Консультация для педагогов на тему: «Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации»
консультация по коррекционной педагогике

Новоселова Татьяна Александровна

Цель: оказание теоретической помощи воспитателям в вопросе  голосо-речевой нагрузки в учебно-воспитательном процессе, знакомство со способами оптимизации голосо-речевого режима.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Консультация для педагогов

на тему:

«Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации»

Подготовила:

Новоселова Т.А.,

учитель-логопед

Рубцовск, 2022 год

Цель: оказание теоретической помощи воспитателям в вопросе  голосо-речевой нагрузки в учебно-воспитательном процессе, знакомство со способами оптимизации голосо-речевого режима.

Успех воспитательно-образовательного процесса во многом зависит от эмоционального контакта педагога с воспитанниками. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у воспитателя поддержку и будут поняты.

Воспитателю необходимо устанавливать эмоциональный контакт не только с детьми, но и с их родителями, и голос, его суггестивность, богатство интонаций, полетность играют при этом ведущую роль. Речевое общение в деятельности педагога является основным средством реализации задач обучения и воспитания. Рабочие инструменты воспитателя — это речь и голос, именно с их помощью происходит коммуникативное взаимодействие между педагогом и другими участниками воспитательно-образовательного процесса.

В дошкольном возрасте ребенок только начинает овладевать произносительными, лексическими и грамматическими нормами родного языка, его голосо-речевой аппарат находится на стадии развития. При этом, обладая большой способностью к подражанию, он легко перенимает как правильную, так и нарушенную речь окружающих взрослых. Таким образом, дошкольник с его недостаточно сформированным звукопроизношением требует особого внимания к своей речи и достойного примера для подражания.

Кроме того, дети быстро привыкают к определенному стилю педагогического руководства и речевого поведения воспитателя. Четкая, эмоциональная, грамотная, выразительная речь педагога оказывает позитивное влияние на формирование коммуникативных навыков дошкольников, а крикливый, визгливый голос создает неблагоприятный эмоциональный климат в группе детского сада и снижает эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Безусловно, формирование правильных коммуникативных навыков у детей сможет обеспечить воспитатель, который обладает определенными профессиональными знаниями и речевыми умениями, а также имеет представление о развитии речи дошкольников в норме, речевых нарушениях и способах их профилактики.

Помочь воспитателю в избрании стратегий коммуникативного поведения и подборе средств совершенствования собственной речи может учитель-логопед ДОУ.

Известно, что в каждой дошкольной образовательной организации предусмотрен определенный режим дня, подразумевающий рациональное распределение во времени различных видов деятельности и отдыха детей. Следовательно, данный режим определяет и интенсивность голосо-речевой и общепрофессиональной нагрузки воспитателя в течение дня. Именно на воспитателе лежит ответственность за соблюдение расписания НОД, режима бодрствования и отдыха воспитанников, а также режима собственной голосо-речевой нагрузки.

Организация процесса воспитания и содержание воспитательно-образовательной работы в ДОУ требуют от педагога большого диапазона вариативных коммуникативных умений:

  • подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации;
  • изменять силу и интенсивность голоса;
  • использовать эмоционально-выразительные средства речи для создания благоприятной обстановки в группе;
  • стимулировать ситуации коммуникативного взаимодействия между детьми;
  • строить индивидуальное общение с ребенком с учетом его речевых возможностей и личностных особенностей;
  • выбирать речевой материал, соответствующий теме НОД, возрасту и познавательным возможностям детей и др.

Изменение голосо-речевой нагрузки воспитателя в разные режимные моменты

Голосо-речевая нагрузка воспитателя меняется в течение рабочего дня, причем в разные режимные моменты она неоднородна и зависит от ряда факторов: самого режимного момента, способов и средств его организации, стиля профессионального руководства воспитателя, его педагогического мастерства и организаторских умений, степени самостоятельности детей, программы, по которой работает конкретная ДОУ.

Рабочий день воспитателя начинается с приема детей. В ходе данного режимного момента педагог решает разноплановые задачи: формирует у воспитанников положительный настрой, организует игровую деятельность, общается с их родителями. Благозвучная, грамотная, спокойная речь воспитателя обеспечивает доброжелательную обстановку в группе с первых минут пребывания в ней ребенка, помогает вызвать у родителей позитивное отношение к детскому саду, что, в свою очередь, способствует формированию положительного отношения к ДОУ и у детей.

