и воспитанников я приобщаю к творчеству, предполагая, что подобная работа станет толчком к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы и выражения индивидуальности. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети применяли и комбинировали разные техники и способы изображения в одной поделке, и при этом не просто усвоенные способы действий, но и учились думать, самостоятельно решать, какую технику и материал использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным. В процессе занятий я заметила, что на занятиях с использованием нетрадиционных видов художественного труда дети проявляют большую активность и работоспособность, меньше отвлекаются и работают более сосредоточенно, что становится залогом успешной предпосылки к раскрытию творческого потенциала

1.Актуальность темы:

    Богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Трудно представить себе творческое развитие детей без привлечения в помощники воспитателю природы — этого самого естественного источника красоты. Природа — не только великий учитель и великий воспитатель. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

     Во все времена и эпохи природа оказала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.

     Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа — источник для творчества. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники —     всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

     Уровень экономического развития общества, общественные отношения людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные эпохи это восприятие выражало творческий интерес людей к природе или, наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.

      Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

     Ребенка необходимо научить видеть природу. Ведь смотреть — еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается в сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем.

      Отсюда следует, что воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, умение видеть и ценить, а также приумножать дары природы – одна из актуальных задач сегодняшнего дня. И ее решение наиболее оптимально через развитие умения передавать чувства и переживания не столько с помощью слова, сколько с помощью языка искусства, языка художественного творчества.

 

«В одном   мгновении- видеть вечность

 Огромный мир – в зерне песка.  В единой горсти – бесконечность  И небо – в чашечке цветка».

 Уильям Блейк.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду.  В процессе рисования, аппликации, лепки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает, как знания о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. В процессе познания и изображения развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения ее в художественном творчестве: восприятие, воображение, положительное эмоциональное отношение к жизни и творчеству, формируются эстетические чувства.

Считаю, что художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Именно поэтому, так важно включать в педагогический процесс занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявлять в нем себя без давления со стороны взрослого.

Углубляются представления детей об их окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.

2.Условия формирования идеи опыта. Вот уже несколько лет в своей работе в детском саду я уделяю особое место развитию творческих способностей у дошкольников. Приобщая детей к этому волшебству, я не только передаю им свой опыт, но и создаю у них потребность самим создавать красоту. А в целом – формирую их духовный мир. Ведь человек, знающий радость творческого труда, всегда найдёт способ выразить себя и достичь внутренней гармонии со своей природой.

Целью моего опыта является - показать роль природы родного края в развитии личности ребенка; развивать творческий потенциал детей в процессе ознакомления с природой родного края

В ходе работы решала такие задачи, как:

-анализ особенностей формирования художественного творчества дошкольников;

- систематизация средств ознакомления детей с природой;

- развитие творческих способностей детей

- воспитание бережного отношения к родной природе

Главная задача в развитии творческих способностей средствами природы — это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование творческих способностей.

Новизна темы заключается в том, что ознакомление с природой дает воспитателю возможность разнообразить виды детской деятельности и, главное, помогает формировать творческие способности детей.

3.Наличие теоритической базы. Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования проблемы развития творческих возможностей подрастающей личности в современных условиях имеют большую важность. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека. Наряду с этим о необходимости развития творческих способностей дошкольников написано много научных трудов. В настоящее время ученые-педагоги разработали различные развивающие программы и технологии, направленные на достижение этой цели. Однако в настоящее время проблема развития творческих способностей дошкольников претерпела существенные изменения.
    Воспитание творческого отношения к делу умение видеть красоту в обыденных вещах. Испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненных ситуаций — одна из наиболее сложных и интересный задач современной педагогики. И хотя в народе говорят «Век живи — век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребенка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

     Рассматривая развитие творческих способностей в контексте с динамикой их приобретения, что является, на мой взгляд, одной из проблем современного образовательного процесса, педагогическая практика уделяет более глубокое внимание творческой деятельности.

