Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о природе (использование моделей).
статья на тему

Радченко-Зелина Екатерина Николаевна

Статья о проблеме формирования у детей знаний и представлений о природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_prirode.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие   представлений детей старшего дошкольного

возраста о природе (использование моделей).

Проблема формирования  у детей  знаний и  представлений  о природе связана с образованием понятий и формированием обобщений.  Первые семь лет жизни ребёнка являются временем становления самосознания, ребёнок  выделяет себя из предметного мира, начинает понимать своё место в кругу людей,  ориентируется в окружающем мире. Дети старшего дошкольного возраста достигают больших успехов в освоении экологических представлений: они познают достаточно сложные закономерности, которые лежат в основе природных явлений, под руководством взрослых овладевают знаниями о системе связей в их иерархии.   В этом возрасте, при помощи взрослых, закладываются основы взаимодействия дошкольника с природой. Уже педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. К.Д.Ушинский  призывал, расширять общение ребёнка с природой.    Он уделял особое внимание воспитательному влиянию природы. Ушинский, один из первых, предлагает систематизацию животных и растений, описывает отдельные их виды. Проблемы воспитания детей дошкольного  возраста средствами природы стали разрабатываться на факультете дошкольного воспитания. В работах учёных кафедры дошкольной педагогики университета им. А.Г Герцена (Н.И. Ветрова, В.И. Логинова, Л.М. Маневцова, А.К.Матвеева, Е.К.Мелькичева, П.Г.Саморукова,  Е.И. Тихеева, и др.)   ведущими идеями являлись идеи: о роли природы в развитии личности ребёнка; о принципах отбора содержания; о создании среды; о процессе наблюдения;  о необходимости  формирования системных знаний у детей  и использовании наглядно – практических методов.

 В контексте этих идей  Е.И. Тихеева разработала программу ознакомления с природой для детей всех возрастов.Ею была разработана специальная среда для ознакомления с природой. Елизавета Ивановна значительное место отводила словесным методам: чтению литературы, беседам и  методам наблюдения.

Тема наблюдения  в природе разрабатывалась Васильевой А.И. и Маневцовой Л.М. и другими. Они выделили формы организации, виды, этапы, приёмы наблюдения, в сочетании с трудом в природе и методом проблемного обучения.

 Изучая подготовку детей к школе Подъяков Н.И., Венгер Л.А. обосновали положение о том, что дошкольник может усвоить систему  взаимосвязей  и закономерностей, если система  будет доступна образному мышлению детей.

Это  послужило основанием для   исследований по отбору и систематизации природоведческих знаний.  В этой области работали  следующие учёные: Логинова В.И.,  Николаева С. И., Терентьева Е.Ф., Хайдурова И.А. и др. Системные  знания - это знания, построенные по иерархическому принципу. В работах названных   исследований   доказано, что природа должна быть представлена в системе. Целью было разработка содержания и структуры системных знаний о живом организме и его взаимосвязи с окружающей средой. Система    знаний     об    объектах     и    явлениях природы,    их   существенных   сторонах   и  связях успешно осваивается, если они имеют достаточно выраженные сенсорные признаки или могут быть обнаружены детьми в доступных видах деятельности. Формирование системных знаний   у дошкольников возможно на уровне конкретных и обобщенных представлений, элементарных понятий, данных в системе определенных иерархических отношений.

  Л.А. Венгер выдвинул предположение о том, что психологическим  содержанием формирующихся в дошкольном возрасте ранних умственных способностей являются действия пространственного моделирования – построения  и использования наглядных образов .   Использование  моделей  является  эффективным    способом формирования   у  дошкольников  экологических  понятий,  поскольку  даёт  возможность   демонстрировать  процессы,  которые  нельзя  показать  в  природе.

 Демонстрация  моделей  может  быть  использована  только    после  ознакомления  детей  с  реальным  объектом  или  явлением   при  помощи  других  методов.      Введение  моделей  требует  определённой  последовательности:

  • изучение  самой  модели;
  • введение  её  для  познания  природного  явления.

Модели  многофункциональны.   Они  могут  использоваться   на  занятиях,  в  совместной и  самостоятельной  деятельности  детей -  для  обобщения  представления  детей  о природе,  овладения   обобщенными  способами  деятельности.  На  основе  моделей  можно  создать  разнообразные   дидактические  игры.

По  мнению  Венгера  Л.А.    логика использования     моделей  такова:

  • от  моделирования   пространственных   отношений  к  моделированию   временных   отношений;
  • от  моделирования   конкретных  единичных   ситуаций  к  моделированию   ситуаций,   имеющих  обобщенный  смысл;
  • от  моделей,  имеющих  реальный  характер  к  моделям  с  частично  условными   изображениями.

Обучение моделированию осуществляется  в следующей последовательности. Сначала  необходимо предложить детям описать новые объекты  природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной детьми. Затем учить выделять признаки различия и сходства, одновременно давать задание последовательно отбирать и выкладывать  на панно модели, замещающие эти признаки. Необходимо  постепенно увеличивать число сравниваемых  объектов. В последствии необходимо обучать  детей моделированию существенных или значимых для них признаков живого.  

         Взрослый помогает отбирать и использовать модели  в совместной деятельности с детьми. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к  совместному, а затем и самостоятельному моделированию.

        Обучение детей моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий, знакомства детей с разнообразными моделями и способами их использования. Процесс обучения зависит от  индивидуальных особенностей  каждого ребёнка, от его восприятия мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов технологии ТРИЗ

Данная методическая разработка представляет собой образовательную ситуацию, раскрывающую способ развития монологической речи дошкольников с опорой на символы. Обогащение и активизация словаря детей ид...

Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о животном и растительном мире России через использование проектной деятельности

На аналитическом этапе также было проанализировано познавательное развитие детей по методике  Н.Н.Кондратьевой.Анализировались следующие показатели, представленные на экране: Название животного, ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Природа нашей Земли».

Конспект направлен на развитие познавательного интереса у детей, представления об объектах окружающего мира, знаний детей о планете Земля, как общем доме людей, о разнообразии  и особенност...

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающих игр В.В. Воскобовича: «Волшебная восьмерка», «Змейка».

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающ...

Проект по развитию речи «Развитии речи детей старшего дошкольного возраста с использование мнемотехники»

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагоги...