Консультация для воспитателей.тема: «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям образовательного учреждения».
консультация на тему

Антонюк Маргарита Ивановна
Консультация для педагогов и родителей раскрывает понятие адаптации, виды адаптации...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_adaptatsiya.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для воспитателей

тема: «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям образовательного учреждения».

        

     Хорошее настроение – лучший

Рецепт против плохого поведения.

Не осуждайте малышей за плохое поведение –

то есть за плохое настроение.

Ищите тот шаг, который приведёт его

к хорошему настроению,

И поведение исправится.

В. Т. Иванова

      В современном обществе неоспоримо значение дошкольного воспитания, вступившего в период инновационных перемен в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

       Воспитание ребёнка в обществе сверстников способствует формированию коммуникативных навыков, умения жить и взаимодействовать в коллективе, активно и целенаправленно влияет на формирование личности маленького человека.

Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Причины адаптации в следующем

        

Биологическая адаптация               Изменение социальной среды   

(изменение температуры,                 (новые взрослые, большое

режима, пищи, освещения, шум и           количество сверстников,

 т. д.)                                                             расхождение в режиме

                                                                         и воспитании).    

                                        

                       В результате высокая заболеваемость

 

      Одной из первых на данную проблему обратила внимание и время привыкания к новым условиям определила периодом адаптации

Н. М. Аскарина.

По мнению Павлова адаптация заключается в установлении наиболее правильном соотношении между организмом и внешней средой.

Главная причина адаптации инертность нервных процессов. Дети находятся в заторможенном или возбуждённом состоянии. Такие крайние нарушения нервных клеток проявляются в нарушении сна, эмоциональном состоянии ребёнка и т. д.. Следовательно, нарушаются функции дыхания, кровообращения. Если защитные силы ослабевают, то находящиеся в носоглотке, дыхательных путях микроорганизмы ранее не причиняющие болезни, становятся патогенными; у ребёнка теряется аппетит и снижается вес (белки сгорают вместе с углеводами и жирами в результате нервного растройство). У ребёнка наблюдается повышение температуры, кожное высыпание, нарушается мочеиспукание, угасание некоторых рефлексов и

т. д.

      Всё начинается с эмоционального состояния ребёнка. Положительные и отрицательные эмоции влияют на развитие и адаптацию ребёнка.

Различают три степени тяжести течения адаптации

Лёгкое течение адаптации

Средней тяжести адаптация

Тяжёлое течение адаптации

2 форма тяжести адаптации

- кратковременное нарушение эмоционального состояния;

- нарушение сна и аппетита, но только в детском саду;

- засыпает не сразу, но заснув спит хорошо;

- в игру не включается;

- навыки не теряет;

- утром в группу идти не хочет, плачет, ждёт родителей.

В течении 5-10-15 дней поведение нормализуется, ребёнок адекватно ведёт себя, не болеет в течение месяца, похудения нет.

- длительное изменение эмоционального состояния;

- заторможенный или возбуждённый;

- расстаётся с родителями с большим трудом;

- аппетит нарушен и дома, и в детском саду;

- засыпает плохо, спит не спокойно;

- часто возникают вегетативные реакции (повышение температуры, жидкий стул и т. д.);

- угасают навыки;

- к концу адаптации заболевают.

Нормализуется эмоциональное состояние в течении 15-30 дней, если было похудение к концу адаптации всё восстанавливается.

- резко выражено отклонение в эмоциональной сфере; сна, аппетите, вегетативных реакциях;

- наблюдаются частые повторные распираторные заболевания, приводящие к отитам, пневманиям;

- наблюдаются стойкие нарушения в поведении (спят сидя, не расстаются с вещами и т. д.);

Вес ребёнка не устойчив, может быть сильное похудение.

Иногда такое состояние длится больше месяца.

-длительное неадекватные реакции поведения. Период адаптации-около полугода. Такие дети нуждаются в консультации психоневролога. Ребёнку лучше не посещать детский сад.

   

Показатели окончания периода адаптации:

- положительное эмоциональное состояние ребёнка;

- нормализация сна и аппетита;

- восстановление сформированных ранее навыков;

- ребёнок легко вступает в контакт с воспитателем и персоналом группы, сверстниками группы.

Факторы влияющие на течение адаптации ребёнка:

  1. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка.
  2. Возраст ребёнка.
  3. Типологические особенности ВНД.
  4. Наличие прошлого опыта.
  5. Уровень нервно-психического развития ребёнка.
  6. Организация жизни вновь поступивших детей.

  1. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка.

Ослабленные, часто болеющие дети тяжелее переносят период адаптации; обусловлена патологией беременности матери; тяжестью родов; периодом новорожденности; аллергические заболевания; рахиты и т.д. Ребёнка можно принимать в детское дошкольное учреждение не раньше чем через 3-4 недели после любой болезни и после 1,5 месяца после последней прививки.

  1. Возраст.

Н. М. Аксарина выделила 4 этапа на которые дети по-разному реагируют на привыкания к новым условиям.

I этап

1-е полугодие жизни

II этап

6-7 мес. до 1 года

III этап

От 10 мес. до 1г. 6мес.

IV этап

От 1г.6мес. до 2лет.

1-е полугодие жизни – (отсутствуют прочные динамические стереотипы и т.д.)

В этот период ребёнок легко привыкает к режиму, ребёнок живо реагирует на людей которые за ним ухаживают, нет страха перед чужими людьми. По данным Голубевой до 6мес. Из 130 детей заболевают 26.

В этот период жизни ребёнка возрастает период бодрствования, им уже не безразлично кто его кормит, укладывает спать, хорошо отличает своих и чужих.

Это самый сложный возраст для адаптации, ребёнок не может сам овладеть какой-то деятельностью, ещё плохо развита речь, дети понимают речевые обращения, но если они идут от хорошо знакомого человека с определённой мимикой и эмоциями. По данным Голубевой из 240 детей – болеют 200.

У ребёнка много устойчивых стереотипов, быстрее и легче проходит процесс адаптации, речь понимают хорошо, хорошо развит активный словарь ребёнка (300 слов), легко удовлетворить их желания, уговорить, отвлечь. Дети этого возраста очень любознательны, их легко заинтересовать игрушкой, игрой.

Библиография:

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.

2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. Москва: изд. ЛИНКА ПРЕСС, 1993. –110с.

3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.

4. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / [Т.Н.Доронова, Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева и др.].– М.: Просвещение, 2007. – 303с.: ил.

5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304с.

6. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет.сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.

7. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н.Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателейТема:«Развитие речи детей дошкольного возраста»...

Организация профилактики наркозависимости детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

Анкета, составленная мною, для педагогов-дошкольников, направленна на выявление уровня знаний педагогов по организации профилактики наркозависимости детей дошкольного возраста в условиях образовательн...

Консультация для родителей "Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

В докладе содержится материал с рассказом о компонентах устной речи, методах и приемах развития речи на материале художественной детской литературы....

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

План: 1. Компоненты устной речи. 2. Роль литературных художественных произведений в развитии речи дошкольника. 3.Формы и методы работы с художественными произведениями. Компоненты устной р...

Отчёт по самообразованию по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям образовательного учреждения»

Отчёт по самообразованию по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям образовательного учреждения»2018-2019 уч.год  Эта тема была выбрана мною не случайно, т. к....

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения М. С. Бердникова, Т. А. Леднева, М. А. Числова, МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А. В. Гордеева - структурное подразделение детский сад

В своей работе мы считаем очень важным объединение усилий детского сада и семьи. Только в этом случае мы сможем достичь результата, и наша работа принесёт видимые плоды....