   Формировать творчество у дошкольников необходимо такими средствами, которые способствуют, прежде всего, развитию его воображения (В.В. Давыдов). При этом, как указывал А. В. Запорожец, при выборе средств педагогу необходима операция на новизну продукта, его оригинальность, вариативность решений, эмоциональные проявления в процессе деятельности, интеллектуальную активность. «Что особенно ярко проявляется в развертывании творческого процесса» (Д.Б. Богоявленская). Ребенок дошкольного возраста может проявлять творчество в различных видах деятельности: познавательной, игровой, художественной. Значительный вклад фундаментальные исследования по проблемам психологии и творчества дошкольников внесли: А.В.  Брушлинский, В. А. Моляко, Я. А. Пономарев и другие; в психологию и психофизиологию индивидуальных различий и способностей: Е. А. Вяхирева, В. П. Зинченко, М. А. Холодная.

4.Технология опыта. С 2014 учебного года я начала свою кружковую работу художественно – эстетической направленности «Волшебная бумага». Целью работы данного кружка является развитие фантазии, воображения, творческих способностей через формирование личности ребёнка, самостоятельности и познавательного интереса.

Поставленная цель реализовывалась через следующие задачи:

1.Развитие мелкой моторики рук, точности и координации движений руки и глаза; ритмичности, логического мышления, зрительного и слухового восприятия.

2.Формирование навыков учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями,

3. Воспитание художественного вкуса, интереса к ручному труду.

При реализации данных задач учитывались возрастные особенности и индивидуальные возможности детей. С учётом их возможностей давались усложнения.

Кружок проводится один раз в неделю в игровой форме, с использованием игрушек, полумасок, кукольного театра, сюрпризных моментов, подвижных и пальчиковых игр, устного народного творчества, музыки, что создавало положительно-эмоциональный настрой.

В рамках реализации поставленных задач - воспитанники овладели основными приемами в работе с бумажными салфетками и скатыванием салфеток в комочки; умениями приклеивания этих комочков на бумагу; научились согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира.

Использую различные методы исследования и средства для развития художественного творчества:

- изучение и анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме;

- изучение педагогического опыта;

- наблюдение за деятельностью дошкольников;

- классификация, систематизация, обобщение полученной информации.

В процессе формирования творчества детей использую следующие средства: наблюдения, экскурсии, рассматривание картин природы, игры и упражнения, опыты.  На первоначальном этапе работы в группе была создана предметно - развивающая среда. Оформлен уголок «Мир искусства и художественной деятельности», уголок природы, где собраны дидактические пособия, игры для ознакомления детей с природой (Д/и «Первоцветы», «Кто где живет», «Когда это бывает?», «Времена года», «С какого дерева листок?»), оборудование для опытов, а также природный материал для занятий художественным трудом. Детское творчество рассматривается как результат ознакомления с природой, поэтому на втором этапе работы знакомила детей с природой родного края. Основной формой организации работы по общению детей с природой считаю наблюдение за природными объектами и явлениями, которые в последствии станут необходимым стержнем для воплощения художественного образа. (Экологическая тропа. Экскурсия в лес. Наблюдения за птицами.) Под моим руководством дети рассматривают объекты живой и неживой природы, явления природы, выделяя все самое красивое, подбирая слова, передающие эмоционально-выразительную, эстетическую характеристику предмета. Только эмоциональное восприятие оставляет в памяти ребенка живое воображение, необходимое для последующего живого видения образа в своих рисунках.

    В свободной деятельности и на занятиях дети выражали все увиденное это на листе бумаги с помощью аппликации. Так поделки становятся более выразительными, объекты неживой природы как бы оживают на них.  Научить детей видеть красоту природы помогали экскурсии и походы в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретали знания, у них развивалось восприятие разнообразных красок, звуков родной природы. Часто предлагала детям заучивать перед экскурсией стихотворения о природе, использовала малые фольклорные формы. Слушая о явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений. Организовывала практическое участие детей в охране природы. При проведении экскурсий дети на конкретных примерах знакомятся с правилами поведения в природе. В ходе экскурсий и наблюдений собирали с детьми различный природный материал, который необходим для занятий художественным трудом.  

