Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о природе (использование моделей).
статья на тему
Статья о проблеме формирования у детей знаний и представлений о природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_prirode.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие представлений детей старшего дошкольного
возраста о природе (использование моделей).
Проблема формирования у детей знаний и представлений о природе связана с образованием понятий и формированием обобщений. Первые семь лет жизни ребёнка являются временем становления самосознания, ребёнок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать своё место в кругу людей, ориентируется в окружающем мире. Дети старшего дошкольного возраста достигают больших успехов в освоении экологических представлений: они познают достаточно сложные закономерности, которые лежат в основе природных явлений, под руководством взрослых овладевают знаниями о системе связей в их иерархии. В этом возрасте, при помощи взрослых, закладываются основы взаимодействия дошкольника с природой. Уже педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. К.Д.Ушинский призывал, расширять общение ребёнка с природой. Он уделял особое внимание воспитательному влиянию природы. Ушинский, один из первых, предлагает систематизацию животных и растений, описывает отдельные их виды. Проблемы воспитания детей дошкольного возраста средствами природы стали разрабатываться на факультете дошкольного воспитания. В работах учёных кафедры дошкольной педагогики университета им. А.Г Герцена (Н.И. Ветрова, В.И. Логинова, Л.М. Маневцова, А.К.Матвеева, Е.К.Мелькичева, П.Г.Саморукова, Е.И. Тихеева, и др.) ведущими идеями являлись идеи: о роли природы в развитии личности ребёнка; о принципах отбора содержания; о создании среды; о процессе наблюдения; о необходимости формирования системных знаний у детей и использовании наглядно – практических методов.
В контексте этих идей Е.И. Тихеева разработала программу ознакомления с природой для детей всех возрастов.Ею была разработана специальная среда для ознакомления с природой. Елизавета Ивановна значительное место отводила словесным методам: чтению литературы, беседам и методам наблюдения.
Тема наблюдения в природе разрабатывалась Васильевой А.И. и Маневцовой Л.М. и другими. Они выделили формы организации, виды, этапы, приёмы наблюдения, в сочетании с трудом в природе и методом проблемного обучения.
Изучая подготовку детей к школе Подъяков Н.И., Венгер Л.А. обосновали положение о том, что дошкольник может усвоить систему взаимосвязей и закономерностей, если система будет доступна образному мышлению детей.
Это послужило основанием для исследований по отбору и систематизации природоведческих знаний. В этой области работали следующие учёные: Логинова В.И., Николаева С. И., Терентьева Е.Ф., Хайдурова И.А. и др. Системные знания - это знания, построенные по иерархическому принципу. В работах названных исследований доказано, что природа должна быть представлена в системе. Целью было разработка содержания и структуры системных знаний о живом организме и его взаимосвязи с окружающей средой. Система знаний об объектах и явлениях природы, их существенных сторонах и связях успешно осваивается, если они имеют достаточно выраженные сенсорные признаки или могут быть обнаружены детьми в доступных видах деятельности. Формирование системных знаний у дошкольников возможно на уровне конкретных и обобщенных представлений, элементарных понятий, данных в системе определенных иерархических отношений.
Л.А. Венгер выдвинул предположение о том, что психологическим содержанием формирующихся в дошкольном возрасте ранних умственных способностей являются действия пространственного моделирования – построения и использования наглядных образов . Использование моделей является эффективным способом формирования у дошкольников экологических понятий, поскольку даёт возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе.
Демонстрация моделей может быть использована только после ознакомления детей с реальным объектом или явлением при помощи других методов. Введение моделей требует определённой последовательности:
- изучение самой модели;
- введение её для познания природного явления.
Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности детей - для обобщения представления детей о природе, овладения обобщенными способами деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры.
По мнению Венгера Л.А. логика использования моделей такова:
- от моделирования пространственных отношений к моделированию временных отношений;
- от моделирования конкретных единичных ситуаций к моделированию ситуаций, имеющих обобщенный смысл;
- от моделей, имеющих реальный характер к моделям с частично условными изображениями.
Обучение моделированию осуществляется в следующей последовательности. Сначала необходимо предложить детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной детьми. Затем учить выделять признаки различия и сходства, одновременно давать задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки. Необходимо постепенно увеличивать число сравниваемых объектов. В последствии необходимо обучать детей моделированию существенных или значимых для них признаков живого.
Взрослый помогает отбирать и использовать модели в совместной деятельности с детьми. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному, а затем и самостоятельному моделированию.
Обучение детей моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий, знакомства детей с разнообразными моделями и способами их использования. Процесс обучения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, от его восприятия мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий".
Развитие речи детей при помощи ИКТ технологий....
Мастер - класс для педагогов "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий".
Развитие речи детей при помощи ИКТ....
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов технологии ТРИЗ
Данная методическая разработка представляет собой образовательную ситуацию, раскрывающую способ развития монологической речи дошкольников с опорой на символы. Обогащение и активизация словаря детей ид...
Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о животном и растительном мире России через использование проектной деятельности
На аналитическом этапе также было проанализировано познавательное развитие детей по методике Н.Н.Кондратьевой.Анализировались следующие показатели, представленные на экране: Название животного, ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Природа нашей Земли».
Конспект направлен на развитие познавательного интереса у детей, представления об объектах окружающего мира, знаний детей о планете Земля, как общем доме людей, о разнообразии и особенност...
Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающих игр В.В. Воскобовича: «Волшебная восьмерка», «Змейка».
Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающ...
Проект по развитию речи «Развитии речи детей старшего дошкольного возраста с использование мнемотехники»
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагоги...