Методический час.Консультация. "Голосово-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации"
консультация на тему

Федорова Елена Васильевна

​Основным рабочим инструментом воспитателя является голос, ведь именно с помощью голоса происходит коммуникативное взаимодействие между воспитателем и детьми, воспитателем и родителями, воспитателем и коллегами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_metod.chas_.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение
ГБОУ школа №1034 им. Героя Советского Союза В.В.Маркина

Методический час. Консультация.

Тема: " Голосово-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации" 

Подготовила и провела

Федорова Е.В.

Москва 2018 г.

Воспитатель – главное действующее лицо педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Профессиональные и личностные требования к нему в современных условиях очень высоки. Воспитатель детского сада организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию подрастающего поколения. Педагог ДОУ готовит детей к школе, обучает навыкам устного счёта, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, конструирования; развивает у детей речь, мышление, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу, знакомит с произведениями искусства, этическими нормами и правилами, прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.). Также в обязанности воспитателя входит укрепление здоровья детей и приобщение их к труду; консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития способностей детей. Всё обозначенное выше говорит о том, что основным рабочим инструментом воспитателя является голос, ведь именно с помощью голоса происходит коммуникативное взаимодействие между воспитателем и детьми, воспитателем и родителями, воспитателем и коллегами.

Ребёнок дошкольного возраста требует особых индивидуализированных способов воздействия и форм общения. В работе с детьми раннего и дошкольного возраста любовь, чуткость, особенно необходимы, поскольку воспитатели компенсируют детям отсутствие матери на период пребывания в ДОУ. Организация всех видов детской деятельности, руководство ими, создание и совершенствование детского коллектива и развитие индивидуального детского творчества постоянно находятся в центре внимания педагога-воспитателя. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов детей. Для развития детских интересов воспитатель использует игры, занятия, режимные моменты жизни в ДОУ, руководит деятельностью детей.

Успех воспитательного процесса во многом зависит от эмоционального контакта педагога с детьми. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у воспитателя поддержку и будут поняты. Хороший воспитатель заботится не только об условиях пребывания ребёнка в ДОУ, но и о душевном комфорте его родителей. Таким образом, воспитателю необходимо находить эмоциональный контакт не только с детьми, но и с их родителями и голос, его суггестивность, богатство интонаций играют в нахождении психологического контакта с детьми и взрослыми ведущую роль.

Ознакомление с условиями труда и спецификой работы воспитателя ДОУ, наблюдения за тем, как воспитатель использует свой голосовой аппарат, позволило нам выявить факторы, оказывающие влияние на голос воспитателей и определить особенности осуществления педагогами коммуникативной функции речи.

Как показало изучение нормативной документации, а также наблюдения, проведенные нами в ДОУ города Москвы, рабочий день воспитателя начинается в 7 часов утра с приёма детей в группу. Педагог осуществляет одновременно сложные разноплановые задачи: принимает детей, организует игры, встречается с родителями воспитанников. Вызвать у родителей расположение к детскому саду, создать положительный эмоциональный фон общения, дать представление об эффективных методиках развивающего обучения, научить родителей результативно осуществлять воспитательно-образовательный процесс дома, чтобы не нарушать режим ребёнка - эти задачи решает каждый воспитатель детского сада, отвечая на приветствие родителей, их вопросы, интересуясь состоянием ребёнка.

После приема детей в режиме дня значатся гимнастика, завтрак, занятия, прогулки и т. д. Каждый из этих элементов важен для формирования у детей культурно-гигиенических навыков, самостоятельности, организованности, культуры поведения в коллективе сверстников, трудолюбия и многого другого. Педагог понимает, что, когда он проводит завтрак или гимнастику, готовит детей ко сну или помогает им одеваться, он не только выполняет требования режима (накормить детей, уложить их вовремя спать, провести прогулку), но и осуществляет задачи всестороннего воспитания. В этом проявляется комплексность и непрерывность воспитательного процесса. Практически в каждый момент своей деятельности (гимнастика, подвижные игры, физминутки) воспитатель вынужден сочетать речь и движение, что усиливает нагрузку на голос.

Во время еды воспитатель чаще всего обращается к кому-либо из детей вполголоса, чтобы не отвлекать всю группу. Он обращает внимание на тех, кто спешит или не хочет есть; успокаивает возбужденных. Здесь воспитателю приходится постоянно менять силу и интенсивность своего голоса: то шёпотом обращаясь к кому-либо из детей, то громко напоминая правила поведения за столом.