     Для работы по развитию художественного творчества детей средствами природы разработан цикл занятий. В каждое занятие включены разнообразные игры и приемы. Большое место уделяется сезонным экскурсиям и наблюдениям. Развитие художественного творчества детей в процессе изобразительной деятельности проходило через рассматривание иллюстраций, репродукций художников, были проведены экскурсии в картинную галерею, музей. Рассматривания произведения изобразительного искусства дети видят, как по- разному передают признаки объектов художники: картины природы в один и гот же момент года, мех зверей, оперение птиц; как используют различные средства для изображения образа, например, акварель - с целью подчеркнуть прозрачность облаков. Поэтому с детьми рассматриваем пейзажные картины по сезонам, а также натюрморты. Уделяю большое значение повышению творческой активности детей, поэтому провожу дидактические игры, направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было. Метод проекта позволял более полно раскрыть ту или иную строну природы родного края. Работая над проектом, дети учатся творчески мыслить и выполнять творческие задания. С детьми изготавливаем поделки, альбомы). В нашей группе были разработаны проекты: «Животные нашего леса». В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети проявляли собственную активность, направляя ее на получение новых сведений, новых знаний о природных объектах, запечатлели наблюдения в дневники с помощью аппликаций. Важным направлением в моей работе, обеспечивающую эффективное развитие творческих способностей, считаю - интеграцию.  Так на третьем этапе работы развивала творческие способности у детей при организации этих занятий, содействовала развитию творческих замыслов, также развивала умение детей анализировать, замечать выразительность и своеобразие работ. В работе с детьми использовала занятия по изобразительной деятельности, как на предложенную тему, так и занятия по замыслу.

      В младшей группе в ходе занятий обыгрываю игрушки экологического содержания, доступные для самостоятельного изображения детей. Дети средней группы более свободны и вариативны в поиске новых тем, с ними провожу занятия на свободную тему. В старшей и подготовительной группе – аппликации по памяти. Также часто использую занятия по изображению с натуры как в помещении, так и на улице. Провожу   аппликацию фруктов, овощей, деревьев, цветов, животных. На занятиях использую нетрадиционную технику аппликации (поделки из комочков салфеток), которые позволяют расширить творческие занятия с детьми, разнообразить развивающую среду. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, развивает воображение, дает свободу для самовыражения. Для каждого возраста придерживалась разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начинала от простого и переходила к более сложному. Применение нетрадиционных техник способствует развитию у детей изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, эстетического восприятия, помогает научить мыслить смело, свободно, творчески. Художественный труд- это продуктивная деятельность, в результате, которой мои воспитанники используют возможности взаимодействия материалов и техник для создания разнообразных игрушек, поделок, выполняют плоскостные и объемные композиции и выражают свое отношение к окружающему миру. Разработала консультации для родителей, где рассказывала о том, как важно развивать творческие способности детей в дошкольном возрасте (Консультация для родителей «Что дает и как развивает ребёнка общение с природным материалом», «Как правильно воспитывать любовь к природе у дошкольников?»). Во взаимодействии с родителями нашей группы организовывала конкурсы поделок из природного материала, выставки детских рисунков. Родители с большим удовольствием участвовали в выставках работ из природного материала, альбомов творчества своего ребенка, проявляли интерес к жизни детей в детском саду, к формированию личности ребенка, его внутреннего мира, отношений к окружающим.

5.Анализ. На основе анализа поделок детей и с бесед с ними я убедилась, что разнообразие мира растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением создают аппликации о природе. Передавая в них свои чувства, эмоции и впечатления, постепенно учатся воплощать в творческой практике освоенными средствами и способами выражения. Вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности у детей проявляются и развиваются в процессе ознакомления с окружающей природой. Этот процесс развивает личность ребенка, побуждает к мышлению, созданию новых образов. Окружающая природа создает наиболее благоприятные условия для формирования личности и психического развития ребенка дошкольного возраста. Окружающая природа ценна в педагогическом отношении, она оказывает большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивает нравственные чувства, создает определённый духовный настрой, интерес к миру. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

 6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Трудность заключалось на начальном этапе работы - установление доверительных отношений с детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

          Так же трудность заключалось в том, что для организации деятельности детей необходимо приобретать различный демонстрационный материал, дидактические и развивающие игры, книги, современную методическую литературу.

Но эти трудности преодолимы. Накапливая этот материал, я использую его на протяжении всех лет своей работы с детьми, делюсь опытом с педагогами и родителями.  

.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-практикум «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

Цель: организовать общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы....

Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой....

Презентация "Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе ознакомления с природой"

Презентация "Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе ознакомления с природой" Могучим фактором способствующим  интеллектуальной активности детей, является пр...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ

Статья на тему: "Развитие творческих способностей в процессе ознакомления с природным окружением"...

Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников в процессе ознакомлении с природой родного края

Дети по природе своей - исследователи. «Почему распускаются листья? Куда плывут облака? Зачем кошки усы?»- эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на них...