Голосо - речевая нагрузка педагога и пути её оптимизации.
статья на тему

Кондратьева Галина Васильевна

Характер педагогического труда и условия, в которых он осуществляется, предъявляют повышенные требования к голосо-речевой функциональной системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goloso-rech_konsult_dlya_akademii.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Голосо - речевая нагрузка педагога и пути её оптимизации.

Характер педагогического труда и условия, в которых он осуществляется, предъявляют повышенные требования к голосо-речевой функциональной системе.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ГОЛОСА ПЕДАГОГА:

• достаточный уровень громкости;

• большая устойчивость и способность выдерживать длительную нагрузку;

• широкий динамический диапазон;

• разнообразие тембра;

• благозвучность;

• полетность;

• суггестивность;

• адаптивность к профессиональным ситуациям;

• гибкость и выносливость.

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ГОЛОС ПЕДАГОГА:

• большое количество воспитанников в группе;

• постоянные гул и шум, создаваемые детьми;

• большое количество занятий;

• поочередное пребывание то в помещении, то на воздухе;

• жесткий режим дня;

• отсутствие возможности проводить релаксационные упражнения в течение рабочей смены;

• хронические эмоциональные перегрузки;

• стрессогенность воспитательно-образовательной среды.

Эти и другие факторы не только негативно влияют на голосо-речевую систему воспитателей, но и сказываются на психологическом климате группы, а значит, на формировании взаимоотношений педагога с детьми и воспитанников друг с другом.

Использование общепедагогических и специальных методов и приемов, направленных на сохранение и укрепление голоса, минимизацию голосовой нагрузки в течение рабочего дня, — залог успешной деятельности педагога. Профессионально сформированный, поставленный голос в полной мере обеспечит вербальную сторону общения.

Рассмотрим подробнее общепедагогические методы и приемы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателя в разные режимные моменты.

Прием детей в группу

Для снижения голосо-речевой и психоэмоциональной нагрузки при приеме детей:

• размещайте на стендах группы памятки для родителей о том, как нужно готовить детей к детскому саду после выходных или болезни, как успокоить плачущего ребенка;

• используйте отвлекающие игры типа «Зайка, зайка убегает, маму на работу провожает»;

• разговаривайте с родителями негромко, используя суггестивность голоса и создавая положительный эмоциональный фон для общения.

Первая половина дня

Занятия с детьми носят преимущественно игровой характер. Допускается организация деятельности дошкольников не только за столами, но и на ковре, стоя, сидя, лежа. Место занятий в режиме ДОУ, их длительность четко определены, предусматривается смена детской деятельности.

Со сменой вида деятельности меняется и голосо-речевая нагрузка воспитателя.

При реализации коммуникативной функции речи для воспитателя ДОУ большое значение имеет владение невербальными средствами общения, особенно с детьми младшего дошкольного возраста. Для них гораздо большую эмоциональную нагрузку несет интонация взрослого, его взгляд, улыбка, жест, чем слова.

Применение чрезмерно громкой речи и переход на крик на занятиях недопустимы, т. к. это не только не организует детей, но и создает неблагоприятный эмоциональный фон, что снижает усвоение дошкольниками программного материала. Вместе с тем форсирование, повышение воспитателем голоса, приводит к его перенапряжению и срыву, а следовательно, к риску возникновения профессиональных заболеваний голосового аппарата.

Для снижения голосо-речевой нагрузки на занятиях:

• создайте знаковую систему общения с детьми в группе, придумайте совместно с ними сигналы (например: если зазвенит колокольчик — садимся за столики; если воспитатель взял фонарик — бежим на ковер, начинается физкультминутка и др.);

• используйте современный, подобранный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников дидактический материал, который вызовет у них интерес и организует их деятельность;

• постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомимические и другие средства при возникновении в группе шумных ситуаций (не пытайтесь перекричать детей, привлеките их внимание каким-либо способом, тогда воспитанники начнут успокаиваться, и в группе установится тишина);

• назначайте наиболее активных воспитанников своими помощниками, дежурными, которые помогут организовать уборку игрушек, подготовить группу к занятию, первыми водят в играх, выполняют простые поручения;

• включайте на занятиях фрагменты мультфильмов, видеоролики с компьютерными героями, произносящими определенные инструкции, фонограммы голосов дикторов.