После приема воспитанников в режиме дня следуют: завтрак, непрерывная образовательная деятельность, прогулки, сон и другие режимные моменты. Каждый из них решает ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач и предъявляет определенные требования к голосо-речевым возможностям воспитателя. Например, проведение гимнастики требует от педагога умения хорошо координировать речь и движение, однако очень многие взрослые не в полной мере владеют данной техникой.

Во время приема пищи детьми воспитателю приходится постоянно менять силу и интенсивность своего голоса: то шепотом обращаться к кому-либо из воспитанников, чтобы не отвлекать всю группу, то громко напоминать правила поведения за столом тем, кто неправильно держит столовые приборы, балуется за столом или торопится.

В режиме дня группы четко определено место занятий, их продолжительность и примерная последовательность, предусматривающая смену видов детской деятельности и чередование интенсивности голосо-речевой нагрузки воспитателя.

Организуя непрерывную образовательную деятельность с детьми, воспитатель использует ряд приемов: объяснение, сюрпризный момент, загадки, соревнования, демонстрации, комментарии деятельности воспитанников, ее оценка и др. Немаловажное значение имеет характер этой оценки и советов для поддержания у детей уверенности в своих возможностях, формирования представлений о необходимости качественно выполнять задания, сохранения на занятии доброжелательной эмоционально-положительной атмосферы.

Педагог управляет коллективом детей, контролирует и корригирует их деятельность в ходе бесед, инсценировок сказок, интерактивных игр и просмотра мультфильмов, прослушивания историй и др. В конце каждого мероприятия воспитатель обязательно подводит итоги.

При этом необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребенку, независимо от его участия в мероприятии, ведь эмоциональный контакт со взрослым и оценка деятельности важны для всех детей. Похвала и порицание также требуют от воспитателя отдельных голосо-речевых навыков, важны не только слова, но и интонация, мелодичность голоса, с которой они сказаны.

Огромный воспитательный и развивающий потенциал несут в себе прогулки. Они могут проводиться по-разному: в виде занятий, экскурсий, путешествий, организованных или свободных игр детей и др. В любом случае (даже при свободной игре) педагог активно участвует в коммуникативном взаимодействии детей, стимулируя их речевое общение и совершенствуя их диалогическую и монологическую речь.

Режим дня ДОУ предусматривает две прогулки (в первой и во второй половине дня). Грамотно организованная прогулка выполняет диагностическую и воспитательную функции, т. к. дети, не скованные рамками группы и занятия, проявляют непосредственность, характер и способности.

На прогулке часто проводятся подвижные игры, сопровождаемые кричалками, загадками, потешками, а также наблюдения за сезонными изменениями в природе, погодой, поведением животных и птиц. Воспитатель использует объяснение или беседу, что предполагает сочетание речи и движений, при этом голосовая нагрузка усиливается тем, что работать приходится на свежем воздухе как в теплое, так и в холодное время года.

По наблюдениям, большинство воспитателей более интенсивно используют свой голос на первой прогулке, чем на второй. Так, на утренней прогулке педагоги часто проводят наблюдения за погодой, подвижные игры и игры-инсценировки, во время вечерней прогулки воспитанникам предоставляется больше времени для свободной игры, осуществляется лишь руководство их деятельностью.

Однако часто со второй прогулки детей начинают забирать родители, и воспитателю приходится давать им консультации и напутственные советы, одновременно руководя деятельностью остальных воспитанников, что создает дополнительную нагрузку на голос.

Интересны и познавательны для детей и наименее сложные с точки зрения голосо-речевой нагрузки воспитателя прогулки, проводимые в форме игр-инсценировок и игр-путешествий: например, когда дошкольники выходят на прогулку, воспитатель сообщает им, что добрый волшебник спрятал клад, а педагогу поручил прочитать им подсказки-загадки. Отгадав их, они найдут сокровища. Но если дети будут шуметь и баловаться, то могут не услышать очередную загадку, и найти клад будет очень сложно.

Такой тип прогулки позволяет организовать воспитанников, поддерживать их интерес и не требует от воспитателя постоянного повышения голоса, ведь дети стараются услышать все загадки, выполняют задания «волшебника» и редко нарушают игровой замысел. Однако организация таких прогулок требует дополнительной подготовки, артистизма и специальных навыков воспитательно-образовательной работы, которые доступны не всем педагогам, особенно молодым. Помочь в организации подобных прогулок могут старшие воспитатели и учителя-логопеды ДОУ, обеспечив воспитателя группы сюжетными играми и речевым материалом.

