РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ
статья

Логинова София Викторовна

Статья на тему: "Развитие творческих способностей в процессе ознакомления с природным окружением"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.06 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ

Логинова София Викторовна воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №250» корпус 2

Аннотация

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики творческого развития детей как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания. Мы считаем, что начинать приобщать человека к природе необходимо как можно раньше-с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.                                                                                                                                          

Все большее значение приобретает педагогическое воздействие на детей, то есть создание условий и использование различных методов, приемов и форм организации работы по развитию творческих способностей дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Особенностями восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались такие специалисты по дошкольному воспитанию, как Д. Лазуткина, Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева, Л. Шлегер, В. Шмидт, а также деятели общей психологии, педагогики, физиологии - П. Блонский, К. Корнилов, С. Шацкий.                                                                                              

 В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по развитию творческих способностей у детей.                                                                                                                    

Актуальность темы- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, поддержка творческих способностей детей в различных видах деятельности.  

       Проблема исследования– как развивать творческие способности дошкольников в процессе ознакомления их с природным окружением?                                            

Объект исследования - процесс развития творческих способностей.

Предмет исследования – развитие творческих способностей дошкольников в процессе ознакомления с природным окружением.  

Цель исследования - теоретически обосновать возможность развития творческих способностей дошкольников средствами окружающей природы.

 Цель исследования определила его задачи.

Задачи:                                                                                            

1.Обобщить данные психолого-педагогических исследований в области творческих способностей.                                                                        

2.Определить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.                                                                                                                              3. Определить методику развития творческих способностей дошкольников в процессе ознакомления их с природным окружением.                                                                  

Методы исследования.  изучение психолого-педагогической методической литературы.    

1.Понятие творческих способностей.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. 

Б.М.Теплов под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения. [19].

Г.М. Ярошевский считал, что творческие способности - это процесс создания чего-то нового, подразумевающий, как изменения в сознании и поведении индивида, так и производимые им продукты, которые он отдаёт другим. Исходя из этого, не только созданные картины, теории, но и все факторы личностного роста человека следует рассматривать как творческие.        

Однако, некоторые учёные, напротив, сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведёт к новому или необычному видению проблемы, или ситуации.

По мнению психолога А. Лилова, понятие «Творчество» имеет свои общие, качественно новые характеристики и определяющие его признаки, частично исследованная общей теорией.  

С точки зрения Д. Б. Богоявленской, творчество является ситуативно не мотивированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы решаемой задачи.

С точки зрения учёного Я. А. Пономарева: «Творчество – чрезвычайно многообразное понятие. По его мнению, творчество природы творчество человека – лишь разные сферы творчества, имеющие общие генетические корни». Достаточно сказать, что в поэзии природа часто именуется «неутомимым творцом».                                                                                                Видимо поэтому, – считает Я. А. Пономарев, – в основу исходного определения творчества целесообразно класть его самое широкое понимание. В таком случае следует признать, что творчество свойственно и неживой природе, и живой до возникновения человека, и человеку, и обществу. Творчество – необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.

В научной литературе существуют различные подходы к определению творчества. В новой философской энциклопедии Института философии РАН творчество определяется следующим образом: «Творчество- присущее индивиду иерархически структурированное единство способностей, которые определяют уровень и качество мыслительных процессов, направленных на приспособление к изменяющимся и неизвестным условиям в сенсомоторных, наглядных, оперативно-деятельностных и логико-теоретических формах. Творчество представляет собой также некоторые аспекты развития личности, относящийся к переходу на высокий интеллектуальный уровень.»

Психологический словарь трактует творчество как «практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)».В педагогической энциклопедии творчество –«высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)»

Творческие способности могут проявляться во всех сферах жизни человека. Наиболее благоприятным условием формирования и проявления способностей

являются психологические особенности детей. У каждого ребёнка наблюдаются свойственные только ему творческие задатки.