Фонограммы, записанные голосами профессионалов, станут для дошкольников образцом грамотной, красивой речи. Но не увлекайтесь использованием технических средств на занятиях. Помните, что только живое слово педагога может передать детям все краски, яркость и выразительность русского литературного языка.

Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце занятия, когда нужно подвести итоги, активизируйте речевую деятельность детей. Попросите их рассказать, что им понравилось. Напомните основные моменты занятия с помощью рисунка на листе бумаги, слайдов или схемы в электронном формате (например, в виде домиков или вагончиков паровозика).

Для снижения голосо-речевой нагрузки в ходе самостоятельной деятельности детей:

• не отвлекайтесь на посторонние дела, наблюдая и контролируя деятельность воспитанников;

• делите их на микрогруппы и формируйте сюжет игры для каждой из них;

• привлекайте внимание детей с помощью красивой мелодии, сигнальных карточек, красочных игрушек, а не повышением голоса;

• напоминайте воспитанникам по окончании самостоятельной деятельности, что нужно убрать игрушки — но не криком, находясь в другом углу помещения, а с помощью разных педагогических приемов.

Сбор детей на прогулку и сама прогулка — важные режимные моменты.

В качестве способов снижения голосо-речевого напряжения на прогулках можно предложить выполнение особых упражнений, координирующих дыхание, фонацию и артикуляцию, а также специальную подготовку детей к прогулкам, в т. ч. выработку системы жестов и знаков. Например, предложите воспитанникам представить, что воспитатель — это регулировщик. Когда он поднимает правую руку вверх — надо подойти к нему; когда поднимает обе руки вверх — построиться парами и идти в группу; когда разводит прямые руки в стороны — можно самостоятельно поиграть на площадке и т. д. Для быстрого построения воспитанников парами используйте игры «Ручеек» или «Золотые ворота».

Чем интереснее проводятся прогулки для детей, чем лучше организована их деятельность, тем меньше психофизиологическая нагрузка воспитателя и тем реже ему приходится повышать голос.

Во время обеда и слова, и тон, и улыбка воспитателя должны способствовать созданию комфортного психологического климата в группе. В то же время дети осваивают элементарные этические нормы, а произнесенные педагогом названия ингредиентов блюд развивают их словарный запас.

Подготовка ко сну также предусматривает речевое взаимодействие с детьми. Как правило, они засыпают не сразу: приходится прочитать им сказку, с мягкой настойчивостью попросить тишины, спеть колыбельную песенку. Здесь большое значение имеет мелодичность и суггестивность речи воспитателя.

Вторая половина дня

После полдника, как правило, проводятся подвижные игры, игры-драматизации или прогулка. Часто воспитатель готовит детей к различным праздникам, разучивает с ними стихи, песни. Здесь он демонстрирует не только речевое, но и вокальное мастерство, умение имитировать голоса разных персонажей и животных, что требует дополнительной голосо-речевой подготовки.

Во второй половине дня детей начинают постепенно забирать родители, и с каждым из них воспитатель проводит беседу, комментирует поведение ребенка, делится своими наблюдениями, дает советы, рекомендации. Общение с родителями требует от педагога безукоризненного владения своим голосом: ничто не должно показать усталость или тревогу, иначе ухудшится коммуникативное взаимодействие между участниками образовательных отношений.

Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце рабочего дня:

• организуйте с детьми тихую игру или почитайте сказку;

• предложите им вспомнить названия овощей, фруктов, предметов мебели или подвести итоги дня;

• выполните упражнения на релаксацию.

Умение проводить тихие игры с дошкольниками и саморелаксацию позволят снизить усталость, следовательно, уменьшить напряжение голосового аппарата.

Таким образом, в течение всего рабочего дня воспитатель испытывает большую голосо-речевую нагрузку.

Важно отметить, что на состоянии голоса также отрицательно сказывается влияние и других факторов: возрастные изменения, происходящие с гортанью, различные патологические процессы, протекающие не только в органах голосообразования, но и во всем организме, внешние факторы макро- и микроклимата (повышенная влажность, сквозняки, курение, злоупотребление слишком острой или горячей пищей и т. д.