Таким образом, прогулка — время наибольшей нагрузки на голосовой аппарат воспитателя, т. к. работать приходится на улице, сочетая речь и движения, а психоэмоциональное напряжение увеличивается за счет большей свободы детей.

Голосо-речевая нагрузка воспитателя многократно увеличивается при подготовке к различным мероприятиям: утренникам, концертам. Ведь именно воспитателю приходится разучивать с детьми стихи и песни и показывать своим примером, как необходимо выступать перед зрителями. Осиплость, монотонность, нечеткость речи непозволительны, ведь формирование у дошкольников культуры речи является одной из задач профессиональной деятельности педагога, следовательно, передача неправильного речеведения недопустима.

Голосо-речевая нагрузка педагога возрастает и при возникновении в группе внештатных ситуаций (конфликты между детьми, стойкое нежелание выполнять инструкции воспитателя и др.). Такие ситуации чаще возникают в группах, где работают молодые специалисты. Именно начинающие педагоги больше других нуждаются в помощи старших коллег и учителя-логопеда ДОУ по подбору индивидуального стиля коммуникативного поведения, способов снижения нагрузки на речевой аппарат и гигиены голоса, средств активизации и совершенствования речевого общения детей.

Среди задач профессиональной деятельности воспитателя можно выделить непосредственно общение с детьми и организацию их общения. Общение детей — это деятельность, в которой они учатся вести диалог, излагать свои предложения, убеждать, спорить, доказывать, отстаивать свое мнение.

Детские разговоры в младшей и средней группах часто ситуативны. Дети обсуждают ситуацию, которая актуальна для них в данный момент: это сюжет прочитанной на занятии сказки или подготовка группы к празднику. Общение в старших группах часто ведется по поводу происходящих событий. Задача воспитателя — направлять беседу детей, доступно раскрывая смысл и значение фактов окружающей жизни, формируя правильное отношение к ним.

Таким образом, общение педагога с воспитанниками непрерывно и разнообразно. Оно сопровождает все виды деятельности дошкольников на протяжении всего времени пребывания их в ДОУ, и если воспитатель недостаточно владеет своим голосом, то в конце дня его речь становится то хриплой или сиплой, то непомерно тихой, вплоть до шепота, то крикливой, срывающейся, грубой, неприятной для слуха окружающих. Отсутствие в речи воспитателей должной мелодичности и полетности делают ее монотонной и невыразительной.

Правила соблюдения гигиены голоса для воспитателей:

  • поддерживайте постоянно голосовую форму, не допускайте охриплости или неестественного звучания голоса;
  • научитесь отличать неполадки в голосовом аппарате вследствие простуды от неправильного голосообразования;
  • избегайте повышенной голосо-речевой нагрузки даже в состоянии легкой простуды;
  • соблюдайте правила нервно-психической гигиены, включающей мероприятия по снятию эмоционального напряжения, мышечному расслаблению и регуляции общего мышечного тонуса и поддержанию положительного психоэмоционального состояния;
  • говорите динамично, голос должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный орально-назальный резонанс.

Литература

Лихачева, В.Б. Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации [Текст] / В.Б. Лихачева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2016 - №2.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Оптимизация голосо-речевой нагрузки воспитателя в процессе образовательной деятельности».

Речевое общение в деятельности педагога является основным средством реализации задач обучения и воспитания. Рабочие инструменты воспитателя — это речь и голос, именно с их...

Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации

Консультация предназначена для воспитателей общеразвивающих и коррекционных групп...

Голосо - речевая нагрузка педагога и пути её оптимизации.

Характер педагогического труда и условия, в которых он осуществляется, предъявляют повышенные требования к голосо-речевой функциональной системе....

"Оптимизация голосо-речевой нагрузки воспитателя в учебно - образовательной деятельности"

Голос и речь воспитателя - важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, а также средство реализации методических и дидактических задач.В условиях, когда количество детей в группе в некотор...

Методический час.Консультация. "Голосово-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации"

​Основным рабочим инструментом воспитателя является голос, ведь именно с помощью голоса происходит коммуникативное взаимодействие между воспитателем и детьми, воспитателем и родителями, воспитателем и...

Консультация для педагогов "Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации"

Голос и речь воспитателя — важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками воспитательно-образовательного процесса, а...

Консультация для педагогов " Оптимизация голосо-речевой нагрузки воспитателя в учебно-образователной деятелности"

Речевое общение в деятельности педагога является основным средством реализации задач обучения и воспитания. Рабочие инструменты воспитателя — это речь и  голос, име...