Проект «Приобщение детей к истокам устного народного творчества»
проект
Автор проекта
Воспитатель МКДОУ №5
г. Миньяр
Давыдова Марина Николаевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proet_na_osnove_opyta_raboty.docx | 997.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор проекта
Воспитатель МКДОУ №5
г. Миньяр
Давыдова Марина Николаевна
Тип проекта:
игровой, образовательный, познавательный.
Участники проекта:
дети 2 младшей группы , воспитатели, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта: долгосрочный в течении года.
Итог проекта:
Рисунки, фотографии.
Этапы проекта:
I подготовительный – создание условий необходимых для реализации проекта;
II основной – реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
III заключительный – презентация, оформление материалов проекта, выставки.
Актуальность проекта:
Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор.
Г. С. Виноградов
Одним из действенных средств воспитания ребенка и его полноценного развития является устное народное творчество. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивости и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу и многое другое. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Данным проектом я хотела приблизить детей к русской народной культуре, познакомить с русским народным фольклором в разных видах деятельности детей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Воспитание интереса и любви детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм и произведениям русского фольклора.
ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛНЫЕ:
Знакомство детей с фольклором русского народа. Воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературой.
В разных видах деятельности применять народное слово.
Показать детям красоту образного языка сказок.
Использовать в процессе театрализованную деятельность.
Приобщать детей к русской культуре в игровой деятельности .
ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮЩИЕ:
Активизировать словарный запас, через употребления детьми слов в речи.
Повышение речевой активности, развитие зрительного восприятия и внимания, пространственного мышления, моторики тела и мелкой моторики, творческого воображения.
Развитие коммуникативных навыков при овладении детьми родным языком.
Формирование умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-Развитие личностных качеств, умения договариваться друг с другом.
-Воспитание любви к своей Родине, к русскому устному народному творчеству
I подготовительный этап
- Создание развивающей среды для кружка «Горница»
- Составление картотек по режимным моментам, народным подвижным играм, колыбельным, считалок, загадок, пальчиковых игр и т.д.
II основной
- Составление перспективного плана по кружку.
- Составление картотек.
- Проведение занятий кружка.
- Использование русского народного фольклора в режиме дня.
- Разучивание русских народных игр и хороводов.
- Проведение досугов и развлечений.
II заключительный
- Выставка детских работ.
- Показ открытых занятий.
- Оформление проекта.
Перспективное планирование по кружку «ГОРНИЦА»
2 младшая группа
СЕНТЯБРЬ №1 «В гости к хозяюшке!»(знакомство с горницей)
Познакомить детей с горницей. Расширять активный словарь новыми словами – печка, самовар, люлечка, ухват, чугунок. Развивать интерес к посещению горницы. Вызвать эмоциональный отклик.
СЕНТЯБРЬ №2 «Огород у нас хорош!»
Упражнять детей в отгадывании загадок об овощах. Развивать связную самостоятельную речь.
СЕНТЯБРЬ №3 «В гости к куклам!» (потешки по режимным моментам)
Повторить с детьми знакомые потешки. Закреплять знание потешек в разных режимных моментах. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
СЕНТЯБРЬ №4 Развлечение: «Именины у Рябины»
Познакомить детей с русским народным праздником. Приобщать к истокам русской народной культуре.
ОКТЯБРЬ №1 «В гости сказка к нам пришла!»
Учить детей отвечать на вопросы полными ответами, использовать связную речь. Развивать память, мышление, сообразительность и воображение. Закрепить название знакомых сказок и их героев.
ОКТЯБРЬ №2 «Наша русская матрешка»
Познакомить детей с народной игрушкой – Матрешкой .
Познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, потешки.
Формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах.
ОКТЯБРЬ №3 «У бабушки Арина на дворе»
Закрепить знания о домашних животных с использованием художественного слова.
ОКТЯБРЬ №4 Осеннее развлечение «На осеннюю полянку»
НОЯБРЬ №1 «Петрушка пришел поиграть!»
Приобщить к истокам русской народной культуры;
Создать положительный эмоциональный настрой. Формировать у детей интерес к русским подвижным играм.
