Игры в паре
консультация по теме

Сысолятина Ольга Валерьевна

"ИГРЫ В ПАРЕ".

Картотека игр в паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_v_pare.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 комбинированного вида

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

«ИГРЫ В ПАРЕ»

Консультация для педагогов

Подготовила:

  Сысолятина О.В.

2017 г.

Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться. Несмотря на то что данное умение в полной мере реализуется во взрослой жизни, его значение достаточно велико и в дошкольном возрасте. От уровня сформированности у дошкольников умения договариваться во многом зависит их адаптация в коллективе сверстников в группе ДОО, эффективность воспитательно - образовательной работы.

В ФГОС ДО, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее направление развития ребенка. В качестве одного из компонентов оно включает совершенствование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности с ними.

Данный процесс должен быть направлен на целостную систему целевых ориентиров, связанных с получением ребенком разнообразного позитивного коммуникативного опыта и развитием у него различных коммуникативных умений.

Умение взаимодействовать в паре – одно из важнейших. Оно имеет особую коммуникативную и деятельностную природу, особую значимость. Чтобы понять эту особенность, необходимо вспомнить, какие стороны общения выделяют психологи.

В классической социальной психологии в общении выделяют три стороны, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:

- коммуникативная – связана с передачей информации (обеспечивается речевым развитием ребенка);

- перцептивная – связана с пониманием и познанием другого человека (является естественным результатом общения);

- интерактивная – связана с обеспечением взаимодействия и совместной деятельности людей.

Отсюда следует, что взаимодействие в паре – это вид совместной деятельности людей, который обеспечивается общением, без него существовать не может, и это общение должно быть направлено на обеспечение успешности этого взаимодействия.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СЛИТНЫЙ, ЦЕЛОСТНЫЙ ПРОЦЕСС СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ.

Значение развития в дошкольном возрасте умения взаимодействовать в паре велико. Во-первых, оно является видом совместной деятельности, развивает социальность ребенка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми в процессе достижения социальных, в т. ч. производственных, целей.

Во-вторых, умение взаимодействовать в паре готовит дошкольника к взаимодействию в группе.

В-третьих, создает условия для развития социальных мотивов поведения. Дети учатся подчинять свои личные сиюминутные интересы цели совместной деятельности пары.

В-четвертых, ребенок получает опыт «лидерства – сотрудничества - подчинения», а именно: возможность вести за собой, настаивать на своей позиции, либо взаимодействовать на равных, либо подчиняться. Причем эти три вида опыта одинаковы важны.

В-пятых, развиваются многие коммуникативные умения, например, умение слушать другого, формулировать и объяснять свою позицию, договариваться, поддерживать и т.д.

Для того чтобы обоснованно подходить к развитию у дошкольника навыков взаимодействия в паре, следует ответить на вопрос: какое коммуникативное умение является здесь центральным, системообразующим в обеспечении того, чтобы пара продуктивно достигла цели совместной деятельности? С нашей точки зрения, это умение договариваться о предмете и способе деятельности – другими словами, «что делать?» и «как делать?».

Чтобы к началу школьного возраста это умение было освоено, его развитие должно осуществляться постепенно и пройти в дошкольном периоде три этапа.

Первый этап – 4-5 лет (средняя группа) – должен быть направлен на то, чтобы дети получили позитивный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого.

Второй этап – 5-6 лет (старшая группа) – заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.

Третий этап – 6-7 лет (подготовительная к школе группа) – должен обеспечивать получение воспитанниками опыта осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности.

Суть и качественное отличие третьего этапа от предыдущих состоит в следующем: на этом этапе должны быть созданы условия для того, чтобы воспитанники самостоятельно осознали необходимость и важность договора для достижения цели совместной деятельности, осознали и то, о чем следует договориться (что мы будем делать вместе (общая цель), кто и что будет делать (функции каждого), как, каким образом (способ деятельности).

Условием того, что дошкольники осознают необходимость договора, а также реально договорятся между собой в процессе деятельности, является предварительная работа взрослого. Она должна акцентировать важность договора пары для того, чтобы цель совместной деятельности была достигнута, побуждать пару к договору.

Соответственно, в рамках третьего этапа – развивающей работы воспитанников 6-7 лет – целесообразно выделить два подпункта.

Первый условно может быть назван как договор пары воспитанников по побуждению взрослого. Методический контур его состоит в следующем.

Перед группой воспитанников ставится общая цель. Например, сделать макет «Зима в лесу», причем выполнить это задание достаточно быстро. Для этого воспитанники разбиваются на пары, и каждая пара делает свои элементы, которые затем составят общую картину (макет, композицию).

Они выбирают группу предметов (например, зайчиков, белочек, волков, медведей, снеговиков, лесников, избушки, снегирей, синичек и т.д.) и приступают к работе.

