Этикет. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Нечаева Ольга Ивановна

Самообразование. 

Этикет. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

1. Консультация для воспитателей 

2. Конспекты

3. Правила этикета для детей

4. Отчет

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

2015г.-2016г.

ПОДГОТОВИЛА

ВОСПИТАТЕЛЬ

 НЕЧАЕВА О.И.

Тема:

Этическое воспитание дошкольников

(старший дошкольный возраст)

Воспитанность- это единственное, что может расположить к

тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе

большие способности, нужно больше времени.

Филипп Честерфилд, английский писатель и государственный

деятель 18 век

Этикет - французское слово. Его старинное галантное звучание как бы требует соседства весьма светских слов: «политес», «ритуал», «церемониал» и т.п. Этикет - свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах. Правила этикета были детально разработаны, требовали неукоснительного соблюдения. Их существовало, да и поныне существует бесконечное множество. Этикет- инструмент для создания стойких привычек поступать так, как требуется, - уважительно, доброжелательно, с доверием к людям. Надо хорошо помнить, что нормы поведения не требуют от вас: «Делай только так, а не иначе». Правила этикета очень разумны. Они как бы указывают самые удобные и экономные способы действия. Во все времена воспитанного человека было видно сразу по красивым формам поведения: подтянутость, собранность, достоинство, спокойствие. В фундаменте современного этикета мощно покоятся четыре краеугольных камня: доброе отношение человека к человеку, здравый смысл, красота, народные обычаи и традиции. Именно поэтому воспитанность, культура поведения делают нашу совместную жизнь удобной, приятной, разумной и красивой.

В конце второго десятилетия XX века коренным образом изменились условия российской жизни, возникли новые поведенческие правила и нормы. Этикет стал ненужной роскошью старого мира. Выход России на международную арену потребовал возвращения европейского этикета. В это время слово «этикет» применялось только в дипломатических и государственных сферах. В обществе же использовалось понятие «культура поведения». В последнее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, независимо от их национальности, социального положения, психологических и возрастных особенностей. Важнейшее средство общения людей - наша речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания.

Поэтому, к педагогам, которые осуществляют этическое воспитание, предъявляются соответствующие требования:

  • общение воспитателя с детьми - на равных;
  • педагогический такт, интуиция;
  • душевное тепло, чуткость;
  • творческая индивидуальность;
  • художественное творчество;
  • эмоциональное восприятие мира;
  • оптимизм;
  • гуманизм, гуманитарность личности.

Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу.

Существует простейшая формула речевого этикета:

-Думай, кому говоришь.

-Что говоришь.

-Где говоришь.

-Зачем говоришь.

-Какие из этого будут последствия.

С позиции решения данной формулы необходим личностно- ориентированный подход к детям с учетом уровня их речевого развития.

Работая над этическим воспитанием детей, надо учитывать и развивать эмоциональную сферу, а развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка с взрослыми, сверстниками.

Всегда приятно видеть культурного и вежливого ребенка, который хорошо себя ведет. Одна из задач воспитателя, педагога помочь освоить необходимые правила этикета.

Приобщение детей дошкольного возраста к этикету происходит трудно, поэтому надо варьировать в формах работы: беседы, тренинги, этюды, игры, проигрывание различных ситуаций. Необходима также «подвижность» средств воспитания, их постоянная корректировка. Нередко бывает, что проверенный практикой метод вдруг перестает быть эффективным. Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его воспитанников воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно как можно раньше определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей.

Наблюдения позволяют выявить у каждого ребенка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры поведения.

Педагогу надо всегда помнить, что самое главное- это здоровье детей. Но здоровье не только физическое, но и нравственное. А этикет как раз и является частью нравственного воспитания личности. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком.

Важным моментом в воспитании детей является создание «этических уголков» в группах, благодаря которым дети усваивают, «что такое хорошо и что такое плохо», оценивают поступки свои и своих сверстников, вырабатывают собственные критерии общения с окружающими людьми.

В старшем дошкольном возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладевают представлениями о правильном, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в правильных поступках. Так, например, знакомя детей с этическими нормами поведения, готовя их к современному социуму, необходимо закреплять определенные понятия об обязанностях девочек и мальчиков, учитывать их половую социализацию, т.е. обучаем детей поведению, соответствующему полу. Если в дошкольном возрасте в сознание детей не заложить основ женственности и мужественности, то в будущем, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями.

Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных

фотографий. Эти приемы помогают детям, поддерживая их желание поступать правильно.

Прежде чем начинать обучать детей этикету следует помнить о том, само понятие «этикет» состоит из таких направлений, как: этикет общения, речевой этикет, столовый этикет, этикет в одежде, повседневный этикет, семейный этикет, гостевой этикет, дружественный этикет.

Некоторые виды этикета проявляются в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка навыки повседневного этикета - значит воспитывать у него умение содержать в порядке свое место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель уровня знаний повседневного этикета - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых.

Этикет общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Ребенка надо научить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни он должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим.

Столовый этикет (культурно-гигиенические навыки) - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил еду. Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо. Со временем навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки.

