«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
консультация (старшая группа)
консультация для педагогов об современных методах нравственно-патриотического воспитаня в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Карымкарская СОШ» ДО
Консультация для педагогов
«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Воспитатель старшей группы: Кызылова Е.Ю.
П. Карымкары
Октябрь 2019г.
«Современные подходы к нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников»
«Правильное воспитание –
это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе,
это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной».
А. С. МАКАРЕНКО
Одна из самых актуальных задач нашего времени - патриотическое воспитание подрастающего поколения . За последние годы наша страна претерпела огромные изменения. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Представления детей о доброте и великодушии,о героизме и любви к Родине исказились. Изменилось и само отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня во главу угла ставятся материальные ценности,они доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания- это шаг к возрождению России.
С введением в действие нового закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования.
Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В проекте Национальной доктрины образования РФ подчеркивается, что система образования призвана обеспечить:
• Историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
• Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. Обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
• Формирование культуры мира и межличностных отношений;
• Разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности и т. д.
Дошкольное образование, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. А нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Что мы Родиной зовем?
Дом, в котором мы живем
И березки, вдоль которых
Взявшись за руки идем.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, подпитывающие его всю жизнь.
Чувство Родины начинается в самом раннем детстве с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Хочется представить вашему вниманию некоторый опыт работы по данной теме.
Как вы знаете и в соответствии с ФГОС ДО игра — ведущий вид деятельности дошколят и одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов; требует от ребенка включенности в правила; игровая ситуация постоянно влияет на умственную деятельность, подготавливает к мышлению в плане представлений, развивает воображение.
Особую роль в формировании нравственно – патриотических качеств детей мы отводим дидактическим играм. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Чтобы процесс усвоения знаний был более легким, в группе создана игротека дидактических игр по патриотическому воспитанию.
В ней находится:
• картотека словесных игр по нравственно – патриотическому воспитанию («Кем я буду в армии служить», «Кто защищает наши границы», «Соберем картинку», «Один — много», «Составь карту», «Доскажи словечко!», «Узнай герб» и др.)
• игры с национальным колоритом, которые вызывают чувства уважения и гордости:
(“Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Сортируй узоры”, «Одень куклу», “Одежда народов России”, «Военная форма Российской армии разных времен»)
• игры на закрепление знаний о символике гербов района и России, флага России: (например)
«Сложи герб Октябрьского района из фрагментов»; игра – викторина «Вся Россия»
• игры на закрепление знаний об истории России, о том, как крестьяне выращивали хлеб и как «хлеб на стол пришел» в современном мире: (например) «Крестьянский труд»;
- Серия дидактических игр «Народные промысы»
Дидактические игры позволяют педагогам реализовывать модель развития ребенка на основе новых подходов к дошкольному образованию в соответствии с ФГОС ДО.
Народные игры так же являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость.
Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Поэтому в группе собрана картотека подвижных народных игр, которая успешно используется в работе с детьми.
Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания в
является проектная деятельность, позволяющая создать
естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и
взрослых. В целях реализации данных задач проведены следующие проекты «Города-Герои России», «Наши деды и отцы славной армии бойцы», «Моя семья», готовимся к созданию мини-музея «Памятные места нашего поселка».
В ходе реализации этих проектов были проведены следующие мероприятия:
- создание детско-родительских презентаций о родах войск, о городах-Героях
- Выпущены стенгазеты «Я помню, Я горжусь!»
- встреча с жительницами поселка, носящими звание «Дети войны»( в ходе встречи дети были тронуты до слез, когда бабушки, дрожащим от волнения голосом рассказывали о всех тяготах военного детства, о том, как они, будучи детьми помогали взрослым приближать Победу.);
• цикл экскурсий по родному поселку «Мы помним» (к памятнику павшим односельчанам), «Где живет Российский флаг», «Мои родные улочки» ;
• организована выставка рисунков на тему « Посёлок глазами детей».
- Созданы альбомы для рассматривания «Ханты-Мансийск – столица Югры», «Наш край-Югра»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Поэтому осуществляя нравственно - патриотическое воспитание детей мы стараемся работать в тесном контакте с социумом, что облегчает работу воспитателя и делает педагогический процесс более интересным и продуктивным.
Мы активно сотрудничаем с сельской библиотекой, домом культуры, где выступаем на различных концертах.
Опыт работы нашего детского сада с учреждениями социума делает воспитательно-образовательный процесс более эффективным, открытым и полным.
Это всего лишь часть огромной работы, которая проводится в нашем детском саду по воспитанию у детей любви к своей семье, поселку, людям труда, к своей Родине
В результате проведенной работы была создана развивающая среда для нравственно - патриотического воспитания современного дошкольника,
а у детей:
* сформировались основы патриотизма, гражданственности;
• возрос интерес к историческим событиям, обогатились знания об истории страны и родного края, о достопримечательностях своего поселка.
* научились «видеть историю» вокруг себя (в домах, которые нас окружают, предметах быта, названиях улиц и отражают это в рассказах и рисунках;
* появилось желание сохранять и приумножать богатства родного края, с уважением относиться к труду людей поселка;
* научились ориентироваться по плану - схеме поселка.
На этом наша работа не закончилась, она будет продолжаться в течение всего учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...
«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»
Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...
«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»
Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...
«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»
Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...
Поэтапно-творческий план по самообразованию "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через искусство"
Поэтапно-творческий план по самообразованию воспитателя подготовительной группы....
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....
Сообощение из опыта работы.Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которые не казались бы ребенку чрезмерно назидательными. Главной целью дошк...