Это зависит от многих факторов: нервной системы, ее «гибкости»; эмоциональности; темперамента; наследственности и т.д. И далеко не последнюю роль играет окружающая ребенка среда. Для развития способностей следует пройти ряд этапов, от самого низкого до самого высокого.                                                                                              

В общем смысле творческие способности понимаются как, создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий.      

Таким образом, несмотря на различие подходов к их определению,  исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.  
       Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:  

1.Развитие воображения

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей

потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. 

Возможности развития творческих способностей в дошкольном детстве.

На сегодняшний  день творчество достаточно высоко ценится, а специальности, связанные с ним, становятся все более востребованными. Однако немногие родители уделяют достаточно внимания развитию ребенка в этом направлении. Дошкольные годы- самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих. Ребенок в этом возрасте любознателен и открыт для познания окружающего мира, а его мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, на сколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольников, ставшего взрослым. Чтобы максимально раскрыть возможно и дать толчок к успешному творческому развитию ребенка, необходимо организовать определенные условия, способствующее их творческих способностей.  

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать творческая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений.                                                                                                                            

Творческое развитие детей может быть организовано в разных формах. В основе методики развития творческой деятельности детей дошкольного               возраста лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей и восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

Богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Ребенок с самого детства открывает и исследует для себя окружающий мир, он тянется к красочному, яркому, чувствует радость от общения с природой. Особенностями восприятия детьми красоты природы, занимались такие специалисты по дошкольному воспитанию, как Д. Лазуткина, Р.Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева.

Совершенствовать творческое развитие личности ребёнка необходимо через накопление его опыта яркими образами природы. Ознакомление детей с природой - одно из главных средств их развития. В ходе чего улучшается ориентировка детей в окружающей среде, формируются познавательные способности, воспитывается должное отношение к природе. Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, воспитание интереса и любви к ней.                                                                                                                            

Исследователи В. Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале, выделили следующие универсальные креативные способности.                                                                                                                                                      

1.Умение видеть целое раньше части.                                                            

2.Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях. 

С психологической точки зрения дошкольное детство является подходящим временем для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети очень пытливы, у них имеется огромное желание узнавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, привлекая их в разные виды деятельности, содействуют расширению детского эксперимента. А накопление опыта и познаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников наиболее свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно наиболее независимо. А это свойство нужно всячески совершенствовать.

Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения.                                                              

Занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при  всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

 По мнению А.М. Матюшкина, творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2–5 лет, когда закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей выражается в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.

Как отмечал Н.Н. Поддьяков, в возрасте 4—6 лет интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, способствующие изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействию на них с целью изменения.

Накопление фактов и сведений об окружающем мире создает основу для формирования представлений и понятий. 

Как указывает Л.Н. Галигузова, уже в раннем возрасте у ребенка зарождаются элементы фантазии и творчества, которые проявляются в способах освоения ребенком действий с предметами. Возможность построения предметного действия как творческого акта утверждает в своей работе Д.Б. Эльконин. В качестве критериев творчества для авторов выступает создание ребенком образца действия с предметом, построение его как собственного действия. 

Как считает В. Н. Белкина, старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок 5-7 лет способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, движения и т. п.        

Таким образом, развитие творческих способностей доступно уже в дошкольном детстве, что доказывается психолого-педагогическими исследованиями. Воспитание

творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач направленных на достижение цели.

  1. Роль природного окружения в процессе развития личности дошкольника.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Все наблюдения, которые проводятся с детьми, способствуют формированию навыков труда. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами, качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. На формирование личности ребенка положительное, влияние оказывает труд в природе.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Дошкольники общаются с природой в разное время года. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.

На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. В дошкольный период начинает пробуждаться интерес и любовь к природе, к познанию ее через разные объекты и явления. Благодаря развитию эмоционально-чувствительной сферы конкретные объекты из естественного окружения должны стать для ребёнка субъектами общения.    