Педагоги должны помнить, что привитые в детстве навыки приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

У детей 5-7 лет закрепляются, углубляются и расширяются все знания, умения и навыки, которые они приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду. От достигнутого уровня воспитания зависит и процесс обучения. Среди отрицательных качеств учеников начальной школы, затрудняющих учебную деятельность и воспитание, педагоги часто называют неаккуратность, отсутствие собранности. Воспитание таких качеств, как упорство и настойчивость в достижении результатов - одна из важнейших задач в работе воспитателей детского сада. И родители, и педагоги хотят, чтобы дети были добрыми, умными, порядочными и благовоспитанными. Но, к сожалению, не всегда так бывает. Обучая детей правилам этикета надо стараться вести с детьми диалог, проводить занятия в игровой форме, и тогда результаты не заставят себя ждать. Знакомя детей с правилами этикета, мы поможем им преодолеть стресс, застенчивость, агрессивность при общении, разовьём их коммуникативные качества. Так с чего начать при обучении правилам этикета? По- моему мнению, «золотые правила» не вставить в рамочку, чтобы ими любоваться и повторять по несколько раз в день. Больше пользы будет от книги. Особенно эффективно действуют на сознание детей художественные произведения разных жанров: русские народные сказки, стихи, рассказы, сказки отечественных и зарубежных писателей. Выбор произведений обусловлен их содержанием, позволяющим формировать у детей представления о нравственности. На примерах героев известных сказок дети усваивают основные правила поведения, учатся вести себя в гостях и дома, в театре и на улице, поддерживать беседу и мирно разрешать споры. Но одно из главных значений в воспитании культуры поведения имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и, прежде всего к детям, - важный и действенный пример для подражания. Поэтому следует помнить слова русского писателя А.П. Чехова: « В человеке всё должно быть прекрасно...»

Список литературы

  1. Рукавчук Л.Н. Энциклопедия этикета C-Пб, 1996
  2. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы- занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. - М.: Мозаика- Синтез,2000
  3. Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста СПб.: «Детство-Пресс»,2009
  4. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2004
  5. Соколова О.М., Алексеева Д.Ф. Этическое воспитание дошкольников. 4.1, 2. - СПб,1999
  6. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
  7. Правила хорошего тона для благовоспитанных людей 2-е изд.- М.: Школьная Пресса, 2001
  8. Вакса О., Потапов С. Уроки вежливости: этикет для детей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001
  9. Кпиманова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости: Азбука первоклассника: Дидакт. материалы для 1 кл. четырех лет. нач.шк.-3-е изд.-М.: Просвещение, 1999
  10. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1986


Предварительный просмотр:

Конспект на тему:

«Что мы понимаем под словом «этикет»?»

ПОДГОТОВИЛА  ВОСПИТАТЕЛЬ:

 НЕЧАЕВА О.И.

Цели:

• Познакомить детей с понятием «этикет».

•Упражнять в навыках поведения на улице, дома, в общественных местах.

•Развивать способность к самостоятельным суждениям, умение вести диалог. •Воспитывать стремление проявлять заботу о других.

Оборудование: иллюстрации к ситуациям.

Ход занятия

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым понятием «этикет». Что же означает слово «этикет»?

Иногда говорят, что этикет — это как человек себя ведет, как он общается с другими людьми. Все это правильно. Но поскольку нас с вами окружают разные люди, то принято считать, что этикет — это порядок поведения, удобный для всех. Он создан для того, чтобы людям было приятно общаться друг с другом, чтобы они не обижали и не обижались.

Для этого необходимо, чтобы люди соблюдали правила этикета, которые заключаются в том, чтобы:

•не ставить человека в неудобное положение;

•поступать с другими людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Как вы понимаете это выражение: «Не ставить человека в неудобное положение»? (Не высказывать замечания о внешности человека в присутствии других людей; не задавать вопрос, заведомо зная, что человек на него не может ответить; не хвастаться чем-либо в присутствии человека, у которого этого нет, и т.п.)

«Поступать так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Как вы понимаете это правило этикета? Представьте, что Сережа хочет поиграть с мамой, а мама в это время читает интересную книгу. Как поступить в этой ситуации?

А что делать, если:

•мама пришла с работы очень усталая;

•бабушка не может вдеть нитку в иголку;

•другу понравилась твоя машинка;

•девочка упала и больно ударилась;

•ты разбил любимую мамину вазу.

Воспитатель побуждает придумать разные варианты ответов, предлагает послушать стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы», «Знал одного ребенка я», И. Пивоваровой «Был ослик очень вежливый», С. Погорельского «Что значит быть вежливым?», задает вопросы:

—О каких вежливых поступках рассказывается в стихотворениях?

—Какое новое слово вы сегодня узнали?

—Какие правила этикета должен выполнять вежливый человек?

БЕСЕДЫ

«Наше настроение»

Вопросы:

—Почему у людей бывают разные настроения?

—Какое настроение бывает у вас?

—Если у вас день рождения, то какое у вас настроение?

—А если вы набедокурили и мама не желает с вами разговаривать, то какое настроение у вас и вашей мамы?

—Представьте ситуацию, когда вы гуляете по парку и к вам издалека бежит незнакомая собака. Что вы чувствуете?