В зависимости от достигнутого социально-коммуникативного уровня развития воспитанников педагог либо говорит каждой паре, что им надо договорится о том, как, что и как будет делать, либо задает вопрос, о чем им надо договорится, чтобы успешно выполнить работу. При этом контролирует, чтобы последовательно прозвучали ответы на вопросы «Кто?», «Что?» и «Как?».

После того как все пары участников завершат свою работу, педагог помещает изготовленные предметы на общую картину, эмоционально, позитивно оценивает результат и задает каждой паре воспитанников вопросы: о чем они договорились, понравилось ли им работать вместе и т.д.

Полученная общая картина оценивается как красивая, оригинальная; подчеркивается, что она сделана так успешно и быстро благодаря результативной и быстрой работе пар воспитанников и тому, что участники договорились о том, кто, что и как будет делать.

Второй подпункт условно может быть назван самостоятельным осознанным договором пары воспитанников.

 Методический контур занятия состоит в следующем.

После содержательного введения в ситуацию воспитанникам показываются предметы, которые составляют пару: похожие или одинаковые по каким-то параметрам, но различающиеся по одному признаку (например, варежки, сапожки). Могут быто и предметы, которые в большинстве случае одинаковы (например, чашки, тарелки из сервиза).

Пары воспитанников получают задание изготовить (сделать аппликацию из предложенных элементов, раскрасить заготовку и т.д.) два предмета так, чтобы они составили пару, были похожими, например, цветом и узором, а отличались только одним признаком: например, тем, что один сапожок надевают на правую, другой – на левую ногу. Педагог наблюдает за тем, как воспитанники начинают работу. Если видит непонимание, замешательство, то говорит: «Мы обсудили, что вам нужно сделать, но не сказали, как. Об этом вам надо догадаться самим».

СОГЛАСНО ФГОС ДО СРЕДИ ПРОЧИХ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УКАЗЫВАЕТСЯ НА ТО, ЧТО РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ УСТАНОВКОЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ, ДРУГИМ ЛЮДЯМ И САМОМУ СЕБЕ, ЧУВСТВОМ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА; АКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ, УЧАВСТВОВАТЬ В СОВМЕСТНЫХ ИГРАХ, БЫТЬ СПОСОБНЫМ ДОГОВАРИВАТЬСЯ, УЧИТЫВАТЬ ИНТЕРЕСЫ И ЧУВСТВА ДРУГИХ, СОПЕРЕЖИВАТЬ НЕУДАЧАМ И РАДОВАТЬСЯ УСПЕХАМ ДРУГИХ, АДЕКВАТНО ПРОЯВЛЯТЬ СВОИ ЧУВСТВА, В Т.Ч. ЧУВСТВО ВЕРЫ В СЕБЯ, СТАРАТЬСЯ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ.

После выполнения задания воспитанники приглашаются в общий круг. Каждая пара воспитанников показывает свои изделия, отвечает на вопросы:

- Составляют ли эти предметы пару (в нашем случае сапожки)?

- Если да, то расскажите, что вы сделали, чтобы они получились одной пары.

- Если нет, объясните, почему не составляют пару.

В большинстве случаев можно выделить две модели договора в паре:

- «ведущий - ведомый»: лидер (ведущий) начинает рисовать элемент, ведомый ждет, а затем повторяет элемент лидера;

- «паритетные отношения»: воспитанники договариваются, кто какой элемент рисует, затем каждый участник в паре повторяет элемент партнера, при этом они меняются либо карандашами, либо заготовками.

Если все пары воспитанников договорились, то изделия вывешиваются на один стенд и педагог заключает, что они получились парными, т.е. похожими цветом и узором благодаря тому, что участники каждой пары договорились о том, кто, что и как будет рисовать. Педагог может задать вопрос: «Чему мы научились на занятии?», побуждая тем самым воспитанников к выводу о том, что они «научились договариваться».

Если нашлись участник, которые не договорились и изготовили непарные, разные изделия, то после обсуждения в общем кругу все пары получают задания еще раз сделать такие же изделия, но уже другого цвета и узора.

Далее изделия демонстрируются в общем кругу и вывешиваются на стенд.

КАРТОТЕКА ИГР В ПАРЕ

 «Сиамские близнецы» 

Цель: развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия.

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д. Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.

«Слепой и Поводырь» 

Цель: развитие межличностного доверия, умения чувствовать других. 

Дети разбиваются на пары. Один - «слепой», другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. «Слепой» с закрытыми глазами встает сзади «поводыря» и держится одной рукой за его плечо. Цель поводыря – провести слепого так, чтобы тот не упал, не споткнулся, не ушибся. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Затем траектория и скорость движения увеличивайся. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.

 «Кенгуру»

Цель: отработать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы. 