Постепенно формируется целостный, эмоционально положительный идеальный образ окружающей среды как основы духовной связи с миром природы.  

По мнению В.А. Сухомлинского: «Человек был и всегда остаётся ребёнком природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры». 

  Главное содержание экологического образования дошкольников состоит в формировании мотивационных основ экологического сознания ребенка. Экологические знания должны стать средствами, которые входят в практическую деятельность и соответственно ее мотивируют.

Знакомство с природой оказывает большое влияние на всестороннее развитие детей. Разнообразие объектов природы позволяет организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают ребенку ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Все эти приёмы наблюдений и практическая работа вместе с детьми обогащают знания детей, развивают наблюдательность, внимание, а так же речь. Кроме того, дети начинают понимать связь между погодными явлениями и жизнью растений. Чтение детям рассказов М. Пришвина, В. Бианки, И. Соколова-Микитова дополнят и обогатят знания дошкольников о природе и её явлениях.                                          

Однако, вся воспитательная ценность в работе по развитию ребёнка в природе нельзя сводить только к развитию умственных способностей и расширению кругозора детей. Содержание всех наблюдений, труда в природе, бесед о ней  в целом оказывает большое влияние  на становление личности ребёнка, его эстетическое развитие, формирование его поступков, отношения к окружающему, качеств, необходимых в учебной деятельности (внимания, умения слушать и выполнять задания).  Всё вместе взятое способствует умственному развитию дошкольников. В то же время, параллельно проводимая работа по охране природы, поддерживает интерес детей к природе и пониманию явлений, происходящих в ней.                                                                                      

Особенно велика роль природы в воспитании детей. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть.

Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

 Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.                                                 Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. 

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знание о природе помогают ребенку ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарных системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируется на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, в стремлении узнать как можно больше.

Великая роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это-живые организмы, о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в  том или ином случае.

В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. 

Так, в процессе ухода за растениями и животными живого уголка:                                                                        

  - дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.                                                                                                                    

- учатся сравнительному анализу: сравнивая животных, они учатся находить сходство и различие между ними; общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения.                  

Полученные знания и умения дошкольники используют на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей. На формирование личности ребенка положительное, влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики и развитие творческих способностей. В процессе систематического ухода за растениями и животными у детей формируются определенные трудовые навыки, они учатся внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие, настойчивость в достижении цели, ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.        

Труд в природе способствует развитию наблюдательности, творческих способностей, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются.

Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней, проявлять добрые дела и поступки, когда это необходимо, а этому способствуют знания детей о том как ухаживать за растениями и животными, как создать им условия для благоприятного роста и развития. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы.

Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней. Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. При знакомстве с природой дети учатся чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Дети восторгаются красотой комнатных растений, находящихся в группе, замечают красоту цветов и листьев; с восторгом относятся к красивым рыбкам, помещенным в аквариуме и т.д.                                                                 

Таким образом, природное окружение оказывает всестороннее влияние на развитие личности ребенка-дошкольника. Объекты и предметы природы представляют особый интерес для дошкольников, так как могут быть обследованы ими с помощью всех анализаторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие творческих способностей дошкольников в процессе обучения и воспитания на основе технологии ТРИЗ".

В  наше  время  можно наблюдать быстрое развитие технического  прогресса. Быстро   меняющаяся   жизнь  заставляет   нас  пересмотреть свое о...

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного материала.

Творческое конструирование является одним из таких видов деятельности, которое воспитывает у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру, в полной мере активизирует фантазию, поддерживает детску...

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала

Конструирование с использованием природного и бросового материалов, способствует развитию у детей творческих способностей, формирует не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окру...

"Развитие творческих способностей дошкольников в процессе работы с природным материалом"

Развитие творческой личности одна из главных задач дошкольного воспитания.Выдающийся отечественный педагог-психолог Л.С. Выготский отмечал: «Один из очень важных вопросов детской психологии и пе...