—Какое настроение бывает у вас на Новый год? Почему?

—А если вы дарите подарки другим людям, что вы испытываете?

—Как сделать так, чтобы у нас всегда было веселое и радостное настроение?

«Моя семья»

1. Вопросы:

—Что такое «семья»?

—Из кого состоит ваша семья?

—Какие вежливые слова вы говорите своим близким?

—Подумайте, вас можно назвать вежливым человеком? Почему?

—Если вы поссорились с кем-то из взрослых, и вы не правы, что надо сделать?

—Почему так принято?

2.0бобщить ответы детей: в ссоре надо уметь мириться первым, ссора никому не нужна, умный человек первым мирится, привести пословицу: худой мир лучше доброй ссоры. 3.Вопросы:

—Как вы заботитесь о маме и папе, бабушке и дедушке?

—Какую семью можно назвать счастливой?

—Что вы делаете, чтобы ваша семья была счастливой?

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Угадай мое настроение»

Цель: упражнять детей определять настроение взрослого, показанное с помощью мимики и жестов.

Ход игры

Воспитатель показывает различное настроение и эмоциональное состояние: радость, грусть, злость, смех, плач, удивление, раздумье — и предлагает детям определить его.

«Передай свое настроение»

Цель: упражнять детей в передаче своего настроения и эмоционального состояния без слов, с помощью мимики и жестов, в разных жизненных ситуациях.

Ход игры

Воспитатель озвучивает ситуации и предлагает детям показать эмоциональное состояние, испытываемое в данное время.

Ситуации:

•У тебя болит зуб.

•Вы с родителями пришли в цирк.

•У тебя болит горло, нельзя идти гулять.

•Ты поссорился с другом.

•Съел вкусную конфетку.

•Откусил кислый лимон.

«Поделись хорошим настроением»

Цель: упражнять детей в игровой форме создавать хорошее настроение для себя и других.

Ход игры

Дети сидят на стульях по кругу. Воспитатель напоминает, что подразумевается под хорошим настроением, и объясняет, что для того, чтобы передать хорошее настроение другим, надо, чтобы сначала оно появилось у тебя самого. А для этого нужно улыбнуться, подумать о чем-нибудь хорошем. Повернувшись к своему соседу, надо передать свое настроение, изобразив, что передаете из рук в руки доброту, любовь, ласку, хорошие пожелания, делитесь с окружающими своим хорошим настроением. Можно передавать воздушный шар, мягкое сердечко. Игра проводится в медленном темпе, под спокойную мелодичную музыку.

СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

«Семья»

Цель: формировать умение детей определять настроение человека по мимике и жестам, соотносить свое поведение с настроением и состоянием человека.

Примерное содержание игровых действий

Мама: приходите работы уставшая, несет тяжелые сумки, она плохо себя чувствует. Дочка: встречает маму, радуется ее приходу, но видит мамино настроение, хочет ей помочь. Подает ей домашние тапочки, разбирает продукты, предлагает посидеть и отдохнуть, наливает маме чай.

«Магазин»

Цель: уточнить умение детей понимать эмоциональное состояние других людей и соответственно вести себя.

Примерное содержание игровых действий

В продуктовом магазине много отделов, работают 3 продавца. У продавцов разное настроение: один — раздраженный, другой — медлительный, третий — смешливый.

Покупатели приходят в магазин, рассматривают, выбирают продукты. Учтиво и вежливо обращаются к продавцам. Оплачивают покупки, получают сдачу.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ

«Вечер юмора»

(Чтение шуточных стихотворений, небылиц)

Небылица

Парень встретил молодицу,

Задает вопрос девице:

«Сам не мог увидеть я,

Но слухом полнится земля,

Будто звездочки на небе

Завели свой хоровод,

И поэтому у нас

Все идет наоборот.

Повар водит самолет,

Доктор делает компот,

И, конечно, продавец

Целый день пасет овец.

В магазин пришел кондуктор,

Отпускает всем продукты,

Слесарь булочки печет.

Паровоз моряк ведет,

Дворник делает уколы.

Медсестра рисует горы.

Парикмахер точит нож.

Правда это или ложь?»

Отвечает молодица:

«Это просто небылица».

Н.Самсонов

Шутка

У нас в переулке есть дом с чудесами,

Сходите, взгляните — увидите сами:

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет.

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки.

3. Александрова

Чудеса

Однажды в июле,

В чудесный денек,

Вдруг выпал

Оранжевый снег

На лужок.

И в небо над лугом

Привычно и ловко

Взлетела корова,

Как божья коровка.

А бабочки

Гнезда из прутиков

Вили

И в сети

Зеленое солнце ловили.

Залаяли птицы.

Запели собаки.

Я вас уверяю,

Что это не враки.

Зажмурив глаза,

Я улегся в траву

И все чудеса

Увидал наяву.

Ю. Тувим

Русские народные песенки и потешки

в обработке Л. Завапьпюка

Свинка

Свинка сыну говорила:

—Я тебя хрю-хрю, мой милый!

Ну а ты меня, сыночек?

Слышишь, что я говорю?!

Отвечал сыночек:

—Очень!

Очень я тебя хрю-хрю!