Во второй половине дня детей начинают постепенно забирать родители, и с каждым из них воспитатель проводит беседу, комментируя поведение ребёнка, делясь своими наблюдениями, давая советы, рекомендации. Общение с родителями требует от воспитателя безукоризненного владения своим голосом: ничто не должно показать усталость или тревогу, иначе ухудшится коммуникативное взаимодействие между педагогом и родителями, что мешает созданию единой образовательно-воспитательной среды в ДОУ и дома.

Когда в группе остаётся два-три ребёнка, им необходимы особые чуткость и забота, ведь дети не умеют долго самостоятельно организовывать свою деятельность и могут заскучать по родителям. Воспитатель не должен показывать накопившееся за день утомление или заниматься своими делами, так как его внимание должно быть сосредоточено на детях. Можно организовать тихую игру или почитать сказку, вспомнить названия овощей, фруктов, предметов мебели или подвести итоги дня. Все эти занятия требуют от воспитателя виртуозного владения своим голосом, ведь сиплый, визгливый голос не успокоит детей, а лишь будет возбуждать и раздражать их.

День воспитателя заканчивается подготовкой оборудования для следующих занятий и осмотром помещения группы.

И так каждый день воспитатель проявляет мастерство в умении понять настроение малышей, включить их в интересную содержательную деятельность, поддерживая бодрое, положительно-эмоциональное состояние. Педагог осуществляет намеченное в плане: проверяет, чем занят каждый ребёнок, не обижают ли дети друг друга; насколько им интересно. Улыбка на лице воспитателя, располагающий к общению тон, доброжелательность и особая чуткость к детям - все влияет на создание хорошего, бодрого настроения детей, обстановки теплоты и уюта. Воспитатель всегда оказывается там, где более всего необходимо его влияние: помогает ребенку спокойно войти в группу, находит справедливое решение в споре между детьми, исправляет допущенную кем-либо оплошность.

Общение педагога с детьми непрерывно и разнообразно. Оно сопровождает все виды деятельности детей на протяжении всего дня, и если воспитатель недостаточно владеет своим голосом, то в конце дня его речь становится то хриплой или сиплой, то непомерно тихой, вплоть до шепота, то крикливой, срывающейся, грубой, неприятной для слуха окружающих. Отсутствие в речи воспитателей должной мелодичности и полётности речи делают ее монотонной и невыразительной, что сказывается на эффективности педагогического процесса в ДОУ.

Таким образом, голосо-речевая нагрузка сопровождает воспитателя в течение всей рабочей смены (6 часов каждый день или 12 часов через день), кроме того условия труда воспитателей содержат дополнительные факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на голос: работа то в помещении, то на свежем воздухе, постоянное заглушение шума, создаваемого детьми, перегрузка группы, жесткий режим дня, множество занятий, отсутствие релаксационных упражнений. Это приводит к нервному напряжению, хроническим перегрузкам, стрессам и вызывает срыв благоприятного климата в группе. Чтобы избежать этого воспитателю необходимо ежедневно совершенствовать свои голосо-речевые возможности, охранять и беречь свой голос.

Среди причин, вызывающих заболевания голосового аппарата можно выделить следующие:

  1. Чрезмерный прием пищи (перед началом и после многочасовой голосовой нагрузки)
  2. Употребление в пищу большого количества жирной, острой и чрезмерно соленой пищи
  3. Злоупотребление табаком, алкоголем
  4. Пыль в помещении
  5. Слишком сухой воздух в помещении
  6. Громкий разговор во время болезни горла
  7. Большая голосовая нагрузка сразу после простудного заболевания

Голосовые недостатки могут возникнуть из-за переутомления голосовых складок. Это часто случается, когда педагогам приходится вести по 5-6 и более уроков в день.

Если учитель болен, но работает в таком состоянии, то это приводит обычно к потере голоса, если не полной, то частичной.

Чаще всего возникает охриплость голоса либо его практически полная потеря, связанная с отеком голосовых складок.

Лечебное воздействие для смягчения и (или) устранения симптомов:

  • Дать отдых голосовым складкам (на протяжении 48-72 часов)

Полное молчание, либо избегать крайностей – речи шепотом. При необходимости – говорите тихим голосом

  • Следить за влажностью воздуха в помещении

Вдыхайте горячий пар, либо увлажните воздух

  • Полечитесь куриным бульоном

Тепло способствует поддержанию влажности в горле

  • Воздержитесь от приема кофеина и алкоголя

Они обладают подсушивающим действием, что неблагоприятно скажется на голосовых складках.