ПРАВИЛА  СОБЛЮДЕНИЯ  ГИГИЕНЫ  ГОЛОСА  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

• поддерживайте постоянно голосовую форму, не допускайте охриплости или неестественного звучания голоса;

• научитесь отличать неполадки в голосовом аппарате вследствие простуды от неправильного голосообразования;

• избегайте повышенной голосо-речевой нагрузки даже в состоянии легкой простуды;

• соблюдайте правила нервно-психической гигиены, включающей мероприятия по снятию эмоционального напряжения, мышечному • расслаблению и регуляции общего мышечного тонуса и поддержанию положительного психоэмоционального состояния;

• говорите динамично, голос должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный орально-назальный резонанс.

Для здоровой, нормальной работы голосового аппарата необходима, спокойная атмосфера нормального психологического климата, доброжелательности, что исключает нервно-психические травмы и срывы. Важно знание и соблюдение правил нервно-психической гигиены, включающей мероприятия, укрепляющие и охраняющие нервно-психическую сферу.

Необходимо "разогревать" и "остужать" свой голос. Перед работой можно выполнить разминку, вибрационный массаж гортани и голосовую гимнастику. После большой голосовой нагрузки хорошо сделать дыхательную гимнастику.

Говорить нужно динамично, монотонная речь быстро утомляет голосовые складки, да и окружающим трудно слушать маловыразительную немодулированную речь.. Шептать и кричать - вредно. При шёпоте голосовые складки вовсе не вибрируют, а звук образуется за счет шума. При длительном использовании шёпотной речи формируется неправильный механизм голосообразования.

Помимо использования общепедагогических методов и приемов, необходимо знать и использовать специальные дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, приемы для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, выработки рациональных способов голосоподачи и голосоведения.

Комплекс упражнений, позволяющих развивать силу и выносливость голоса, а также совершенствовать другие голосо-речевые навыки.

Дыхание - это энергетическая база речи, поэтому первой "ступенькой" в работе над выразительной речью является развитие физиологического и фонационного дыхания. Для этого выполняются следующие упражнения: встать прямо и спокойно дышать, положив одну руку на живот, для контроля движений диафрагмы, а другую - сбоку на рёбра, для контроля движений грудной клетки. Сначала выполняем вдох через нос и плавный бесшумный выдох через нос, потом между вдохом и выдохом делаем небольшую задержку (2 с.), а затем осуществляем вдох через нос и выдох через рот.

1) Выполняем вдох через нос, а на выдохе считаем сначала до 5, а затем удлиняем выдох до 10 и 15.

2) Выдыхаем воздух через суженное ротовое отверстие сильной струёй, как будто дуем на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы "пламя заколыхалось" и держим его в таком положении до конца выдоха.

3) Долго произносим звук [м], направляя его как бы в маску, с целью, нахождения для себя наиболее оптимального, удобного звучания. Упражнение должно выполняться свободно, без напряжения, чтобы мышцы шеи, плечевого пояса, живота были расслаблены. Данное упражнение в сочетании с постукивающим движением пальцев называется вибрационным гигиеническим массажем и служит для настройки речевого аппарата на звучание, активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица.

Массаж делается постукивающими движениями пальцев при одновременном озвучивании сонорных согласных:

1. постукивание кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая звук "мммм";

2. кончиками пальцев от спинки носа к ушам, озвучивая звук "мммм";

 3. кончиками пальцев под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам, озвучивая звук "ввввв";

4. кончиками пальцев подбородка, озвучивая звук "зззззз";

5. кончиками пальцев области груди, озвучивая согласный "ддддд".

6) Произносим слоги "ра-ра, ра-ро, ра-ру, ра-рэ, ра-ры" с поворотами головы то вправо, то влево. Данное упражнение служит для активизации и тренировки мышц гортани.

 Гимнастика оказывает следующее воздействие на организм человека: снимает нервное напряжение, головокружения, ощущения "тяжести в голове"; активизирует носовое дыхание; способствует восстановлению голоса при его потере в момент общей усталости и др

Для тренировки мышц артикуляционного аппарата, мы все выполняем комплексы артикуляционной гимнастики, которые оформлены в виде "сказок о весёлом язычке". Комплексы можно выполнять вместе с детьми.