Зайчишка

—Эй, зайчишка, не дрожи! Кем напуган ты, скажи?

—Царь в огороде стоит!

—Какой там царь, это чучело!

—А почему на голове корона?

—Это не корона,

А обыкновенная ворона!

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ 

«Читаем сказки»

Вам кажется, что у вашего ребенка проблемы в общении, между вами нарушилось взаимопонимание? Капризничает, не слушается, да и с детьми не ладит... Ему сложно, и вы можете помочь ему понять самого себя, его желания и эмоции. Читайте ребенку сказки. Во многих семьях существует очень хорошая традиция — читать сказки, и особенно на ночь. Дети с удовольствием ждут этого момента, когда взрослые отложат свои дела и вместе с ними окунутся в волшебный мир сказок. Чтение сказок — это своеобразная форма речевого общения взрослых и детей, форма речевого этикета, это способ завладеть вниманием маленького ребенка, возбудить его любознательность, стимулировать воображение, развивать интеллект.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально чувственное восприятие мира. Ему еще непонятна логика наших взрослых рассуждений. А сказка не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

«В некотором царстве, в некотором государстве...» — как прост и в то же время загадочен язык сказки. И ваш малыш уже не с вами, он далеко, в мире фантазии, в царстве Сказки. Его воображение развивается, и он проживает целую жизнь с сильным и смелым Иваном Царевичем, спасая прекрасную царевну. В сказке всегда четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший. И малыш знает, что Кощей Бессмертный обязательно будет повержен и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

И вот закрыта книга. Послушайте своего ребенка. Рассказ об отношении к героям сказки поможет вам понять мир его чувств. Поговорите о скрытых неблаговидных желаниях некоторых героев, закрепите отношение к добру и злу, веру ребенка в справедливость.



Предварительный просмотр:

Конспект на тему:

«Этикет телефонного разговора»

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:

Нечаева О.И.

Цели:

•Учить детей правилам телефонного разговора.

•Закреплять умение пользоваться телефонным аппаратом.

•Воспитывать уважение к другим людям.

Оборудование: два телефонных аппарата, костюм доктора Айболита, аудиозапись его разговора с больными зверятами.

Ход занятия

Появляется Айболит (ребенок из другой группы) с чемоданчиком в руке и телефонным аппаратом. Айболит: Здравствуйте, ребятки! Как поживаете? Я к вам за помощью пришел. В Африке ждут моего телефонного звонка больные зверята. Они хотят знать, когда я к ним прилечу, а я не могу им позвонить, потому что не знаю, как это сделать. Помогите мне, объясните, что это за штука — телефон и как с ним надо обращаться, а главное — как позвонить.

Воспитатель: Ну как, ребята, поможем доктору Айболиту? А вы, доктор Айболит, присаживайтесь, пожалуйста, и послушайте.

В ходе занятия воспитатель привлекает доктора Айболита к играм и ответам на вопросы.

Вопросы детям:

—Для чего нам нужен телефон?

—Кому вы звоните по телефону?

—Какие правила разговора по телефону вы знаете и соблюдаете?

—Что значит «вежливо говорить по телефону»?

—Как вызвать по телефону «скорую помощь», пожарных, полицию?

А теперь давайте подумаем, правильно ли поступали дети, о которых я вам расскажу, и как надо было поступить.

Ситуации

•Женя был очень занят, он рисовал для мамы картинку. Зазвонил телефон. Женя поднял трубку. К телефону попросили его старшего брата. «Нет его», — буркнул Женя, быстро повесил трубку и поспешил заняться своим делом.

Как вы думаете, он поступил вежливо? Как поступили бы вы?

•Лена позвонила маме на работу и сказала: «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, мою маму».

Правильно ли сказала девочка? Как нужно было сказать? Можно ли позвонить на работу родителям? Что при этом следует учесть?

Есть еще одно важное правило при телефонном разговоре, и сейчас вы сами о нем догадаетесь.

Проводится игра «Испорченный телефон». Воспитатель предлагает детям встать в шеренгу и шепотом передать друг другу одно и то же слово, затем сравнить первое и последнее слова.

Воспитатель: Вы догадались, какое важное правило подсказала нам игра «Испорченный телефон»: говорить по телефону надо четко и ясно, чтобы вас правильно поняли. А теперь поупражняемся в правилах телефонного разговора.

Воспитатель предлагает ситуации, участниками которых являются один из детей и воспитатель.

Задания:

•Пригласить подругу погулять.

•Позвонить маме на работу и узнать, когда она придет домой.

•Ответить на телефонного звонок воспитателя (имя, отчество).

•Ответить по телефону маминой подруге (ее нет дома, она моет голову в ванной комнате, она спит).

•Ответить по телефону человеку, который ошибся и неправильно набрал номер.

•Ты звонишь другу. К телефону подошла его мама (друг дома, его нет дома).

Воспитатель: Телефон — это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаем о здоровье близких и друзей, договариваемся о времени и месте встречи. Но для этого надо знать основные правила. Давайте вспомним их.

Воспитатель побуждает назвать основные правила телефонного этикета, при затруднении приводит ситуации, позволяющие вывести это правило. Например: рано утром, когда все еще спали, раздался телефонный звонок, все в испуге проснулись. Оказалось, что Сережа хотел узнать у товарища, во сколько начинаются мультики.

