Доклад "Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"
материал на тему
Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание историческим переемственности поколений, сохронение, распростронение и развитию национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию, воспитания патриотом Россия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_patriot.docx | 441.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38
Тема: «Современные подходы к нравственно – патриотическому воспитанию у дошкольников»
Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 38
Шарафан Ольги Григорьевны
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Эта проблема впала из поля зрения значительной части ученных и практиков более чем на десять лет.
Теме: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» я уделяю особое внимание не случайно, так как считаю, что на сегодняшний день это одно из самых важнейших направлений образовательной политики, что и подтверждает государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.
Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- учить детей ориентироваться в природной среде обитания используя краеведческий принцип образования дошкольников;
- приобщать детей к духовно – нравственным традициям русского народа.
Воспитательные:
- зажечь искорку любви и интереса к жизни своего народа в разное историческое время, к его истории, природе, к возрождению национальной культуры России;
- воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, уважения к семейным традициям;
- формировать чувство толерантности – уважения к другим народам, их традициям;
Развивающие:
- Развивать у дошкольников интеллект, образно – наглядное мышление, творческие способности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Эти задачи я решаю через все виды деятельности: на занятиях, в игре, в труде, в быту. Так как нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, которые начинаются у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому я, прежде всего, наладила тесный контакт с родителями своих воспитанников, беседуя с которыми я пришла к выводу, что в современных условиях стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. И именно сегодня, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. А любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.
Воспитывая детей на событиях тесно связанных с историей родного края, с его природой, культурой, бытом людей живущих рядом, мы тем самым, формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости за свой край.
На протяжении всего пребывания воспитанников в детском саду, я формировала у них потребность в использовании национального фольклора в повседневной жизнедеятельности. Начиная с младшего возраста, я использовала в своей работе фольклор во всех режимных моментах, до сих пор пою им колыбельные песни во время укладывания спать. И уже сейчас мои воспитанники поют их своим младшим братишкам и сестренкам, что приятно удивляет и радует их родителей. Присутствуя на фольклорных праздниках, дети слушают русские народные песни, очень любят играть в русские народные игры, с удовольствием водят хороводы, поют народные песни в свободной деятельности.
Работая над решением этих задач я придерживаюсь личностно – ориентированной модели воспитания. В своей работе с детьми я придерживаюсь положения: «не рядом», «не над», «а вместе!», цель которого - содействовать становлению ребенка как личности.
Каждое свое занятие я провожу в форме игры, соединяя «Дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка», и тогда я уверена, играя, дети не только многому обучатся, не только сохранят свое здоровье, но и выйдут в жизнь с установкой, что в любой работе можно увидеть интерес и выполнять её с желанием, то есть со стремлением к качеству.
В каждом занятии я поддерживаю атмосферу постоянного поиска, создаю ситуации, побуждающие детей к творческому решению проблемы, предоставляю им возможность различных решений предложенной проблемы.
Выполняя задания, дети постоянно двигаются, многократно меняя место выполнения, обязательным элементом каждого занятия являются физминутки, позволяющие детям снять напряжение, если таковое имелось, или переключиться с одного вида деятельности на другой, что и позволило мне добиться в образовательной деятельности высоких и стабильных результатов.
Работа патриотическому воспитанию проходит с широким использование педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов. При подборе произведений придерживаюсь принципов: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Знакомство с двором, улицей, районов, где живет ребенок, способствует формированию у него представлений о родной станице, крае и стране.
Знакомство детей с родной станицей и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Необходимо воспитывать ребенка любовь к родному дому, и прежде всего дошкольник должен получить представление о доме как общечеловеческой ценности. Малыш должен понимать, что иметь свой дом – большое благо. Ребенок должен осознать себя членом семьи неотьемленной частью малой родины, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
воспитывать в детях чувства любви к Родине.
Будучи убежденной, в том, что большое влияние на становление ребёнка оказывает его семейное окружение, с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ я налаживала тесный контакт с родителями своих воспитанников, что позволило решать сразу несколько задач для становления ребёнка как личности:
- развитие детского доверия к миру;
- чувство радости существования;
- формирование начал личности;
- развитие индивидуальности ребёнка.
Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Девизом группы являются слова: «Родитель в группе не гость, а полноправный член коллектива»
Участие родителей в жизни детского сада помогает им ближе увидеть мир с позиции ребёнка, позволяет преодолеть авторитаризм и относиться к ребёнку, как к равному; заметить изменения в развитии своего ребёнка и понять, что не следует сравнивать его с другими детьми; знать сильные и слабые стороны своего ребёнка, учитывать их, радоваться личному росту сына или дочери; установить доверительные отношения с ребёнком, проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Выстраивая таким образом совместную деятельность с родителями воспитанников мне удалось достичь следующих результатов:
- установлены партнёрские и доверительные отношения с родителями;
- родители проявляют искреннюю заинтересованность жизнью ребёнка в детском саду;
- принимают активное участие в жизни группы и детского сада;
- являются активными партнёрами в воспитательно-образовательном процессе, понимая, что это необходимо их детям;
- оказывают финансовую поддержку в создании предметно-развивающей среды группы.
Все это способствует созданию единого пространства для нормального развития ребёнка.
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше не же ли раньше знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны российской жизни, которых ещё лет двенадцать назад просто не замечали. Мы стали ответственней.
Чем образованней, требовательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и происходящих событиях, тем легче уму.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтапно-творческий план по самообразованию "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через искусство"
Поэтапно-творческий план по самообразованию воспитателя подготовительной группы....
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....
Сообощение из опыта работы.Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которые не казались бы ребенку чрезмерно назидательными. Главной целью дошк...
Доклад на тему:"Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников".
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравст...
«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через познавательное развитие».
Консультация для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....
«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
консультация для педагогов об современных методах нравственно-патриотического воспитаня в старшей группе...
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Патриотическое воспитание подрастающего поколения-одна из самых актуальных задач нашего времени.Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы.Это касается нравственных ценностей ,отнош...