Для развития силы голоса можно предложить следующее:  произносить звук [у], имитируя различные ситуации:

  • гудит пароход, который находится далеко в море;
  • гудит пароход, который стоит у причала;
  • свистит паровоз, который подходит к станции;

свистит электричка, которая проносится мимо станции.                    Изменение высоты голоса - одно из наиболее значительных орудий его выразительности. Высота голоса создает мелодику тона, которая окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной. Для тренировки умения менять высоту голоса полезны следующие упражнения:

"Колокол" - "раскачиваем колокол", одновременно произнося звукосочетания на заданной высоте; сначала "мы раскачиваем небольшой колокол", произнося дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем - "массивный колокол", произнося бом-бом-бом низким голосом, затем - "бубенчики", произнося динь-дон-динь-дон-динь-дон высоким голосом.

"Генератор звука" - тянем гласные звуки [а], [о], [у], постепенно изменяя высоту голоса, как будто поворачиваем ручку звукового генератора

"Инопланетянин" - попеременно произносим звуки [у], [и], при этом звук [у] произносился низким голосом, а [и] - высоким

"Шагаем по ступенькам" - произносим фразы "Первый этаж, второй этаж: седьмой этаж", постепенно повышая свой голос, как бы шагаем по ступенькам

Для тренировки темпа речи рекомендуются последующий комплекс:

прочитать скороговорку: "Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб в борщ" в том темпе, который подсказывает ситуация, а ситуации следующие:

  • вы диктуете нерадивому ученику данное сообщение.
  • вы рассказываете данную новость хорошему другу в неторопливой беседе.
  • вы рассказываете данное сообщение большой аудитории.
  • вы рассказываете данную новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.

Встать прямо, расслабиться, на медленном выдохе передать стук колес поезда в разном темпе:

  • поезд отходит от станции: тук-тук-тук-тук:
  • прибавляет ход: туктуктуктуктук:
  • мчится быстрее: так-чики,так-чики,так-чики.так-чики:
  • замедляет ход: туктуктук-тук-тук-тук

 Для того, чтобы речь педагога была благозвучной и выразительной необходимо согласованное взаимодействие всех компонентов речевого анализатора: хорошее речевое дыхание, чёткая артикуляция, богатая интонация.

Далее предложены упражнения на развитие всей мелодико-интонационной стороны речи:

  • Произнести с интонациями радости, удивления, восхищения скороговорку:

Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки.

  • Произнести с интонациями порицания, печали, безразличия скороговорку:

Зимой бы съел грибок, да снег глубок.

  • Произнести с вопросительной интонацией скороговорки:

Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы?

Проворонила ворона вороненка?

Около колодца кольцо не найдется?

Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна. Требуется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные упражнения могут привести к болезненным последствиям. При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обратиться к врачу фониатру. Мы надеемся, что предложенный комплекс упражнений поможет практикующим воспитателям совершенствовать свои голосо-речевые возможности, что повысит эффективность их работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Оптимизация голосо-речевой нагрузки воспитателя в процессе образовательной деятельности».

Речевое общение в деятельности педагога является основным средством реализации задач обучения и воспитания. Рабочие инструменты воспитателя — это речь и голос, именно с их...

Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации

Консультация предназначена для воспитателей общеразвивающих и коррекционных групп...

"Оптимизация голосо-речевой нагрузки воспитателя в учебно - образовательной деятельности"

Голос и речь воспитателя - важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, а также средство реализации методических и дидактических задач.В условиях, когда количество детей в группе в некотор...

Методический час.Консультация. "Голосово-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации"

​Основным рабочим инструментом воспитателя является голос, ведь именно с помощью голоса происходит коммуникативное взаимодействие между воспитателем и детьми, воспитателем и родителями, воспитателем и...

Консультация для педагогов "Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации"

Голос и речь воспитателя — важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками воспитательно-образовательного процесса, а...

Консультация для педагогов «Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации»

     Голос и речь воспитателя — важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками ...

Консультация для педагогов " Оптимизация голосо-речевой нагрузки воспитателя в учебно-образователной деятелности"

Речевое общение в деятельности педагога является основным средством реализации задач обучения и воспитания. Рабочие инструменты воспитателя — это речь и  голос, име...