Правила:

•Ждать ответа на телефонный звонок — 5—7 гудков.

•При звонке телефона стараться побыстрее поднять трубку и ответить.

•Осторожно снимать трубку с телефонного аппарата и так же осторожно класть ее на место.

•Начинать разговор со слов приветствия и заканчивать словами прощания.

•Говорить вежливо, четко и недолго.

•Никогда не звонить рано утром и поздно вечером.

Айболит: Спасибо, ребята, что рассказали, как пользоваться телефоном. Можно мне позвонить в Африку?

Доктор Айболит набирает номер телефона, включается аудиозапись ответов зверей.

Айболит: Здравствуйте, зверюшки! Как вы поживаете?

Зверята:

Здравствуй, доктор Айболит!

У нас ангина, скарлатина, холерина,

... аппендицит,

Малярия и бронхит!

Айболит: А вы принимаете лекарства, которые я вам советовал?

Зверята: Да, но мы тебя ждем, очень, очень, потому что в Африке,

На черной Лимпопо,

 Сидит и плачет в Африке

Печальный Гиппопо.

Он в Африке, он в Африке

Под пальмою сидит

И на море из Африки

Без отдыха глядит:

Не едет ли в кораблике

Доктор Айболит?

Айболит: Я обязательно приеду. Завтра выезжаю. До свидания.

Зверята: До свидания, доктор Айболит!

Воспитатель: Я надеюсь, что ребята тоже запомнили правила разговора по телефону и будут их выполнять.

Целевая прогулка к телефонному узлу

Цели:

•Уточнить и закрепить знания детей о телефоне.

•Познакомить с телефонным узлом — сооружением, важным для жизни всех людей.

Ход проулки

Подойдя к зданию телефонного узла, уточнить, знают ли дети его назначение, обобщить ответы.

Телефонный узел — это главное здание для всех домашних телефонов. Оно нужно для того, чтобы все люди могли звонить по телефону. Сюда, на телефонный узел, стекается вся информация о телефонных звонках всех жителей ближайших домов. Здесь зарегистрирован каждый телефон. У каждого домашнего телефона есть свой номер.

Вопросы:

—Знаете ли вы свой номер телефона? Назовите его.

—Как вы думаете, люди каких профессий работают на телефонном узле?

—Какую работу они выполняют?

В основном на телефонном узле работают женщины, их профессия называется «Телефонистка», «Оператор связи». Они работают с помощью компьютера, следят за тем, исправна ли телефонная линия, как, кто и сколько разговаривает по телефону. Компьютер заносит всю информацию о звонках в специальные бланки. Пользуясь телефоном, мы должны оплачивать услуги телефонного узла по специальным квитанциям.

Работа телефонного узла очень важна для людей. Мы каждый день совершаем много нужных и важных звонков. Например, в другом городе живет наша бабушка. Как узнать о ее здоровье? В этом нам поможет телефон. Мы позвоним и поговорим с бабушкой. И ей, и нам будет радостно.

А если случилась поломка нашего домашнего телефона? Что надо сделать? Правильно, нужно позвонить на телефонный узел, сообщить о поломке, вызвать телефонного мастера. Телефон нужен всем людям, чтобы можно было общаться друг с другом. Телефонный узел — важное и нужное сооружение для жизни всех людей.

БЕСЕДЫ

«Наши добрые слова»

1.Вопросы:

—Что такое добрые слова? —Для чего они нужны?

—Назовите, какие добрые слова мы употребляем, когда разговариваем по телефону?

—Какие добрые слова мы говорим много раз в день?

—Представьте, если бы люди жили без добрых слов, что было бы с ними?

—Какие добрые слова по телефону можно сказать своему другу, а какие — позвонившему взрослому?

2.0бобщающий рассказ воспитателя.

«Правила разговора по телефону»

1.Вопросы:

- Если раздается телефонный звонок, надо как можно быстрее снять трубку. Как вы думаете, почему?

—Как нужно снимать телефонную трубку?

—Какие слова приветствия мы говорим в начале телефонного разговора? —Какие слова нужно сказать в конце разговора? —Сколько времени можно разговаривать по телефону? —Если человек ошибся номером, что мы ему скажем? —Кто первым должен закончить разговор: мужчина или женщина, собеседник, мальчик или девочка?

2. Обобщить ответы детей, выяснить, что нового они узнали и какие этикета соблюдают.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Вежливый ручеек» 

Цель: закрепить знания детей об употреблении вежливых слов и выражений.

Ход игры

Народная игра «Ручеек» проводится с небольшим дополнением: дети вежливо приглашают друг друга пройти в конец «ручейка», не повторяя словесных оборотов товарищей.

«У меня зазвонил телефон»

Цель: закрепить правила телефонного этикета.

Оборудование: 2 телефонные трубки, соединенные проводом.

Ход игры

Воспитатель предлагает проиграть разные ситуации, возникающие при телефонном звонке:

• позвонила мама домой, подошел ребенок;

• позвонила бабушка, подошла мама;

• позвонила воспитательница из детского сада, подошла мама;

• позвонил друг Саша, подошел ребенок;

• позвонили, ошиблись номером, подошел ребенок;

• позвонил приятель папы, подошел папа.