НОЯБРЬ №2 «Ходит сон близ окон»
Продолжать знакомство детей с фольклорными формами устного народного творчества, жанровыми и языковыми особенностями колыбельных песен. Познакомить со старинным предметом – «колыбелькой». Развивать память и связную речь детей, обогащать словарь детей словами-синонимами: изба – горница – хата, колыбелька – качалка – зыбка – люлька. Развивать познавательный интерес к песням.
НОЯБРЬ №3 «У бабушки Арины на птичьем дворе»
Закрепить представление у детей о домашних птицах: петух, курочка, утка, гусь, индюк (название, кто как говорит, название детёнышей), умения различать по признакам членов той или иной птичьей семьи.
НОЯБРЬ №4 «В лес-лесочек мы пойдем!»
Знакомить детей с фольклором : потешками, песенками; развивать интерес к их обыгрыванию. Развивать речь детей посредством малых фольклорных форм. Развивать отгадыванию загадок о животных. Формировать образную речь, сопровождать слова движениями.
ДЕКАБРЬ №1 Пришла зимушка-зима отворяй ворота!»
Упражнять детей в отгадывании загадок о зиме. Познакомить с потешками о зиме.
ДЕКАБРЬ №2 «Купание малыша»
Познакомить детей с процессом купания в старину. Вспомнить колыбельные песенки. Пополнять словарь детей новыми словами.
ДЕКАБРЬ №3 «Вкусные оладушки у нашей бабушке!»
Продолжать знакомить детей с потешками, отражающими народный быт. Развивать речь детей с использованием малых фольклорных жанров. Формировать познавательную активность. у детей радостное настроение. Воспитывать доброжелательность в общении, формировать доброе отношение к окружающим.
ДЕКАБРЬ №4 «Новый год у ворот!» развлечение
ЯНВАРЬ №1 «Пришла Коляда- отворяй ворота!» развлечение
ЯНВАРЬ №2 «Зимние забавы»
Закрепить знания детей о зимних развлечениях, вызвать положительные эмоции; закрепить знания о зиме
ЯНВАРЬ №3 «В тереме расписном я живу, в гости всех к себе позову».
Знакомство с загадками, поговорками, песнями и играми о русском быте и гостеприимстве.
ФЕВРАЛЬ №1 «Мы играем, пальчики развиваем!»
Развивать у детей речь и мелкую моторику рук.
ФЕВРАЛЬ №2 «Заглянем в наш сундучок» (одежда)
ФЕВРАЛЬ №3 Спортивный досуг
ФЕВРАЛЬ №4 «Зимние забавы»
Закрепить знания детей о зимних развлечениях, вызвать положительные эмоции; закрепить знания о зиме.
МАРТ №1 «Мамочку свою очень я люблю! Развлечение
МАРТ №2 «Весна - весняночка!»
Познакомить детей с закличками о весне, о солнышке. Развивать активный словарь
МАРТ №3 «Весна у бабушки!»
МАРТ №4 «Солнышко приходит в гости"
Приобщать детей к русскому народному фольклору;
Побуждать детей к общению, развивать речь;
Закреплять знания о солнышке (для чего оно нужно? какое оно?);
Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования ладошкой.
Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца.
АПРЕЛЬ №1 «В гости к сказкам!»
Закрепить знания народных сказок, создавать радостное настроение, вызывать у детей положительные эмоции. Воспитываем любовь к русскому народному творчеству.
АПРЕЛЬ №2 «Золотое яичко!»(пасха)
Познакомить детей с праздником Пасха. Воспитывать культуру общения, добрые чувства.
АПРЕЛЬ №3 « Музыкальный сундучок»
Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами. Развивать творческую активность детей, расширять словарный запас. Воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах. Приобщать к истокам русской народной культуре.
АПРЕЛЬ №4 Весеннее развлечение «Здравствуй, Матушка Весна!»
Создать атмосферу доброты и радости.
МАЙ №1 «Петрушка пришел поиграть!»
Приобщить к истокам русской народной культуры;
Создать положительный эмоциональный настрой. Формировать у детей интерес к русским подвижным играм.
МАЙ №2 «У бабушки Арины на птичьем дворе»
Закрепить представление у детей о домашних птицах: петух, курочка, утка, гусь, индюк (название, кто как говорит, название детёнышей), умения различать птичью семью
МАЙ №3 «Хороводы, игры да забавы!»