А также не поднимайте тяжести во время болезни, избегайте физических нагрузок, требующих от вас задержки дыхания.

При первых признаках расстройств голосовых функций обратитесь к оториноларингологу.

В целях профилактики расстройств голосовых складок старайтесь выполнять следующие рекомендации:

  • Перед длительными речевыми нагрузками выполняйте речевые разминки
  • Старайтесь ограничить речевую нагрузку во время болезни
  • Не употребляйте в пищу слишком горячие, холодные или острые блюда
  • Старайтесь не употреблять слишком тяжелую пищу, не переедайте
  • Пейте воду, избегайте продуктов-аллергенов
  • Не злоупотребляйте табаком и алкоголем
  • После голосовой работы старайтесь ходить не очень быстро, чтобы холодный воздух меньше попадал в голосовые пути
  • Не разговаривайте на улице в холодную и дождливую погоду
  • Старайтесь соблюдать режим молчания между уроками
  • Если голос утомлен – съеште лимон, выпейте “Боржоми” и некоторое время помолчите
  • Перестаньте прочищать горло путем откашливания

Лучше попробуйте “проглотить” что-либо. Выполняйте медленные глотательные движения, как будто вы на самом деле проглатываете небольшие кусочки пищи

  • Во время общения в шумной обстановке постарайтесь разговаривать на близком расстоянии. Стойте около собеседника таким образом, чтобы четко видеть его артикуляцию
  • Избегайте раздражающих веществ

Упражнения, способствующие улучшению качества голосоведения.

Цель этих упражнений – подготовить речевой аппарат к работе, снять или предотвратить возможные мышечные зажимы и др.

Проводить упражнения следует в хорошо проветриваемом помещении. Тренироваться рекомендуется утром, до речевой нагрузки, перед уроком, при голосовом утомлении. Каждое упражнение следует повторить 5-10 раз. Упражнения выполняйте несколько раз в день.

  • Вдох через нос, на выдохе замедленно произносим звук “с”
  • Вдох через нос, на выдохе замедленно произносим звук “ш”
  • Вдох через нос, на выдохе замедленно произносим звуки “с-ш” (с плавным переходом от одного звука к другому)
  • Вдох через нос, на выдохе замедленно произносим звук “х”
  • Вдох через нос, на выдохе замедленно произносим звук “в”
  • При постоянном желании откашляться – беззвучно произносите звук “ы” (при задержанном дыхании и закрытом рте с неплотно сжатыми зубами) (при этом в глотке ощущается небольшое напряжение) (2-3 раза в день по 10-12 раз)

Проверьте тип своего дыхания. Для полноценной фонации нам необходимо диафрагмальное дыхание. Его необходимо отрабатывать сначала в положении лежа, затем сидя и только потом стоя с контролем зеркала. Одну руку положите на грудь, другую – на живот (для контроля за движением мышц). При вдохе грудь и плечи должны оставаться неподвижными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Оптимизация голосо-речевой нагрузки воспитателя в процессе образовательной деятельности».

Речевое общение в деятельности педагога является основным средством реализации задач обучения и воспитания. Рабочие инструменты воспитателя — это речь и голос, именно с их...

Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации

Консультация предназначена для воспитателей общеразвивающих и коррекционных групп...

Голосо - речевая нагрузка педагога и пути её оптимизации.

Характер педагогического труда и условия, в которых он осуществляется, предъявляют повышенные требования к голосо-речевой функциональной системе....

"Оптимизация голосо-речевой нагрузки воспитателя в учебно - образовательной деятельности"

Голос и речь воспитателя - важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, а также средство реализации методических и дидактических задач.В условиях, когда количество детей в группе в некотор...

Консультация для педагогов "Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации"

Голос и речь воспитателя — важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками воспитательно-образовательного процесса, а...

Консультация для педагогов " Оптимизация голосо-речевой нагрузки воспитателя в учебно-образователной деятелности"

Речевое общение в деятельности педагога является основным средством реализации задач обучения и воспитания. Рабочие инструменты воспитателя — это речь и  голос, име...

Консультация для педагогов на тему: «Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации»

Цель: оказание теоретической помощи воспитателям в вопросе  голосо-речевой нагрузки в учебно-воспитательном процессе, знакомство со способами оптимизации голосо-речевого режима....