Консультация для воспитателей.тема: «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям образовательного учреждения».
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_adaptatsiya.docx | 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для воспитателей
тема: «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям образовательного учреждения».
Хорошее настроение – лучший
Рецепт против плохого поведения.
Не осуждайте малышей за плохое поведение –
то есть за плохое настроение.
Ищите тот шаг, который приведёт его
к хорошему настроению,
И поведение исправится.
В. Т. Иванова
В современном обществе неоспоримо значение дошкольного воспитания, вступившего в период инновационных перемен в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Воспитание ребёнка в обществе сверстников способствует формированию коммуникативных навыков, умения жить и взаимодействовать в коллективе, активно и целенаправленно влияет на формирование личности маленького человека.
Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Причины адаптации в следующем
Биологическая адаптация Изменение социальной среды
(изменение температуры, (новые взрослые, большое
режима, пищи, освещения, шум и количество сверстников,
т. д.) расхождение в режиме
и воспитании).
В результате высокая заболеваемость
Одной из первых на данную проблему обратила внимание и время привыкания к новым условиям определила периодом адаптации
Н. М. Аскарина.
По мнению Павлова адаптация заключается в установлении наиболее правильном соотношении между организмом и внешней средой.
Главная причина адаптации инертность нервных процессов. Дети находятся в заторможенном или возбуждённом состоянии. Такие крайние нарушения нервных клеток проявляются в нарушении сна, эмоциональном состоянии ребёнка и т. д.. Следовательно, нарушаются функции дыхания, кровообращения. Если защитные силы ослабевают, то находящиеся в носоглотке, дыхательных путях микроорганизмы ранее не причиняющие болезни, становятся патогенными; у ребёнка теряется аппетит и снижается вес (белки сгорают вместе с углеводами и жирами в результате нервного растройство). У ребёнка наблюдается повышение температуры, кожное высыпание, нарушается мочеиспукание, угасание некоторых рефлексов и
т. д.
Всё начинается с эмоционального состояния ребёнка. Положительные и отрицательные эмоции влияют на развитие и адаптацию ребёнка.
Различают три степени тяжести течения адаптации | |||
Лёгкое течение адаптации | Средней тяжести адаптация | Тяжёлое течение адаптации | 2 форма тяжести адаптации |
- кратковременное нарушение эмоционального состояния; - нарушение сна и аппетита, но только в детском саду; - засыпает не сразу, но заснув спит хорошо; - в игру не включается; - навыки не теряет; - утром в группу идти не хочет, плачет, ждёт родителей. В течении 5-10-15 дней поведение нормализуется, ребёнок адекватно ведёт себя, не болеет в течение месяца, похудения нет. | - длительное изменение эмоционального состояния; - заторможенный или возбуждённый; - расстаётся с родителями с большим трудом; - аппетит нарушен и дома, и в детском саду; - засыпает плохо, спит не спокойно; - часто возникают вегетативные реакции (повышение температуры, жидкий стул и т. д.); - угасают навыки; - к концу адаптации заболевают. Нормализуется эмоциональное состояние в течении 15-30 дней, если было похудение к концу адаптации всё восстанавливается. | - резко выражено отклонение в эмоциональной сфере; сна, аппетите, вегетативных реакциях; - наблюдаются частые повторные распираторные заболевания, приводящие к отитам, пневманиям; - наблюдаются стойкие нарушения в поведении (спят сидя, не расстаются с вещами и т. д.); Вес ребёнка не устойчив, может быть сильное похудение. Иногда такое состояние длится больше месяца. | -длительное неадекватные реакции поведения. Период адаптации-около полугода. Такие дети нуждаются в консультации психоневролога. Ребёнку лучше не посещать детский сад. |
Показатели окончания периода адаптации:
- положительное эмоциональное состояние ребёнка;
- нормализация сна и аппетита;
- восстановление сформированных ранее навыков;
- ребёнок легко вступает в контакт с воспитателем и персоналом группы, сверстниками группы.
Факторы влияющие на течение адаптации ребёнка:
- Состояние здоровья и уровень развития ребёнка.
- Возраст ребёнка.
- Типологические особенности ВНД.
- Наличие прошлого опыта.
- Уровень нервно-психического развития ребёнка.
- Организация жизни вновь поступивших детей.
- Состояние здоровья и уровень развития ребёнка.
Ослабленные, часто болеющие дети тяжелее переносят период адаптации; обусловлена патологией беременности матери; тяжестью родов; периодом новорожденности; аллергические заболевания; рахиты и т.д. Ребёнка можно принимать в детское дошкольное учреждение не раньше чем через 3-4 недели после любой болезни и после 1,5 месяца после последней прививки.
- Возраст.
Н. М. Аксарина выделила 4 этапа на которые дети по-разному реагируют на привыкания к новым условиям.
I этап 1-е полугодие жизни | II этап 6-7 мес. до 1 года | III этап От 10 мес. до 1г. 6мес. | IV этап От 1г.6мес. до 2лет. |
1-е полугодие жизни – (отсутствуют прочные динамические стереотипы и т.д.) В этот период ребёнок легко привыкает к режиму, ребёнок живо реагирует на людей которые за ним ухаживают, нет страха перед чужими людьми. По данным Голубевой до 6мес. Из 130 детей заболевают 26. | В этот период жизни ребёнка возрастает период бодрствования, им уже не безразлично кто его кормит, укладывает спать, хорошо отличает своих и чужих. | Это самый сложный возраст для адаптации, ребёнок не может сам овладеть какой-то деятельностью, ещё плохо развита речь, дети понимают речевые обращения, но если они идут от хорошо знакомого человека с определённой мимикой и эмоциями. По данным Голубевой из 240 детей – болеют 200. | У ребёнка много устойчивых стереотипов, быстрее и легче проходит процесс адаптации, речь понимают хорошо, хорошо развит активный словарь ребёнка (300 слов), легко удовлетворить их желания, уговорить, отвлечь. Дети этого возраста очень любознательны, их легко заинтересовать игрушкой, игрой. |
Библиография:
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.
2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. Москва: изд. ЛИНКА ПРЕСС, 1993. –110с.
3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.
4. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / [Т.Н.Доронова, Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева и др.].– М.: Просвещение, 2007. – 303с.: ил.
5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304с.
6. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет.сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.
7. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н.Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателейТема:«Развитие речи детей дошкольного возраста»...
Организация профилактики наркозависимости детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Анкета, составленная мною, для педагогов-дошкольников, направленна на выявление уровня знаний педагогов по организации профилактики наркозависимости детей дошкольного возраста в условиях образовательн...
Консультация для родителей "Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....
Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»
В докладе содержится материал с рассказом о компонентах устной речи, методах и приемах развития речи на материале художественной детской литературы....
Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»
План: 1. Компоненты устной речи. 2. Роль литературных художественных произведений в развитии речи дошкольника. 3.Формы и методы работы с художественными произведениями. Компоненты устной р...
Отчёт по самообразованию по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям образовательного учреждения»
Отчёт по самообразованию по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям образовательного учреждения»2018-2019 уч.год Эта тема была выбрана мною не случайно, т. к....
Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения М. С. Бердникова, Т. А. Леднева, М. А. Числова, МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А. В. Гордеева - структурное подразделение детский сад
В своей работе мы считаем очень важным объединение усилий детского сада и семьи. Только в этом случае мы сможем достичь результата, и наша работа принесёт видимые плоды....