Создать радостную атмосферу праздника, создать благоприятный климат, способствовать развитию эмоционально - волевой сферы детей, вызвать чувство удовольствия и побуждать к общению с прекрасным, формируя культурные интересы и потребности.
МАЙ №4 «Ложки расписные»
Уточнить знания о видовом многообразии однородных предметов: ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему виду, функциям. Добиваться индивидуальных ответов.
Раскрыть детям внешнюю красоту ложки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- 0. А. Князева, И. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». , СПб, «Детство-Пресс», 2006г
- А. В. Орлова «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду».
- О. А. Шорохова, «Играем в сказку»Москва «Творческий центр», 2007г.
- Л. С. Куприна, Т. А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб, «Детство-Пресс», 2004г.
- М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, «Красна изба…» СПб, «Детство-Пресс», 2004г.
- Л. В. Кукуева «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского народа» Москва, 2005г.
- А. Е. Антпина «Театрализованная деятельность в детском саду», Москва «Творческий центр», 2003г.
Планируемый результат:
- Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской народной культуре.
- Дети должны использовать в речи все виды фольклора;
- Дети должны знать сказочных героев, уметь сопереживать им;
- Дети должны знать и уметь играть в русские народные и хороводные игры;
- Дети должны знать особенности русских песен, плясок;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
1. Ежедневное чтение (русские сказки, потешки, песенки).
2. Тематические беседы по устному народному творчеству.
3. Народные подвижные и словесные игры на прогулках и в группе.
4. Совместное рассматривание книг и иллюстраций.
5. Дидактические игры на занятиях и в свободной деятельности.
6. Театрализация русских народных сказок куклами би-ба-бо, на фланелегафе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок.
7. Пение народных песенок, потешек, игра на русских народных инструментах
8. Литературный досуг «Угадай сказку?»
9. Пальчиковые игры.
10. Театрализация «Играем сказку»
11. Слушание детских песенок и русских народных сказок из фонотеки.
Методы и формы проекта:
Формы:
Занятия, досуги, консультации для родителей, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа, создание мини-музея «Горница»
Методы:
Беседы, рассказывание, игры, показ, объяснение.
Основные формы работы с детьми:
- Непосредственно-образовательная деятельность:
Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам.
- Художественное творчество детей:
Рисование и аппликация по темам
- Проведение праздников и развлечений:
«Развлечение: «Именины у Рябины»
«На осеннюю полянку»
«Новый год у ворот»
«Пришла Коляда- отворяй ворота»
«Зимние посиделки у бабушки Арины»
«В гости к бабушке за яичком» Пасха
«Мамочку свою очень я люблю! Развлечение
«Весеннее развлечение «Здравствуй, Матушка Весна!»
- Игровая деятельность:
Дидактические игры:
- «Укрась кокошник», «Составь узор», «Чудесный мешочек»
Подвижные народные игры:
- «Гуси-лебеди», «Заинька серенький», «Вышла курочка гулять», «У медведя во бору», и многие другие.
Игры-драматизации:
- по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д.
- Знакомство с художественной литературой:
- Познакомить с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);
- Чтение русских народных сказок: «Теремок», «Колобок», «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка» и т.д.,
- Выставки:
-Художественно-творческие
-Народных промыслов
Обобщение работы:
Данным проектом я приблизила детей к русской народной культуре. Дала новые знания о быте, традициях, его связи с народным творчеством. Познакомила детей с разными видами фольклора в режимных моментах. Дети познакомились с народными подвижными и хороводными играми, научились слушать, рассказывать и показывать русские народные сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Приобщение детей к истокам устного народного творчества"
Презентация на тему "Приобщение детей к истокам устного народного творчества"...
Педагогический проект ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ –"Вернемся к истокам нашим"
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени....
Проект «Приобщение детей к устному народному творчеству через театрализованную деятельность»
- Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях доброго отношения к людям, раз...
Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам устного народного творчества и искусства» (Средний возраст)
Развитие творческих способностей у взрослых и детей по средствам приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздников, малого фольклор...
Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»
Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»...
Проект: "Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество."
С Е М И Н А Рдля педагогов и родителей«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промы...
Проект «Приобщение детей 4–5 лет к русской народной культуре посредством устного народного творчества»
Цель: Ознакомление детей с русской народной культуре через устное народное творчество.Задачи:1. Сформировать у детей знания о видах устного народного творчества : потешки, сказки, часту...