Участники делятся на пары. Один из них кенгуру – стоит, другой – кенгуренок – сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т.д. На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем - партнерами. Обсуждение: Участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей. Затем они обсуждают области применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с тревожными детьми.

 «Пара»

Упражнение проводится в паре. Один человек – правая рука, другой – левая рука. Задача пары – вырезать из бумаги фигуру, предложенную ведущим. (трафарет звезды, листочка, облако…). По завершении оцениваются правильность и быстрота работы, насколько пара слаженно работала.

«Слепой автомобиль»

Упражнение в парах. Встаньте друг за другом. Тот, кто сзади – «шофер». Стоящий впереди должен закрыть глаза, а «водитель» должен управлять всеми движениями «слепого автомобиля», употребляя определенные сигналы:  когда он нажимает пальцами на позвоночник партнера, это означает, что тот должен «ехать» прямо;  когда он нажимает на левое плечо, это означает – «поверни на лево»; когда он нажимает на правое плечо, это означает – «поверни на право», чем больше при нажатии подается вперед плечо, тем круче должен быть поворот); когда «водитель» кладет ладонь на затылок впередистоящего, это означает, что тот должен «подать назад»; когда «водитель» убирает руку, и вообще не трогает автомобиль, это значит – «стоп»; когда «водитель» усиливает давление, это означает – «быстрее». Повторите сигналы еще раз. Каждый «водитель» отвечает за безопасность своего «автомобиля».

 «Статуи»

Образуйте пары, в которых один становится участником «А», а другой – участником «Б». Встаньте друг напротив друга так, чтобы между вами было расстояние примерно в полтора метра. «А» должен закрыть глаза и постоять так примерно одну минуту. В это время «Б» принимает какую-нибудь позу и замирает, превратившись в «статую». А теперь я скажу, что должен делать «А». Не открывая глаз, они осторожно идут вперед и пытаются определить наощупь положение тела своего партнера. (1 минута). После этого «А» - по – прежнему, не открывая глаз – должны вернуться на свое место и скопировать позу партнера. Все это время «статуя - оригинал» стоит, не двигаясь (1 минута).

 «Совместный рисунок»

Один из пары рисует левую сторону рисунка, другой – правую. Должно получиться гармоничное, цельное изображение.

«Нос к носу»

Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.

Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде взрослого, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя. «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

                                                                

«Опиши друга»

Цель: развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям.

Содержание. С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

«Построим город»

Цель: развитие умения конструктивного взаимодействия, умение договариваться, планировать действия.

Оснащение: конструктор.

 С помощью считалки выбирается двое детей – «архитектор» и «начальник стройки». Задача «архитектора» - рассказать «начальнику стройки», какой город нужно построить. Например,

- В этом городе планируется семь строек. В центре города должна быть двухэтажная больница. Справа от больницы - улица, в начале которой три пятиэтажных дома. Слева – одноэтажный магазин. За больницей – трехэтажная школа. Перед больницей – библиотека.

«Начальник стройки», учитывая личностные особенности детей, распределяет роли и объясняет каждому участнику, что и почему он будет строить. Например, Коля и Алеша будут строить дом, потому что у них это хорошо получается. Таня с Леной и Людой построят библиотеку, потому что они любят книжки читать….

Когда строительство будет закончено, «начальник стройки» благодарит всех за работу, а «архитектор» оценивает правильность выполнения заданной постройки.

«Диалоги»

Цель: умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами.

 

Участники разбиваются на пары.

Воспитатель предлагает каждой паре побеседовать на тему «Мое любимое время года» («Лучший день» «День рождения» и др.) и запомнить, о чем рассказал партнер.

В течение 3 -5 минут участники общаются.

Затем по условному сигналу разговоры прекращаются, и дети меняются парами. Им дается второе задание –рассказать друг другу то, что услышали от предыдущих собеседников.

«Попроси игрушку»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Группа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой (№ 2) должен попросить этот предмет.

Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».

Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическая игра "Найди пару"

Дидактическая игра направленная на развитие фонематического слуха, дифференциацию сходных по звучанию звуков и автоматизацию их в словах. Игра проводится как на занятиях логопеда , так и в свободной д...

Дидактическая игра «Найди пару».

Цель: изучить знания детей  о предметах, облегчающих труд человека в быту....

Дидактическая игра «Найди пару»

Научить детей определять назначение предметов,устанавливать причинно-следственные связи между явлением окружающей жизни и предметов...

Интерактивная игра "Собери пары"

Учим детей группировать предметы в логические пары...

Дидактическая игра "Составь пары предметных картинок". 2 мл. группа

Дидактическая игра "Составь пары предметных картинок"...

Игры со стихами - игры в парах

В данной статье изложены методические приемы по развитию у детей с ОНР чувства метроритма. Играя в парах дети разучивают стихи, учатся общаться со сверстниками. На первый взгляд - незатейливые игры! А...