При обсуждении отметить, правильно ли отвечал подошедший к телефону, как ответили бы вы.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный узел»

Цели:

•Уточнить и закрепить знания детей о навыках телефонного этикета.

•Формировать умение вежливо вести разговор.

Примерное содержание игровых действий

Работники телефонного узла: ведут прием населения, заполняют бланки, квитанции. Они вежливо разговаривают с посетителями.

Посетители: приходят с вопросами о работе телефона, сообщают о неисправностях, вежливо излагают свои просьбы и пожелания.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ

(По произведению Н. Носова «Телефон»)

(Инсценировка)

Действующие лица: Ведущий, Миша, Стасик, Пес Дружок.

Декорации и реквизит: обстановка двух комнат, 2 телефона, рабочие инструменты, муха (на палочке), 2 тетради, 2 ручки.

Ход инсценировки

Картина 1-я

Ведущий: Жили-были на свете два мальчика, звали их Миша и Стасик. Они дружили давно, любили играть, гулять, ходить на рыбалку. Однажды с друзьями произошла одна интересная история. Вот послушайте, что было. (Появляются Миша и Стасик, несут в руках телефоны.) Миша: Ура! Мы купили телефон. Стасик: Ура! Хорошая штука.

Миша: Удобство! Сидишь дома и разговариваешь! Замечательно! Стасик: Да, взял трубку, поговорил, и ходить никуда не надо.

Ведущий: И мальчики побежали домой, чтобы скорее поговорить по своим новым телефонам. Один телефон поставили у Мишки, другой у Стасика. Соединили телефон проводом и...

Картина 2-я

Сцена, перегороженная ширмой, представляет две комнаты.

Мальчики по разные стороны ширмы разговаривают по телефону.

Миша: Алло! Алло!

Стасик: Алло! Слышно что-нибудь?

Миша: Слышно! Вот здорово! А тебе хорошо слышно?

Стасик: Хорошо! Ха-ха-ха! Сейчас я к тебе приду!

Мальчики встречаются на авансцене, обнимаются, смеются, прыгают.

Миша: Хорошо, что мы купили телефон, правда? Стасик: Конечно, хорошо!

Миша: Слушай, сейчас я пойду и тебе позвоню! (Разбегаются по своим комнатам.)

Миша: Алло! Слышно? Давай разговаривать.

Стасик: Слышно! Давай. А о чем разговаривать?

Миша: Хорошо, что купили телефон, правда?

Стасик: Правда! Миша: Ну? Стасик: Что «ну»?

Миша: Чего же ты не разговариваешь?

Стасик: Да я не знаю, о чем разговаривать.

Миша: Да, это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь. Стасик: Давай подумаем, а когда придумаем, тогда и поговорим.

Через некоторое время снова раздается звонок.

Миша: Ну, придумал?

Стасик: Нет, еще не придумал.

Миша: А что же ты тогда звонишь?

Стасик: А я думал, ты уже придумал!

Миша: Ну хватит, давай уроки учить!

(Садятся, пишут в тетрадях. Снова раздается звонок.)

Миша: Алло!

Стасик подводит к телефону собаку, собака лает.

Миша: Ты чего, по-собачьи лаешь?

Стасик: Это не я. Это с тобой Дружок разговаривает. Слышишь, как он кусает трубку зубами?

Миша: Слышу.

Стасик: Это я ему в морду трубкой тыкаю, а он ее грызет. (Ловит муху, подносит к трубке.) Жжу-у-у! Жжу-у-у!

Миша: Чем ты там жужжишь?

Стасик: Мухой!

Миша: Какой мухой?

Стасик: Ну простой мухой. Я ее держу перед трубкой, а она крылышками машет и жужжит.

Ведущий: Целый вечер Миша и Стасик звонили друг другу и выдумывали разные фокусы: пели, кричали, мычали, даже шепотом разговаривали. Наступила ночь.

На следующее утро Стасик снова позвонил другу, но телефон Миши не отвечал. И Стасик пошел узнать, в чем дело.

Картина 3-я

Миша с инструментами в руках разбирает телефонную трубку.

Стасик: Стой! Ты зачем телефон ломаешь?

Миша: Да я не ломаю! Я только хочу посмотреть, как он устроен. Разберу, а потом соберу.

Стасик: Так разве ты соберешь? Это понимать надо.

Миша: Ну я и понимаю! Чего тут не понимать!

Стасик: Ну я пойду домой! (Уходит.)

Ведущий: Телефон не давал покоя мальчикам еще один день. Миша разобрал телефон на части, но этим дело не кончилось! На следующий день Стасик позвонил своему другу снова, но ответа снова не услышал. Стасик побежал к Мише домой.

Картина 4-я

Комната Миши. Входит Стасик.

Миша: Наверное, я что-нибудь неправильно собрал. Надо исправить.

Стасик: Как же теперь все исправить?

Миша: А я посмотрю, как твой телефон устроен, и свой сделаю также.

Стасик: Не дам я тебе свой телефон ломать. Я с тобой и разговаривать не хочу. (Уходит.)

Ведущий: Миша и Стасик не разговаривали три дня. Стасик от скуки тоже разобрал свой телефон. На следующий день друзья снова встретились.

Картина 5-я

Миша: Ну, как твой телефон?

Стасик: А я его тоже разобрал, и теперь он не работает.

Миша: Что же нам делать? Что мы сделали неправильно?

Стасик: А давай у ребят спросим!

Ведущий организует беседу с детьми, помогает сделать правильные выводы.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

«Правила пользования домашним телефоном»

Практически в каждой семье есть телефон, и дети младшего дошкольного возраста знакомы с ним. Родителям следует объяснить ребенку, что телефон — это не только средство связи между людьми, но и нужная вещь, которая может помочь в экстренной ситуации. Поэтому дети должны усвоить одно важное правило: телефон — это не игрушка, а средство сообщения между людьми.

Дома дети имеют больше возможностей для практического освоения правил пользования телефоном. Можно предложить ребенку позвонить бабушке с дедушкой, узнать об их здоровье; поздравить знакомых с праздником; придумать другие ситуации для упражнения в правилах телефонного разговора. Да и сами взрослые должны служить примером этого.

Необходимо в доступной форме объяснить детям, какие нестандартные ситуации могут возникнуть: возгорание, заболевание родственника, попытка проникновения в дом посторонних и т.п. При этом важно помнить об особенностях детской психики и не напугать ребенка.

Следует познакомить детей с нужными телефонными номерами, лучше вывесить их на видном месте, объяснив, что эти телефоны — 01, 02, 03 и 112 — служба спасения, используются строго по назначению и только в экстренном случае.

Обыграйте с детьми несколько ситуаций:

•вызвать «скорую помощь» заболевшей бабушке;

•на лестничной клетке возник пожар, необходимо вызвать по телефону пожарную бригаду.

Предоставьте ребенку возможность самостоятельно справиться с ситуацией и помогите в случае необходимости.

Словарь добрых слов и выражений для больших и маленьких

Алло!

Всего хорошего.

Вы располагаете временем?

Извините за беспокойство.

Кому он должен перезвонить?

Кто у телефона?

Минуточку...

Можно вас побеспокоить?

Можно вас попросить?

Непременно выполню вашу просьбу.

Перезвоните, пожалуйста.

Повторите, пожалуйста.

Приятно с вами побеседовать.

Рад вас слышать.

Удобно ли вам это время для разговора?

Я вас слушаю.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию "Воспитание

культурно-гигиенических навыков и культура поведения" (этикет)"

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:

НЕЧАЕВА О.И.

«Воспитание культурно - гигиенических навыков

и культура поведения (этикет)»

Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день для наших детей.

Прежде всего, ребенку с малых лет нужно прививать этикет. Этикет выражает содержание и принципов нравственности. Этикет - важная часть культуры. Но только знания правил этикета недостаточно для того, чтобы стать культурным человеком.

Многолетний опыт работы в детском саду показал: дети правила поведения отлично усваивают быстро, родители эти правила знают, но выполнять их может далеко не каждый. Как сделать так, чтобы общение на самим деле было приятным и полезным, а поведение не вызывало у окружающих отрицательных эмоций?

Я расскажу о том, как составляла план по самообразованию, работала над ним. с какими трудностями встретилась, и как мне помог план в работе с детьми,

В первую очередь для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по данной теме.
  2. Отбор необходимого содержания из дошкольных методик.
  3. Работать в тесном контакте с родителями.

Выбрав эту тему, я поставила перед собой определенную цель. А для выполнения этой цели определила следующие задачи, которые помогут ребенку и мне как воспитателю в этом вопросе.

Цель: Поиск новых подходов к решению проблемы личностного развития ребенка среднего возраста в системе работы по формированию и обучению навыков культурно - гигиенических и культуры поведения. А для выполнения этой цели определила следующие задачи, которые помогут детям в этом вопросе.

Задачи:

  1. Формировать навыки опрятности и гигиены.
  2. Совершенствовать умение пользоваться ложкой, вилкой, бумажной
  3. салфеткой.
  4. Учить пользоваться ножом и салфеткой из ткани.
  5. Расширять знания о сервировки стола.
  6. Развивать умение чувствовать и понимать другого.
  7. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе.
  8. Воспитывать желание помочь, поддержать, порадоваться за другого.
  9. Способствовать сплочению детского коллектива.

И вот. когда план был готов, я приступила к отбору методической литературы. Литературу отбирала так: во первых, взяла основные книги, которые нужны по всем пунктам плана.

Это Программа дошкольного образования «От рождения до школы», журналы дошкольного воспитания, Азбука общения, книга «Развитие и воспитание детей среднего возраста», « Веселый этикет» и т.д. Весь перечень литературы указан в портфолио. И после того, как я отобрала необходимую литературу, мной был составлен годичный план, проведения с детьми занятий, опирались прежде всего на программу      «От рождения до школы».

Настольной книгой для меня были книги:

  1. «Организация деятельности по формированию культурно- гигиенических навыков и этикета под редакцией О. И. Бочкаревой.
  2. Е.А. Алябьева « Воспитание культуры поведения у детей».

Из этих книг я много подготовила консультаций и рекомендаций для родителей, занятия для детей. Тематическое планирование с детьми есть в портфолио. (Можно ознакомиться) Конспекты занятий тоже есть.

Основные направления работы с детьми

  1. Цикл занятий по воспитанию культурно - гигиенических навыков. (Уроки «Мойдодыра» « Поможем Федоре» « Умейка» и т.д.)
  2. Цикл по воспитанию культуры поведения («Как вести себя за столом?» «Путешествие в страну доброты, вежливости» «Мои друзья» и т.д.)
  3. Уроки этикета:(Обучение детей правилам столового этикета; заучивание стихов, пословиц. «Я приду к тебе в гости»
  4. Изучение книг, статей в дошкольном воспитании.

На что были направлены мои усилия на первых этапах работы? Училась наблюдать, анализировать, оценивать поступки детей. В своей работе искала новые приемы воздействия.

Многие дети в начале года здоровались и прощались лишь по напоминанию родителей, воспитателей, не называли по имени - отчеству, не любили убирать игрушки на место, говорили это не я, я не играл. Перестали снимать полотенце с вешалки, полотенце тянули, некоторые дети были не приветливы, не дружелюбны, кушали не аккуратно, громко разговаривали.

В сентябре провела родительское собрание на тему: «Значение культуры поведения и развития личности ребенка». Тема эта была взята не случайно. Многие родители считали: «Дети еще маленькие, вырастут - поумнеют». Я старалась переубедить их, объясняла, что ребенка воспитывали до 5 лет, а после 5 лет перевоспитываем. Познакомила родителей с поставленными задачами и предложила решать их вместе.

И так, какие приемы и методы были использованы в моей работе? Во первых личный пример. Не дожидаясь пока ребенок поздоровается, первой здоровалась, находила, о чем спросить ребенка, о чем поговорить. Почему то в раздевалке дети молчат, а здороваются, заходя в группу (даже если не видят воспитателя). Очень помогли в разработке и выполнение различных правил поведения игрушки-гости (утенок Кря, кот Васька, кукла Ваня и Маша) они у нас всегда присутствуют на занятиях На примере показывала, как нужно входить в группу, мальчики должны пропускать девочек, вежливо пропускать друг друга. Приучая детей к культуре общения, за основу взяли четыре правила: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые», «Если тебе трудно - обратись за помощью», «Каждой вещи свое место», «Не делай за ребенка того что он может сделать сам» Постоянно проверяла как дети усвоили те или иные правила. Например, уроню предмет и сделаю вид что не заметила. В начале, не многие догадывались, что надо поднять и подать воспитателю. Теперь знают, что нужно сделать и сказать.

Самым трудным считаю в своей работе, нет дружеских взаимоотношений между детьми. Из-за чего начинаются конфликты? Обычно из-за игрушек, нежелание уступить место, принять в игру сверстника. Очень удручал меня недоброжелательный тон некоторых детей. Чтобы получить ответы на эти вопросы, мною были подготовлены тестовые задания для родителей, анкеты для родителей, проведены индивидуальные беседы с ними, диагностика детей. Также наблюдала за поведением детей в игровой деятельности и в повседневной жизни.

Предварительная работа показала; вопросам культуры общения необходимо посвятить специально организованные занятия. Научить правилам вежливости и приучить к большой самостоятельности. В занятия включала чтение сказок.

рассказов, беседу на заданную тему, разрешение педагогических ситуаций, рассматривание картин, иллюстраций, проводила дидактические игры (серия занятий есть в портфолио).

Пришло время сказать о результатах. Они конечно есть и значительные. Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению деликатно относиться к окружающим людям, вести себя в зависимости от требований и конкретней обстановке. Дети постепенно становились более сдержанным» & проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи плохого поведения к сверстникам, взрослым, в том числе и к родителям. Занятия помогли многим детям посмотреть на себя со стороны добра и культурного поведения. Мягче стал климат в группе, больше понимания, сочу вствия, доброты друг к другу. Меньше стало конфликтов, раздоров, обид. Ребята стали вежливые, веселее, хотя группа состоит из одних мальчиков. В группе атмосфера дружелюбия, взаимного уважения. Родители неоднократно говорили, как дети самостоятельно применяли навыки, полученные в детском саду, у себя дома. Речь у детей стала более образной, в ней появились пословицы, красивые выражения, волшебные слова, стали более общительные в играх

В заключении хочется сказать, что работа с планом по самообразованию мне очень помог. Я углубила свои знания по вопросу «Культура поведения» И мне стало легче проводить собрания, беседы, консультации с родителями. Так как тема мной проработана и осталось только выбрать, обобщить необходимое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования

Данная работа направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на развитие духовно-нравственного воспитания,  уважения  и интерес к культуре, к женщине, матери, будущего поколения...

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Подрастающее поколение расте...

Родительское собрание в старшей группе на тему: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Цели:Познакомить родителей с задачами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей....

Проект духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста "Воспитание души"

Методический материал  -  проект «Воспитание души»  содержит 2 части: паспорт проекта, в котором прописана актульность проблемы, цели и задачи проекта, этапы реализации и пе...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...